Мудрый Юрист

Обеспечение осужденных начальным профессиональным образованием в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Тонкушина Н.В., начальник отдела анализа и координации подведомственных служб Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В современной России получение образования, в том числе и осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, становится особо актуальным. Во всех сферах деятельности работодатель от своего работника требует наличия определенного уровня знаний, в связи с чем у последних возрастает потребность в образовательных услугах.

В период реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации все большее внимание со стороны Федеральной службы исполнения наказаний уделяется повышению образовательного и интеллектуального уровня осужденных к лишению свободы, поскольку, как закреплено в ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации организованы в соответствии с требованиями ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования", Методических рекомендаций ФСИН России по организации профессионального обучения осужденных в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования - профессиональных училищах ФСИН России (далее - училища).

В исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить соответствующую профессиональную подготовку.

Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время такими органами являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Содержание образования и организация образовательного процесса в училищах регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разрабатываемыми училищами самостоятельно, с учетом содержания примерных учебных планов и программ, рекомендуемых федеральным органом в сфере образования.

Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику и воспитательную работу с обучающимися в учебное и неучебное время.

Рабочие учебные планы составляются в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.01.2001 N 207 "Об утверждении примерных учебных планов профессиональной подготовки в профессиональных училищах при исправительных учреждениях".

Срок обучения устанавливается от шести месяцев до полутора лет в соответствии с перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих. По профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации срок обучения составляет от одного до пяти месяцев. Обучающиеся объединяются в учебные группы по профессиям.

Основой профессионального обучения является производственное обучение, которое осуществляется в процессе выполнения обучающимися учебно-производственных работ в учебных мастерских, лабораториях, а также непосредственно на производственных объектах предприятий исправительных учреждений, центров трудовой адаптации осужденных, прочих внебюджетных участках под руководством мастеров производственного обучения училищ согласно расписанию.

Форма организации производственного обучения определяется руководством училищ совместно с администрациями исправительных учреждений в зависимости от имеющихся производственных условий и характера профессий, получаемых осужденными. Теоретическое обучение проводится в тесной связи с практическими занятиями.

Производственная практика проводится по завершении основного курса обучения согласно примерным учебным планам на рабочих местах исправительных учреждений, а при их отсутствии или недостатке - в учебных мастерских училищ.

По завершении обучения и сдачи обучаемыми выпускных квалификационных экзаменов училища выдают осужденным документ государственного образца об уровне квалификации. Документы о получении начального профессионального образования хранятся в личных делах осужденных и выдаются им на руки под расписку при освобождении из исправительного учреждения.

Вместе с тем до настоящего времени актуальными проблемными вопросами при организации образовательного процесса в училищах при учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации являются:

Наличие этих проблем не дает возможности обеспечить стопроцентного обеспечения осужденных начальным профессиональным образованием или профессиональной подготовкой. Так, по состоянию на 01.01.2010 количество осужденных, подлежащих обязательному начальному профессиональному обучению или профессиональной подготовке, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Уральского федерального округа составило 9485 человек. Из них проходило обучение 8268, или 87% от общего количества осужденных, подлежащих обязательному начальному профессиональному обучению.

Следует отметить, что реализация закрепленного законом принципа обязательного профессионального образования или профессиональной подготовки дает возможность осужденным, не имеющим специальности, получить ее и работать по этой специальности в период отбывания наказания и после освобождения из исправительного учреждения, а также будет способствовать повышению эффективности средств исправительного воздействия на осужденных и готовить их к адаптации в условиях современного общества после освобождения из мест лишения свободы.