Мудрый Юрист

К вопросу о порядке рассмотрения сообщения о преступлениях по делам экстремистской направленности таможенными органами *

<*> Alpeeva M.A. On the issue of procedure of consideration of information on crimes on the cases of extremist character by customs agencies.

Алпеева Марина Александровна, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ГОУ ВПО "Российская таможенная академия".

В статье автором анализируется порядок рассмотрения сообщения о преступлениях экстремистской направленности, выявляемых таможенными органами как органами дознания в процессе осуществления своих функций.

Ключевые слова: экстремизм, органы дознания, таможенные органы, возбуждение уголовного дела.

The author of the article analyses the procedure of consideration of information on crimes of extremist character detected by the customs agencies as agencies of inquiry in procedure of effectuation of the functions thereof.

Key words: extremism, agencies of inquiry, customs agencies, initiation of criminal case.

Таможенные органы, являющиеся в соответствии с УПК РФ органами дознания, наделены правом осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, относящимся к их подследственности, а также возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие, т.е. относящимся к их подведомственности. В п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ закреплено, что к подследственности таможенных органов отнесено производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 "Контрабанда" и ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей" УК РФ. А п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенным органам как органам дознания также предоставлено право возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия в случаях выявления признаков преступлений, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 ст. ст. 188, 189, 190 и 193 УК РФ.

В процессе осуществления своей функциональной деятельности таможенные органы могут выявлять признаки и иных, помимо вышеуказанных, преступлений, в том числе непосредственно экстремистской направленности.

При этом возможны различные варианты действий таможенных органов. Во-первых, обнаруженные преступления экстремистской направленности могут подпадать под признаки составов преступлений, относящихся к подследственности таможенных органов или к группе преступлений в сфере таможенного дела, по которым предварительное следствие обязательно и по которым таможенные органы вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия.

Во-вторых, в процессе расследования общественно опасных деяний, отнесенных к уголовно-процессуальной компетенции таможенных органов, могут быть выявлены признаки преступлений непосредственно экстремистской направленности, образующих совокупность с ними. При установлении данного обстоятельства материалы, имеющие отношение к совершенным или подготавливаемым преступлениям в сфере таможенного дела, вместе с материалами по иным противоправным деяниям, собранные должностными лицами таможенной службы, передаются компетентным правоохранительным органам по подследственности.

В-третьих, признаки выявленных преступлений могут относиться только к иным преступлениям экстремистской направленности, расследование которых не входит в уголовно-процессуальные полномочия таможенных органов. В этом случае таможенные органы могут проводить лишь доследственную проверку поступивших к ним сообщений о преступлениях экстремистской направленности с последующим направлением материалов по подследственности.

Следует отметить, что во всех указанных случаях для того, чтобы признать имеющиеся данные к возбуждению уголовного дела достаточными, должна проводиться проверка сообщений о преступлениях <1>, в том числе и в последнем, хотя бы для того, чтобы установить, что выявленное общественно опасное деяние не входит в уголовно-процессуальную компетенцию таможенных органов и отнесено к компетенции других органов расследования, что требует предварительного анализа и правовой оценки содеянного. Поэтому необходимо рассмотреть порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов по проверке указанных обстоятельств, так как именно здесь наиболее полно реализуется комплекс имеющихся у таможенных органов как органов дознания уголовно-процессуальных полномочий по раскрытию и пресечению преступлений экстремистской направленности, независимо от их подследственности.

<1> См.: Курс уголовного судопроизводства: Учебник / Под ред. В.А. Михайлова: В 3 т.: Досудебное и судебное производство. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. Т. 2. С. 20.

Некоторые ученые, к примеру М.А. Петуховский, считают, что "предварительную проверку заявлений или сообщений о преступлении могут производить только те государственные органы и должностные лица, которые правомочны принимать по ним решения" <2>. Но, как указано выше, сотрудниками таможенных органов тем не менее могут быть выявлены признаки преступлений, не только отнесенных законом к их процессуальной компетенции, но и других. Поэтому нельзя во всех случаях согласиться с указанным выше утверждением, так как тогда деятельность таможенных органов в случае получения сведений о совершении деяния, содержащего признаки преступления, не относящегося к их компетенции, будет исчерпываться принятием, регистрацией сообщения о преступлении и направлением его "по подследственности". Иные же действия они совершать не вправе, что влияет на качество расследования этих уголовно наказуемых деяний другими компетентными органами.

<2> Петуховский М.А. Возбуждение уголовных дел о преступлениях, совершаемых осужденными в ИТУ: Учебное пособие. Рязань: НИиРИО РВШ МВД СССР, 1977. С. 49 - 50.

Полагаем, что проверка выявленных должностными лицами таможенных органов признаков преступлений экстремистской и смежной направленности, независимо от подследственности, может быть проведена законно и полноценно в соответствии с УПК РФ.

Порядок возбуждения любого уголовного дела, приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, принятия уголовного дела к своему производству в таможенных органах РФ осуществляется в соответствии со ст. ст. 140 - 145 УПК РФ и ведомственными актами. Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ. Такими поводами служат заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. А основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Как правило, в большинстве случаев таможенные органы получают сообщения о преступлении от должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, либо производящих расследование дел об административных правонарушениях, либо других структурных подразделений и иными способами. Сообщения о преступлениях экстремистского характера также не исключение.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ проверка сообщений, заявлений о преступлениях осуществляется в определенные, ограниченные по времени, сроки: трое суток с момента их поступления составляют общий срок, но он может быть продлен до десяти суток начальником органа дознания по ходатайству дознавателя, а в случае необходимости проведения документальных проверок или ревизий, исследования предметов, привлечения специалистов данный срок продлевается прокурором до тридцати суток.

При получении сообщения о совершении преступления экстремистского характера оно поступает к начальнику таможенного органа, который является начальником органа дознания, либо к его заместителю по правоохранительной работе. Затем информация о признаках противоправного деяния (в том числе экстремистской направленности) направляется дознавателю, управомоченному или уполномоченному на производство дознания начальником органа дознания, или начальнику подразделения дознания, который поручает дознавателю проверку указанных сведений. Дознаватель принимает сообщение о преступлении экстремистской и смежной направленности, проверяет его и на основе полученных в результате проверки данных принимает соответствующее процессуальное решение.

Возможен и несколько иной порядок, если признаки преступления экстремистской направленности обнаружены оперативным сотрудником таможенных органов, который составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. После чего, получив резолюцию начальника оперативного отдела и резолюцию заместителя начальника таможенного органа по правоохранительной деятельности, рапорт с материалами передается для регистрации, а после регистрации - в отдел дознания, где начальником отдела дознания данное сообщение передается дознавателю для производства проверки.

Данная деятельность, несомненно, является процессуальной и осуществляется при неукоснительном соблюдении уголовно-процессуального законодательства РФ, хотя собственно предварительное расследование начинается только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Следует отметить, что проверка сообщений или заявлений о преступлении проводится при обнаружении или выявлении признаков преступления в том случае, если нельзя однозначно сказать, какое именно противоправное деяние совершено. Если в имеющихся данных уже содержится достаточная информация о признаках состава преступления, и оно может быть сразу верно квалифицировано, то такая проверка ими может не производиться, а сообщение о преступлении сразу направляется прокурору для определения подследственности. Но в случае, если при первоначальном анализе деяния нельзя определенно сказать, что оно является противоправным, или при отсутствии достаточных для квалификации данных, возникает необходимость в осуществлении проверки по поступившему сообщению, заявлению о преступлении. Кроме того, как уже отмечалось, в выявленном таможенными органами преступном деянии могут содержаться признаки нескольких составов преступлений, в том числе отнесенных к компетенции таможенных органов и имеющих при этом экстремистскую направленность. Так, возможны случаи незаконного перемещения через таможенную границу РФ предметов, являющихся культурными ценностями, чье незаконное перемещение влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 188 УК РФ, по которой таможенные органы уполномочены производить неотложные следственные действия, и при этом обладающих экстремистскими признаками.

Вследствие чего, возбуждая уголовное дело по определенной статье УК РФ, дознаватель предполагает, что его квалификация может в дальнейшем измениться и данное дело таможенным органам может стать не подследственно. Из этого следует, что подследственность уголовного дела на этапе проверки не всегда может быть правильно определена без производства соответствующих проверочных действий.

В качестве средств проверки сообщений о преступлении могут выступать оперативно-розыскные мероприятия, производство которых регулируется Законом "Об оперативно-розыскной деятельности". При их производстве следует иметь в виду, что результаты, добытые в ходе их осуществления, могут в дальнейшем приобрести силу доказательств, для чего необходимо соблюдать установленную законом уголовно-процессуальную форму. Но так как данные мероприятия не являются ни следственными, ни какими-либо другими уголовно-процессуальными действиями, соблюдение такой формы является довольно затруднительным.

В связи с этим производство, например, опросов очевидцев или получения объяснений лиц, являющихся потенциальными подозреваемыми, относящиеся к наиболее распространенным мероприятиям, проводимым на этой стадии предварительного расследования, не предусмотрены ст. 144 УПК РФ в качестве средств уголовно-процессуальной проверки. В этом случае предполагается, что их производство должно поручаться дознавателем, начальником органа дознания сотруднику органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Выходит, что дознаватель (как и следователь) процессуально ограничен в своих полномочиях на стадии проверки сообщений о преступлении, хотя является самостоятельным процессуальным лицом. Представляется, что целесообразнее и эффективнее для расследования, чтобы информация о противоправном деянии изначально поступала непосредственно к нему при личном контакте с опрашиваемыми лицами. Так, дознаватель (следователь) сможет, на наш взгляд, объективнее принимать решения о начале производства расследования уголовного дела. Соответственно, представляется целесообразным внести в УПК РФ дополнения, касающиеся предоставления возможности осуществлять при проверке сообщений о преступлении опрос очевидцев преступления и получения объяснений и представить ч. 1 ст. 144 УПК РФ в следующей редакции: "При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе производить опросы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов".

В любом случае выявления или обнаружения признаков преступлений дознавателем таможенного органа принимается одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ.

При наличии поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, таможенные органы, выступающие в качестве органов дознания, дознаватель таможенных органов в пределах своей компетенции, возбуждают уголовное дело о преступлении в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенном с экстремистскими мотивами и целями, о чем выносят соответствующее постановление. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию в процессе производства дознания;

  1. об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ.

При этом следует отметить, что принятие процессуального решения дознавателем таможенного органа об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, расследование которых не отнесено к компетенции таможенных органов, недопустимо <3>. Таким образом, в случае поступления в таможенные органы сообщения о преступлении непосредственно экстремистской направленности, не связанного с преступлениями в сфере таможенного дела, или иного, не подследственного им, они не могут отказать в его принятии, регистрации и проверке;

  1. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ в том случае, если таможенными органами выявлены признаки преступлений непосредственно экстремистской направленности, не входящих в их компетенцию.
<3> Приказ ФТС РФ от 12 января 2007 г. N 23 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях" // СПС "КонсультантПлюс".

Тогда таможенные органы, как органы дознания, дознаватель таможенного органа, принимают меры по сохранению следов преступления. После получения сообщения о преступлении экстремистской направленности, его проверки и принятия по нему решения дознаватель таможенных органов направляет материалы проверки вместе со всеми изъятыми предметами и документами прокурору для решения вопроса о подследственности.

Таким образом, из вышесказанного следует, что, потому как предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности обязательно, то обнаружение признаков подобных деяний таможенными органами объективно влечет за собой при необходимости возбуждение по ним уголовного дела и производство неотложных следственных действий дознавателями таможенных органов.