Мудрый Юрист

К вопросу о бюджетно-правовом понятии доходов бюджета *

<*> Paul' A.G. On the issue of budgetary-law concept of revenues of budget.

Пауль Алексей Георгиевич, доцент кафедры финансового права юридического факультета ГОУ ВПО "Воронежский государственный университет", кандидат юридических наук.

Статья посвящена анализу бюджетно-правового понятия доходов бюджета. Обосновываются три подхода к пониманию доходов бюджета: материальный, правовой и экономический. Определяются признаки доходов бюджета, объем данного понятия, а также проводится отграничение доходов бюджета от смежных понятий.

Ключевые слова: бюджетное право, доходы бюджета, бюджет, бюджетные средства, формирование доходов.

This article is devoted to consideration of budget law definition of budget revenues. Budget revenues could be defined as money putting to budget on non-repayable basis, as revenue part of budget and as financial relationships concerned with formation of budget fund. Budget revenues include putting money to budget and return of wrongly paid money.

Key words: budget law, budget revenues, budget, budget fund, formation of budget fund.

В науке финансового права и в нормативных актах широко используется понятие "доходы бюджета". При этом не во всех случаях указанное понятие имеет бюджетно-правовую принадлежность. Существуют как широкие, так и узкие подходы к анализу доходов бюджета.

I. Иногда термин "доходы бюджета" применяется для характеристики всех отношений, связанных с мобилизацией денежных средств в бюджет. Так, например, доходы бюджета определяются как "часть национального дохода, которую государство и муниципальные образования получают в безвозмездном и безвозвратном порядке от экономических субъектов и граждан в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления" <1>. Если рассматривать такое понятие с точки зрения финансовой деятельности государства и муниципальных образований, станет очевидно, что здесь доходы бюджета охватывают всю стадию образования и частично стадию распределения государственных и муниципальных бюджетных фондов.

<1> Селюков А.Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Проблемы правового регулирования. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2003. С. 169.

Учеными отмечается, что "при функционировании государственных финансов имеют место два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства (уполномоченных государственных органов) и использование этих средств на различные государственные потребности. Первый из этих процессов выражается в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов" <2>.

<2> Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ, 1997. С. 94.

При подобном рассмотрении доходов бюджета это понятие является межинституциональным, охватывающим различные финансовые отношения. Такое обобщенное рассмотрение доходов бюджета позволяет увидеть общие черты различных институтов и подотраслей финансового права, обеспечивающих поступление доходов в бюджет. Однако в этом случае не всегда получается оттенить все особенности складывающихся здесь отношений.

Известно, что мобилизация средств в бюджет происходит в рамках различных правовых связей, с использованием нескольких финансово-правовых институтов и подотраслей. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 октября 1998 г. отметил, что "налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными..." <3>.

<3> По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 42. Ст. 5211.

Таким образом, в настоящее время достаточно четко разграничиваются две группы отношений в процессе мобилизации бюджетных средств - отношения, составляющие предмет бюджетного права, и отношения, регулируемые налоговым правом (разделом государственных и муниципальных доходов).

II. Понятие "доходы бюджета" часто рассматривается как составная часть категории "государственные и муниципальные доходы". При таком подходе отношения, связанные с доходами бюджета, представляют собой предмет регулирования финансово-правового раздела государственных и муниципальных доходов. Так, С.Д. Цыпкин писал, что "институт доходов бюджета представляется обоснованным рассматривать как часть более крупного раздела финансового права, регулирующего все государственные доходы" <4>. Такой же подход прослеживается и в более поздних работах по финансовому праву. Ученые отмечают, что "понятие "государственные доходы" более объемное, чем понятие "доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации", хотя последние и составляют основную часть государственных доходов" <5>.

<4> Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М.: Юрид. лит., 1973. С. 16.
<5> Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: вопросы и ответы / М.: Новый юрист, 1998. С. 55. Отнесение доходов бюджета к разделу государственных и муниципальных доходов видно также из структуры многих учебников по финансовому праву (см., напр.: Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред. Л.К. Воронова, Н.И. Химичева. М.: Юрид. лит., 1987. С. 219 - 226; Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкина. М.: Юрид. лит., 1982. С. 164 - 173; Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Статут, 2001. С. 139 - 148).

Указанное понимание доходов бюджета позволяет анализировать ту часть государственных и муниципальных доходов, которая поступает в бюджеты (в отличие, например, от доходов государственных внебюджетных фондов, доходов государственных и муниципальных унитарных предприятий).

III. Доходы бюджета могут рассматриваться как предмет регулирования бюджетного права. Определения бюджетно-правового понятия доходов бюджета имеются как в научных исследованиях <6>, так и в законодательстве (см. ст. 6 БК РФ).

<6> См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Норма, 2001. С. 253.

Комментаторами Бюджетного кодекса РФ отмечено, что "при рассмотрении вопроса о доходах бюджета следует сразу подчеркнуть четкое разграничение в Кодексе понятий "налог" и "доход бюджета" <7>. Иными словами, законодатель видит отличия отношений, регулируемых разделом государственных и муниципальных доходов и бюджетным правом. Причем термин "доходы бюджета" он использует как бюджетно-правовое понятие.

КонсультантПлюс: примечание.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

<7> Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 558 - 559.

Термин "доходы бюджета" используется в бюджетном праве в нескольких значениях. Здесь можно провести аналогию с различными подходами к пониманию бюджета в финансовом праве (в материальном смысле, в юридическом и т.д.).

  1. В первую очередь доходы бюджета рассматриваются как денежные (бюджетные) средства, т.е. как материальная категория. На это прямо указывается в легальном понятии доходов. В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета - это денежные средства.

Этот аспект доходов бюджета имеет в виду законодатель в большинстве норм материально-правовой части БК РФ. Например, доходы бюджета рассматриваются как денежные средства в тех случаях, когда говорится об их зачислении на счета органов Федерального казначейства (ст. 40 БК РФ).

Доходы бюджета - это не просто бюджетные средства, а бюджетные средства, которые имеют определенную направленность, вектор движения. В какой-то мере это обстоятельство учитывает легальное определение доходов бюджета (ст. 6 БК РФ), согласно которому доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства.

Однако характеристика доходов бюджета как денежных средств, поступающих в бюджет, требует определенного уточнения. Дело в том, что в процессе формирования доходов бюджета имеет место и обратный поток. Речь идет о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных доходов, а также средств, ошибочно зачисленных в доходы бюджета. Внешне возврат доходов имеет сходство с расходованием бюджетных средств. Но включение данных сумм в состав расходов бюджета не соответствовало бы их предназначению, искажало бы бюджетные показатели. В связи с этим денежные средства, возвращаемые из бюджета их плательщикам, также включаются в понятие доходов.

В результате под доходами бюджета следует понимать денежные средства, поступающие в бюджет, а также денежные средства, возвращаемые из бюджета их плательщикам. Данная особенность понимания доходов бюджета свидетельствует о том, что понятие доходов бюджета используется для характеристики объектов всех отношений, связанных с взаимодействием бюджетного права и раздела государственных и муниципальных доходов.

Следует отметить, что помимо доходов бюджета существует еще одна группа денежных средств, являющихся источником пополнения бюджета. Речь идет о государственных и муниципальных заимствованиях.

Большинство ученых называют в качестве источника пополнения бюджетных средств государственный и муниципальный кредит <8>. При этом некоторые авторы рассматривают его как разновидность доходов бюджета <9>. На наш взгляд, это не совсем так, ибо эти категории опосредуют различные отношения по мобилизации бюджетных средств. Многие исследователи разделяют их. Так, П.М. Годме пишет, что "государственные ресурсы весьма разнообразны, но они могут быть сведены к двум основным категориям: займы и налоги" <10>. Такая же позиция высказана М.Ф. Орловым, который указывал, что государственные капиталы происходят от двух источников, коими являются налоги и займы <11>. Достаточно четко в этом отношении высказались экономисты. Они отмечают, что "основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют собой доход государства, так как подлежат возврату кредиторам" <12>.

<8> См., напр.: Советское финансовое право / Отв. ред. Е.А. Ровинский. М.: Госюриздат, 1961. С. 208; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2000. С. 444; Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 447 - 448.
<9> См.: Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: Изд-во "Вища школа", 1983. С. 92 - 93; Мандрица В.М., Рукавишникова И.В., Дружинин Д.Н. Финансовое право / Под ред. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д, Феникс, 1999. С. 231; Савин А.Ю. Указ. соч. С. 95.
<10> Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 343. Это же разграничение проводится в других работах (см.: Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 447 - 448; Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 329).
<11> Орлов М.Ф. О государственном кредите // У истоков финансового права. М.: Статут (в серии "Золотые страницы российского финансового права"), 1998. С. 303.
<12> Брайчева Т.В. Государственные финансы. СПб.: Питер, 2001. С. 177.

Таким образом, необходимо разграничивать понятие доходов бюджета и государственного и муниципального кредита. Для этого в определение доходов бюджета необходимо включить признак безвозвратности их поступления <13>. В более ранней редакции ст. 6 БК РФ этот признак присутствовал. Однако в дальнейшем был исключен.

<13> Отметим, что безвозвратность доходов бюджета не вступает в коллизию с возможностью их возврата в случае излишней или ошибочной уплаты. Дело в том, что при перечислении доходов бюджета их возврат не предполагался. В связи с этим он осуществляется не в силу ранее установленного обязательства государства или муниципального образования вернуть эти средства (как при государственном и муниципальным кредите), а на основе иных норм.

Отграничение доходов бюджета от государственного и муниципального кредита не вызывает осложнений. Однако Бюджетный кодекс РФ для характеристики отношений по формированию бюджетных средств использует не категории доходов бюджета и государственного и муниципального кредита, а понятия доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета. При этом содержание понятий государственного и муниципального кредита и источников финансирования дефицита бюджета не совпадают. Если проанализировать ст. ст. 94 - 96 БК РФ, станет очевидно, что в качестве источников финансирования дефицита бюджета названы не только государственный и муниципальный кредит (различные займы, кредиты), но и поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности публично-правовых образований, поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение. В то же время поступления от продажи государственного и муниципального имущества являются безвозвратными поступлениями и обладают признаками доходов бюджетов.

Можно сделать вывод, что источники финансирования дефицита бюджета включают в себя как государственные и муниципальные кредиты, так и определенные виды доходов бюджетов. Как представляется, включение определенных видов доходов в источники финансирования дефицита бюджета свидетельствует о том, что эти виды доходов могут использоваться лишь при наличии оснований для привлечения источников финансирования дефицита либо они подлежат учету в составе источников финансирования дефицитов бюджетов.

Следует обратить внимание на то, что ст. 6 БК РФ прямо исключает из легального понятия доходов те из них, которые отнесены к источникам финансирования дефицита бюджета. Это свидетельствует о том, что они подчиняются правовому режиму источников финансирования дефицитов бюджетов, а не доходов бюджетов.

  1. Часто доходы бюджета рассматриваются в правовом смысле, т.е. как доходная часть соответствующего бюджета (финансового плана). Этот подход используется в первую очередь в процессуальной части бюджетного законодательства. В качестве примера можно привести нормы, регулирующие прогнозирование доходов бюджета (ст. 174.1 БК РФ).

Как представляется, данное употребление понятия доходов бюджета включает в себя два аспекта.

Во-первых, в бюджете определяется прогнозируемый объем доходов соответствующего бюджета. В этом случае доход - это прогноз поступлений. Ранее доходы бюджета утверждались как в общей сумме, так и по видам поступлений. Так, например, до 2008 г. действовала ст. 181 БК РФ, в соответствии с которой помимо общего объема доходов бюджета в проекте закона (решения) о бюджете должны были содержаться прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению подробности утверждения сумм доходов. БК РФ требует, чтобы в законе (решении) о бюджете указывался лишь их общий размер (ст. 184.1 БК РФ).

Во-вторых, применительно к доходам в законе (решении) о бюджете могут определяться некоторые нормативы распределения доходов между бюджетами. Соответственно, такие нормативы носят общеобязательный характер, являются нормами права, действующими в течение соответствующего финансового года. В этом заключается существенное отличие данных норм о доходах бюджета от ранее указанных положений, определяющих их прогнозный размер.

Понимание доходов бюджетов в правовом смысле актуально в первую очередь для отношений, связанных с составлением, рассмотрением и утверждением бюджетов. Именно прогнозируемый объем доходов и нормативы распределения формируются в рамках указанных отношений.

  1. Можно выделить понимание доходов бюджета в экономическом смысле. В данном случае они представляют собой экономические отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.

В литературе имеется понятие доходов бюджетов, в соответствии с которыми они понимаются как "часть финансовых ресурсов государства в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений по поводу поступления денежных средств в бюджет государства (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей" <14>.

<14> Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 253.

Из указанного определения видно, что доходы рассматриваются как финансовые ресурсы, при этом одновременно делается акцент на их экономическом содержании.

Рассмотрение доходов бюджета в экономическом смысле позволяет анализировать отношения, связанные с их формированием. Именно экономическое понимание доходов бюджета наиболее рельефно способно отразить взаимодействие бюджетного права и раздела государственных и муниципальных доходов.

Итак, на основе анализа действующих нормативных актов, а также теоретических положений можно сделать вывод, что доходы бюджетов как бюджетно-правовая категория понимаются в нескольких аспектах: как материальная категория, как правовая категория и как экономическая категория.

Доходы бюджета как материальная категория представляют собой денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые из бюджета излишне уплаченные, излишне взысканные денежные средств и денежные средства, ошибочно поступившие в бюджет.

Доходы бюджета как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие прогнозируемый объем доходов бюджета и нормативы распределения доходов между бюджетами.

Доходы бюджета как экономическая категория представляют собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.