Мудрый Юрист

Традиции как социальные регуляторы общественных процессов *

<*> Usmanova R.M. Traditions as social regulators of social processes.

Усманова Резида Минияровна, декан юридического факультета, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, соискатель-докторант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Статья посвящена традициям как виду социального регулятора общественных отношений. Обращается внимание на отсутствие однозначного понимания обычая и традиции как различных самостоятельных социальных регуляторов. Автор считает, что нельзя смешивать обычаи и традиции, так как последние обеспечивают устойчивость общества, являются механизмом воспроизводства социальных институтов и норм, передачи духовных ценностей от поколения к поколению.

Ключевые слова: традиции, этносы, народы, социальное регулирование, право, обычаи.

The article is devoted to the tradition as a form of social control of public relations. The attention is given to the lack of clear understanding of a custom and tradition as different independent social regulators. The author believes that one can not confuse customs and traditions because the last ones ensure the sustainability of the society, they work as the mechanism for the reproduction of social institutions and norms and transfer spiritual values from one generation to another.

Key words: traditions, ethnic groups, nations, social regulation, law, customs.

Общественная система воздействует на сознание и поведение личности посредством определенного, внутренне связанного, обусловленного различными условиями жизни общества набора норм, в которых содержатся требования к поведению личности. Эти нормы не являются случайными: они возникают в реальных общественных отношениях людей в результате повторяющихся актов производства, обмена и потребления и выражают объективную потребность в упорядочении, координированности общественных отношений. Такими регуляторами отношений между людьми и их объединениями являются социальные нормы.

С учетом различных подходов к определению социальных норм <1> и их классификации можно сделать следующие выводы.

<1> См.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. С. 61; Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С. 61; Харючи С.Н. Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права: Монография / С.Н. Харючи, К.Г. Филант, И.Ю. Антонов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 37; Лукашева Е.А. Право в системе социального регулирования. Теория государства и права / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 92 - 98; Вундт В. Этика. СПб., 1887; Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Пеньков Е.М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности. М., 1972; Нижечек В.И. Советское право в системе нормативного регулирования социалистических общественных отношений. Иркутск, 1973; Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М., 1995.
  1. Социальные нормы характеризуются социальностью, так как регулируют поведение людей, объективностью, нормативностью, обязательностью, системностью, процедурностью, санкционированностью.
  2. Социальные нормы различаются по содержанию и характеру регулируемых отношений. Для успешного регулирования общественных отношений необходимы различные механизмы воздействия на существующие отношения. Различные виды социальных норм порождены многообразием общественных отношений и форм их восприятия людьми.
  3. Социальные нормы различаются по способам их установления.
  4. Социальные нормы различаются по способам их выражения. Многие социальные нормы не имеют оформленных источников, они существуют в сознании людей.

Среди регуляторов общественных отношений особое место отводится традициям. В литературе также нет однозначного подхода к этому виду социальных норм. Так, многие ученые отождествляют понятия "обычай" и "традиция", традиции относят к обычаям <2> или отмечают, что в структуру обычного права входят и традиции <3>. В философии, наоборот, обычаи относят к традициям. В отечественном Философском словаре за 1986 г. содержится следующее определение: традиция - это "исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени" <4>.

<2> См.: Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1988. С. 115.
<3> Сагидов А.М. Обычаи и традиции в правовой системе Республики Дагестан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 28 - 31.
<4> Философский словарь. М., 1986. С. 487.

Другие авторы, напротив, полагают, что между обычаями и традициями существует различие, которое необходимо учитывать <5>. Согласно точке зрения Б.Б. Нанаевой "обычай, обряд, ритуал - явления одного порядка. А традиция по отношению к ним выступает как понятие, в котором сконцентрировано общее, что относится к способам передачи коллективного опыта. Обычаи - это поведенческие формы существования традиции" <6>.

<5> См. об этом: Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976; Горячева А.А. О некоторых категориях социальной психологии. М., 1965; Цавилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961.
<6> Нанаева Б.Б. Традиции социально-правового регулирования в чеченском обществе. Назрань, 2009. С. 9.

Многие исследователи считают, что традиция является процессом воспроизводства морально-политических качеств, нормой, принципом поведения <7>, механизмом передачи трудовых навыков, формой передачи культуры <8>.

<7> Суханов И.В. Указ. соч. С. 117.
<8> Угринович Д.М. Обряды: за и против. М., 1975. С. 17 - 18.

Таким образом, понятие "традиция" может употребляться в следующих значениях: 1) под традицией понимается собирательное значение, куда входят обряды, ритуалы, обычаи; 2) понятие "традиция" употребляется в суверенном значении, наряду с обрядами, ритуалами и обычаями; 3) традиция - синоним обряду, обычаю, ритуалу.

По нашему мнению, традиция имеет самостоятельное значение в системе социальных норм, обладая специфическими признаками. Как отметил Р.И. Станисловайтис, традиция обладает трансцендентным регулятивным воздействием на общественные отношения и поведение людей <9>.

<9> Станисловайтис Р.И. Обычаи и традиции в механизме социального действия права: Дис. ... д-ра юрид. наук. Вильнюс, 1989. С. 70.

Этимологически термин "традиция" происходит от латинского "traditio" - передача, предание. До начала XIX в. термин "традиция" имел несколько не совпадающих друг с другом значений. Различные научные дисциплины вкладывали в это понятие свой смысл. Так, в юриспруденции традицией обычно называли акт передачи владения каким-либо имуществом. В этнографии традицией считали устный способ закрепления и передачи от поколения к поколению некой важной информации. Во многих религиозных конфессиях под традицией подразумевали существовавшие нормы вероисповедания. В целом это понятие ассоциировалось с мифом, фольклором, религией, бытовыми образами, т.е. с архаическими способами культурного наследия. В связи с этим традиция осознавалась как нечто противостоящее науке, философии, творческому мышлению.

В последующем значение термина "традиция" существенно расширилось. Заметно стерлась грань между традицией и творчеством ("творческая традиция"). Традиционность первобытного (примитивного) общества перестала рассматриваться как нечто монолитное, ибо обнаружилась множественность традиций уже на архаических стадиях, выявилось множество связей между локальными, национальными традициями и общечеловеческими ценностями.

Эти изменения произошли в результате ускорения темпов экономической, социальной, политической жизни общества и сокращения активной жизни отдельных элементов культурного наследия.

Столь многоплановые подходы различных авторов к пониманию традиции закономерно привели к множеству ее определений <10>. "Традиция - важнейший элемент культуры, механизм передачи опыта из поколения в поколение, обеспечивает тесную связь между прошлым и настоящим. Традиции регулируют отношения в обществе, выступая неписаным законом", - пишет, О.В. Ледовская <11>. Ряд ученых традицию считают закрепившейся в обществе нормой, установкой, задающей программу поведения людей <12>. Например, Ю.Н. Сафронова пишет: "Традиции - это сложившиеся устойчивые и обобщенные нормы и принципы отношений людей в обществе" <13>. Традиция выступает специфической формой социальных связей в обществе. Эту точку зрения последовательно выражает В.Б. Власова, определяя традицию как "социальную связь людей, реализующуюся через воспроизведение ими групповых стереотипов деятельности для освоения ее новых условий и задач" <14>.

<10> Этнос. Государство. Право. Обычай / А.М. Беидов, А.З. Бейтуганов, М.К. Гукепшоков, М.В. Дышков / Под ред. М.Х. Гукепшокова. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. С. 13.
<11> Ледовская О.В. Роль традиций в современной культуре: Дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 12.
<12> См.: Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Советская этнография. 1981. N 2. С. 99; Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция / Традиция в истории культуры. М., 1978; Кулажников М.Н. Право, обычаи и традиции. Ростов-на-Дону, 1972.
<13> Сафронова Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.: Мысль, 1970. С. 14.
<14> Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. N 4. С. 30 - 39.

Главным критерием (признаком) традиции в этих определениях выступает то, что традиция - это сохранение и наследование некой социальной практики поведения и мышления.

Традиции выражают стремление людей сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения; они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. И в этом плане традиция является носителем информации. Так, Л.В. Данилова определяет традицию как "специфическую программу способов воспроизводства общественной жизни" <15>. Традиции опираются на психологические факторы, эмоциональность, стремление следовать общему примеру.

<15> Данилова Л.В. Традиция как специфический вид социального наследия // Советская этнография. 1982. N 2.

Так же как и обычаи, традиции являются продуктом духовной жизни общества, отражают социальные нормы поведения людей, соблюдение их обеспечивается силой общественного мнения, убеждения, привычкой, передаются из поколение в поколение. Отличие от обычаев в том, что образуются в результате одобрения отдельными коллективами, группами людей, дают общую линию поведения (обычаи детально регламентируют то или иное общественное отношение). Так, например, независимо от принадлежности к казачьим обществам и общественным объединениям казачества каждый казак должен руководствоваться Кодексом казачьей чести, который представляет собой основанные на исторических традициях казачества общие принципы поведения казаков. Вот только некоторые выдержки из Кодекса казачьей чести "...3. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. 4. По одному казаку судят обо всем казачестве. 5. Казак, следуя заветам предков, призван: ...2) сохранять и укреплять казачье братство; 3) чтить старших, уважать старость, веру и обычаи предков; 4) быть здоровым духовно и физически; 5) беречь и преумножать свою семью; 6) во всех делах быть примером для своих детей" <16>. Верно отмечает М.Н. Калужников: "...традиции представляют собой более общие правила поведения, в отличие от обычаев не дополняются детальной регламентацией поведения соблюдающих традицию людей" <17>. Д.Г. Грязное считает, что обычаи в отличие от традиций характеризуются нормативностью и общеобязательностью <18>. Однако основное различие между традициями и обычаями выступает не в сферах общественной жизни и не уровнях общественного сознания, как это часто употребляется в нашей литературе, а в характере общественных отношений, средством стабилизации и воспроизводства которых выступают эти социальные явления. Обычаи функционируют только в тех общественных отношениях, где имеются стереотипно повторяющиеся ситуации; реализация этих отношений может кристаллизоваться в жестких стандартных действиях. При этом таких отношений великое множество. Обычаи функционируют в любой сфере деятельности, если там имеют место стереотипные отношения, допускающие детальную регламентацию. Поэтому нельзя согласиться с мнением, будто обычаи относятся только к сфере быта. В реальной жизни быт и политика, обыденное сознание и идеология не отделены друг от друга.

<16> URL: http:// kazaki62.ru/ index.php?option= com_content&task= view&id= 71&Itemid=1.
<17> Калужников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. С. 48.
<18> Грязнов Д.Г. Соотношение категорий обычного права и правового обычая в юридической науке. М.: Ставрополь, 2003. С. 31.

Обычаи возникают на базе конкретного фактического отношения, как выражение привычных связей людей определенной социальной общности, в результате многократного повторения. Традиция, напротив, может возникнуть в результате одобрения и массовой поддержки какого-либо примера. Она больше связана с политикой, моралью, правовой идеологией.

Между обычаями и традициями проходят две главные разграничительные линии. Первая из них довольно четко разделяет два вида общественных отношений по степени их простоты и сложности, по частоте повторяемости. Простые, стереотипные повторяющиеся общественные отношения, допускающие детальную регламентацию действий, образуют сферу обычаев. Отношения сложные, варьирующиеся в каждой конкретной ситуации, не допускающие регламентации действий, образуют сферу традиций. Эта первая линия различий отделяет их друг от друга на основе такого существенного объективного признака, как различие в характере общественных отношений, способом реализации которых эти социальные образования служат.

Вторая линия, разграничивающая обычаи и традиции, проходит через их функциональные признаки. Социальное назначение обычаев сводится к сохранению утвердившихся простых отношений, порядка повседневной жизни. Социальное назначение традиций выражается в том, что они служат средством формирования и передачи отдельным поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для функционирования сложных общественных отношений, и, как верно отметила Б.Б. Нанаева, "механизмом воспроизводства социальных институтов и норм" <19>.

<19> Нанаева Б.Б. Традиции социально-правового регулирования в чеченском обществе. Назрань, 2009. С. 9.

Таким образом, традиция отличается от обычая следующим:

Традиции никогда не действуют вне обычаев, они всегда функционируют на основе последних. Закрепленные обычаями простые отношения и сформированные этими отношениями духовные качества традиции включают как предпосылку, как исходный материал для стабилизации в жизни новых поколений сложных общественных отношений. Традиции доносят до новых поколений образцы убеждений и чувств <20>.

<20> Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. С. 24.

На наш взгляд, особо актуально утверждение А.К. Алиева, которое было высказано им в 1968 г.: "Не следует смешивать понятия "обычай" и "традиция", так как это может привести к ошибочным выводам как в теории, так и на практике, особенно в условиях национальных республик, где их сила еще велика. Они действуют в разных сферах общественной жизни и по-разному влияют на процесс воспитания человека" <21>.

<21> См.: Алиев А.К. Народные традиции и обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. С. 22.

Традиции упоминаются в российском законодательстве. Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Статья 14 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" устанавливает, что "при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации". В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основе традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Многие коренные народы и местные сообщества поставлены в условия необходимости сохранения, поддержания собственной культуры или комплекса традиций и установок (например, для жителей коренных малочисленных народов Севера утрата традиций есть утрата национальной идентичности). В первую очередь это вызывает к жизни самодеятельные организации этнической принадлежности (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, региональная общественная организация ительменов Камчатки "Тхсаном" и др. <22>).

<22> См.: Мир коренных народов. Живая Арктика // Альманах ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 2010. N 2. С. 5 - 7.

Сохранение собственных традиций позволяет каждому народу сохранить свою самобытность, культуру и язык. Понимание же культуры и традиций каждого народа помогает достичь взаимопонимания и мира между ними и, следовательно, стабильности в целом в государстве. Рассмотрим, как это происходит, на примере Республики Башкортостан.

Проблемы сближения, взаимообогащения национальных культур, согласование позиций различных национально-культурных объединений постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти Республики Башкортостан. Уже с самого начала реформ в конце 80-х - начале 90-х годов руководством Республики был взят курс на обеспечение представителей всех этносов возможностями развития во всех сферах: языковой, образовательной, культурно-духовной. Например, в Республике Башкортостан Указом Президента Республики Башкортостан от 19 апреля 1994 г. N УП-190 "Об открытии в Уфе Дома дружбы народов Республики Башкортостан" и Постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 17 августа 1995 г. N 278 было создано государственное учреждение "Дом дружбы народов Республики Башкортостан". Данное учреждение было образовано с целью создания необходимых условий для деятельности национально-культурных организации (обществ, центров) по возрождению, сохранению, развитию и рациональному использованию духовных ценностей народов, этнических групп, диаспор и национальных меньшинств, проживающих на территории Республики Башкортостан. Конечно же, главное предназначение - это пропаганда принципов национального согласия, взаимопонимания и сотрудничества между народами, которые так важны на современном этапе в многонациональной Республике.

Эти принципы находят свое отражение и в Законе Республики Башкортостан "О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан", где предусмотрена деятельность местных, региональных и федеральных национально-культурных объединений. В 2009 г. с целью возрождения и сохранения культурно-национальной самобытности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, была создана региональная общественная организация "Хомай - Народные традиции Башкортостана", одной из основной задач которой является формирование у граждан, молодого поколения исторического и национального самосознания, патриотизма, чувства ответственности за возрождение, сохранение и приумножение народных и художественных промыслов, традиций, обычаев, праздников народов, проживающих на территории РБ.

В Республике ведется работа и по поддержке башкир, проживающих за пределами территории Башкортостана. Так, с целью развития исторически ценных культурных, языковых и религиозных традиций башкир в субъектах Российской Федерации, их дальнейшей консолидации, сохранения национальной башкирской культуры Правительство Республики Башкортостан утвердило Государственную программу "Башкиры Российской Федерации" на 2008 - 2017 гг.

В общественной и политической жизни Республики особое место занимает созыв курултаев башкир, традиция которых уходит своими корнями в глубокую древность. На курултаях решались наиболее важные, жизненные вопросы башкирского народа. Например, первые Всебашкирские курултаи <23> стали своеобразным идейным фундаментом башкирской национальной автономии, во многом способствовали ее созданию на практике. Затем традиция проведения курултаев была прервана, и, как оказалось, на длительный период.

<23> После Февральской революции, в апреле 1917 г., на Уфимском губернском мусульманском курултае представители башкирского национального движения выступили как самостоятельная фракция с требованием возвратить башкирам все ранее отнятые земли. В мае того же года в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд мусульман, на котором башкирская делегация подняла вопрос о самоопределении башкир в форме национально-территориальной автономии. 20 - 27 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся 1-й Всебашкирский курултай, в декларации которого отмечалось, что в свободной Российской Республике башкиры должны получить национальную автономию. 2-й Всебашкирский курултай, прошедший 25 - 29 августа в Уфе, подтвердил это решение. Итогом этих съездов стало создание Башкирского областного (центрального) шуро и принятие решения об издании газеты "Башкорт". 8 - 20 декабря 1917 г. в Оренбурге состоялся 3-й Всебашкирский курултай, который утвердил решения предыдущих съездов и шуро об автономии Башкортостана и образовал башкирское Правительство.

Ухудшающиеся экономические условия, уменьшение численности башкир в результате усиления ассимиляционных и миграционных процессов, определенное "размывание" языка, обычаев, традиций, культуры народа побудили башкирские общественные организации выступить с инициативой созыва в Уфе 1 - 2 июня 1995 г. I Всемирного курултая башкир как высшей формы башкирского национального общественного движения. II Всемирный курултай башкир проходил 14 - 15 июня 2002 г. Курултай принял обращения к башкирскому народу, народам Республики Башкортостан, Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. 10 - 11 июня 2010 г. состоялся III Всемирный курултай башкир. Одним из пунктов Резолюции, принятой на III Всемирном курултае башкир, было возрождение такой традиции, как составление родословных; п. 2 гласит: "...призвать Управление по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан, государственные и муниципальные архивы, Управление загса Республики Башкортостан, а также местные отделы загсов оказывать населению содействие в составлении родословных (шежере)".

Составление и знание родословной сначала были необходимостью, продиктованной обычаями патриархально-родовых отношений. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако согласно обычаям и рядовые башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10 - 15-го колена. В родословную включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям и внукам <24>.

<24> URL: http://ufagen.ru/bashkir.

Таким образом, традиция созыва Всемирного курултая дает толчок к развитию национального самосознания и культуры башкирского народа, укреплению многонациональной гражданской общности.

Интересными в плане традиции являются и исторические традиции казаков. Традиционные для казачества культура, быт и уклад жизни, формы землепользования, а также ведения традиционного самоуправления начали возрождаться первой в России комплексной Программой социально-экономического возрождения казачества Волгоградской области, принятой 25 февраля 1993 г. Вслед за этим в период с 1993 по 1996 г. принимается ряд указов Президента РФ, направленных на закрепление порядка государственного возрождения казачества. Важную роль сыграло Постановление Правительства РФ от 21 июля 1999 г. "О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 годы" <25>.

<25> См.: Чемякин Е.А. Исторические традиции казачьего самоуправления в России. Политологический аспект. Волгоград, 2001. С. 91 - 92.

В целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества создаются казачьи общества - в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Порядок государственной службы казаков определен Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (с изм. от 3 декабря 2008 г.). Основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, а также чин и занимаемую должность, является удостоверение казака, которое утверждено Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 170 "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации".

В целях активного участия казаков в решении вопросов местного значения, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти 3 июля 2008 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым была принята новая Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Государственная политика в области казачества должна быть направлена на становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, для этого должны быть созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия.

Каждый народ старается сохранить этнокультурную самобытность и самоидентификацию. Именно традиции дают ему возможность любить и ценить самобытное существование. К.В. Чистов в своей монографии "Народные традиции и фольклор" задается вопросом: возможно ли общество без традиций? И сам отвечает: общества без традиций быть не может. Существует лишь иллюзия нетрадиционности (бестрадиционности), которую создает "убыстренный темп развития современного урбанизированного общества и новый механизм трансмиссии культуры, который резко понизил роль старшего поколения, семьи и других первичных социальных групп в прямой передаче и сохранении традиций" <26>.

<26> См.: Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. М., 1986. С. 109.

Таким образом, роль традиций как регулятора общественных процессов в том, что: 1) они обеспечивают устойчивость общества; 2) призваны объединять народ, людей и выступать средством формирования социальных общностей; 3) защищают ту культуру, в которой они действуют; 4) являются механизмом воспроизводства социальных институтов и норм, передачи духовных ценностей от поколения к поколению.