Проблемы развития рыбной отрасли в условиях вхождения России в ВТО 1
<1> При подготовке статьи использованы материалы парламентских слушаний на тему: "Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственной отрасли в условиях присоединения России к Всемирной Торговой Организации" (18.06.2012).Жерновой М.В., ведущий научный сотрудник филиала ФГКУ "ВНИИ МВД России" по Приморскому краю (г. Владивосток), кандидат юридических наук.
По мере все большего обострения в мире продовольственного кризиса возникает проблема перераспределения аграрного производства на землях сельскохозяйственного назначения в тех странах, где эти земли используются неэффективно или вообще выведены из производственного цикла. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные социально-экономическим процессом, могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровне, в связи с чем сложно переоценить значимость международных организаций в сфере агропромышленного производства и агропродовольственного рынка.
Россия официально принята во Всемирную торговую организацию - Протокол о присоединении с российской стороны подписан 16 декабря 2011 г. Полноправным членом организации Российская Федерация стала в июле 2012 г. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
Особую озабоченность бизнес-сообщества вызывает то, что снижение таможенных барьеров на импорт и экспорт товаров, выравнивание внутренних и мировых тарифов на энергоносители и транспортные перевозки, запрет любых форм поддержки национальных товаропроизводителей со стороны государства может поставить в крайне невыгодные условия ряд российских отраслей экономики, в том числе сельское и рыбное хозяйство, так как эти виды хозяйственной деятельности развиваются в России в заведомо тяжелых климатических условиях, а без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
Ряд специалистов высказывают опасения относительно того, что выравнивание внутренних и международных тарифов на транспортные перевозки является особенно важным для распространения продукции морского рыболовства в континентальные регионы страны и не только снизит конкурентоспособность российских производителей, но и приведет к потере достижений Росрыболовства в направлении расширения торговли рыбной продукцией и повышения спроса на отечественные товары. В перспективе такая ситуация может привести к возвращению дальневосточных предприятий к сбыту водных биоресурсов и готовой продукции в Китай, Корею и Японию, организаций Северного бассейна - в Норвегию, Данию и другие страны. Необходимо отметить, что такие процессы могут стать угрозой продовольственной безопасности государства.
Кроме того, ряд аналитиков говорят о невозможности свободного использования государственных дотаций и других видов господдержки, так как в статьях ГАТТ речь идет о недискриминационном применении количественных ограничений. Этот вопрос требует детальной проработки специалистов по международному праву.
Рыбохозяйственный комплекс на протяжении последних лет демонстрирует положительную динамику по всем основным социально-экономическим показателям. За последние пять лет среднегодовой темп роста вылова составил 4,8% (171 тыс. тонн). По итогам 2011 г. российскими рыбаками получен лучший результат по вылову водных биоресурсов за последние 10 лет: суммарный вылов превысил 4,2 млн. тонн, что составляет 105,6% к уровню 2010 г. и на 46% превышает показатели самого кризисного для отрасли 2004 г.
тыс. тонн
------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦4500 ¦ 4264,7¦
¦ ¦4036 4027,9 ----¬ ¦
¦4000 ¦----¬ 3686,8 3801,4 ----¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ----¬ 3437,9 ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3500 ¦¦ ¦ ¦ ¦ 3290,1 3306,2 3214,6 3299,9 ----¬ 3336,1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ ----¬ 2899,8 ----¬ ----¬ ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3000 ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2500 ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2000 ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1500 ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1000 ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 500 ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 0-++---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-T+---+-+
¦ ¦
¦ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 ¦
L------------------------------------------------------------------------------------------
Динамика объемов добычи водных биоресурсов в России за 2000 - 2011 гг. <2>
<2> Справка Росстата за 2012 г.На фоне роста основных показателей продолжается положительная динамика роста ВВП и валовой добавленной стоимости. За последние пять лет среднегодовой темп роста ВВП в текущих ценах составил более 10%. Только в 2011 г. темп роста ВВП в рыбной отрасли достиг 12,9%, что более чем в три раза больше среднероссийского показателя (4,3%).
Благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса и на фоне значительного снижения импорта доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке на 2011 г. составила 78% и еще более приблизилась к значению, определенному Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (80%).
Необходимо отметить тот факт, что доля рыбопродукции с высокой степенью переработки пока еще остается низкой в экспорте и составляет всего 6,5%. Доля переработанной и готовой рыбопродукции в импорте - 27,1% (249 тыс. тонн) <3>.
<3> Отчет об итогах работы Росрыболовства за 2011 г. М., 2012.В последние годы введение не только законодательных новелл, но и поддержка государства позволили российским рыбопромышленникам полностью отказаться от полулегальных и нелегальных форм деятельности, выдерживать конкуренцию более сильного зарубежного производителя. Однако запрет или препятствия применению избирательной поддержки государством отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, налоговых льгот может привести к расширению незаконного промысла.
Относительно нетарифных мер защиты отечественного товаропроизводителя необходимо иметь в виду, что в первые годы после внедрения правил ВТО Россия вряд ли будет способна воспользоваться предусмотренными ГАТТ нетарифными мерами защиты своих товаропроизводителей, вследствие того что это достаточно сложные процедуры, которые подробно перечислены в документах ВТО.
Предусмотренная правилами ВТО большая открытость в таможенно-тарифном регулировании является непривычной для российской практики. В этой связи обоснованные требования ВТО некоторыми субъектами предпринимательской деятельности могут расцениваться как попытка получения с помощью инструментов ВТО информации, составляющей коммерческую тайну.
Следует отметить, что, хотя соглашения ВТО не регулируют напрямую отношения в области защиты окружающей среды, присоединение России к этому Соглашению будет иметь последствия для российского экологического законодательства и применения отечественных экологических, в том числе рыбохозяйственных, нормативов.
Став участником ВТО, Россия будет обязана выполнять новые для нее правила - отражение в стоимости товара экологического фактора, определяемого международными требованиями (экологическая сертификация, экологическое страхование и т.п.). С учетом все большей "экологизации" международного правосознания, особенно европейского и североамериканского, роль природоохранного фактора в мировой торговле и в глобальной экономике в целом возрастает.
С одной стороны, это будет способствовать более жесткой формализации требований в отношении строительства хозяйственных объектов в водоохранных и рыбоохранных зонах, неукоснительному соблюдению нормативов, направленных на сохранение водных биоресурсов.
С этой точки зрения влияние правил ВТО на управление природными ресурсами в долгосрочном плане будет способствовать снижению темпов деградации окружающей среды, в том числе среды обитания водных биоресурсов.
С другой стороны, страны - члены ВТО независимы в определении экологических целей, однако они обязаны обеспечивать их достижение при помощи мер, совместимых с его положениями, в частности, внедрение правил ВТО может сократить ограничения на ввоз товаров, производство или потребление которых может привести к разрушению окружающей среды.
Анализ правоприменительной практики показывает, что до настоящего времени все судебные споры по экологии в рамках ВТО ослабляли национальное экологическое законодательство присоединившихся стран.
Следует также детально изучить все предполагаемые к введению правила и нормы с точки зрения обеспечения безопасности продуктов питания из водных биоресурсов, тем более что в настоящее время мы проходим аналогичную процедуру в рамках разработки и принятия технических регламентов Таможенного союза.
Вероятно, потребуется гармонизация природоохранного законодательства с международными нормами в сфере оценки воздействия на окружающую природную среду и экологического, в том числе рыбохозяйственного, нормирования, поскольку в России требования по сохранению водных биоресурсов являются более жесткими, чем в международной практике.
Необходимо отметить, что при вступлении в ВТО нельзя абстрагироваться от участия России в Таможенном союзе стран ЕврАзЭс. Одно из основных требований в этом отношении состоит в том, что "пошлины и другие меры регулирования торговли, установленные при учреждении такого союза, не должны быть в целом выше или более ограничительными, чем общая сфера действия пошлины и меры регулирования торговли, применявшиеся в составляющих его территориях до образования такого союза".
Имея в виду, что присоединение к ВТО не противоречит участию России в Таможенном союзе, целесообразно в перспективе продумать и оценить с экономической точки зрения выгодность создания в конкретном регионе, например, специализированной зоны свободной торговли водными биоресурсами. Такой механизм возможен по смыслу норм ВТО.
Следует также упомянуть о влиянии вступления России в ВТО на развитие отечественной аквакультуры.
В настоящее время основные проблемы развития аквакультуры связаны с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. Принятый в первом чтении проект Федерального закона "Об аквакультуре" необходимо доработать с учетом требований ВТО.
При этом в числе конкретных проблем российской аквакультуры в условиях действия правил ВТО следует упомянуть невозможность установления требований к безопасности ввозимых кормов, личинок и мальков, а также взрослых производителей рыб в связи с отсутствием утвержденного перечня заболеваний, при наличии которых запрещается ввоз импортной продукции аквакультуры (в том числе живой) на российскую территорию. Это может привести к распространению отсутствующих в настоящее время болезней рыб среди российских хозяйств.
Развитие отечественного кормопроизводства может крайне осложниться в условиях конкуренции со стороны крупных монополистов, успешно захвативших международные рынки. Связанной с этим проблемой является отсутствие возможности сбыта отечественной рыбной муки, являющейся основным сырьем для производства кормов в аквакультуре.
В связи с тем что правила ВТО диктуют необходимость сокращения государственного сектора в экономике, неясно, каким образом будет осуществляться предусмотренное федеральными целевыми программами развитие рыбопитомников, без которых невозможна успешная деятельность мелких и средних хозяйств пресноводной аквакультуры, так как на начальном этапе развития это должны быть государственные организации, финансирующиеся за счет федерального бюджета и региональной финансовой поддержки.
Правила ВТО запрещают государству избирательную поддержку регионов, расположенных в труднодоступных географических зонах с неблагоприятным климатом, и расположенных в них производств. В этих условиях будет крайне затруднительно развивать холодноводную аквакультуру, на технологиях которой базируются планы развития в северных областях России.
Таким образом, на основании анализа требований ВТО и отечественного законодательства в области сохранения и использования водных биоресурсов можно сделать вывод о том, что с правовой точки зрения не существует непреодолимых проблем в связи с присоединением России к ВТО.
Ни одно из положений ВТО не содержит принципиально неприемлемых для нашей страны положений с точки зрения возможного ущемления российских интересов, дискриминационных положений, вмешательств во внутренние дела, наднациональной юрисдикции и т.п.
Интересы Российской Федерации можно считать защищенными нормами ВТО о членстве, присоединении, принятии решений, о принципе консенсуса, равенства голосов, равноправия в процессе принятия решений, равноправного участия в органах ВТО, в обсуждении вопросов бюджета и финансов.
Но при этом все же необходимо провести скрупулезную научно-экономическую экспертизу всех планируемых внешнеэкономических шагов России каждым заинтересованным федеральным органом исполнительной власти применительно к своим полномочиям и интересам.
Принимая во внимание вышеизложенное, рекомендуем следующее.
1. Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представителям общественности:
1.1. Провести комплексный анализ и оценку экономических рисков и последствий от вступления России в ВТО для российских производителей рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
1.2. Разработать и реализовать план поэтапной адаптации российского рыбохозяйственного комплекса к правилам ВТО.
1.3. Создать эффективную систему технического регулирования в рыбной отрасли.
2. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:
2.1. Ускорить доработку с учетом требований ВТО и принятие в период осенней сессии 2012 г. проекта Федерального закона "Об аквакультуре", предусмотрев установление норм:
- о праве собственности на продукцию аквакультуры, в том числе на изъятую товарную продукцию (промысловый возврат объектов пастбищного рыбоводства) из водоемов рыбохозяйственного значения;
- об использовании земельных участков для целей аквакультуры;
- о формах государственной поддержки в области аквакультуры.
2.2. Внести изменения в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов":
- в части регулирования вторичного оборота долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для промышленного рыболовства, в том числе использования их в качестве предмета залога для лизинговых компаний и получения кредита в коммерческих банках;
- в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на исторической основе и последующий после 2018 г. период сроком более 20 лет.
2.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности введения "единой промышленной квоты добычи (вылова)" без выделения прибрежной части, обеспечив при этом соблюдение исторического принципа распределения.
2.4. Предусмотреть в бюджетном законодательстве возможность расширения параметров субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры.
2.5. Провести анализ законодательных актов в части соответствия их соглашениям в рамках ВТО и по результатам инициировать внесение в них соответствующих изменений для защиты государственных интересов и национальной безопасности.
2.6. Рекомендовать внести в проект Плана реализации предложений делового сообщества следующие предложения по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО:
- внесение дополнений в проект Технического регламента Таможенного союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" для установления требований к маркировке данной продукции;
- обеспечение государственной поддержки на приобретение ГСМ для рыбопромыслового флота при ратификации Протокола о присоединении России к ВТО;
- сокращение сроков обнуления экспортных таможенных пошлин на продукцию из водных биоресурсов, а также импортных пошлин на ввозимое в Российскую Федерацию оборудование для модернизации рыбопромыслового флота и предприятий рыбопереработки.
3. Правительству Российской Федерации:
3.1. Изучить опыт различных стран и объединений стран по защите национальных интересов в международной торговле, в том числе в рыбохозяйственной сфере.
3.2. Использовать полученные результаты в целях укрепления существующего в стране потенциала в области международной торговли и устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли.
3.3. Разработать меры по тарифному и антимонопольному нетарифному регулированию экспортно-импортной деятельности в рыбопромышленном комплексе, способствующие его адаптации к работе в условиях ВТО.
3.4. Рассмотреть на Подкомиссии по таможенно-тарифной политике Правительственной комиссии по экономической интеграции вопрос об обнулении импортных пошлин на ввозимое в РФ оборудование, которое не производится в РФ, для модернизации рыбопромыслового флота и рыбопереработки.
3.5. Субсидировать процентные ставки по долгосрочным инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до десяти лет.
3.6. При корректировке проекта федерального бюджета РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотреть увеличение финансирования в необходимых объемах в целях обеспечения расширения параметров субсидирования процентной ставки по кредитам (в том числе по кредитным договорам до 15 лет), полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.
3.7. Принять меры для повышения эффективности деятельности рыбохозяйственного комплекса РФ и подготовки квалифицированных специалистов, в том числе за счет увеличения финансирования рыбохозяйственных исследований и приравнивания для выпускников высших и средних отраслевых учебных заведений.
3.8. Ускорить принятие технического регламента Таможенного союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции".
3.9. Обеспечить выделение федеральных бюджетных средств на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, в том числе рыбоводства (аквакультуры) в необходимых объемах.
3.10. Ускорить принятие государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
3.11. Разработать комплекс мер по снижению административных барьеров, а также совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг при производстве и обороте рыбы и рыбной продукции.
3.12. Обеспечить оптимизацию процедуры проведения проверочных мероприятий и оформления рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в морских портах.
3.13. Обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с предложениями о внесении изменений в:
- договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства в целях установления нормативного ограничения содержания глазури в продукции из водных биологических ресурсов;
- раздел "Особенности оформления подконтрольных товаров в морских пунктах пропуска" Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе", в целях установления особенностей оформления продукции из водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза исходя из российского происхождения такой продукции.
3.14. Внести изменения в законодательство Российской Федерации с целью сохранения программы государственного субсидирования для предприятий аквакультуры.
3.15. Обеспечить скорейшую разработку и принятие концепции Федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2014 - 2020 годы".