Мудрый Юрист

Преступления, совершенные в сфере распределения жилищного фонда в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах

Я.Н. Ермолович, лейтенант юстиции, следователь (криминалист) военной прокуратуры - войсковая часть 54370.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.

Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных жилищных отношениях <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "За права военнослужащих", 2000.

<*> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 3-е изд., перераб. и доп. Серия "Право в Вооруженных Силах". М.: За права военнослужащих, 2002. С. 225.

В сложившейся ситуации одной из актуальных проблем правоприменительной практики военных прокуратур является пресечение и предупреждение правонарушений в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее распространенными формами правонарушений в сфере жилищных правоотношений в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:

  1. незаконное получение (покупка) новой квартиры на основании подложной справки о сдаче прежнего жилья;
  2. получение излишней жилой площади (новой квартиры) путем фальсификации данных о фактическом составе семьи, лицах, находящихся на иждивении военнослужащего;
  3. незаконное получение денежных средств за поднаем жилья;
  4. незаконное получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья <*>.
<*> Методические рекомендации по расследованию и квалификации преступлений, совершенных в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации от 17.12.99. С. 1.

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с такими документами, как:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 20 ноября 2003 г. N 700;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" от 4 мая 1999 г. N 487;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 6 сентября 1998 г. N 1054 (с изменениями);
  6. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 г. N 909;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" от 21 декабря 2004 г. N 817;
  8. распоряжение Правительства Российской Федерации "О перечне закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, имеющих жилищный фонд" от 1 июня 2000 г. N 752-р (с изменениями и дополнениями);
  9. Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС "Об утверждении Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт" 1989 г. N 134;
  10. Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80;
  11. Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации" от 21 апреля 1997 г. N 150 (с изменениями; фактически не применяется);
  12. Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 21 ноября 1998 г. N 517;
  13. Приказ Министерства здравоохранения СССР "Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади" 1983 г. N 330;
  14. Приказ Министра строительства Российской Федерации "Об утверждении временной методики оценки жилых помещений" 1995 г. N 17-115;
  15. Постановление Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" от 30 марта 1990 г. N 4 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6).

В зависимости от объективной стороны преступления и объекта преступного посягательства, направленности умысла виновного преступления в сфере распределения жилья в Вооруженных Силах Российской Федерации могут квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, использование заведомо подложного документа (ст. 327 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время его совершения.

В то же время ч. 1 ст. 10 УК РФ устанавливает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших преступления до вступления такого закона в силу.

Практически во всех случаях правильная квалификация деяний, совершенных до 1 января 1997 г., в части совершения мошенничеств и подлога документов осуществлялась по УК РСФСР, а в части злоупотребления служебным положением - по ст. 285 УК РФ, поскольку санкции ст. 147 УК РСФСР и ст. 285 УК РФ мягче, чем соответственно санкции ст. 159 УК РФ и ст. 260 УК РСФСР.

Что касается подделки и использования заведомо подложного документа, то здесь санкция ч. 2 ст. 327 УК РФ более мягкая в сравнении с ч. 2 ст. 196 УК РСФСР, а чч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ предусматривают более строгое наказание за аналогичные деяния, чем санкции чч. 1 и 3 ст. 196 УК РСФСР <*>.

<*> Методические рекомендации по расследованию и квалификации преступлений, совершенных в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации. С. 3.

В практике существует много случаев, когда факт незаконного получения квартиры устанавливается уже по истечении большого срока времени с момента совершения преступления. Если в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности или вследствие акта амнистии, необходимо принимать меры к добровольному возвращению незаконно приватизированной квартиры либо решать этот вопрос в гражданско-правовом порядке. В случае невозможности возвращения квартиры в натуре следует решать вопросы возмещения ущерба с учетом рыночной стоимости жилья и имевшей место инфляции.

Объект преступления - это то, на что направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления, в данном случае это могут быть в зависимости от квалификации преступления общественные отношения собственности, государственная власть и интересы государственной службы, установленный порядок управления.

Предмет преступления - это овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на объект преступления. В данном случае предметом преступного посягательства выступает жилое помещение, право собственности и иные вещные права на жилые помещения. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Это может быть жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. В соответствии со ст. 288 ГК РФ под правом собственности на жилое помещение понимается право владения, пользования и распоряжения принадлежащим собственнику жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи, а также может сдавать для проживания на основании договора.

В соответствии с требованиями ст. 81 УПК РФ незаконно полученные квартиры надлежит признавать вещественными доказательствами и предлагать суду при рассмотрении уголовного дела принимать в отношении их решения в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 81 УПК РФ.

В ходе изучения практики расследования преступлений рассматриваемой категории установлено, что только в единичных случаях незаконно полученные квартиры признаются вещественными доказательствами по делу.

Объективная сторона преступления - это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект, обладающий определенными признаками. К числу признаков объективной стороны относятся: действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект; общественно опасные последствия; причинная связь между действием (бездействием) и последствиями; способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления. В данном случае лицо - военнослужащий совершает действия, направленные на незаконное приобретение жилья или прав на него, при этом в результате его действий причиняется имущественный ущерб государству, ущемляется право на жилище других граждан-военнослужащих, которые в соответствии с законом могли получить безвозмездно в собственность жилье, но не получили в результате преступных действий этого лица, причиняется вред интересам государственной службы, подрывается авторитет органов государственной власти, вера людей в силу закона и социальную справедливость, особенно в тех случаях, когда такие преступления остаются нераскрытыми. Военнослужащий, совершающий данное преступление, уже реализовал свое право на жилье, т.е. у него в собственности или в пользовании уже имеется жилье и он совершает определенные действия, направленные на незаконное получение (покупку) новой квартиры, получение излишней жилой площади (новой квартиры) путем фальсификации данных о фактическом составе семьи, лицах, находящихся на иждивении военнослужащего, незаконное получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, незаконное получение денежных средств за поднаем жилья.

Незаконное получение жилой площади практически всегда сопряжено с обманом и злоупотреблением доверием, использованием поддельных документов, а поэтому практически во всех случаях в качестве основной и первоначальной должна рассматриваться версия о хищении имущества путем мошенничества, т.е. хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Обман предполагает как сознательное искажение истины (активный обман), так и ее умолчание (пассивный обман).

В большинстве случаев изготовления и приобретения поддельных справок о сдаче жилья эти действия представляют собой активный обман. Реже такие действия совершаются в виде пассивного обмана, т.е. когда лицо скрывает какие-либо факты о наличии у него в собственности жилья, о приобретении или продаже жилья, которое было у него в собственности.

Для правильной квалификации преступных действий, связанных с незаконным получением новых (дополнительных) квартир путем мошенничества, большое значение имеет установление следственным путем предмета преступного посягательства (какая из квартир является предметом мошенничества) и соответственно размера причиненного ущерба. Нередко прокурорско-следственные работники включают в обвинение стоимость всех приватизированных квартир либо наиболее дорогостоящую из них, что не всегда соответствует фактическим обстоятельствам дела и, как правило, влечет судебное реагирование.

О направленности умысла объективно свидетельствует факт продажи одной из квартир. Однако если уголовное дело возбуждено в связи с выявлением фактов приватизации двух и более квартир, ни одна из которых военнослужащим еще не отчуждена, то умысел надлежит устанавливать следственным путем. В такой ситуации необходимо достоверно установить намерение военнослужащего и членов его семьи об избрании постоянного места жительства, а также планировавшееся решение по распоряжению полученными квартирами.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по данному поводу предложила особо отметить, что "как мошенничество могут быть квалифицированы только преступления против собственности. В связи с этим указанная квалификация возможна лишь в случае, если преступные действия были связаны с приватизированным жильем, либо по делу доказано, что виновный при незаконных операциях по найму жилья имел цель в дальнейшем обратить его в свою собственность или иным образом распорядиться им для получения денежных средств либо других материальных благ" <*>.

<*> Методические рекомендации по расследованию и квалификации преступлений, совершенных в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации. С. 4.

Большинство хищений жилья совершается военнослужащими после перевода к новому месту службы, что создает определенные сложности для проверки достоверности представляемых справок о сдаче предыдущего жилья, особенно при проведении организационно-штатных мероприятий.

Подложная справка о сдаче жилья, с одной стороны, предоставляет военнослужащему право получения новой жилплощади, а с другой - возможность оставить в своем пользовании (собственности) ранее занимаемую квартиру.

Результаты изучения уголовных дел свидетельствуют, что наиболее часто предметом мошенничества (продажи) является прежняя квартира. Встречаются ситуации, когда военнослужащие при увольнении в запас на основании поддельных документов незаконно получают, приватизируют и продают жилье, полученное по избранному ими якобы постоянному месту жительства. В этих случаях предметом мошенничества явились дополнительно полученные квартиры.

Мошенничество считается оконченным с момента, когда виновный путем обмана или злоупотребления доверием приобретает право на имущество и имеет реальную возможность распорядиться похищенным имуществом по своему усмотрению.

Например, когда военнослужащий приобрел право на жилье, однако по независящим от него обстоятельствам реализовать свое право не сумел (дом не был построен, военнослужащий фактически не заселился в полученную квартиру и т.д.), деяние квалифицируется как покушение на преступление по соответствующим статьям УК РФ.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета. В практике встречаются случаи, когда военнослужащие, получившие и реализовавшие государственные жилищные сертификаты, продают квартиры, приобретенные таким способом, и продолжают незаконно проживать в ранее занимаемых ими квартирах. Такие военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) подлежат выселению из занимаемых ими жилых помещений. Действия таких граждан можно квалифицировать по ст. 165 УК РФ как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Также некоторые военнослужащие перед получением государственного жилищного сертификата включают в число членов семьи и иждивенцев лиц, которые с ними фактически не проживают и не имеют права на получение жилья (например, взрослые дети и их супруги), для того, чтобы приобрести квартиру большей площади, в этом случае умысел направлен на получение части квартиры (дополнительной жилой площади) или дополнительной части денежных средств от продажи данной квартиры. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Существуют случаи, когда оба супруга имеют право на получение жилья по программе "Государственные жилищные сертификаты", получают и реализуют сертификат, после чего разводятся, при этом квартира остается у одного из супругов. Один из супругов снова признается лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, оформляет необходимые документы и получает жилье по одному из оснований, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Такие действия должны квалифицироваться по ст. 159 УК РФ как мошенничество.

Незаконное получение денег за поднаем жилья совершается путем представления подложных документов, а поэтому содеянное подлежит квалификации по ст. 159 УК РФ. В зависимости от конкретных обстоятельств содеянное может дополнительно квалифицироваться по ст. 327 УК РФ.

Получение денег за поднаем жилья военнослужащим, не сдавшим квартиру по прежнему месту службы в другом населенном пункте, не образует состава преступления.

Прочие незаконные действия по получению жилья на условиях найма жилого помещения следует квалифицировать, в зависимости от конкретных обстоятельств и должностного положения виновного, как злоупотребление должностными полномочиями, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, а также подделку документов.

Незаконное получение дополнительной квартиры либо квартиры большей площади на условиях найма в зависимости от конкретных обстоятельств правонарушения может быть квалифицировано: в случае совершения этих действий должностным лицом с использованием своего служебного положения по ст. 285 УК РФ, в остальных случаях - только по ст. 327 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за изготовление и использование подложных документов.

В следственной практике органов военной прокуратуры встречаются случаи, когда должностные лица, злоупотребляя должностными полномочиями, путем подлога документов незаконно улучшают жилищные условия своих детей, а последние затем приватизируют полученные ими квартиры.

Приватизация и продажа полученного детьми военнослужащего жилья могут учитываться при квалификации его действий только в том случае, если в ходе следствия будут собраны бесспорные доказательства, свидетельствующие об умысле военнослужащего на хищение полученной жилплощади вышеописанным способом, а не на улучшение жилищных условий своих близких.

В том случае, когда военнослужащий, являющийся должностным лицом, отдает незаконный приказ (распоряжение, указание) подчиненному о совершении каких-либо действий в интересах данного военнослужащего, направленных на незаконное приобретение жилья этим военнослужащим, то такие действия квалифицируются как злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 285 УК РФ).

Согласно сложившейся судебной практике, нашедшей свое отражение в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" от 30 марта 1990 г. N 4, злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Когда в результате своих преступных действий военнослужащий получил в свою собственность конкретное дополнительное имущество, представляется, что в подобных случаях есть основания говорить о наличии в действиях виновного признаков хищения <*>.

<*> Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 2000. С. 294.

Использование подложного документа в целях незаконного получения жилой площади представляет собой одну из форм мошенничества и дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК РФ не требует. Вместе с тем, если виновный сам изготовил поддельную справку о сдаче квартиры, подстрекал либо организовал ее изготовление, его действия могут дополнительно квалифицироваться по ст. 327 УК РФ, т.е. подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования.

При подготовке к завладению путем обмана и злоупотребления доверием жилой площадью виновные лица, помимо справки о сдаче жилья, представляют и другие документы, содержащие недостоверные сведения. Однако не все из них имеют признаки документов, указанных в ч. 1 ст. 327 УК РФ, поскольку не предоставляют права и не освобождают от обязанностей.

Таким образом, по ст. 327 УК РФ могут быть квалифицированы действия, связанные с изготовлением подложной справки о сдаче квартиры; фальсификацией медицинских документов о наличии заболевания, предоставляющего право на внеочередное получение жилья либо получение дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты; внесением ложных сведений о признании того или иного родственника иждивенцем и т.д.

Военнослужащий, необоснованно удерживающий в своем пользовании несколько квартир, безусловно, причиняет Министерству обороны Российской Федерации (другому федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) ущерб, поскольку вынуждает его нести затраты на приобретение и содержание дополнительного жилого фонда либо на денежную компенсацию поднайма жилья военнослужащим, не обеспеченным жилплощадью. Однако эти обстоятельства при принятии решения о предъявлении обвинения не учитываются. Анализ положений ст. 165 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, свидетельствует о том, что рассматриваемые случаи подлежали квалификации по указанной статье.

Для вывода о наличии такого состава преступления, как хищение, основополагающим является установление факта нахождения именно в собственности военнослужащего двух и более квартир. При этом одна из них должна полностью удовлетворять потребности военнослужащего в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения (устанавливается субъектами Российской Федерации), с учетом дополнительной общей площади жилья, предоставляемого в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей (например, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

В случае если квартира, полученная преступным путем, приватизируется женой военнослужащего, это обстоятельство, как правило, не влияет на юридическую оценку его преступных действий, образующих состав мошенничества.

При решении вопроса о привлечении военнослужащего к уголовной ответственности также не должно учитываться наличие жилья вне пределов Российской Федерации, в том числе в странах СНГ.

В практике расследования преступлений в сфере распределения жилья встречаются случаи, когда отдельные военнослужащие, выслуга лет которых не предоставляет права на полную оплату стоимости жилых помещений, реализуя свое право на обеспечение жильем путем получения безвозмездной финансовой помощи, изготавливают подложные финансовые документы с завышенной стоимостью строящегося жилья. В этих случаях умысел направлен на незаконное завладение недостающей для полной оплаты приобретаемого жилья суммой денег, т.е. на хищение финансовых средств.

Субъектом преступлений в сфере распределения жилищного фонда в Вооруженных Силах Российской Федерации являются военнослужащие, обладающие в соответствии с законом правом безвозмездного получения жилья. В зависимости от формы реализации права на жилье определяется и способ совершения преступления.

Субъективная сторона преступления является внутренней сущностью преступления. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, характеризующееся виной, мотивом и целью <*>. Преступления в сфере распределения жилья в Вооруженных Силах Российской Федерации могут совершаться только с прямым умыслом, т.е. лицо осознает общественную опасность совершаемых действий, предвидит возможность наступления и желает их наступления, поскольку процесс получения жилья представляет из себя сложную процедуру, состоящую из ряда последовательных действий, направленных на получение жилья или прав на него (написание рапортов, представление различных справок и т.д.). Поэтому совершение преступлений в сфере распределения жилья в Вооруженных Силах Российской Федерации с какой-либо другой формой вины в принципе невозможно.

<*> Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. профессора Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. С. 241.

Для правильной квалификации преступления в ходе предварительного следствия необходимо своевременно и в полном объеме изъять все документы, на основании которых военнослужащему было предоставлено (приобрел в собственность) жилое помещение, путем направления запроса в соответствующие органы государственной власти, проведения выемки в указанных органах государственной власти, а в отдельных случаях - проведения обыска в целях отыскания и изъятия документов на основании которых военнослужащему было предоставлено жилье.

Также для правильной квалификации преступления необходимо истребовать (изъять) документы, на основании которых жилищной комиссией принято решение о выделении квартиры и впоследствии соответствующими органами выдан ордер (заключен договор социального найма; оформлена покупка в собственность); получить в КЭЧ (ОМИС) по прежнему месту жительства военнослужащего сведения, подтверждающие факт освобождения ранее предоставлявшейся квартиры; допросить военнослужащего, членов его семьи и иждивенцев по поводу обстоятельств сдачи прежнего жилья и получения нового; допросить членов жилищной комиссии, принимавших решение о выделении нового жилья; истребовать копии лицевых счетов, листков убытия и прибытия в подразделениях паспортно-визовой службы МВД России; получить сведения в КЭЧ и домоуправлениях о приватизации прежней квартиры, о ее стоимости (в БТИ), об уплате налога на недвижимость (в налоговой инспекции), если квартира приватизирована; установить действительное место проживания совершеннолетних детей военнослужащего, места их работы, подтверждение факта обеспечения их жилой площадью; проверить обоснованность включения родственников военнослужащего и его жены в число иждивенцев, наличие в его личном деле соответствующего приказа командования и записи в послужном списке; проверить законность и обоснованность издания командованием указанного приказа; выяснить места проживания лиц, включенных в число иждивенцев, до принятия этого решения, наличие у них в пользовании жилой площади (как находящейся в собственности, так и по договору найма) и т.д.

Назначение и производство экономических экспертиз необходимо для установления рыночной стоимости похищенного жилья, что влияет на уголовно-правовую квалификацию содеянного.

Результативность следствия по делам данной категории не превышает 20%. Основной причиной этого являются ошибки в квалификации содеянного, допускаемые при принятии решений о возбуждении уголовных дел. Зачастую уголовные дела возбуждаются при наличии обстоятельств, исключающих привлечение к уголовной ответственности (ст. ст. 24, 27 УПК РФ) <*>.

<*> Методические рекомендации по расследованию и квалификации преступлений, совершенных в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации. С. 11.

Дела данной категории представляют собой большую сложность для следователей военной прокуратуры в связи с необходимостью проведения большого количества экспертиз; выполнения большого объема других следственных действий; большими сроками следствия, что неблагоприятно сказывается на показателях данной прокуратуры; отсутствием устоявшейся судебной практики по данным делам, четкой и целенаправленной политики государства в области обеспечения жильем военнослужащих, запутанностью законодательства, многочисленными противоречиями, заложенными в нем. Этим и объясняется малая результативность следствия по делам данной категории. Думаю, что данная статья поможет многим практическим работникам в расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере распределения жилья в Вооруженных Силах Российской Федерации.