Мудрый Юрист

Не сжигайте мосты!

Станислав Щербаков, корреспондент, Челябинская область.

Филиалы (от лат. filialis - сыновний) российских высших учебных заведений вынуждены бороться за право вести образовательную деятельность в Казахстане, Азербайджане, Киргизии и других республиках. Почему так происходит?

От интеграции СНГ - к сохранению общего наследия

Было хорошее время, когда страны постсоветского пространства входили в состав единой могучей державы, обладающей качественными образовательными стандартами и традициями высшей школы. Нам не нужны были межнациональные юридические соглашения - устными традициями мы поддерживали добрососедские отношения между странами. Ныне времена совсем иные: прежде дружные между собою русские, народы Средней Азии стали жить по своим не всегда монастырским уставам "политически умной" жизнью. Поменялись ценности. Появились границы. Однако подписаны и международные соглашения на русском языке о якобы едином образовательном пространстве Содружества. Сам же "великий и могучий" - так исторически сложилось - проводник гуманистических знаний и основной миротворец на постсоветском пространстве - под угрозой вытеснения с этих земель. И даже ратифицированные международные соглашения сегодня, как ни странно, не могут его защитить.

Вопрос о межкультурном диалоге между народами, согласитесь, всегда остро стоит в мирное время. И этот же вопрос назревает перед многонациональным обществом, точно опара на дрожжах, во времена сегодняшней детской болезни, кори человечества, как называл проявления национализма Альберт Эйнштейн. Мы слишком часто забываем про толерантность к культурам и на собственной кухне в диалоге с детьми на несколько поколений вперед невежеством обостряем отношения между нечужими народами. Нам не хватает грамотного диалога? Если хотите: нам не хватает юридически выверенного диалога. Сумеем ли мы понять сегодня всю важность интеграции СНГ или, равнодушно закрыв глаза, будем отдаляться друг от друга все дальше и дальше - от этого зависит наше общее будущее.

Интеграция образования в СНГ - самое действенное и живое межнациональное общение, способное объединить нас. Понимает это каждый здравомыслящий студент. Однако его желание и стремление получать знания - капля в море в масштабе стран Содружества. Вопросам образования, прежде всего во власти, следует стать первичной необходимостью - как проснуться и открыть глаза. Такой поворот к образованию должен быть политикой государств, а не преходящими и уходящими веяниями.

Существовать ли филиалам российских вузов в СНГ? Еще несколько лет назад на территории Содружества было около 80 филиалов российских вузов. Сегодня же их количество сократилось в 2 раза - их стало чуть больше 40. Это вердикт? Или продолжающаяся тенденция дерусификации? Ответа никто пока дать не может. Но многие понимают, что, если сегодня закроются наши образовательные центры, завтра на их места, в те же коридоры заедут представительства западных учебных заведений или различные образовательные фонды западной "мягкой" политической силы. Эти силы, разумеется, не противовес для нашего общего межнационального наследия - ровно до того момента, пока на постсоветских землях еще существуют наши высокие образовательные маяки и стандарты.

Место российского образования в СНГ

Роль российского образования в межкультурных связях сейчас, бесспорно, велика. Каждый филиал должен рассматриваться как социальное и культурное явление в СНГ, цель которого - распространение знаний за пределы российских территорий. Сегодня нужно задумываться не как запретить им обучать, а как вести совместную кропотливую работу по сохранению единого образовательного пространства Содружества, по стратегическому развитию этого пространства. Для этого есть и соответствующая юридическая база, но не все охотно обращаются к ней.

Так, действует Соглашение о сотрудничестве в области образования, вступившее в силу 15 мая 1992 года, и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года. Данными соглашениями страны Содружества взяли на себя обязательство предпринять меры по сближению норм национального законодательства в области образования, осуществлять взаимодействие при разработке и применении государственных образовательных стандартов. Это официальные документы, в которых поднят важнейший вопрос об интеграции образовательного и культурного единого пространства, флагманом которого - часто де-юре - признают страну с исторически сильным языком - Россию.

Однако на деле же видим скрытое вытеснение одной из форм передачи русской культуры посредством филиалов российских вузов в странах СНГ и наше собственное нежелание понимать на политических верхах всю значимость происходящих на постсоветском пространстве процессов, вытравляющих дружественные связи между народами.

На фоне ст. 1 Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ, которая сообщает нам основной посыл и цель: "Стороны с учетом развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предпримут согласованные меры по формированию единого (общего) образовательного пространства в рамках Содружества", - изгнание половины филиалов российских вузов с постсоветских территорий выглядит по меньшей мере преступлением против национального мира, против своего же народа. Это международный многосторонний и ратифицированный договор! Почему этот закон не имеет той силы, способной все-таки закрепить позиции русского языка, позиции российских вузов в диалоге с самыми высокими чинами стран бывшего Союза? Почему находятся те, кто обязан по своим должностям увидеть в том же Соглашении призыв к реальному созданию единого образовательного пространства, а на деле же, огибая международные документы всеми усилиями внутренних актов, дают понять, что России не место среди родственных народов? Вопросы, на которые, к сожалению, приходится ждать ответов только от истории.

А что есть сейчас? В связи с изменением законодательства в отношении деятельности образовательных учреждений, к примеру в Казахстане, которое расходится с Соглашением о едином пространстве, некоторые вузы, возможно, уже не смогут принимать студентов на новый учебный год. И такая ситуация складывается не только в Казахстане и означает: в любой момент любая другая страна может изыскать административные ресурсы для закрытия российского филиала. И такие ресурсы находятся очень быстро. Есть ли альтернативные средства развития межкультурных коммуникаций между народами? Кто ответит на этот вопрос? И не будет ли поздно отвечать на него, когда межкультурный мост будет полностью сожжен и живого диалога может не состояться?

"Наши страны становятся все более разделенными, - комментирует один из активных участников создания в 2010 году новой Конституции Кыргызстана Александр Стручалин. - Ущемление родного языка очень хорошо чувствуется теми русскими, которые родились в Киргизии и живут здесь по сей день. Дерусификационные процессы проявляются на всех уровнях жизни. К примеру, в бизнесе - при оказании услуг все обслуживание стараются осуществлять сейчас на кыргызском языке, хотя русский язык всегда был здесь основным; на государственном уровне - в делопроизводстве и судопроизводстве, причем в последнее время, например, фискальными органами раздаются указания в добровольно-принудительном порядке перевести рекламные вывески на местный кыргызский язык; в сфере образования - русских руководителей учебных заведений, русских ректоров вузов, директоров школ, завучей меняют на местных любыми доступными способами. Хорошо это или плохо - не берусь судить, но факты такие есть".

Разделение народов - преступление против мира

С каждым днем мы становимся все более разъединенными. Даже этнически родственные народы становятся разобщенными между собой! Разделенный русский народ живет не только в Киргизии или в Казахстане, но и на всей территории постсоветского пространства. Они ни разу не видели России! Представляете?! Они родились в Советском Союзе, а потом оказались брошенными. Они - русские без России. Забыв о них, как о народе, несущем этнически родственные нам культурные традиции, не думая об их образовании, мы подобны равнодушной матери, бросившей ребенка.

Бывая в странах СНГ, в особенности в среднеазиатских странах, постоянно видишь ту ребятню - часто грязную, немытую, которая бегает по голым улицам и даже не задумывается о вопросах национальности в силу возраста. Среди них и узбеки, и киргизы, и русские. Все они вместе - друзья. Говорят на русском языке! А что может случиться с этой ребятней, когда ей настанет пора получать образование? Что с ней станет, если вдруг русский язык уйдет с этих территорий?! Это опасность не только для России, но и для каждой из родственных стран. С вытеснением русского языка молодых людей отрезают от огромного пласта знаний. Это противоестественный процесс. Процесс против нашего общего наследия! Нашим странам нельзя идти по такому пути. Это путь национальной деградации каждой из стран единого образовательного пространства. Это путь искривления того образовательного стержня, который был закален многими выдающимися личностями. Личностями не только с русскими фамилиями! Мы должны стремиться к интеграции накопленных столетиями наших и нечужих знаний.

Важно не стать Иванами, не помнящими родства. "Что вы знаете о роли Чингиза Айтматова, Мухтара Ауэзова в развитии межкультурных связей в СССР?" - спросят преподаватели российского филиала в Киргизии или в Казахстане у новоиспеченных студентов. Промолчит, скорее всего, большинство, и только жители Бишкека или Алма-Аты, возможно, дадут какой-то ответ, видя в монолите на городских улицах эти общественно значимые глыбы. "Будем учиться!" И, смею надеяться, научат. Диплом государственного образца Российской Федерации, несмотря на различные внутренние реформы в образовании, - это пока еще гарантия того, что молодой человек будет воспитан на основе богатого межнационального наследия, сумеет различить истинные ценности от навязанных ложных и будет, наконец, ценить и уважать закон.

От уровня проработки тех или иных международных актов, договоров между родственными странами зависит наше общее дальнейшее будущее. Нельзя допускать, чтобы законом играли или управляли только избранные люди. Есть международный акт - и его надо соблюдать. Иначе та самая ребятня, бегающая по улицам, не знающая общих межнациональных ценностей и общей истории, начнет враждовать между собой без оглядки на матерей и стариков. Сжигать образовательные дружественные мосты на постсоветских землях - все равно что выводить голодных детей из домов и вешать на них со своей политической шеи дерусификационное коромысло - и косо все пойдет, и криво: на оба конца - одни беспорядки. Не делайте этого - ведь легче перенести кладбища, чем спустя годы восстанавливать сожженные между народами дружественные связи.