Требования к оформлению почерковедческого исследования подписных листов избирательной кампании *
<*> Belkin A.R., Pakhomov A.V. Requirements to formalization of handwriting research of signed lists of election company.Белкин Анатолий Рафаилович, генеральный директор Института независимых исследований, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН.
Пахомов Александр Викторович, эксперт-криминалист, кандидат юридических наук.
В продолжение темы о почерковедческом исследовании подписных листов избирательной кампании (Антонов О.Ю. Исследование подписей в подписных листах // Судебная экспертиза. 2008. N 3).
В статье рассмотрены правовые вопросы проведения процедуры сбора подписей при проведении выборов, а также результатов экспертного исследования и соблюдения официальных требований.
Автор приходит к выводу о том, что использование упрощенной формы для оформления результатов проверки подлинности подписных листов не только противоречит законодательству, но и может стать причиной исключения результатов исследований.
Ключевые слова: государство, право, законодательство, избирательное право, кандидат, процедура по сбору подписей.
The article considers legal issues of conducting the procedure of signatures collection during elections and also results of expert research and compliance with official requirements.
The author makes a conclusion that the use of simplified form for formalization of results of verification of authenticity of candidacy lists does not only contradict the legislation but also may become the reason for exclusion of results of research.
Key words: state, law, legislation, election right, candidate, procedure of signature collection.
Конституцией Российской Федерации закреплен принцип, согласно которому демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Непосредственно процедура волеизъявления граждан в ходе выборов определяется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон), а также иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемых в Российской Федерации.
Особенностью российской избирательной системы, а также проведения референдумов является требование нормативных правовых актов о проведении предварительной процедуры по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), в поддержку инициативы проведения референдума (ст. 14, 34, 37, 38 Закона). Для назначения референдума данная процедура является безальтернативной, тогда как для выдвижения кандидата (списка кандидатов) существуют и другие процедуры к регистрации: внесение избирательного залога, решение политической партии, избирательного блока. При этом сбор подписей является одной из наиболее часто осуществляемых процедур в избирательных кампаниях.
Законом (ст. 37) предусмотрено количество подписей, необходимое для начала избирательной кампании или инициативы проведения референдума. Так, для регистрации кандидатов (списков кандидатов) количество подписей не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. В поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо собрать, не может превышать 2% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума.
Обязательной процедурой регистрации кандидатов или назначения референдума является в том числе проверка оформления подписных листов и достоверности подписей избирателей, участников референдума <1>. При этом проверке могут подлежать как все представленные подписи, так и часть этих подписей, но не менее 20% от установленного законом необходимого количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (ч. 3 ст. 38 Закона). Таким образом, количество подписных листов, подлежащих проверке, может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч.
<1> В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона "установление достоверности подписи избирателя, участника референдума методом опроса запрещается".К осуществлению проверки подлинности привлекаются эксперты-почерковеды, как правило, эксперты МВД России. Привлечение экспертов данного ведомства обусловлено не только доверием к профессионализму экспертов МВД России, но и правовой составляющей, так как в соответствии с Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России (приложение к Приказу МВД России от 11.01.2009 N 7) одной из функций экспертно-криминалистических подразделений МВД России является "оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав" (п. 4.9).
Так как Законом установлено, что подпись и дату ее внесения избиратель или участник референдума ставят собственноручно (ч. 8 ст. 37), то непосредственными объектами почерковедческого исследования являются подпись и дата в виде цифровой либо буквенно-цифровой записи. При этом неподлинной является подпись (запись), выполненная от имени одного лица другим лицом.
Почерковедческое исследование подписных листов, безусловно, является сложной и трудоемкой задачей, это обусловлено рядом факторов:
- краткие сроки проведения исследований <2>;
- многообъектный характер исследования;
- небольшой объем рукописных объектов, который обусловливает их низкую информативность;
- непригодность значительной части подписей для идентификации в связи с их краткостью и простотой;
- непривычные условия выполнения рукописных объектов и др. <3>.
Перечисленные факторы, конечно, оказывают влияние на эффективное почерковедческое исследование, однако, на наш взгляд, наиболее принципиальным моментом, препятствующим цели экспертного исследования, является существующая практика оформления результатов исследований подписных листов, которая часто не соответствует требованиям нормативных актов и может стать причиной исключения результатов исследований из источников доказательств при дальнейшем рассмотрении их в суде, которые, как правило, рассматривают материалы о подделке подписных листов в период проведения избирательной кампании.
Непосредственно в Законе не оговаривается форма оформления результатов исследований, однако она предусмотрена иными федеральными законами, а также приказами. Так, например, данное требование закреплено в Законе г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Кодекс), в ч. 6 ст. 37: "Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей..."
Именно на основании норм данного Кодекса проходили, к примеру, недавние (11 октября 2009 г.) выборы депутатов Московской городской Думы. Однако результаты исследований подписных листов экспертами МВД России оформлялись справкой об исследовании. Такую форму, возможно, и следовало бы рассматривать допустимой, так как выделенное нами выше положение Кодекса можно было бы трактовать не буквально как форму (заключение эксперта), а как некий результат, характер деятельности (заключение, умозаключение, вывод, решение). Но в Наставлении по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России четко прописано, что "результаты проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей оформляются в форме заключения, которое подписывается сотрудником ЭКП, проводившим исследование предоставленных в его распоряжение материалов" (п. 15).
Кроме того, согласно Наставлению по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России справкой об исследовании могут оформляться только результаты исследований, которые проведены по письменным заданиям руководителей (заместителей руководителей) оперативных подразделений либо на основании письменных поручений органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа <4>. То есть в числе субъектов, по обращениям которых результаты исследований могут оформляться справкой, нет избирательных комиссий, так как, как было указано, по их обращениям исследования должны оформляться в форме заключения эксперта.
<4> Данное требование закреплено в Наставлении в разделе III "Порядок организации экспертно-криминалистической деятельности по применению экспертно-криминалистических средств и методов в оперативно-розыскной деятельности" и в разделе IV "Участие сотрудников ЭКП в качестве специалистов в проверке сообщений о преступлениях.Рассмотрим различие указанных форм результатов экспертного исследования и то, насколько оправданно несоблюдение официальных требований.
Требования к содержанию справки об исследовании регламентируются Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, содержание заключения эксперта регламентируется различными нормативными правовыми актами, в том числе УПК РФ (ст. 204), ГПК РФ (ст. 86), КоАП РФ (ст. 26.4), АПК РФ (ст. 86), Таможенного кодекса РФ (ст. 379), Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (ст. 25), в обобщенном виде изложены в Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение к Приказу МВД России от 29.06.2005 N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации").
Представим требования к содержанию данных форм оформления хода и результатов исследования в виде таблицы.
N | Требования к | Требования к содержанию заключения эксперта |
1. | - | сведения об экспертном учреждении или |
2. | - | дата, время и место проведения экспертизы, |
3. | должность, фамилия и | сведения об эксперте - фамилия, имя и |
4. | - | основания производства экспертизы - вид, |
5. | - | сведения об органе или лице, назначившем |
6. | - | предупреждение или сведения о предупреждении |
7. | - | данные о лицах, присутствовавших при |
8. | описание упаковки | объекты исследований и материалы, |
9. | вопросы, поставленные | вопросы, поставленные перед экспертом или |
10. | - | обстоятельства дела, имеющие значение для |
11. | сведения о разрешении | сведения о ходатайствах эксперта о |
12. | - | содержание этапов исследования с указанием |
13. | - | сведения о примененных методиках, которыми |
14. | - | цели, условия и результаты проведенных |
15. | ответы на поставленные | оценка отдельных этапов исследования, анализ |
Очевидно, что справка об исследовании не соответствует требованиям, предъявляемым к заключению эксперта, и не может его заменить.
Использование такой упрощенной формы для оформления результатов проверки подлинности подписных листов не только противоречит законодательству, но и может стать причиной исключения результатов исследований, оформленных справкой из доказательств, так как "при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона" (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, при оформлении результатов исследований подписных листов эксперт-почерковед должен руководствоваться Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого проводятся выборы, а эксперты МВД России, кроме того, и Наставлением по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России, в соответствии с требованиями которого исследование подписных листов должно оформляться только в форме заключения эксперта.