Мудрый Юрист

Динамика имущества политических партий 2005 - 2010 гг.: проблемы правового регулирования *

<*> Mitin G.N. Dynamics of property of political parties in 2005 - 2010: problems of legal regulation.

Митин Гарегин Николаевич, кандидат юридических наук.

Скоро исполнится десять лет со дня принятия Федерального закона "О политических партиях". Но, несмотря на такой солидный срок, некоторые проблемные моменты остаются не решенными. И речь в данном случае идет не только о положениях законодательства, но и о практике его применения как Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, так и самими политическими партиями. Информация о финансировании и материальном обеспечении политических партий за пять лет - довольно сносная основа для каких-либо выводов.

Ключевые слова: политическая партия, денежные средства политической партии, выбытие имущества, расходы политических партий, сводный финансовый отчет.

Soon it will be ten years since the day of adoption of Federal Law "On Political Parties". But in spite of such a solid age certain controversial issues remain unsettled. It concerns not only the provisions of the law but the practice of application thereof both by the Central Election Commission of the Russian Federation and the political parties themselves. The information on financing and material security of political parties for a period of five years is a sufficient basis for any conclusions.

Key words: political party, monetary means of political party, disposal of property, expenses of political parties, consolidated financial report.

Объектом настоящего исследования выступают проблемы правового регулирования имущественных отношений политических партий на примере финансирования шести российских политических партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Патриоты России". Такой выбор объясняется тем, что указанные шесть политических партий действовали в этот период практически неизменно на фоне общей картины уменьшения численности зарегистрированных политических партий с 35 (2005 г.) до 7 (2010 г.).

Основным источником информации послужили сводные финансовые отчеты и сведения о поступлении и расходовании средств политических партий, которые в отличие от бухгалтерской отчетности политических партий находятся в открытом доступе на сайте ЦИК России. Указанные документы "нацелены на достижение разумной транспарентности показателей финансово-хозяйственной деятельности партии" <1>. Сведения о поступлении и расходовании средств политических партий позволяют подробно рассмотреть динамику поступлений и расходов политических партий, проследить ее связь с избирательными кампаниями.

<1> Правовые аспекты деятельности политических партий / Под ред. Е.П. Дубровиной. М.: Центральная избирательная комиссия, 2002. С. 10.

I. Поступления политических партий. Основными источниками имущества политических партий являются государственная финансовая поддержка (непарламентские партии в большинстве лишены государственной поддержки), пожертвования и взносы, причем пожертвования в структуре поступлений занимают первое место. Так, в 2005 г. доля пожертвований в структуре поступлений политических партий составляла более 90%, в 2009 г. - 87%. В целом за пять лет доля пожертвований в общей сумме партийных поступлений не опускалась ниже 55%. Динамика пожертвований политическим партиям от граждан и юридических лиц достаточно, в связи с проведением скрупулезных проверок, проанализирована в ряде документов и публикациях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации <2>, поэтому нет смысла подробно останавливаться на данном вопросе.

<2> См.: Постановления ЦИК России от 17 мая 2010 г. N 204/1393-5 "О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2009 год", от 10 июня 2009 г. N 163/1156-5 "О результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий за 2008 год"; Новеллы избирательного законодательства и участие политических партий в избирательных кампаниях: Материалы семинара. М.: Центральная избирательная комиссия, 2005.

Государственная финансовая поддержка оказывается лишь политическим партиям, получившим определенное число голосов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Это определенные, как правило, неизменяемые суммы, размер которых прямо зависит от количества полученных политической партией (кандидатом) голосов. То есть различные приписки голосов, вброс бюллетеней и другие нарушения избирательного законодательства, направленные на увеличение числа голосов <3>, приводят к тому, что политические партии, в пользу которых совершались указанные нарушения, выявленные уже после установления результатов выборов, неосновательно пользуются бюджетными средствами.

<3> См.: Бузин А.Ю., Любарев А.Е. Преступление без наказания: Административные технологии федеральных выборов 2007 - 2008 годов. М.: ЦПК "НИККОЛО М", 2008. С. 168 - 194; Бузин А.Ю., Кынев А.В., Любарев А.Е. Мертвые души. Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними. М., 2007.

Если Европейский суд по правам человека удовлетворит заявление, поданное еще в 2005 г. оппозиционными политическими партиями, и признает факт нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, допущенных при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отменить итоги выборов можно будет лишь на бумаге, но вот взыскать бюджетные средства, полученные политическими партиями на основании указанных итогов выборов возможно, необходимо лишь предусмотреть в законодательстве соответствующую процедуру <4>.

<4> За основу можно взять модель, предусмотренную главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Взносы - это третий по величине вид поступлений политических партий, хотя многие политические партии отказались от членских взносов. Как полагаю, это связано с попытками сохранения необходимого количества членов партии и привлечения новых членов: членство в партии хорошо уже тем, что за него не надо платить.

Взносы, полученные политическими партиями за год

2009+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦""¦1 273 140,00¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+----+-------+-----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦*********************¦58 467 208,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-+-------+-------+-------+-------+----¬ ¦ ¦
¦////////////////////////////////////////////////////////////¦154 739 687,00
+-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T----- ¦ ¦
2008+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"¦177 991,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----+-------+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦*****************¦51 757 718,08¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+-----+-------+-------+-------+-------+-----¬ ¦ ¦
¦/////////////////////////////////////////////////////////////¦157 808 519,00
+-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T------ ¦ ¦
2007+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------+¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦****************¦44 069 399,91 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+------+-------+-------+-----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦/////////////////////////////////////////////¦111 563 100,00 ¦ ¦
+-------T-------T-------T-------T-------T------ ¦ ¦ ¦ ¦
2006+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ 2 460,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"¦402 517,71 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----+------¬¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦**************¦37 304 799,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------++-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦///////////////////////¦59 836 923,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------T-------T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2005+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦7 064,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦0,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"¦91 716,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦*********¦29 352 307,00¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦/////////////¦38 596 911,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-
--¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬
¦=¦ЯБЛОКО ¦ ¦ПАТРИОТЫ РОССИИ ¦+¦СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ¦"¦ЛДПР ¦*¦КПРФ ¦/¦ЕДИНАЯ РОССИЯ
L-- L-- L-- L-- L-- L--

Из гистограммы видно, как постепенно исчезают взносы среди поступлений политических партий: "Яблоко" и "Справедливая Россия" не собирали взносов вообще.

Для КПРФ, "Единой России" и ЛДПР характерно увеличение поступлений от партийных взносов. Причиной этого, по-видимому, является увеличение требуемого минимального числа членов политической партии и соответственно прирост новых членов в указанные политические партии.

На практике возникали ситуации, когда уставом политической партии была предусмотрена уплата членских взносов, однако они не уплачивались <5>. Так, "при проверке отчетности партии за 2006 год ЦИК поставил "Яблоку" в вину тот факт, что членские взносы среди партийцев не собираются, в то время как это предусмотрено уставом партии" <6>. Поскольку Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях) не регулирует вопросы уплаты членских взносов, следует считать такие ситуации внутренним делом партии, поскольку политическая партия по закону не обязана собирать (принимать) вступительные или членские взносы.

<5> См., например: письмо политической партии "Свободная Россия" заместителю Председателя ЦИК России от 9 августа 2006 г. N 8/08-06 // Архив ЦИК России.
<6> URL: http:// duma.lenta.ru/ parties/ yabloko/ index.html.

Доля доходов от предпринимательской деятельности колебалась от 0,19% (2007 г.) до 0,97% (2008 г.), при этом до 2009 г. наблюдался их ежегодный рост. К таковым относятся доходы от:

а) информационной, рекламной, издательской и полиграфической деятельности для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;

б) изготовления и продажи сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовления и продажи издательской и полиграфической продукции;

в) продажи и сдачи в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества. Законодатель неразумно отнес к доходам от предпринимательской деятельности доходы от реализации партийного имущества. Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Получение прибыли политическими партиями от реализации имущества не носит систематического характера, хотя, как мы рассмотрим ниже, определенная систематичность самих реализационных операций присутствует, теоретически политические партии продают собственность не ради прибыли, но чтобы избавиться от лишнего бремени.

Данные сводных финансовых отчетов политических партий показывают, что существует неопределенность при разграничении предпринимательских доходов и поступлений, полученных от гражданско-правовых сделок. На основании пункта 2.8 Рекомендаций по составлению сводного финансового отчета политической партии, утвержденных выпиской из Протокола ЦИК России от 28 сентября 2005 г. N 153-1-4 <7>, политические партии в финансовой отчетности доходы от продажи и сдачи в аренду имущества относят к поступлениям от гражданско-правовых сделок, что противоречит подп. "в" п. 3 ст. 31 Закона о политических партиях. Так что из массива поступлений от гражданско-правовых сделок следует исключать все доходы от продажи и сдачи в аренду имущества политической партии. В принципе для Сводного финансового отчета не играет особой роли то, в какой строке и по какому коду отражаются доходы от предпринимательской деятельности (по 160 или 150), но факты занятия политической партией предпринимательской деятельностью могут иметь идеологическое значение.

<7> Финансовая отчетность политических партий: Сб. документов. М.: РЦОИТ, 2006. С. 63 - 78.

Понятие "другие не запрещенные законом поступления" ни Закон о политических партиях, ни указанные выше Рекомендации не расшифровывают. К ним относятся всевозможные компенсационные выплаты, выплаты по суду, возвращенные средства, например "возмещение затрат на организацию стажировки безработных граждан" в размере 2 360 831 руб., полученные политической партией "Единая Россия" от Центра занятости населения г. Якутска в 2009 г. <8>. Большинство политических партий указывают в этой строке Сводного финансового отчета размеры займов, которые являются, по сути, поступлениями от гражданско-правовых сделок <9>. Сводные финансовые отчеты политических партий за 2005 - 2009 гг. показывают, что действительных "иных поступлений" совсем немного - 9.

<8> Пункт 3 приложения 5 к разделу I Сводного финансового отчета Всероссийской политической партии "Единая Россия" за 2009 г. С. 50.
<9> См. об этом: письмо ЦИК России от 14 августа 2007 г. N 05-15/2987 // Архив ЦИК России.

Политические партии прибегают к займам довольно часто. За четыре года политические партии обращались к заемным средствам более 200 раз, чаще других политических партий к займам прибегала политическая партия "Единая Россия".

Заемные средства относятся, как уже было сказано, к поступлениям от гражданско-правовых сделок. Никаких специальных требований к заемным средствам политических партий законодательство не устанавливает. Заем можно отнести к одному из возможных способов обхода ограничений, установленных на размеры пожертвований политическим партиям. Единственным неудобством этого способа является наличие обязанности политической партии вернуть заемные средства. Согласно абзацу второму п. 1 ст. 810 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором. То есть в договоре займа теоретически может быть указан гипертрофированный срок возврата либо он вообще не указан, что позволяет политической партии пользоваться заемными средствами сколько угодно долго. Проверить заемные операции, проводимые политическими партиями, по сводным финансовым отчетам практически невозможно. В связи с этим целесообразно распространить на займы политических партий требования, предъявляемые к пожертвованиям <10>.

<10> См. также, например: Романенко О.В. Финансирование политических партий в России: конституционно-правовые проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 21 - 22.

Выбытие имущества - это одновременно и избавление от ненужной собственности, уменьшение расходов и пополнение партийного бюджета. Стоимость выбывшего имущества складывается из нескольких стоимостей: стоимости реализованного имущества, в том числе проданного, т.е. часть доходов от предпринимательской деятельности политической партии и величины амортизации.

Выбытие имущества, как правило, осуществляется между избирательными кампаниями: минимум приходится на первый (январь - март) и третий (июль - сентябрь) кварталы каждого года. Исключением следует считать 2007 г., когда выборы депутатов Государственной Думы пришлись на декабрь и пик сброса имущества пришелся на третий квартал 2007 г. Это хорошо видно на графике:

Динамика партийного имущества

-----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦ ¦ ¦ * 33 438 406,00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ * 31 676 534,00 ¦ ¦ ¦ * 31 580 204,00 ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * 23 960 967,00
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+----+----+----+----+----+----+----+--* 20 158 722,07--+----+
¦ ¦ ¦ ¦ * 23 819 109,40 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * 17 000 295,00
+--* 16 107 500,00--+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * 13 652 869,13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * 11 343 889,00 ¦
+----+----+----+----+----+----+-* 9 491 881,00----+----+----+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * 9 113 602,00
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * 6 319 574,84 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ * 1 766 667,00 ¦ ¦ ¦
+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦ I ¦ II ¦ III¦ IV ¦ I ¦ II ¦ III¦ IV ¦ I ¦ II ¦ III¦ IV ¦ I ¦ II ¦
L--------2007-------+-------2008--------+--------2009-------+--2010----

При этом в третьем квартале 2007 г. политические партии реализовали и амортизировали имущество более чем на 33 млн. руб. Возможно предположить, что стоимость выбывшего имущества в 2007 г. в большей степени составила стоимость реализованного имущества, поскольку именно на 2007 г. приходится и пик поступлений политических партий от гражданско-правовых сделок. Видимо, после избирательных кампаний остается ненужное или сильно изношенное, учитывая интенсивность кампаний <11>, имущество, от которого политические партии избавляются либо которое амортизируют.

<11> Согласно абзацу второму пункта 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" политические партии, выдвинувшие список кандидатов, вправе использовать для целей своей избирательной кампании без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество, находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Если смотреть динамику выбытия партийного имущества по каждой политической партии, то обнаруживается, что пик реализации имущества "Справедливой России" приходится на второй квартал 2007 г., КПРФ и ЛДПР - на третий квартал 2007 г., а "Единой России" - на четвертый квартал 2007 г. Если в отношении первых двух указанная закономерность соблюдается, то в отношении последней - нет: пик реализации имущества приходится на избирательную кампанию. За счет этого на графике мы не видим резкого падения при переходе от третьего к четвертому кварталу 2007 г. Остается предположить, что имущество политической партии "Единая Россия" было реализовано в октябре - ноябре 2007 г., т.е. в начале квартала, либо после "думской кампании".

II. Расходы политических партий. С 2005 г. наблюдается устойчивый рост расходов политических партий, причем резкий скачок происходит в 2007 г. как следствие масштабной избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания пятого созыва.

Динамика расходов политических партий

¦
+-----------------------------------------------------------------
¦ * 4 836 290 451,33
¦
+-----------------------------------------------------------------
¦ * 3 840 278 884,45
¦
+-------------------------------------------* 2 962 127 636,58----
¦
¦
+-----------------------------------------------------------------
¦ * 1 969 381 526,44
¦ * 1 181 488 800,00
+-----------------------------------------------------------------
¦
¦
+------------+------------+------------+-------------+------------+
2005 2006 2007 2008 2009

Если во все остальные годы рассматриваемого периода доля расходов политических партий на проведение выборов и референдумов не превышала 10% (наименьший показатель - 5,98% (2006 г.)), то в 2007 г. она составляет почти 32%. Общая сумма собственных средств, поступивших в избирательные фонды политических партий, составила 1005,7 млн. руб. (25,7%) <12>. Федеральными выборами объясняется и скачок расходов на пропагандистскую деятельность в 2007 г. до 11,19%.

<12> Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. 2007 / ЦИК России. М.: СитиПрессСервис, 2008. С. 213.

На общем фоне роста расходов политических партий выделяется уменьшение расходов на благотворительную деятельность. Видимо, это обусловлено необходимостью экономии свободных средств.

Расходы политических партий не регулируются законодательно и ничем не ограничены. Несомненно, что "ресурсы партии должны использоваться в том направлении, которое принесет максимальный успех", и так, "чтобы результат использования был наилучшим" <13>. Следствием этого являются коммерциализация выборов <14> и фактическое банкротство политических партий после выборов. Во избежание такого банкротства целесообразно законодательно обязать политические партии создавать резервные фонды, единовременно либо накоплением, средства которых должны быть направлены исключительно на погашение долгов по договорам, штрафы и выплаты по суду по итогам года. Это будет небольшая, но строгая гарантия на возмещение.

<13> Мейтус В.В., Мейтус В.Ю. Политическая партия: стратегия и управление. Киев: Эльга; Ника-центр, 2004. С. 274.
<14> Колюшин Е.И. Избирательные фонды: Научно-практическое пособие. М.: РЦОИТ, 2009. С. 4; Лукьянов А.И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики): Курс лекций. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 137, 139.

Размер и сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) отчислений в резервный фонд политической партии будут устанавливаться уставом политической партии, но не меньше, к примеру, 4330 руб. Это минимальный размер денежных средств, которые политическая партия может получить безвозмездно. Привязка размеров отчислений к величине членских взносов не отвечает общей тенденции отказа от них. Контроль за отчислениями логично возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в рамках проверки соблюдения требований к учету и расходованию средств политических партий (ст. 35 Закона о политических партиях).

В целом из рассмотренной выше динамики имущества шести политических партий за 2005 - 2010 гг. вытекает следующее:

  1. Требования к минимальному числу членов политических партий влекут за собой уменьшение размера членских взносов либо отказ политических партий от их использования в качестве источника денежных средств.
  2. Вопрос о взимании и уплате членских взносов по смыслу Закона о политических партиях относится к внутренним вопросам политических партий, в связи с чем уполномоченные государственные органы не вправе вменять политическим партиям несоблюдение законодательства, если предусмотренные уставом политической партии членские взносы фактически не взимаются.
  3. Признание недействительными результатов выборов депутатов Государственной Думы или Президента Российской Федерации может повлечь за собой взыскание в федеральный бюджет денежных средств, полученных политическими партиями по результатам этих выборов.
  4. Операции с недвижимым имуществом политических партий не носят систематического характера и нацелены в первую очередь на избавление от бремени, а уже во вторую - на получение дохода. Это часть хозяйственной деятельности политических партий, но никак не вид их предпринимательской деятельности.

Не представляется ошибкой, хотя и не соответствует Закону о политических партиях, постоянное отнесение политическими партиями в сводных финансовых отчетах доходов от продажи и сдачи в аренду недвижимого имущества к поступлениям от гражданско-правовых сделок.

  1. Заемные средства - поступления от гражданско-правовых сделок - можно использовать как способ обхода требований Закона о политических партиях к пожертвованиям, поэтому целесообразно распространить на займы данные требования.
  2. К иным не запрещенным законом поступлениям относятся выплаты компенсационного характера, выплаты по суду, возвращенные средства.
  3. Выбытие имущества - это одновременно и избавление от бремени собственности, уменьшение расходов, и пополнение партийного бюджета. Выбытие, как правило, осуществляется между избирательными кампаниями: минимум приходится на первый (январь - март) и третий (июль - сентябрь) кварталы каждого года.
  4. Законодательно ограничивать расходы политических партий нецелесообразно, однако следует обязать их создавать специальные резервные фонды на случай отсутствия свободных денежных средств на различные обязательные выплаты.