Мудрый Юрист

Проблемы повышения качества юридического образования в Российской Федерации *

<*> Osipov M.Yu. The problem of quality judicial education in RF.

Осипов Михаил Юрьевич, научный сотрудник негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации", кандидат юридических наук.

Проблема качества юридического образования - одна из актуальных проблем, стоящих перед российской системой образования. В предлагаемой статье рассмотрены основные меры, которые влияют на качество юридического образования.

Ключевые слова: юридическое образование, качество, система образования.

The problem of quality judicial education in RF is one of actual problem in Russian educational system. In offered article the measures which are influence on quality judicial education are regarded.

Key words: judicial education, quality, educational system.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской системой образования, является повышение его качества, в особенности юридического образования. Актуальность данной проблемы настолько обострилась, что Президент России вынужден был подписать специальный Указ о мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации <1>. Однако, к сожалению, данный Указ не будет способствовать совершенствованию высшего юридического образования по следующим причинам. Во-первых, Правительству России предписано оказывать содействие Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров <2>. Однако для того чтобы разработать указанные механизмы, необходимо вначале определить:

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации о мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России от 26 мая 2009 г. // РГ. 2009. 29 мая.
<2> См.: Там же.

а) какое правовое значение имеет общественная аккредитация образовательных учреждений, иными словами, какие правовые последствия влечет за собой наличие или отсутствие общественной аккредитации образовательных учреждений;

б) кто может осуществлять общественную аккредитацию образовательных учреждений высшего образования;

в) каков правовой статус органов и лиц, осуществляющих общественную аккредитацию образовательных учреждений;

г) какими правами и обязанностями должны обладать органы и лица, осуществляющие общественную аккредитацию образовательных учреждений;

д) на каком основании и каков порядок проведения общественной аккредитации образовательных учреждений;

е) какую ответственность несут органы и лица, осуществляющие общественную аккредитацию образовательных учреждений.

На эти вопросы, к сожалению, Указ Президента Российской Федерации ответа не дает. Пункт "в" данного Указа предписывает Правительству Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России" представить предложения по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также по определению критериев оценки их деятельности <3>.

<3> См.: Там же.

Однако согласно Федеральному закону о высшем и послевузовском профессиональном образовании: "Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии, которая формируется с участием представителей органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, представителей образовательных учреждений, научных организаций, экспертов из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса в высшем учебном заведении требованиям органов государственной власти Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение, к обеспеченности такого высшего учебного заведения учебной площадью, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям к охране здоровья обучающихся и работников, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов" <4>. Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании государственная аккредитация высшего учебного заведения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлению высшего учебного заведения, согласованному с учредителем (учредителями), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <5>. При этом высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства <6>. Как справедливо отмечает И.А Ефремов, Ассоциация юристов России как общественная организация обладает равными правами по сравнению с другими общественными организациями и не может обладать какими-либо преимуществами по отношению к другим общественным организациям <7>. Кроме того, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании не предусматривает дифференциацию правового регулирования в зависимости от вида реализуемых ими образовательных программ. То есть, иными словами, вне зависимости от того, является ли вуз юридическим или нет, его лицензирование и аккредитация должны проходить по одним и тем же правилам, что и другие высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы иного рода, в противном случае имеет место нарушение принципа формального равенства образовательных учреждений перед законом, закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации <8>.

<4> Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1998 г. N 125-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СПС "КонсультантПлюс".
<5> См.: Там же.
<6> См.: Там же.
<7> См.: Ефремов И.А. Реформа высшего юридического образования и ее возможные последствия // Право и образование. 2009. N 11. С. 62 - 64.
<8> См.: Конституция РФ 1993 г.; Ефремов И.А. Указ. соч.

Как отмечается в вышеупомянутом Указе Президента, новые государственные образовательные стандарты в области юриспруденции должны предусматривать увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования, формировать у обучающихся нетерпимость к коррупционному поведению и уважительное отношение к праву и закону <9>. Возникает, однако, вопрос, каким образом можно у обучающихся сформировать уважительное отношение к праву и закону в условиях, когда законы не соблюдаются, происходят массовые нарушения прав человека, разгул коррупции и т.д. Только одним способом: путем восхваления существующего законодательства и введения тотального запрета на критику существующих законов. Но этот путь кажется нам тупиковым, поскольку такими мерами уважительного отношения к праву и закону добиться, на наш взгляд, нельзя. Что же в таком случае необходимо делать? На наш взгляд, особую остроту приобретает проблема подготовки юристов, специализирующихся в области правотворческой деятельности, а также экспертов, способных проводить экспертизу правовых актов.

<9> См.: Там же.

Для этого необходимо осуществление фундаментализации высшего юридического образования; увеличение числа фундаментальных и историко-теоретических наук при подготовке юриста. К сожалению, существующие стандарты и программы высших учебных заведений перегружены отраслевыми юридическим дисциплинами, и очень мало уделяется внимания дисциплинам фундаментальным. Например, сложнейший курс "История государства и права зарубежных стран" проходится в лучшем случае за год, а в худшем - за один семестр. Между тем история государства и права зарубежных стран включает в себя огромный период времени: а) история государства и права Древнего мира; б) история государства и права Средних веков; г) история государства и права Нового времени; д) история государства и права Новейшего времени. Таким образом, студент, для того чтобы усвоить огромный курс "История государства и права зарубежных стран", должен его изучать по крайней мере в течение двух лет. Кроме того, фундаментальные теоретические дисциплины представлены в учебных планах большинства вузов только двумя курсами: теория государства и права; проблемы теории государства и права. При этом непонятно, как готовить юристов в сфере правотворчества.

На наш взгляд, следует ограничить количество отраслевых юридических дисциплин следующим перечнем: а) конституционное право России; б) конституционное право зарубежных стран; в) гражданское право, г) семейное право; д) трудовое право; е) административное право; ж) муниципальное право; з) уголовное право; и) экологическое право; к) право социального обеспечения; л) земельное право; м) международное право; н) международное частное право; о) уголовный процесс; п) гражданский процесс; р) арбитражный процесс; с) криминалистика; т) финансовое право. При этом такие дисциплины, как предпринимательское право, налоговое право, таможенное право, уголовно-исполнительное право, юридическая психология и криминология, вполне можно отнести к дисциплинам специализации. Вместо указанных дисциплин на первое место после теории и истории права и государства должны выйти такие юридические дисциплины, как теоретические основы правового регулирования, ибо если юрист не знает, как и каким образом могут и должны регулироваться общественные отношения, то он не сможет работать в сфере правотворчества и не сможет внести обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства, научные основы правотворчества, основы применения и толкования правовых норм, юридическая техника, введение в сравнительное правоведение <10>.

<10> См.: Осипов М.Ю. Проблемы совершенствования послевузовского юридического образования в РФ // Право и образование. 2010. N 5. С. 19 - 21.

Кроме того, необходимо перейти на рейтинговую систему конкурсного отбора в высшие юридические учебные заведения. Суть данной системы заключается в том, что за каждую публикацию, защищенную диссертацию, стаж работы или прохождение курсов повышения квалификации, сопровождающихся выдачей диплома, начисляется определенное количество баллов. Так, например, за год работы преподавателем начисляется 10 баллов, за кандидатскую диссертацию - 30 баллов, за докторскую - 60 баллов, за публикацию статей в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в список ВАК, - 4 балла, за монографию или учебник с грифом - 2 балла за каждый печатный лист, за публикацию в материалах всероссийских и международных научных конференций и симпозиумов - 1,5 балла; за публикацию в прочих научных изданиях - 1 балл. При наличии соавторов определяется личный вклад участника, при невозможности определить личный вклад участника баллы за публикацию делятся на количество участников, преподаватель высшей школы получает 15 баллов. Победителем конкурса признается лицо, имеющее более высокий рейтинг.

При этом, на наш взгляд, должна существовать следующая градация перевода баллов: 0 - 60 - ассистент; 61 - 120 - преподаватель; 121 - 180 - старший преподаватель; 181 - 240 - доцент; свыше 240 - профессор. Если лицо, претендующее на должность преподавателя вуза, набирает более значительный балл, то у него есть право перехода в более высокую категорию преподавателей в результате конкурсного отбора. Если он проходит конкурсный отбор, то переходит на более высокую должность, если же нет, то остается на прежней должности. При этом если на конкурс подал документы только один человек, то конкурс, на наш взгляд, должен признаваться несостоявшимся, а с преподавателем должен быть заключен срочный трудовой договор сроком на один год, по истечении которого должен быть объявлен новый конкурс.

Таковы вкратце основные направления, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению качества юридического образования.