Мудрый Юрист

Понятие "качество товара" на примере молока и молочной продукции

И.С. ИВАНОВ

Иванов Иван Степанович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Астраханского филиала Международного юридического института, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Филиала ГОУ ВПО "СГАП" в городе Астрахани.

Подходы к определению понятия "качество товара"

Качество - понятие сложное. В первом приближении - это совокупность свойств предмета. Молоко белое, кефир кисловатый, а сыр твердый. Дополнительно потребителем могут быть предъявлены требования полезности, сохранности, жирности. Все сказанное близко к тому, как понимают качество философы - то, благодаря чему один предмет отличен от другого, имеет определенность. Само же качество зависит от структуры предмета и его количества. Экономическое понимание связано со способностью товара удовлетворять потребности (оправдывать ожидания) потребителя и отвечает на вопрос: готов ли потребитель платить за данный товар? Следовательно, в основе понятия качества лежит две характеристики: состав и потребительские свойства. Первая может быть установлена объективно путем документального закрепления описания товара и последующего сопоставления, но вторая - потребительские свойства - кроется в сознании и жизненном опыте каждого и далеко не всегда может быть сформулирована в нормах права.

Гражданское законодательство РФ (ст. 469 ГК РФ, ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей") учитывает обе стороны и закрепляет требования к качеству товара в следующих постулатах:

  1. если существуют обязательные нормативные требования к качеству товара, либо его образец или описание, продавец отвечает за соответствие товара указанным требованиям, образцу или описанию (думается, речь здесь идет о составе в самом широком смысле этого слова);
  2. качество товара должно соответствовать договору купли-продажи, в том числе когда стороны установили повышенные требования к качеству по сравнению с обязательными (требование имеет отношение и к составу, и к потребительским свойствам);
  3. продавец отвечает за пригодность товара к использованию в обычных целях либо в тех целях, о которых поставил его в известность покупатель при заключении договора (цель характеризует потребительские свойства товара).

Термины, относящиеся к качеству, определены в нормативно-правовом акте под названием "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО 9000-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 470-ст), далее по тексту - Системы. В соответствии с п. 3.1 Систем помимо собственно качества (quality) имеют отношение к нему такие термины, как: "требование" (requirement), "градация" (grade), "удовлетворенность потребителей" (customer satisfaction), "возможности" (capability), "компетентность" (competence). Системы определяют качество как степень соответствия присущих характеристик требованиям. Далее раскроем содержание понятий "характеристика" и "требование".

Характеристика (characteristic) - отличительное свойство, присущее (то есть имеющееся постоянно) или присвоенное, качественное или количественное, разделенное на классы: физические (например, механические, электрические, химические или биологические характеристики), органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом), этические (например, вежливость, честность, правдивость), временные (например, пунктуальность, безотказность, доступность), эргономические (например, физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека), функциональные (например, максимальная скорость самолета).

Требование (requirement) согласно Систем п. 3.1.2 - это потребность или ожидание, которое установлено (в документе), обычно предполагается (общепринятая практика) или является обязательным. Требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.

Качество может характеризоваться как плохое, хорошее или превосходное.

Градация (grade) - это класс, сорт, категория или разряд, соответствующий различным требованиям к качеству продукции, имеющей то же самое функциональное применение (п. 3.1.3 Систем), удовлетворенность потребителей (customer satisfaction) - восприятие потребителями степени выполнения их требований (п. 3.1.4). Общим показателем низкой удовлетворенности могут быть жалобы потребителей, однако отсутствие жалоб не доказывает высокую удовлетворенность. Согласование с потребителями и выполнение их требований не обязательно обеспечивает их высокую удовлетворенность. Содержание терминов "возможности" (capability) и "компетентность" (competence) раскрывается в п. п. 3.1.5 и 3.1.6 Систем.

Интересны мнения рядовых граждан о том, что понимать под качеством товара. Собственное социологическое исследование (опрошено 60 студентов юридического вуза в возрасте от 17 лет) показало, что качество товара помимо вышеназванных связывается с такими характеристиками, как: соответствие товара рекламе; удобство; его цена, которая тем выше, чем лучше качество; исправное состояние; чистота сырья; безопасность; натуральность; внешний вид; вес; свежесть; наличие товарного знака, срока годности или срока службы; состояние упаковки. Были даны и довольно емкие, по сути, верные определения, например, "качество товара - это совокупность всех свойств товара, соответствующая ГОСТу", "совокупность всех полезных свойств товара", "свойств, отвечающих требованиям законодательства".

Так или иначе, позиции перечня действительно характеризуют понятие "качество товара", но трудно согласиться с тем, что качество может выражаться в соответствии товара рекламе. Реклама, в том числе молока, молочных продуктов, - особый вид информационных технологий манипуляции человеческим сознанием, главная цель которых - коммерческое продвижение товара, то есть сбыт. В отличие от объективных характеристик товара, реклама опирается на стереотипы восприятия целевой аудитории, учитывает инстинкты и ценности, на что в итоге и воздействует. Реклама не описывает товара, не рассказывает о нем, а решает другую задачу - пробудить и поддерживать интерес потребителя, то есть пробудить и поддерживать спрос на товар (бренд). Невозможность идентифицировать товар на основе рекламной информации связана с тем, что язык рекламы - это язык ассоциаций, не имеющих отношения к объективному описанию продукта. Так, например, в фото- и видеорекламе молока используются следующие ассоциативные связи: "белая полоса", "домик в деревне" (образы счастья), "красивая женщина в белом/в ванне с молоком/с полоской от молока над верхней губой" (половой инстинкт), "вражда и мир" (любовь к жизни) и др., а также ряд параллельных ассоциаций.

Сказанное подтверждается положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О рекламе", в ч. 2 ст. 2 которого установлено, что он не распространяется в частности:

Определение, содержащееся в ст. 3 Федерального закона "О рекламе", гласит: "Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (выделено мной - И.И.), адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке". Суммируя вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать: соответствие или несоответствие товара рекламе не может служить ни показателем, ни критерием его качества.

Таким образом, в понятии "качество товара" сплетены интересы всех участников рынка. С экономической точки зрения в качестве отражаются условия неписаного соглашения между продавцом и покупателем, по которому первый выставляет товар с конкретными характеристиками на продажу по конкретной цене, а второй готов платить за него установленную цену. С одной стороны, качество материально, поскольку объективно существующие свойства товара могут быть подвергнуты анализу, что подтверждается положениями вышеупомянутого стандарта, Гражданского кодекса и Закона "О защите прав потребителей". С другой стороны, в качестве присутствует и элемент субъективности, те самые "ожидания потребителей", от которых зависит принятие решения о покупке.

Критерии качества молока и молочной продукции

Гражданский кодекс РФ и Закон "О защите прав потребителей", оперируя понятиями "качество", "ненадлежащее качество", "недостатки товара", "информация о товаре" и рядом других понятий и терминов, имеющих прямое отношение к качеству, отсылают правоприменителя к специальному законодательству, устанавливающему обязательные требования к качеству товара, договору или конкретному соглашению между продавцом и покупателем о целях использования приобретаемого товара.

Система разработки, принятия, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к качеству (и не только) производимой продукции (и не только), а также оценка соответствия в Российской Федерации строится в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании". Обязательные для применения и исполнения требования к продукции устанавливаются техническим регламентом - документом, принимаемым в той или иной правовой форме. В отношении молока и молочной продукции указанный нормативный документ принят в форме федерального закона.

Технический регламент принимается только в целях, закрытый перечень которых установлен статьей 6 Федерального закона "О техническом регулировании", - преимущественно для обеспечения безопасности продукции. Если исходить из понятия качества, рассмотренного выше, то нормы технического регламента о качестве принимаются для "предупреждения действий, вводящих приобретателей в заблуждение" (абз. 4 ч. 1 указанной статьи).

Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Регламент) установил ряд требований, правил и описаний, среди которых понятие качества характеризуют:

Принимая во внимание, что оценка качества производится не только документально (объективная форма), но и каждым конкретным потребителем (субъективная форма), непосредственное отношение к понятию качества будут иметь установленные Регламентом требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов.

Отсюда и два критерия, по которым может происходить оценка качества молока и молочной продукции: объективный, основанный на сопоставлении оцениваемого продукта с требованиями и описаниями, содержащимися в Регламенте, и субъективный, основанный на житейском опыте, фактической информированности, финансовых возможностях и нуждах отдельно взятого потребителя. Указанные обстоятельства и причины далеко не всегда предопределяют выбор потребителя в сторону полезности продукта. Один качественный с точки зрения Регламента продукт может быть менее или более полезен для человека, чем другой. Например, стерилизованное молоко (продукт, разрешенный Регламентом) со сроком хранения до полугода, характеризуется тотальным уничтожением микрофлоры, следовательно, уменьшением полезности. Молоко со сроком хранения до 5 дней, напротив, содержит полезную микрофлору, витамины и ферменты. И тот, и другой продукт при соблюдении всех установленных требований при соответствии их Регламенту следует признать качественными. Молоко длительного хранения востребовано определенной группой покупателей не по причине полезности, а именно в виду неприхотливости, которая выгодно (субъективный критерий) отличает его от молока, не прошедшего стерилизацию (подробнее см. об этом публикацию "Подводные камни молочных рек" на сайте Управления Роспотребнадзора по Владимирской области // URL: http:// www.33.rospotrebnadzor.ru/ index.php?option= com_content&view= article&id= 107:2010-06-17-08-54-49&catid= 111:2010-05-04-05-15-10&Itemid= 41, дата обращения: 25.02.2011).

Описание объектов технического регулирования содержится в статье 4 Регламента "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе". Статья разбита на 109 пунктов-понятий, в числе которых "цельное молоко", "йогурт", "молочный жир", "продукт переработки молока сублимированный" и т.д. В определениях фигурируют такие признаки понятий (конкретных видов продуктов), как: технология производства, компоненты (в т.ч. молочные или немолочные, заквасочные микроорганизмы и т.п.), массовая доля жира, необходимость или недопустимость термической обработки и др. Органолептические показатели продуктов переработки молока - внешний вид и консистенция, вкус и запах, цвет - содержатся в Приложении 11 к Регламенту. Тем самым закон определил критерии, по которым качественные характеристики товара могут быть установлены с помощью органов чувств. Например, однородная непрозрачная жидкость, в меру вязкая, белого цвета с кремовым оттенком, равномерным по всей массе, имеющая сладковато-солоноватый привкус, является питьевыми сливками. Однородная тягучая жидкость, молочно-белого равномерного цвета, с чистым кисломолочным, слегка острым вкусом - это ацидофилин.

Помимо описания, содержащегося в статье 4 Регламента и органолептических показателей, объективным мерилом качества являются физико-химические и микробиологические показатели идентификации продуктов переработки молока, представленные в Приложении 12.

Соотношение качества и безопасности товара

Мнения о соотношении понятий "качество" и "безопасность" высказываются разные. В сознании некоторых граждан (результаты опроса см. выше) эти понятия тождественны. Среди экспертов бытует мнение, что качество, будучи субъективной категорией, не имеет никакого отношения к обязательной сертификации. Последняя, считают они, производится исключительно для удостоверения безопасности товара (Богатов М. Что такое качество? // URL: http:// www.rostest.ru/ publish/ detail.php?ELEMENT_ID=162, 07.07.2009. Дата обращения: 19.02.2011).

С юридической точки зрения в отношении того же молока и молочной продукции нельзя согласиться ни с тем, ни с другим. Обязательная сертификация, равно как добровольная, и декларирование соответствия являются формами подтверждения соответствия молока и продуктов его переработки требованиям всего Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (ст. 29), а среди этих требований, как было показано выше, присутствуют и требования к качеству.

Соотношение рассматриваемых понятий показывает статья 1 Федерального закона от 02.01.2009 N 29-ФЗ (ред. от 22.12.2008) "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Качество пищевых продуктов, гласит девятый абзац, - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Безопасность пищевых продуктов, написано в следующем абзаце, - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Следовательно, качество в соотношении с безопасностью и в отличие от последней является отражением необходимости продукта человеку, в то время как безопасность - показатель безвредности. Из определений также вытекает, что любой опасный товар некачественный.

Из положений ст. 15 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" следует, что качественные пищевые продукты удовлетворяют физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, а также отвечают обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей. Безопасные - соответствуют установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Ряд статьей Технического регламента на молоко и молочную продукцию содержат только требования к безопасности, например, статья 5 "Требования к безопасности сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок" или статья 10 "Требования к организации мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования". Регламент называет разновидности безопасности - микробиологическую, химическую, радиологическую, экологическую.

Однако, на наш взгляд, соотношение понятий качества и безопасности на примере молока и молочной продукции заключается в их взаимообусловленности: установленные требования в итоге гарантируют как безопасность, так и качество получаемой продукции. Эти требования сопровождают пищевые продукты на протяжении всего жизненного цикла до момента продажи: при разработке и постановке на производство; при работе с сырьем и материалами; при расфасовке, упаковке и маркировке; хранении и перевозках; реализации (см., соответственно, ст. ст. 16 - 20 Закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). Конкретный перечень указанных требований содержится в санитарных правилах и нормах (СанПиН), государственных стандартах (ГОСТ), принимаемых в соответствии с ними технологических инструкциях, а также указаниях уполномоченных органов исполнительной власти. Рассмотрим некоторые, относящиеся к молоку и молочной продукции.

СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы - нормативный документ, утвержденный Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 N 23. Правилами установлены гигиенические требования к производству и лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества. Предусмотрены требования к выбору территории под строительство предприятий молочной промышленности, размещению производственных цехов, бытовых помещений, устройству системы водоснабжения, а также к освещению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха и так далее, включая порядок проведения дезинсекции и дератизации.

Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия. ГОСТ Р 52090-2003 - нормативный документ, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.06.2003 N 219-ст, в ред. от 09.12.2008. Распространяется на упакованные в потребительскую тару после термической обработки или термообработанные в потребительской таре питьевое молоко, изготовляемое из коровьего сырого молока и/или молочных продуктов, а также молочный напиток, изготовляемый из сухого молока и воды с добавлением или без добавления коровьего сырого молока и/или молочных продуктов, предназначенные для непосредственного употребления в пищу. Содержит требования к органолептическим характеристикам, нормы физико-химических показателей, требования к сырью, список допустимых добавок, правила маркировки, упаковки, приемки, методы контроля и т.д.

Среди документов распорядительного характера можно выделить письмо Департамента здравоохранения города в Москвы от 1 апреля 2008 г. N 41-18-479, содержащее конкретные указания по транспортировке молока и молочных продуктов: использовать рефрижераторы и машины с изотермическими кузовами, не перевозить молочные продукты вместе с сырыми продуктами, полуфабрикатами, а также в транспорте, на котором ранее перевозились ядохимикаты, бензин, керосин и другие сильнопахнущие и ядовитые вещества и т.д.

В настоящее время действуют и другие нормативные документы, содержащие требования к качеству и безопасности молока и молочных продуктов:

Неразрывная связь (но не совпадение) понятий качества и безопасности молока и молочной продукции усматривается в иных нормах и самой системе действующего законодательства: