Мудрый Юрист

Адвокат и сми применение средств массовой информации в адвокатской деятельности

Владимир Сергеев, доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарно-экономического института, адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Москвы.

Этот материал не претендует на открытие новых форм адвокатской деятельности. В нем не будет также каких-либо сенсационных заявлений относительно способов защиты граждан от произвола и беззакония. Однако выбор данной темы обусловлен именно нестандартным отношением как к самой адвокатской деятельности вообще, так и к применяемой в процессе оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям такой формы публичного воздействия, как размещение материалов юридической тематики в средствах массовой информации.

Публицистическая деятельность - одна из проверенных временем форм, которая сопутствует адвокатской деятельности. Нужно признать, что это довольно сложный, противоречивый и не всегда эффективный инструмент в борьбе за права человека. Я бы назвал его сугубо индивидуальным приемом работы каждого адвоката, а поэтому совершенно не призываю копировать мой опыт один к одному и применять в адвокатской деятельности к месту и не к месту. Во всем нужны здравая логика, чувство меры, тактическая целесообразность, а также учет множества других необходимых факторов и нюансов.

Если уж вы решили привлечь на свою сторону СМИ, необходима глубоко продуманная тактика сотрудничества с журналистами, соответствующий план действий и хорошее знание методики применения печатного или устного телевизионного (радийного) слова. В противном случае гарантирован неуспех дела или даже всевозможные судебные или иные неприятности, разборки, публичные опровержения, иной неблагоприятный исход.

Именно для таких случаев, когда печатное или устное слово в СМИ представляется вам как самый уместный и необходимый аргумент в юридическом споре, и предназначен данный материал.

Известно, что чем цивилизованнее общество, чем больше в нем гражданского заряда и содержания, тем более важную роль в нем играют средства массовой информации.

В нынешней России, где отсутствует и гражданское общество, и необходимая социальная зрелость населения и где сознанием людей безраздельно правят не установившиеся здоровые традиции общения власти с народом, в т.ч. традиции общественного контроля за властью, а всевозможные политические, идеологические, социоправовые манипуляции чиновничества, средства массовой информации зачастую служат властным государственным и/или частным структурам, чьи интересы эта власть выражает.

В этой ситуации использование СМИ оказывается не всегда эффективным. Более того, нередко СМИ, применяемые в качестве "грязных технологий", используются в клановой борьбе, дезинформации населения, нечестных политических играх, черных пиар-кампаниях и прочих акциях, вольными или невольными участниками которых становятся авторы публикаций в этих СМИ, в том числе нередко и адвокаты.

Однако это вовсе не означает, что позитивная роль средств массовой информации сегодня вообще сведена к нулю. Даже в нынешней обстановке СМИ способны оказать неоценимую помощь в решении тех или иных частных вопросов морали, нравственности, права. Обращение к СМИ не всегда приводит к желаемому исходу, но всегда показывает, что тот, кто к ним обращается, стремится к положительному результату. Обращение человека в СМИ как бы говорит нам, что он не пассивен в поиске истины и справедливости, он не сдается под ударами судьбы, он борется.

Исходить здесь надо из предположения, что не все же у нас в стране, в конце концов, продано, пропито, прогнило, ведь есть же и здоровые, добропорядочные силы, осталось понимание справедливости, чести, благородства, осталась человеческая солидарность в борьбе со стихией (а правовой произвол - это тоже стихия), в людях еще есть праведный гнев, непринятие зла и беззакония.

Однако, к сожалению, граждане не всегда правильно взаимодействуют со СМИ, заведомо ставя перед собой и ими или невыполнимые задачи, или иные цели, достижение которых не связано напрямую с качеством, остротой и объективностью публикаций. Нередко приходится слышать приблизительно такие слова: "Ну и что, написали статью в газету, а толку нет никакого: все осталось по-прежнему!". Это почти то же самое, что сказать о действиях адвоката, защищавшего, например, убийцу: "Ну и что, наняли адвоката, а Петька все равно в тюрьму загремел!"

А поэтому хотел бы сообщить, что сами по себе СМИ, обращение к ним, публикации в них, какими бы праведными и объективными они ни были, не могут в целом решить той или иной социально-нравственной или правовой задачи. Они лишь акцентируют внимание общественности к той или иной проблеме, помогают пробуждать в людях положительные заряды энергии, мобилизовывать их на преодоление и решение проблемы другими способами.

Вместе с тем следует иметь в виду, что СМИ станут эффективной точкой опоры, если их применение не будет формальным. Как и всякое общественное явление, действия СМИ по тому или иному делу имеют свои закономерности, и обращение к ним должно быть более-менее грамотным, учитывающим эти закономерности.

Применение средств массовой информации в адвокатской деятельности может осуществляться в двух формах:

  1. "Пишу (говорю) сам". Эта форма характеризуется тем, что адвокат самостоятельно выступает в той или иной газете, журнале, на телевидении, радио. Практика знает немало случаев, когда адвокаты состоят в журналистских, писательских или иных творческих союзах и используют их трибуну, отражая наряду с общественным интересом также и проблемы собственных дел по защите (представительству) своих клиентов. Ни с точки зрения профессиональной этики журналиста, писателя, ни с точки зрения адвокатской этики в этом нет ничего предосудительного, лишь бы не нарушались иные морально-этические и нравственно-правовые корпоративные нормы.

Адвокат может прибегать к СМИ и публиковать в них свои произведения и не состоя в том или ином союзе.

  1. "Пишут (говорят) обо мне". Эта форма характеризуется сотрудничеством адвоката с конкретным журналистом или средством массовой информации, которое самостоятельно на основе предоставленных адвокатом материалов публикует информацию о том или ином деле, клиенте, событии, факте.

Эффективность применения СМИ в адвокатской деятельности, как правило, достигается при:

Только соблюдение всех вышеназванных компонентов позволит вам использовать СМИ как дополнительное "оружие" в адвокатской деятельности.

Какие же цели ставит адвокат при применении СМИ в адвокатской деятельности?

I. Основные:

II. Дополнительные (диктуются характером конкретного дела):

III. Комбинированные цели.

При комбинированной целевой установке возможна постановка двух и более из вышеназванных целей в зависимости от характера дела и конкретных обстоятельств защиты (представительства) гражданина или организации.

Публикации в СМИ в зависимости от поставленных адвокатом целей, а также по характеру описываемых (освещаемых) событий и глубине аналитического исследования обстоятельств дела (личности доверителя адвоката) подразделяются на:

Принципы использования адвокатом средств массовой информации:

Жанры журналистики, применяемые в адвокатской деятельности:

Юридические особенности применения СМИ регламентируются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 21 июля 2005 г). К рассматриваемому вопросу имеют отношения следующие нормы Закона: ст. ст. 4, 38, 39, 41, 43, 46, 47, 49, 51, 52, 56 - 60, 61, 62.

В любом случае нужно иметь в виду, что механическое использование предложенных мною схем едва ли приведет к желаемому результату. Отношения адвоката и СМИ требуют не только системного подхода, но и творчества с обеих сторон. В позитивном сотрудничестве и взаимодействии рождаются информационные и аналитические материалы, которые, с одной стороны, удовлетворяют редакцию и читателей, а с другой - способствуют достижению целей адвоката.