Мудрый Юрист

Проблема таможенной стоимости как отражение системных просчетов таможенно-тарифной политики

Быков В.Ю., главный государственный таможенный инспектор правового отдела Алтайской таможни.

Предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) ставит нашу страну перед необходимостью принципиально и в кратчайшие сроки решить ряд проблемных вопросов таможенно-тарифной политики, вставших на пути интеграции России в мировую экономику и систему международных экономических отношений. Едва ли не самый сложный и многогранный среди них - низкий уровень законности действий и решений таможенных органов по таможенной стоимости.

Однако переломить негативную ситуацию в этом аспекте деятельности таможенных органов будет нелегко, поскольку причины ее накапливались годами и состоят ни много ни мало в политической недальновидности, организационном лицемерии, законодательной инертности и правоприменительной небрежности.

"Политическая недальновидность" связана прежде всего с самим фактом существования планового задания по таможенным платежам, обратной стороной которого неизбежно становится формирование и моральное оправдание избирательного подхода в вопросах законности в отношении всего того, что связано с таможенными платежами. И в первую очередь в отношении таможенной стоимости...

Пока же наличие приоритетной задачи по выполнению плана по таможенным платежам определяет цель и сущность всех принципиальных организационно-управленческих решений, связанных с таможенными органами. Показательно здесь то, что неоднократно провозглашенный с высоких трибун лозунг неукоснительного соблюдения законности на деле ничем не подкрепляется. Достижение же указанной цели невозможно как минимум без наделения правовых подразделений таможенных органов, по факту отвечающих в этой структуре за реализацию принципа законности, адекватными полномочиями, а также без реорганизации односторонне ориентированной в настоящий момент (только на выполнение плана) системы наказаний и поощрений. Отмеченное положение можно кратко охарактеризовать как "организационное лицемерие" со стороны руководителей таможенных органов...

"Законодательная инертность" также создает неблагоприятный фон для обеспечения законности в рассматриваемой области таможенных отношений. К сожалению, в соответствующих нормативных актах имеются правовые пробелы, коллизии и просто ошибки законотворческой деятельности. На практике это приводит к тому, что каждая из сторон старается обратить их в свою пользу. Изменить ситуацию способны только оперативные законодательные корректировки, направленные на повышение качества правовых норм, удобства в их толковании и применении, а также действенности в достижении заложенных в них целей, включая фискальные...

"Правоприменительная небрежность" является закономерным следствием трех предыдущих просчетов: политического, организационного и законодательного. Конечно, в первую очередь здесь надо говорить об отсутствии общей правовой дисциплины. Вместе с тем последнее понятие подразумевает наличие правильных, полноценных и действенных распоряжений руководства, которые на практике подчиненными почему-то не выполняются. Главная же причина правоприменительной небрежности простых исполнителей (а также руководителей среднего звена) в области определения и контроля таможенной стоимости состоит в том, что за нарушения законодательства (особенно мелкие) с них никогда серьезно не спрашивали. При этом они, привыкшие работать в атмосфере двойных стандартов, легко улавливали и улавливают действительно приоритетные цели своей деятельности, исходя далеко не из публичных заверений высшего таможенного руководства (тем более в средствах массовой информации), а из повседневных настроений своих непосредственных начальников, которые в свою очередь реально и, что называется, неотвратимо подкрепляются необходимым дисциплинарным давлением. В результате мы имеем ситуацию небрежного отношения к правовым предписаниям, обусловленную тем, что элементарно легче выполнить план любой ценой, чем добиться той же цели исключительно законными средствами. Поэтому рядовые исполнители, не ощущая четких сдерживающих политических сигналов, организационно-управленческих шагов и законодательных препятствий, просто идут по пути наименьшего сопротивления...