Мудрый Юрист

Актуальные вопросы противодействия насильственным преступлениям несовершеннолетних *

<*> Fedorov A.Yu., Martynova S.I. (Yekaterinburg) Actual questions of resistance to juvenile violent crimes.

Мартынова Светлана Ивановна - преподаватель кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского юридического института МВД РФ, подполковник милиции (Екатеринбург).

Федоров Алексей Юрьевич - кандидат юридических наук, начальник кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского юридического института МВД РФ (Екатеринбург).

Обосновывается актуальность изучения данной криминологической характеристики, формулируются предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемом аспекте.

Ключевые слова: насилие, преступление, несовершеннолетние, уголовная практика, противодействие.

The authors substantiate the importance of study and criminological description of juvenile violent crimes; define the tasks and targets aimed at perfection of legislation and law-enforcement practice in the aforementioned issue.

Key words: violence, crime, juvenile delinquents, criminal practice, resistance to crimes.

Результаты многолетнего изучения криминологической обстановки в России свидетельствуют, что в последние годы произошли существенные отрицательные изменения в содержании и формах проявления подростковой и молодежной преступности. Процессы и явления экономического, политического, демографического, идеологического, культурно-воспитательного, социально-психологического характера, происходящие в обществе, детерминируют поведение несовершеннолетних.

Согласно статистическим данным МВД России, ежегодно в стране выявляется около 350 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. В среднем каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Подростки бродяжничают и попрошайничают.

В последнее десятилетие в России наблюдался устойчивый рост преступности среди несовершеннолетних, несмотря на уменьшение количества представителей данной возрастной группы. Только в 2009 - 2010 гг. появилась тенденция к некоторому снижению этого показателя. Из числа зарегистрированных преступлений около 73% составляют тяжкие и особо тяжкие. Следует отметить "омоложение" контингента насильственных преступников: именно несовершеннолетние чаще причиняют вред здоровью, совершают изнасилования. Сегодня лицами этой категории совершается каждое шестое тяжкое преступление в стране.

Для несовершеннолетних типичны повышенная импульсивность, несформированность сдерживающих навыков, которые сочетаются со слабым контролем над своим поведением, негативными последствиями перемен, происходящих в последние годы в нашем обществе и вызывающих деструктивные тенденции в молодежно-подростковой среде, социально-психологическую напряженность, дезадаптацию, внутренний дискомфорт, обнажение противоречий между тем, чему учили в раннем возрасте, и действительностью. Усиление социальной дифференциации, внутренняя готовность выйти за границы правомерного поведения нередко обусловливают совершение подростками насильственных преступлений.

Бесспорно, государство не вправе оставаться равнодушным и должно надлежащим образом реагировать на преступления подростков. Закономерно, что в Послании Президента Федеральному Собранию РФ в 2006 г. противодействие криминализации подростковой среды было названо в качестве одной из первоочередных государственных задач. В настоящее время эта задача не только не потеряла своей актуальности, но, наоборот, приобрела большую социальную и политическую значимость.

Стратегически важно повышение эффективности механизма уголовно-правового предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних. Требуется обеспечение ресоциализации, возможности возвращения несовершеннолетних преступников к нормальной жизни после отбывания наказания. Однако следует констатировать, что гуманные идеи в отношении детской преступности не приживаются в России. Формирование особой уголовной политики в отношении несовершеннолетних, к сожалению, до сих пор остается лишь предметом научных дискуссий, а декларативные заявления руководства страны по данному поводу далеки от реальности. Становится очевидно, что отсутствие необходимых действий государства приведет к дальнейшему обострению ситуации, повышению криминализации общественных отношений в рассматриваемом аспекте.

Все изложенное говорит о том, что повышение эффективности мер государственной и уголовной политики противодействия насильственным преступлениям несовершеннолетних, в том числе посредством использования правоохранительными органами норм уголовного закона, должно стать одной из актуальных тем уголовно-правовых и криминологических исследований.

Большой вклад в изучение проблем противодействия преступности несовершеннолетних внесли З.А. Астемиров, М.М. Бабаев, Р.А. Базаров, Е.В. Болдырев, Н.И. Ветров, А.Я. Доронин, В.Д. Ермаков, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, Е.М. Миньковский, В.В. Панкратов, А.Б. Сахаров, В.Е. Рудь, Е.Б. Русинов и другие ученые. Их работы существенно расширили знания о сложностях предупреждения преступлений несовершеннолетних с учетом интенсивного развития законодательства и изменений, происходящих в обществе, молодежной среде, правоприменительной деятельности.

Вместе с тем некоторые важные аспекты предупреждения тяжких насильственных преступлений несовершеннолетних изучены недостаточно, а отдельные вопросы вообще не рассматривались отечественными учеными. Кроме того, отсутствует комплексный анализ ранее проведенных в этой области научных изысканий.

К тому же отдельные исследования не соответствуют современным реалиям, поскольку происшедшие на рубеже веков масштабные, по сути революционные изменения социально-экономической обстановки в нашем государстве привели к переменам в сфере насильственной преступности несовершеннолетних. В частности, уменьшились официальные количественные показатели насильственной преступности несовершеннолетних, однако стал другим ее качественный состав.

Сказанное свидетельствует о необходимости проведения комплексного криминологического анализа теоретико-прикладных проблем противодействия тяжкой насильственной преступности несовершеннолетних.

Анализ и обобщение следственной и судебной практики (изучено 102 уголовных дела); анкетирование несовершеннолетних Екатеринбурга и Челябинска по проблеме девиантного поведения в 2008 - 2009 гг. (опрошено 118 и 224 человека); панельные опросы жителей Екатеринбурга и Челябинска по поводу преступности среди несовершеннолетних в 2007 - 2010 гг. (438 человек); интервьюирование сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия органов внутренних дел Свердловской области в 2008 - 2009 гг. (124 человека); анализ сведений, представленных на 315 сайтах, посвященных преступности среди несовершеннолетних, позволили сформулировать определенные выводы.

Исследование проводилось поэтапно: установление предмета исследования; выбор категорий респондентов; проведение анкетирования, интервью и опроса; обработка и анализ полученных данных.

С учетом анализа теоретических изысканий и норм международного и отечественного уголовного права нами предпринята попытка сформулировать уголовно-правовую дефиницию насилия, которая, в отличие от ранее представленных в юридической литературе, более верно отражает его сущность, природу и признаки: насилие - это физическое, механическое, химическое, биологическое воздействие на человека, причиняющее вред его жизни, здоровью или его телесной неприкосновенности.

Авторы критически относятся к предложениям о дифференциации насилия на физическое и психическое и, как следствие, о необходимости корректировки некоторых уголовно-правовых норм путем добавления термина "психическое насилие". В данном случае происходит подмена понятия "психическое насилие" понятием "принуждение" или "угроза насилием", что приводит к путанице и проблемам при квалификации преступлений.

В зависимости от того, является насилие конструктивным элементом состава преступления или нет, можно насильственную преступность, в том числе несовершеннолетних, рассматривать в двух смыслах: в узком и широком. Насильственные преступления несовершеннолетних в широком смысле могут выступать как конструктивным элементом состава преступления, так и средством достижения иной преступной цели, а в узком смысле - только в качестве конструктивного элемента состава преступления.

Насильственная преступность несовершеннолетних обладает свойством сопряженности с другими преступными посягательствами и в то же время играет роль источника преступности вообще, вследствие чего существенно возрастает опасность данного явления для общества.

В последнее время наблюдаются качественно новые особенности насильственных преступлений несовершеннолетних: несмотря на некоторое общее снижение показателей уровня преступности несовершеннолетних, увеличивается количество преступлений некорыстной направленности, где насилие выступает самоцелью; возрастают степень общественной опасности и тяжесть последствий преступлений, выражающиеся в уровне и размерах физического и морального вреда; повышается уровень "ситуативных" насильственных преступлений; изменяются мотивы совершения преступлений (националистические, расистские, религиозные и этнические побуждения) и др.

Несмотря на то что для категории "несовершеннолетние" строго определен возрастной критерий, уголовный закон допускает возможность отнесения к ней лиц из категории "молодежь". Поэтому при анализе статистических данных о правонарушениях несовершеннолетних необходимо иметь в виду также правонарушения тех лиц, которые по возрастным критериям не являются несовершеннолетними, но в отношении которых с учетом характера совершенного деяния и личности суд применил положения гл. 14 УК РФ (в частности, ст. 93, 96).

Полагаем, что, как и в уголовном праве, следует принимать во внимание уровень психического развития несовершеннолетних при решении вопроса о привлечении их к административной ответственности. В связи с этим необходимо включить в ст. 2.3 КоАП часть 3, закрепив в ней следующее положение: "Если несовершеннолетний достиг возраста 16 лет, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит административной ответственности".

Криминологический анализ личностей несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, показывает, что среди них увеличивается число лиц, не имеющих среднего общего образования, оставшихся без надзора родителей, повторно совершивших насильственные преступления, совершивших преступления в группе.

С учетом объективных особенностей личности несовершеннолетних требуется специальная регламентация отношений с их участием. Нормы права, регулирующие насильственное поведение несовершеннолетних, содержатся в различных по юридической силе и характеру нормативных правовых актах и международных договорах с участием Российской Федерации. Считаем, что совокупность норм права, регулирующих отношения, возникающие по поводу предупреждения и привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности, должна представлять собой межотраслевой правовой институт ювенального права. В настоящее время назрела необходимость создания ювенальной юстиции системы органов, занятых в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних, максимально свободной от карательных функций, призванной обеспечивать защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних.

Данная система должна включать суды, которые будут рассматривать уголовные дела, возбужденные в отношении несовершеннолетних. Социальная потребность в создании ювенальной юстиции связана прежде всего с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществлять их воспитание, обучение, подготовку к труду, охрану здоровья.

Повышение эффективности применяемых к несовершеннолетним правонарушителям административных мер требует их тесного сочетания с мерами социального контроля, социальной помощи и поддержки детей и подростков.

Актуальны следующие меры профилактики насильственной преступности несовершеннолетних:

совершенствование социальной и льготно-правовой политики, обеспечение условий доступности целевой помощи;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Создание сети учреждений социального обслуживания семей и детей и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), повышение профессионального уровня их сотрудников;

повышение правовой культуры населения;

внедрение института семейного инспектора по делам несовершеннолетних;

ограничение игорного бизнеса;

совершенствование организационной структуры субъектов профилактики насильственной преступности несовершеннолетних и обеспечение взаимодействия между ними;

проведение целевых оперативно-профилактических мероприятий "Подросток", "Молодежь без пива" и др.;

создание общественных молодежных организаций, в задачи которых входят оказание помощи правоохранительным органам в профилактике подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании; организация досуга несовершеннолетних; вовлечение активных граждан в работу по охране общественного порядка и общественной безопасности;

повышение роли детских дошкольных и школьных учреждений в правовом просвещении и воспитании несовершеннолетних;

контроль над СМИ, в том числе Интернетом, для запрета выпуска материалов, демонстрирующих насилие и другие формы антисоциального поведения;

воссоздание государственных общественных организаций неполитического характера, функционирующих при образовательных учреждениях, которые бы объединили молодежь и обеспечили организацию досуга подростков. Деятельность таких организаций должна быть основана на принципах патриотизма, любви к Родине и т.п.

Предложенный перечень мер не является исчерпывающим, но они, безусловно, будут способствовать росту эффективности государственной уголовной политики противодействия насильственным преступлениям несовершеннолетних.