Мудрый Юрист

Насильственные действия сексуального характера

В. Коняхин, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Кубанского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор.

Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ) - относительно новый состав преступления <*>, которому в УК РСФСР 1960 г. частично соответствовали мужеложство (ст. 121), а также (в опосредованном виде или по аналогии) - изнасилование (ст. 117) при извращенных формах удовлетворения половой страсти и умышленное нанесение телесных повреждений (ст. ст. 108, 109, 112) или хулиганство (ст. 206) при применении насилия женщиной в отношении мужчины или другой женщины. Установление прямого уголовно-правового запрета на совершение указанных действий позволило законодателю обеспечить всеобъемлющую охрану половой неприкосновенности и половой свободы любого человека - как женщины, так и мужчины.

<*> В уголовном законодательстве отдельных стран СНГ и Балтии этот состав именуется иначе: "насильственное удовлетворение половой страсти" (ст. 160 УК Латвийской Республики), "сексуальное насилие" (ст. 150 УК Литовской Республики), "удовлетворение половой страсти в извращенных формах" (ст. 115 УК Эстонской Республики), "насильственное удовлетворение половой страсти в извращенных формах" (ст. 153 УК Украины), "насильственное удовлетворение половой страсти в противоестественной форме" (ст. 119 УК Республики Узбекистан).

Сопоставительный анализ ст. ст. 132 и 131 УК РФ позволяет сделать вывод, что предусмотренные в них составы преступления соотносятся между собой как общий (насильственные действия сексуального характера) и специальный (изнасилование). Их элементы и признаки полностью или частично совпадают <*>. Будучи идентичным с изнасилованием по субъективной стороне, квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам, состав насильственных действий сексуального характера с точки зрения объекта, объективной стороны и субъекта по своему объему и содержанию явно шире.

<*> Интересно заметить, что в судебной практике указанные деяния нередко сочетаются друг с другом, образуя совокупность преступлений (см., напр.: Постановление Президиума Нижегородского областного суда от 22 марта 2001 г. по делу К. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 11. С. 10 - 11; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2002 г. по делу Д. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3. С. 8 - 9).

В отличие от изнасилования основным объектом насильственных действий сексуального характера признаются половая свобода и половая неприкосновенность любого человека, невзирая на его половую принадлежность. Половая свобода и половая неприкосновенность личности, будучи атрибутами сложившегося в обществе и основанного на морали нормального уклада жизни в сфере сексуальных отношений, тесно соприкасаются, но не тождественны друг другу.

Половая свобода - это право взрослого человека, т.е. совершеннолетнего или, во всяком случае, достигшего 16-летнего возраста, самостоятельно решать вопросы, связанные с выбором сексуального партнера и формы удовлетворения своих интимных потребностей. Для указанной категории лиц половая неприкосновенность означает основанный на законе запрет вступать в сексуальную связь с ними помимо или вопреки их воле и желанию.

Для младших несовершеннолетних (лиц в возрасте от 14 до 16 лет) и малолетних (лиц, не достигших 14 лет) половая неприкосновенность - это полный законодательный запрет полового сношения или какого-либо сексуального контакта с ними, даже несмотря на согласие с их стороны.

Таким образом, половая неприкосновенность представляет собой элемент (часть) и гарантию половой свободы личности. Поэтому посягательство на половую неприкосновенность человека автоматически влечет нарушение его половой свободы.

Следует отметить, что рассматриваемое преступление наряду с основным зачастую может иметь дополнительный либо факультативный объект посягательства: жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство личности, нормальное физическое и нравственное развитие детей и подростков.

В зависимости от вида насильственных действий в качестве потерпевшего может выступать только мужчина (при мужеложстве), только женщина (при лесбиянстве), лица обоего пола (во всех остальных случаях). Не исключается в такой роли и гермафродит, т.е. лицо, обладающее одновременно мужскими и женскими половыми признаками. Сексуальные действия с умершими людьми (некрофилия) либо с животными (зоофилия или скотоложство), хотя и относятся к ненормативным формам половой жизни человека, однако состав указанного преступления не образуют. При выполнении условий, предусмотренных соответственно ст. 244 и ст. 245 УК РФ, такие действия надлежит квалифицировать как надругательство над телами умерших либо как жестокое обращение с животными.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 132 УК, будучи сложной (кумулятивной) по своей конструкции и характеризуясь (как при изнасиловании) тождественными способами его совершения (путем насилия, угроз или использования беспомощного состояния потерпевшего лица), приобретает четко выраженную специфику именно за счет конкретных видов насильственных действий сексуального характера. Помимо изнасилования в уголовном законе (ст. 132 УК) выделяется три таких вида: 1) мужеложство, 2) лесбиянство и 3) иные действия сексуального характера. Их правильное установление требует специальных познаний, а также проведения в необходимых случаях сексологической или комплексной сексолого-психиатрической экспертизы <*>.

<*> См. подробнее об этом, напр.: Сексопатология. Справочник / Под ред. Г.С. Васильева. М., 1990; Старович З. Судебная сексология. М., 1991; Сексология. Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям. 2-е изд. Минск, 1994; Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология / Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 1999; Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчиков Н.В. Судебная сексология. М., 2001; Аномальное сексуальное поведение / Под ред. А.А. Ткаченко, Г.Е. Введенского. СПб., 2003.

К иным действиям сексуального характера относится и половое сношение (совокупление) в естественной (традиционной) форме, но под принуждением со стороны женщины (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г.). В этой связи уместно заметить, что в УК Украины (ст. 152) и УК Литовской Республики (ст. 149) содеянное в последнем случае расценивается как изнасилование. Учитывая суть содеянного, такая позиция представляется более логичной и последовательной.

Состав преступления, предусмотренный ст. 132 УК РФ, формальный и считается оконченным с момента начала акта мужеложства, лесбиянства и иных действий сексуального характера независимо от их завершения и наступивших последствий (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г.). Материальными признаются лишь отдельные из квалифицированных или особо квалифицированных видов состава насильственных действий сексуального характера (см., напр., п. "г" ч. 2 ст. 132, п. п. "а" и "б" ч. 3 ст. 132 УК). В этом случае правильная квалификация содеянного невозможна без установления причинной связи между действиями виновного и наступившими последствиями.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется только прямым умыслом, а также сексуальными мотивом и целью. Интеллектуальный элемент умысла выражается в осознании виновным общественной опасности насильственных действий сексуального характера, волевой элемент - в желании их совершить под воздействием половой страсти и с целью ее удовлетворения.

Особо квалифицированные проявления насильственных действий сексуального характера (п. п. "а" и "б" ч. 3 ст. 132) допускают сочетание прямого умысла и неосторожности в виде легкомыслия либо небрежности, что позволяет отнести названные деяния к преступлениям с двумя формами вины. Но и в этом случае, согласно ст. 27 УК, указанное преступление в целом признается умышленным.

Следует особо подчеркнуть, что мотивы и цели в качестве признаков субъективной стороны насильственных действий сексуального характера законодателем прямо не называются, однако (по аналогии с конкретными формами хищений) предполагаются. Исходя из самой сущности данного преступления, можно сделать вывод, что для него имманентно (внутренне) присущи только сексуальные мотивы (половое влечение, либидо) и цель (стремление удовлетворить половую страсть)<*>. Что же касается иных мотивов и целей (например, хулиганских побуждений, мести, садизма, корысти и т.д.), то они вполне возможны в сочетании с сексуальными (если речь идет об исполнителе) либо без такого сочетания (если речь идет о других соучастниках этого преступления).

<*> Большинство специалистов уголовного права придерживаются другого мнения, допуская не только сексуальные, но и автономные от них иные мотивы и цели совершения половых преступлений.

Субъект анализируемого преступления физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Его половая принадлежность зависит от конкретного вида насильственных действий сексуального характера. При мужеложстве в таком качестве выступает только мужчина, при лесбиянстве - только женщина, при иных действиях сексуального характера - как мужчина, так и женщина. Лица другого (противоположного) пола, принимающие участие в мужеложстве или лесбиянстве, несут ответственность как организаторы, подстрекатели, пособники либо соисполнители. В последнем случае нужно установить, что они действовали в составе группы и применяли к потерпевшему физическое или психическое насилие.