Мудрый Юрист

Органы фискального контроля

Щепотьев Александр Викторович, генеральный директор ООО "Консалтинговая группа "Новая Парадигма", аттестованный аудитор (член саморегулируемой организации аудиторов "Некоммерческое партнерство "Аудиторская Палата России"), дипломированный оценщик (член межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации "Общество профессиональных экспертов и оценщиков"). Доцент НОО ВПО НП "Тульский институт экономики и информатики". Кандидат экономических наук. Специалист по аудиту, бухгалтерскому учету, кредитной кооперации, банкротству, нумизматике. Член Союза журналистов России.

Родился 13 сентября 1977 г. в г. Донской Тульской области. В 2000 г. окончил Тульский государственный университет.

Автор книги "Методика выявления и оценки "скрытых" и "мнимых" активов и обязательств", автор и соавтор более 100 публикаций, среди которых ряд статей по проблемам кредитной кооперации, оценки, бухгалтерского и налогового учета, аудита; соавтор ряда комментариев к федеральному законодательству, в том числе Федеральным законам "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О навигационной деятельности", "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков"; соавтор монографий "Экономический механизм управления кредитными обществами финансовой взаимопомощи", "Заемная и сберегательная политика кредитных обществ финансовой взаимопомощи", "Коммерческие и некоммерческие кредитно-заемные отношения", пособия "Микрофинансирование и кредитная кооперация".

Рожок Алексей Борисович, главный кредитный инспектор ОАО "Банк "Уралсиб" (Филиал ОАО "УРАЛСИБ" в г. Туле).

Родился 8 апреля 1982 г. В 2004 г. окончил ГОУ ВПО "Тульский государственный университет" по специальности "Ракетные двигатели"; в 2005 г. окончил ГОУ ВПО "Тульский государственный университет" по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"; в 2006 г. окончил ГОУ ВПО "Тульский государственный университет" и получил диплом о профессиональной переподготовке "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)". Опыт работы в консалтинговой компании с 2003 г., в кредитных организациях - с 2007 г.

Данная статья является логическим продолжением статьи "Органы налогового контроля".

Статья посвящена органам фискального контроля, которые наделены государством фискальными функциями в сфере уплаты обязательных платежей и сборов. Проанализированы и рассмотрены функции и полномочия внебюджетных фондов, кредитных организаций, Ростехнадзора и т.д. Функции органов фискального контроля схожи с функциями органов налогового контроля, однако законодательство предоставляет схожие полномочия другим фискальным органам контроля.

Ключевые слова: фискальная функция, внебюджетные фонды, кредитные организации, Счетная палата, Ростехнадзор.

Fiscal control authorities

A.V. Schepotev, A.B. Rozhok

This article is a logical continuation of the article "Authorities of tax control".

This article logically continues the article titled "Tax control authorities". It is devoted to the fiscal control authorities that are granted state fiscal functions in the mandatory fees and charges area. The article examines the functions and powers of extra-budgetary funds, credit institutions, Rostekhnadzor, etc. The functions of the fiscal control and tax control authorities are alike, but legislation grants similar powers to other fiscal control authorities as well.

Key words: fiscal function, extra-budgetary funds, credit institutions, Court of auditors, Rostekhnadzor.

Практически во всех странах имеются субъекты, которые стремятся снизить налоговую нагрузку путем искажения данных отчетности и неуплаты налогов (сборов), и нередко в деятельности налогоплательщиков возникают ошибки, приводящие к занижению налоговых платежей. Именно для этого существуют соответствующие органы, выполняющие фискальные функции, осуществляющие налоговый контроль.

Основным налоговым органом, осуществляющим налоговый контроль, является Федеральная налоговая служба, однако в соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Фискальная функция подразумевает сбор, получение денежных средств в пользу государства, в государственный бюджет [1]. Такими полномочиями наделены и другие государственные органы при осуществлении своей прямой деятельности в порядке взаимодействия. Рассмотрим такие органы подробнее.

Служба судебных приставов

Основной задачей службы судебных приставов (далее - ССП) является обеспечение исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц [2]. В связи с этим ССП осуществляет взаимодействие с множеством органов, осуществляющих контроль. Налоговый контроль ССП осуществляет, взаимодействуя с Федеральной налоговой службой (налоговый орган).

Налоговый орган, вынесший постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации) в соответствии с п. 2.2 Приказа МНС России N ВГ-3-10/265 и Минюста России N 215 от 25 июля 2000 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов", направляет его в службу судебных приставов сопроводительным письмом.

Судебные приставы-исполнители обращают взыскание на имущество должника, которое состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации.

Арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях - одновременно с его вручением.

При принятии решения о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель не позднее трех дней до даты наложения ареста уведомляет налоговый орган, направивший постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации), о предстоящем аресте имущества должника.

Далее происходит реализация арестованного имущества должника.

Судебный пристав-исполнитель в 7-дневный срок со дня поступления взысканных денежных сумм на депозитный счет подразделения службы судебных приставов перечисляет необходимые суммы, полученные в ходе исполнения постановления налогового органа, на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, указанные в расшифровке задолженности налогоплательщика в разрезе налогов (сборов), пеней, с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации, направленной налоговым органом вместе с постановлением о взыскании налога <1>.

<1> Приказ Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13 ноября 2003 г. "Об утверждении Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации".

Федеральное агентство связи

Организации, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность в сфере оказания услуг связи (операторы связи) в сети связи общего пользования, обязаны производить отчисления в резерв универсального обслуживания (фонд универсального обслуживания).

Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Следует отметить, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ.

Оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном комментируемым Законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.

Сеть связи общего пользования представляет собой комплекс взаимодействующих сетей электросвязи, в том числе сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания [3].

Средства этого резерва универсального обслуживания формируются и расходуются исключительно на цели, предусмотренные ст. 59 Закона о связи, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи, а именно Федеральным агентством связи, которое является главным распорядителем перечисленных операторами связи денежных средств [4].

Статьей 60 Закона о связи установлено, что базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

Оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания <2>.

<2> Приказ Минкомсвязи России от 16 сентября 2008 г. N 41 "Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" (ред. от 4 мая 2010 г.).

Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2%.

Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая процентная доля доходов.

Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) <3>.

<3> Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (ред. от 29 июня 2010 г.).

Данный платеж не содержится в перечне налогов и сборов, однако поступает в доход федерального бюджета. В связи с этим Федеральное агентство связи, которое является федеральным органом исполнительной власти в области связи и осуществляет контроль обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, можно отнести к органам, осуществляющим фискальную функцию.

Ростехнадзор

Юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляют платежи за вредное воздействие на окружающую природную среду: за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр и почвы; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду <4>.

<4> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 27 декабря 2009 г.).

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации <5>.

<5> Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (ред. от 14 июня 2001 г., с изм. от 14 мая 2009 г.).

Статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб., на юридические лица - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. <6>.

<6> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) (ред. от 27 июля 2010 г.).

Федеральная налоговая служба Российской Федерации и орган Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляют взаимодействие, по которому территориальные природоохранные органы:

осуществляют совместно с инспекциями контроль за своевременностью и правильностью перечисления предприятиями платы за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и в федеральный бюджет Российской Федерации;

информируют инспекции о согласовании объемов платежей, зачисленных в счет освоенных предприятием средств на выполнение природоохранных мероприятий, после проведения установленных законодательством отчислений в федеральный бюджет и Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

сообщают инспекциям обо всех выявленных случаях представления предприятиями недостоверных сведений о фактических объемах сбросов, выбросов, размещении отходов загрязняющих веществ;

направляют в инспекции информацию о выявленных случаях нецелевого использования средств экологических фондов;

сообщают инспекциям о предприятиях и организациях, которым выданы свидетельства об отсутствии у них выбросов, сбросов загрязняющих веществ и других видов вредного воздействия на окружающую среду;

оказывают в пределах своей компетенции содействие инспекциям по другим вопросам их деятельности.

Территориальные налоговые инспекции:

предоставляют территориальным природоохранным органам возможность пользоваться информацией (за исключением сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с действующим законодательством) о предприятиях, систематически нарушающих порядок внесения обязательных платежей за загрязнение окружающей среды;

осуществляют контроль за правильным и своевременным исчислением и поступлением платежей в экологические фонды, включая Федеральный экологический фонд Российской Федерации, консолидированных в бюджет, с привлечением в необходимых случаях территориальных природоохранных органов. При обнаружении фактов несвоевременного перечисления платежей в экологические фонды или их неуплаты сообщают об этом в органы охраны природы;

оказывают в пределах своей компетенции содействие органам Госкомэкологии России по другим вопросам их деятельности.

Государственные налоговые инспекции и территориальные органы Госкомэкологии России могут составлять дополнительные соглашения, регламентирующие их совместную деятельность и не противоречащие настоящему порядку и действующему законодательству <7>.

<7> Приказ Госкомэкологии России от 4 февраля 1998 г. N 64, Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 г. N АП-3-04/19 "Об усилении взаимодействия государственных налоговых органов и государственных природоохранных органов".

Контроль за своевременностью и правильностью перечисления предприятиями платы за загрязнение окружающей среды в экологические фонды и в федеральный бюджет Российской Федерации ведется налоговыми органами с территориальными природоохранными органами, а именно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Ростехнадзор наделен полномочиями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вопросами контроля правильности исчисления экологического платежа, полноты и своевременности его уплаты, возврата переплаты, ошибочно перечисленной суммы, начисления штрафов и пеней ведает Ростехнадзор [5].

Счетная палата

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий <8>.

<8> Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (ред. от 5 апреля 2010 г.).

Между Счетной палатой РФ и Федеральной налоговой службой заключено Соглашение, по которому Счетная палата РФ при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов, иных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, требующих принятия по ним мер со стороны Федеральной налоговой службы в соответствии с ее полномочиями, направляет в Федеральную налоговую службу материалы по итогам контрольных мероприятий;

материалы по итогам контрольных мероприятий Счетной палаты РФ, направляемые в Федеральную налоговую службу, должны содержать информацию о фактах нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с оценкой выявленного ущерба, возражениях руководителей и (или) иных ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений по актам проверок;

при необходимости в Федеральную налоговую службу направляются копии документов по результатам контрольных мероприятий (отчетов, актов проверок с возражениями и замечаниями по ним руководителей и (или) других ответственных должностных лиц проверенных предприятий, организаций и учреждений, первичных документов, свидетельствующих о нарушениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах);

сообщение о выявленных фактах нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может быть направлено без приложения отчета, если на момент направления сообщения контрольное мероприятие не было завершено, при этом требуется принятие безотлагательных мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

направленные Счетной палатой РФ материалы рассматриваются, и о принятом решении Федеральная налоговая служба уведомляет Счетную палату РФ не позднее месяца со дня их получения;

о результатах проверок, проведенных налоговыми органами по материалам Счетной палаты РФ, Федеральная налоговая служба информирует Счетную палату РФ в месячный срок после их завершения <9>.

<9> Письмо ФНС России от 19 апреля 2006 г. N ШС-6-12/420@ "О направлении Соглашения между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой".

Таким образом, организации, использующие средства федерального бюджета, подпадают под налоговый контроль и со стороны Счетной палаты, которая при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов направляет в Федеральную налоговую службу информацию, подтверждающую данный факт.

Кредитные организации

Кредитные организации (банки) помимо систематических проверок соблюдения предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций <10>, в том числе соблюдения лимита остатка кассы (вместе со сроком сдачи выручки) [6], осуществляют контроль согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 17 июля 2009 г.).

<10> Письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (ред. от 26 февраля 1996 г.).

Кредитная организация обязана представить в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма <11>.

<11> Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. ЦБ РФ 20 декабря 2002 г. N 207-П) (ред. от 17 августа 2004 г., с изм. от 29 августа 2008 г.).

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитные организации выдают справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, а также справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве <12>.

<12> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 23 июля 2010 г.).

Таким образом, кредитные организации не только осуществляют контроль за денежными средствами клиентов, но и содействуют органам, осуществляющим фискальные функции налогового контроля.

В свою очередь, банковский надзор осуществляет Банк России. Он не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций (кроме случаев, предусмотренных законодательством). Регулирующие и надзорные функции Банка России выполняются через постоянно действующий орган - Комитет банковского надзора. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности. Банковский надзор - постоянный контроль со стороны государственных органов за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по ней. Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России может запрашивать и получать нужную информацию у федеральных органов исполнительной власти, у юридических лиц.

Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, применяет санкции в отношении нарушителей. Он может отозвать у кредитной организации лицензию на выполнение банковских операций [7].

Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности. Согласно статистическим данным количество действующих банков в России продолжает сокращаться [8].

Налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России <13>.

<13> Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 17 июля 2009 г.).


Контроль того, как кредитные организации проводят платежи в бюджет - свои и своих клиентов, - одна из задач налоговых органов. Для сбора и обобщения такой информации они используют электронную систему проведения мониторинга, по результатам которого выбираются кредитные организации, где будут проводиться налоговые проверки. Формируются планы-графики плановых проверок, но при выявлении многочисленных нарушений для банка могут быть назначены внеплановые мероприятия налогового контроля. Органы ФНС России собирают и анализируют всю информацию - и ту, что имеется в информационных ресурсах налоговых органов, и полученную из Банка России, Федерального казначейства и других внешних источников. Банк России регулярно направляет в органы ФНС России сведения о состоянии российских банков, в том числе о приостановлении операций по перечислению платежей в бюджет и возникновении картотеки неоплаченных бюджетных платежей. Информация собирается также в ходе проводимой налоговыми органами контрольной работы [9].

Иные органы и учреждения, способствующие налоговому контролю

Помимо вышеприведенных органов фискального контроля, за отдельными органами и организациями законодательно закреплены функции, связанные с фискальным контролем в налоговой деятельности. Например, в ст. 85 "Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц" НК РФ приведен перечень органов, учреждений, организаций и должностных лиц, которые обязаны содействовать налоговому контролю, т.е. наделены определенными фискальными полномочиями. В качестве примера можно привести: органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности; адвокатские палаты субъектов Российской Федерации; органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти); органы опеки и попечительства и др.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что при большом количестве органов, осуществляющих фискальные функции налогового контроля, главным контролирующим органом в сфере налогов и сборов является Федеральная налоговая служба РФ.

Перечисленные органы, осуществляющие функции налогового контроля, для налогоплательщиков далеко не исчерпывающие. Многочисленные проверки контролирующих органов, безусловно, "кошмарят бизнес". Так, только на федеральном уровне в системе исполнительной власти действуют 28 различных органов, имеющих полномочия в сфере контроля и надзора. Каждый год они проводят более миллиона контрольных мероприятий, нередко дублируя друг друга и сталкиваясь на одной и той же "поляне" [10].

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Бюджетном послании Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" отметил, что бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

Список литературы

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
  2. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О судебных приставах" / Под ред. Е.Н. Сидоренко. М.: Статут, 1999.
  3. Терещенко Л.К. Комментарий к Федеральному закону "О связи" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.
  4. Плюсы и минусы универсального обслуживания // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 6.
  5. Плата за негативное воздействие на окружающую среду // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2006. N 7.
  6. Банк на страже кассовой дисциплины (как банки проверяют кассовые документы организаций и что будет за нарушения) // Главная книга. 2010. N 17.
  7. Классификация видов финансового контроля // Современный бухучет. 2009. N 2.
  8. Марьян Г.В., Неретин М.С. Акты контрольно-надзорной деятельности в банковской системе // Административное и муниципальное право. 2009. N 10.
  9. Камалиев Т., Андреев А., Еремин М. Налоговые проверки банков - крупнейших налогоплательщиков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2010. N 6.
  10. Степашин С. Аудит государственного масштаба // Российская газета. 2009. N 4827.