Мудрый Юрист

Об организации преподавания энергетического права в Московской государственной юридической академии имени о.е. Кутафина и о структуре данного курса *

<*> Zhavoronkova N.G., Klyukin B.D., Agafonov V.B. On organization of teaching of "Energy law" course in the Moscow state law academy named after O.E. Kutafin and course structure.

Жаворонкова Наталья Григорьевна, заведующая кафедрой аграрного и экологического права, доктор юридических наук.

Клюкин Борис Дмитриевич, профессор кафедры аграрного и экологического права, доктор юридических наук.

Агафонов Вячеслав Борисович, преподаватель кафедры аграрного и экологического права, кандидат юридических наук.

Решение первоочередных внешних и внутренних проблем развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации диктует необходимость подготовки высококвалифицированных кадров в сфере энергетики, в большей части специалистов юридического профиля.

Статья посвящена организации преподавания в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина учебного курса "Энергетическое право", помимо этого, в статье анализируется роль и значение топливно-энергетического комплекса для экономики Российской Федерации, приводятся основные источники энергетического законодательства, раскрываются особенности правового регулирования энергетических отношений, особенности организации управления в различных отраслях топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, анализируются вопросы энергосбережения, использования альтернативных источников энергии, а также раскрываются международные аспекты энергетического права. В заключительной части статьи приводится структура учебного курса "Энергетическое право".

Ключевые слова: энергетическое право, топливно-энергетический комплекс РФ, альтернативные источники энергии, энергетическая стратегия России, энергосбережение, энергетический сектор.

Solving the primary external and internal problems related to the development of various sectors of the fuel and energy complex demands the necessity of preparation of the highly qualified personnel in the energy sector, and mainly specialists in legal profession.

The article is dedicated to organization of teaching a course named "Energy Law" in the Moscow State Law Academy named after O.E. Kutafin. Alongside with this the article analyzes the role and significance of the fuel and energy complex in the Russian Federation economy. It covers the main sources of the body of energy laws, discloses the specific features of the law regulating relations in the energy industry and specificity of managing different sectors of the Russian Federation fuel and energy complex. The article analyzes issues related to energy efficiency, use of alternative sources of energy, and it considers international aspects of the energy law. The final part of the article presents the structure of the "Energy Law" study course.

Key words: energy law, fuel and energy complex in the Russian Federation, alternative sources of energy, Energy Strategy of Russia, energy efficiency, energy sector.

Сфера правового регулирования энергетических отношений является в настоящее время весьма актуальной в контексте принятия Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р <1>, провозгласившей основной целью создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, и обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5836.

В Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию в 2009 г. также подчеркивалась необходимость перехода к рациональной модели потребления ресурсов, внедрения новейших энергетических технологий, обеспечения лидерства во внедрении инноваций, как в традиционной, так и в альтернативной энергетике, а также принятия мер радикального повышения энергоэффективности, при этом названные меры рассматривались Президентом Российской Федерации в качестве приоритетных направлений модернизации экономики и технологического развития Российской Федерации <2>.

<2> URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

Учитывая актуальность и стратегическую значимость поставленных Президентом Российской Федерации задач, представляется целесообразным исходить из широкого понимания круга общественных отношений, входящих в предмет энергетического права, совпадающего с доктринальным понятием топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. На наш взгляд, в предмет энергетического права входят общественные отношения, возникающие в связи с производством электрической, тепловой энергии, добычей и транспортировкой газа, нефти, нефтепродуктов, оказанием услуг по передаче электрической и тепловой энергии, обеспечением экологической и энергетической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов.

Российская Федерация на современном этапе располагает значительными запасами энергетических ресурсов, которые являются базой развития экономики и главным инструментом проведения внутренней и внешней политики государства, вместе с тем практика осуществления государственной энергетической политики выявила ряд факторов, негативно влияющих на функционирование и развитие топливно-энергетического комплекса, к основным из которых следует отнести отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий в сфере энергетики, высокую зависимость энергетического сектора Российской Федерации от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка, отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка, высокий уровень загрязнения окружающей среды предприятиями топливно-энергетического комплекса, а также отсутствие прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции.

Решение первоочередных внешних и внутренних проблем развития отраслей топливно-энергетического комплекса Российской Федерации диктует необходимость подготовки высококвалифицированных кадров в сфере энергетики, по большей части специалистов юридического профиля.

В настоящее время курс "Энергетическое право" читается в ряде ведущих высших учебных заведений, в частности в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Национальном исследовательском университете - Высшей школе экономики, Московском государственном институте международных отношений МИД России, а также в ряде иных вузов.

Курс "Энергетическое право", подготовленный коллективом авторов кафедры аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, является инновационным, так как охватывает обширную область знаний как в юридической, так и в социальной, экономической, экологической, международно-правовой, финансовой сферах. Опираясь на достижения современных наук, интегрируя с помощью права практику применения различных норм, курс "Энергетическое право" дает целостное представление о роли, значении и возможностях энергетического права в обществе. В программу курса последовательно включены источники и основные характеристики энергетического законодательства, его связь с другими отраслями права, особенности правового регулирования энергетических отношений, особенности организации управления в различных отраслях, энергосбережение, альтернативные источники энергетики, международные аспекты энергетического права.

Целью преподавания курса "Энергетическое право" является изучение студентами и слушателями основных понятий и положений энергетического законодательства, энергетической политики государства и их конкретного отражения в нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в сфере энергетики, недропользования, предпринимательского и экологического права, а также получение ими специальных знаний о горном и нефтегазовом законодательстве, законодательства в сфере электроэнергетики, гидроэнергетики, атомной энергетики, необходимых для практической деятельности в современных рыночных условиях.

В результате изучения курса студент должен иметь представление:

В процессе преподавания курса "Энергетическое право" предполагается проведение совместных исследований по наиболее актуальным проблемам энергетического законодательства Европейского союза (ЕС), Российской Федерации и Германии, разработки концепции и создания совместных проектов в сфере энергетического права (обмен преподавателями, проведение мастер-классов, встречи экспертов, создание рабочих групп для планирования проектов), а также разработки совместных образовательных программ и их внедрение в образовательный процесс Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина и Потсдамского университета.

Программа "Энергетическое право", разработанная коллективом авторов кафедры аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина - д.ю.н. Н.Г. Жаворонковой, д.ю.н. Б.Д. Клюкиным и к.ю.н. В.Б. Агафоновым, следующая:

ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И ЗАРУБЕЖНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ЕС)

  1. Международные договоры и соглашения в области энергетики. Роль международно-правовых принципов, закрепленных в Уставе ООН, Стокгольмской и Бразильской декларациях, декларации Йоханнесбурга в регулировании энергетических отношений.
  2. Основные направления развития энергетического права ЕС. Проблемы интеграции. Энергетическая хартия. Договор к Энергетической хартии.
  3. Мировой опыт регулирования энергетических отношений в зарубежных странах (на примере США, Канады, Германии и др.).
  4. Регулирование энергетических отношений в странах СНГ. Горная хартия государств - членов СНГ. Соглашения по вопросам формирования единого энергетического рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества.

ТЕМА 2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Понятие топливно-энергетического комплекса, его роль и значение для экономики Российской Федерации. Отношения, регулируемые энергетическим законодательством Российской Федерации.
  2. Федеральное энергетическое законодательство.

2.1. Законодательство в сфере недропользования (Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами").

2.2. Законодательство в области электроэнергетики (Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики").

2.3. Законодательство в области атомной и ядерной энергетики (Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов", Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2006 г. N 605 "О Федеральной целевой программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года").

2.4. Законодательство в области гидроэнергетики (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

2.5. Законодательство в области использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года").

  1. Энергетическое законодательство субъектов Российской Федерации.
  2. Проблемы и перспективы гармонизации энергетического законодательства Российской Федерации и ЕС.

ТЕМА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

  1. Конституционные основы защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере энергетики.
  2. Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду при реализации энергетических проектов (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
  3. Реализация права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды при реализации энергетических проектов (Федеральный закон от 27 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду", Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении").
  4. Реализация права граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате нарушения законодательства в сфере энергетики (Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
  5. Юридические гарантии соблюдения прав граждан в области охраны окружающей среды при реализации энергетических проектов.

ТЕМА 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Понятие и содержание государственной энергетической стратегии Российской Федерации. Этапы реализации. Правовые основы государственной энергетической политики (Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 10 сентября 1992 г. N 26), Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1006 "Об Энергетической стратегии России", Указ Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472 "Об Основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года", Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 263 "О Федеральной целевой программе "Топливо и энергия" на 1996 - 2000 годы", распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года", распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года", Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
  2. Развитие внутренних топливно-энергетических рынков. Региональная энергетическая политика. Энергорегулирование на уровне субъектов Российской Федерации. Формирование спроса на топливо и энергетические ресурсы на внутреннем рынке. Социально-экономическая составляющая в энергетике.
  3. Внешняя энергетическая политика. Россия на мировых энергетических рынках. Интеграция в мировое энергетическое пространство. Перспективные внешние рынки. Перспективы спроса на российские энергоресурсы.
  4. Тенденции и прогнозные параметры развития энергетической отрасли Российской Федерации.

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

  1. Правовое регулирование использования и охраны земель при реализации проектов в сфере энергетики. Возникновение, осуществление и прекращение земельных прав и обязанностей субъектов энергетических отношений. Понятие и состав земель промышленности и энергетики. Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель, предоставленных для строительства и эксплуатации предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Правовой режим земель, предоставляемых для обеспечения эксплуатации объектов трубопроводного транспорта (Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы").
  2. Правовое регулирование использования и охраны лесов при реализации проектов в сфере энергетики. Порядок использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, трубопроводов и других линейных объектов. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых. Правовые требования охраны лесов при реализации проектов в сфере энергетики (Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, Приказ МПР РФ от 24 апреля 2007 г. N 109 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых", Приказ МПР РФ от 17 апреля 2007 г. N 99 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов").
  3. Правовое регулирование использования и охраны водных объектов при реализации проектов в сфере энергетики. Порядок использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых. Порядок использования водных объектов для целей производства электрической энергии. Основные требования к охране водных объектов при реализации проектов в сфере энергетики (Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").
  4. Правовое регулирование использования и охраны недр при реализации проектов в сфере энергетики. Порядок предоставления участков недр в пользование, в том числе на условиях раздела продукции. Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых. Предоставление в пользование участков недр континентального шельфа. Участки недр федерального значения. Федеральный фонд резервных участков недр. Участки недр местного значения. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр", Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 71 "Об утверждении Правил охраны недр").
  5. Правовое регулирование охраны объектов животного мира при реализации проектов в сфере энергетики. Организация охраны объектов животного мира и среды их обитания. Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов в сфере энергетики, строительства и эксплуатации предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи и иных линейных объектов (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи").

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Государственное управление в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

1.1. Основные принципы и задачи государственного управления в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

1.2. Система и полномочия органов, осуществляющих государственное управление в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации).

  1. Корпоративное управление в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

2.1. Структура субъектов предпринимательской деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации - ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "ТНК-BP", ОАО "Роснефть".

2.2. Особенности правового статуса государственных корпораций в области энергетики (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии", Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий").

ТЕМА 7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  1. Международное законодательство в области обеспечения энергетической безопасности (Конвенция 1969 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву, Конвенция 1972 г. о предупреждении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Конвенция 1973 г. о предупреждении загрязнения моря с судов, Конвенция 1954 г. о предупреждении загрязнения моря нефтью, Базельская конвенция 1989 г. о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением).
  2. Обеспечение энергетической безопасности в ЕС (Директива 96/61 об интегрированном предотвращении загрязнений и контроле. Директива 84/360 о загрязнении при сбросе опасных веществ в водную среду. Директивы 75/442 и 91/156 (рамочные об обращении отходов). Директива 80/68 об охране подземных вод от загрязнения опасными веществами. Директива 91/689 об опасных отходах. Директива 1999/31 о размещении отходов на полигонах. Директива 2000/76 о сжигании отходов. Директива 67/548 о приближении законов, регулятивов и административных положений, касающихся классификации, упаковки и маркировки опасных веществ).
  3. Зарубежное законодательство в области обеспечения энергетической безопасности (на примере США, Канады, Германии и др.).
  4. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения энергетической безопасности.

ТЕМА 8. ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Обеспечение экологической безопасности. Соотношение земельного, водного, горного, лесного законодательства с энергетическим законодательством.
  2. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности в энергетике.

2.1. Государственный учет природных ресурсов и объектов. Ведение кадастров и реестров природных объектов, Государственный учет источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Мониторинг состояния окружающей среды. Понятие, виды, порядок осуществления.

2.2. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. Экологическое страхование. Порядок финансирования мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

2.3. Нормирование в области охраны окружающей среды. Основные требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Понятие, содержание и критерии определения нормативов качества окружающей среды. Понятие, содержание, виды и порядок определения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Основные требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля, установленные государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

2.4. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

2.5. Оценка воздействия на окружающую среду при реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в сфере энергетики.

2.6. Понятие и виды экологической экспертизы проектов. Цели, принципы и объекты экологической экспертизы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза.

2.7. Понятие и задачи государственного экологического контроля. Формы и методы контроля. Порядок разграничения объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих контролю органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль). Экологический аудит. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль).

2.8. Государственная экспертиза проектной документации. Порядок проведения, государственные органы, ответственные за организацию экспертизы. Иные виды экспертиз.

  1. Специальные эколого-правовые требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в энергетике.

3.1. Требования в области обеспечения энергетической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.

3.1.1. Требования в области обеспечения энергетической безопасности при проектировании и строительстве тепловых электростанций.

3.1.2. Требования в области обеспечения энергетической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций.

3.1.3. Требования в области обеспечения энергетической безопасности гидротехнических сооружений. Декларация безопасности гидротехнического сооружения. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки. Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

3.1.4. Требования в области обеспечения энергетической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций. Основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Установление санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. Приемка к эксплуатации и ввод в эксплуатацию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Вывод из эксплуатации и ограничения эксплуатационных характеристик ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности, лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядок хранения и переработки ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядок ввоза и вывоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и ядерных материалов.

3.2. Требования в области обеспечения энергетической безопасности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

3.2.1. Требования по рациональному использованию недр при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств.

3.2.2. Ограничения пользования недрами. Роль экологической экспертизы в обеспечении охраны окружающей среды при пользовании недрами.

3.2.3. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

3.2.4. Требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

3.2.5. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3.2.6. Правовое регулирование предотвращения аварийных разливов нефти. Основные объекты воздействия аварийных разливов нефти.

3.2.7. Проблемы утилизации попутного газа. Решение проблем загрязнения атмосферного воздуха в трансграничном контексте. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств в области охраны атмосферного воздуха (Конвенции Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния 1979 г., Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г., Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г., Киотского протокола, Марракешского соглашения).

3.3. Требования к обеспечению безопасности в области обращения с отходами производства и потребления. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, нормирование в области обращения с отходами, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ведение государственного кадастра отходов, порядок ввоза и вывоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов.

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

  1. Международное законодательство о магистральном трубопроводном транспорте (Конвенция ООН по морскому праву (1982), Женевская конвенция "О континентальном шельфе" (1958 г.)).
  2. Законодательство Российской Федерации о магистральном трубопроводном транспорте. Современное состояние и тенденции развития.
  3. Эколого-правовые проблемы транспортировки углеводородного сырья по магистральным трубопроводам в Российской Федерации.
  4. Перспективы развития магистрального трубопроводного транспорта (газопровод "Голубой поток" (Blue Stream), газопровод "Северный поток" (Nord Stream), газопровод "Южный поток" (South Stream), газопровод "Ямал - Европа", газопровод NABUCCO, Балтийская трубопроводная система (БТС), Балтийская трубопроводная система - II (БТС-II), нефтепровод "Дружба", Восточный нефтепровод (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", ВСТО), Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), Нефтепровод "Грозный - Туапсе", нефтепродуктопровод "Северный", нефтепродуктопровод "Южный", Мурманский нефтепровод, нефтепровод "Баку - Тбилиси - Джейхан".

ТЕМА 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе зарубежных стран (на примере США, Канады, Германии и др.).
  2. Правовые основы инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации. Основные виды инвестиций. Этапы инвестиционной деятельности. Особенности субъектов и объектов инвестиционной деятельности.
  3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации и зарубежных стран.
  4. Особенности правового регулирования отдельных видов инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

4.1. Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции.

4.2. Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений.

4.3. Осуществление инвестиционной деятельности в особых экономических зонах.

4.4. Правовые основы лизинговой деятельности.

ТЕМА 11. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

  1. Мировая практика государственно-частного партнерства в энергетике. Нормативная основа привлечения инвестиций в крупные инвестиционные проекты в сфере энергетики в развитых и развивающихся странах.
  2. Законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества по реализации инвестиционных проектов в энергетике как основа организации и функционирования государственно-частного партнерства (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1992 г. N 566 "О создании Российского промышленно-инвестиционного фонда", распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р "О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)" (раздел "Развитие механизмов частно-государственного партнерства", распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1016 "О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" и др.).
  3. Основные формы и модели государственно-частного партнерства. Методы стимулирования вложений негосударственных инвестиций в энергетику Российской Федерации (особые экономические зоны, Инвестиционный фонд, договоры аренды, лизинга, концессии, фонд поддержки инновационной деятельности, фонд стартового финансирования и венчурного предпринимательства, в том числе фонд инноваций в сфере информационных технологий и венчурный инновационный фонд).

ТЕМА 12. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1. Налогообложение и тарифное регулирование в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

1.1. Налоги и платежи за пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Плата за геологическую информацию о недрах. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий. Регулярные платежи за пользование недрами. Налог на добычу полезных ископаемых. Субъекты уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговая ставка. Порядок исчисления и уплаты налога. Специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

1.2. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию. Порядок ценообразования. Экономические меры стимулирования энергосбережения (Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России").

  1. Особенности налогообложения энергетической и сырьевой отрасли зарубежных стран (на примере США, Канады, Германии и др.).

ТЕМА 13. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ТРАНЗИТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

  1. Общая характеристика международной торговли и транзита энергоресурсов.
  2. Договоры и соглашения в сфере энергетики.
  3. Правовые основы создания, организации, функционирования энергетических рынков.
  4. Трансграничный рынок энергоресурсов.
  5. Обеспечение энергобезопасности при торговле и транзите энергоресурсов.

ТЕМА 14. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1. Правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах (на примере США, Канады, Германии и др.).
  2. Правовые механизмы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации и зарубежных стран.

2.1. Понятие и признаки доминирующего положения в топливно-энергетическом комплексе.

2.2. Понятие и виды монополистической деятельности на рынке энергоресурсов.

2.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции в топливно-энергетическом комплексе.

2.4. Правовые средства антимонопольного регулирования в топливно-энергетическом комплексе.

2.5. Государственный контроль за экономической концентрацией.

2.6. Особенности правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.

  1. Ответственность за нарушение законодательства о конкуренции в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации и зарубежных странах.

ТЕМА 15. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

  1. Понятие и виды юридической ответственности за правонарушения в сфере энергетики. Основания применения мер юридической ответственности.
  2. Правонарушение в сфере энергетики - понятие, виды, состав. Окружающая среда, ее отдельные компоненты, экологические права граждан как объект посягательства.
  3. Уголовная ответственность за преступления в сфере энергетики. Правовое регулирование уголовной ответственности. Составы уголовных преступлений. Порядок привлечения к уголовной ответственности. Санкции и практика применения.
  4. Административная ответственность за правонарушения в сфере энергетики. Особенности правового регулирования. Внесудебный и судебный порядок привлечения к административной ответственности. Санкции и практика применения мер административной ответственности.
  5. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный нарушением законодательства в сфере энергетики.
  6. Дисциплинарная и материальная ответственность работников предприятий и учреждений топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
  7. Правовые особенности досудебного и судебного разрешения споров в сфере энергетики.