Мудрый Юрист

Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних *

<*> Prostyakov V.V. Psychological-pedagogy causes and conditions influencing the formation of deviant behavior of minors.

Простяков В.В., доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, полковник милиции.

Статья посвящена причинам и условиям, влияющим на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних. Рассматриваются разные подходы к пониманию девиантного поведения. Автор указывает на психологические особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя и приходит к выводу, что методами психологической и педагогической коррекции личности девиантного подростка можно снизить рост преступности среди несовершеннолетних.

Ключевые слова: подросток, девиантное поведение, дефекты воспитания, профилактика преступности несовершеннолетних.

The article is devoted to the causes and conditions influencing the formation of deviant behavior of minors, conciders various approaches to understanding of deviant behavior. The author points out the psychological peculiarities of personality of minor violator and makes and conclusion that the methods of psychological and pedagogical correction of personality of deviant minor can reduce the level of criminality of minors.

Key words: minor, deviant behavior, defects of education, prevention of criminality of minors.

Интерес к проблеме, связанной с девиантным поведением подростков, не случаен, потому что в России девиантное поведение растет быстрыми темпами. Увеличение числа носителей отклоняющегося поведения, умножение их видов и форм создают неблагоприятную среду для общества, преодолеть которую может оказаться делом весьма сложным.

Отклонение от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю. Появилась тенденция девиантного поведения одновременно с зарождением человеческого общества. Уже тогда общество, побуждаемое скорее инстинктом самосохранения, стремилось поставить на ее пути преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих складывающимся представлениям о правилах поведения человека как разумного социального субъекта. Такими социальными ограничениями были мифологические представления и интуитивные запреты (табу). В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие регулирующие поведение человека правила. Длительное время главным фактором служили различного рода догматы. Постепенно, по мере развития человеческого общества и совершенствования общественных отношений, развития культуры и науки, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению личности. Девиантное поведение применительно к подросткам мы рассматриваем как поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Девиантное поведение, или отклоняющееся поведение, в специальной литературе трактуется в двух смыслах. В первом случае - как поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Во втором случае - как исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

В нормах находит отражение как предыдущий опыт, так и современное восприятие обществом тех или иных социальных явлений. Будучи сгруппированными по основным нормообразующим признакам, которые регулируют поведение человека, социальные нормы подразделяются на правовые, моральные, эстетические, религиозные нормы, обычаи, традиции. В нормах выражаются утвердившиеся представления о целесообразности или нежелательности конкретных поступков людей. Каждая из них представляет комплекс взаимосвязанных между собой регуляторов поведения человека.

О девиантном поведении принято говорить преимущественно в негативном плане. Из всех форм такого поведения прежде всего выделяют наиболее опасные, наносящие вред человеку, группам и обществу в целом. Это насилие, наркомания и токсикомания, алкоголизм и пьянство, проституция, правонарушения, девиантное поведение на почве сексуальных расстройств, самоубийства. Хотя каждая форма девиантного поведения имеет собственное содержание, она связана с другими, "пресекается" с ними.

Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения преступной цели. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие тяжкие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения.

Следует отметить увеличение количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Речь идет о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, ответственности. Сюда относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм, сексуальные расстройства. Много проблем возникает с подростками, имеющими чрезмерную возбудимость, тревожность, демонстративность и т.д.

Указанные расстройства - это не тяжелые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Вопрос о подростках-правонарушителях, имеющих аномалии в психике, требует незамедлительного решения. Однако эта проблема остается практически нерешенной. В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Одну из важнейшей групп причин и условий девиантного поведения составляют факторы, связанные с отрицательным влиянием семьи подростка. Семью следует рассматривать прежде всего как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность подростка. Неблагополучная семья оказывает разлагающее воздействие на формирующуюся личность, препятствует ее нормальному развитию. У многих подростков из таких семей отсутствует чувство родительского дома, психологической защищенности в семье, желание поделиться с кем-либо из родных чувствами. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, правилам поведения, равнодушие - далеко не полный перечень внутренних установок подростка, пережившего размолвку или развод родителей, живущих в условиях пьянства, разврата, постоянных ссор, конфликтов, невежества, взаимного безразличия. Нередко конфликты в таких семьях затягиваются, что приводит к криминальным ситуациям, бродяжничеству подростков.

Большая часть конфликтов концентрируется между полюсами зависимости - независимости детей от родителей. Недостаточный учет возрастной психики этих отношений является источником многих недоразумений, острых противоречий. Подросток, который начинает активно бороться за свою независимость и встречает значительное сопротивление, может либо покориться обстоятельствам, и тогда его трудновоспитуемость связана с пассивностью, полным равнодушием, замкнутостью, беззащитностью и т.д., либо старается показать свое "Я", что часто приводит к совершению им правонарушений, уходу из дома и т.д.

Следующую группу факторов девиантного поведения составляют дефекты воспитания - недостатки дошкольного воспитания в детских садах, воспитательного процесса в школах.

Школа, как и дошкольное заведение, начинается для ребенка с учителя, воспитателя, и потому самые современные программы, учебники, технические средства не могут компенсировать душевную черствость, нетактичность, психологическую неподготовленность педагога. Отсутствие необходимого "настроя" на педагогическую работу делает ее трудной даже по отношению к благополучным учащимся. В работе с подростками наблюдается рассогласованность в постановке конкретных целей выбора средств и логики действий отдельных педагогов, что снижает потенциал не только интеллектуального, но и группового воспитательного воздействия. В школах плохо осуществляется анализ причин девиантного поведения детей и подростков, не устанавливается преемственность с дошкольным воспитанием и обратная связь с послешкольным периодом жизни. Очень часто отсутствует координация между школой и семьей, что приводит к условиям, в которых объединяются разнородные отрицательные влияния на ребенка.

К одной из специфических групп факторов девиантного поведения следует отнести отношения подростков с окружающими людьми в часы досуга. Общий объем свободного времени у подростков достаточно велик (особенно у "трудных" подростков), однако бессодержательное его использование, бесконтрольность порождают часто примитивные формы досуговой деятельности, превращают свободное время из потенциального фактора развития личности в фактор его социальной деградации. Этому способствует плохая организация досуга со стороны органов и организаций, призванных работать с подростками.

На формирование личности несовершеннолетних правонарушителей также влияет вовлечение их в преступную деятельность. Рост преступности несовершеннолетних во многом обусловлен криминогенным влиянием на них взрослых, ранее судимых или несудимых, родственников, а в некоторых случаях даже собственных родителей.

К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную работу с подростками, прекратили существование многие общественные организации, которые вели профилактическую работу с детьми и подростками. Существенные недостатки имеются в деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает, однако, фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Указанные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.