Мудрый Юрист

К практике проведения конкурсов на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования

Ванеев О.Н., советник Экспертно-правового управления Законодательного Собрания Красноярского края, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права ЮИ СФУ, кандидат юридических наук.

"Представительные органы власти (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), - по мнению П.А. Астафичева, - образуют целостную систему при отсутствии "вертикальных" отношений императивно-административного типа". При этом представительные органы активно "взаимодействуют друг с другом (совместное выражение инициативы, взаимные консультации и обмен опытом)" <1>.

<1> Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 250 - 251.

Главный смысл взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти - взаимная поддержка <2>. Тем более что "представительному органу местного самоуправления присущи общие черты представительных органов публичной власти" <3>.

<2> См.: Щепачев В.А. О формах взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12. [Электронный ресурс] СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 19.10.2011).
<3> Белоусова Е.В. Представительный орган местного самоуправления в системе публичной власти муниципального образования в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 12.

В некоторых субъектах Российской Федерации (Алтайский край, Ленинградская область, Хабаровский край, Пермский край, Иркутская область и Красноярский край) складывается положительный опыт проведения конкурсов на лучшую работу представительного органа муниципального образования (далее - конкурс), которые проводятся ежегодно законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Целями проведения конкурса являются: 1) повышение роли представительных органов муниципальных образований в реализации реформы местного самоуправления; 2) повышение эффективности работы представительных органов муниципальных образований; 3) определение представительных органов муниципальных образований, добившихся наилучших результатов в работе; 4) распространение положительного опыта среди муниципальных образований субъекта Российской Федерации (Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 15 декабря 2010 г. N 28/33-ЗС "О Положении о проведении областного конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Иркутской области в 2011 году"; Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2011 г. N 2724 "Об утверждении Положения о конкурсе на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных районов и городских округов Пермского края") <4>.

<4> Обзор правовых актов подготовлен с использованием СПС "КонсультантПлюс: Регионы" [Электронный ресурс] (дата обращения: 28.10.2011).

Организатором конкурса является законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, который формирует конкурсную комиссию из числа депутатов, представителей органов исполнительной власти, представителей органов местного самоуправления (Постановление Законодательного Собрания Ленинградской области от 24 октября 2007 г. N 803 (в ред. от 20.05.2009) "О проведении ежегодного конкурса на лучшую организацию работы представительных органов местного самоуправления Ленинградской области"). Конкурсная комиссия организует подготовку и проведение конкурса; определяет единый порядок рассмотрения документов; рассматривает поступившие документы и проводит их экспертизу; организует работу по освещению конкурса в средствах массовой информации; подводит итоги конкурса и определяет победителей (распоряжение Алтайского краевого Законодательного Собрания от 15 апреля 2011 г. N 29/06-08 "Об утверждении Положения о краевом конкурсе на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Алтайского края в 2011 году").

Как правило, конкурс проводится по группам муниципальных образований. В Пермском крае по двум группам муниципальных образований: муниципальные районы и городские округа. В Красноярском крае по пяти группам муниципальных образований: сельские поселения; городские и сельские поселения - административные центры муниципальных районов; муниципальные районы; городские округа с численностью населения до 100 000 жителей; городские округа с численностью свыше 100 000 жителей. В Хабаровском крае конкурс проводится среди представительных органов: городских округов и муниципальных районов края с численностью населения более 30 000 человек; муниципальных районов с численностью населения до 30 000 жителей; городских и сельских поселений с численностью населения более 5000 человек; городских и сельских поселений с численностью от 1000 до 5000 человек; городских и сельских поселений с численностью менее 1000 жителей (Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 3 марта 2011 г. N 12-5664П "Об утверждении Положения о краевом конкурсе на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования в 2011 году"; Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 30 марта 2011 г. N 388 (в ред. от 29.06.2011) "О смотре-конкурсе на лучшую организацию работы представительных органов муниципальных образований Хабаровского края").

Участие представительных органов муниципальных образований в конкурсе является добровольным. Представительный орган принимает решение об участии в конкурсе и направляет конкурсные материалы в региональный законодательный (представительный) орган.

В 2011 г. в конкурсе участвовали 34 представительных органа муниципальных образований Красноярского края <5>. Из них 6 - представительные органы городских округов края, 15 - представительные органы муниципальных районов края, 9 - сельских поселковых советов депутатов.

<5> URL: http://www.sobranie.info/msu-comp.php (дата обращения: 28.10.2011).

Победителями конкурса признаются представительные органы муниципальных образований края, достигшие наилучших результатов по следующим направлениям:

  1. создание наиболее полной системы муниципальных правовых актов (общая характеристика созданной правовой базы, основные направления правотворческой деятельности за указанный период);
  2. обеспечение взаимодействия представительного органа муниципального образования с исполнительным органом, другими органами муниципального образования (описание сложившихся практик);
  3. организация эффективного планирования деятельности представительного органа муниципального образования (наличие и выполнение планов работы);
  4. организационно-правовое обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования (наличие регламента, положений о комиссиях, методика подготовки и проведения заседаний, организация делопроизводства и т.п.);
  5. эффективность работы с избирателями (организация работы с населением, регулярность и результативность встреч депутатов с избирателями, работа с обращениями граждан в представительном органе);
  6. работа представительного органа местного самоуправления с местным сообществом (практика подготовки и проведения публичных слушаний, сходов, собраний, опросов; создание общественных, экспертных советов и комиссий при представительном органе муниципального образования, работа по доведению до сведения населения требований нормативных правовых актов);
  7. работа представительного органа муниципального образования по повышению гражданской активности населения (взаимодействие с общественными организациями и объединениями, развитие территориального общественного самоуправления, привлечение жителей к благоустройству и озеленению территории муниципального образования, охране общественного порядка, воспитанию детей и молодежи, организации культурно-массовой и спортивной работы и участию в ней, к решению вопросов местного значения и т.п.);
  8. организация контрольной деятельности представительного органа муниципального образования (рассмотрение соответствующих вопросов на заседаниях комиссий и непосредственно представительного органа, работа комиссий депутатского расследования, рассмотрение отчетов о работе администрации муниципального образования, в том числе по вопросу исполнения бюджета, организация внешнего аудита, взаимодействие с контрольными и правоохранительными органами и т.п.);
  9. организация методической работы, учебы депутатского корпуса, обмен опытом работы и использование опыта других органов местного самоуправления, работа по изучению федерального и краевого законодательства и его совершенствованию;
  10. взаимодействие со средствами массовой информации, практика организации выступлений депутатов в средствах массовой информации.

Конкурсная комиссия определяет единый порядок рассмотрения конкурсных материалов и выставляет оценки по направлениям деятельности представительного органа (максимальное количество баллов - от 10 до 20).

Анализ конкурсных материалов показывает, что вопросы планирования и организационно-правового обеспечения деятельности представительного органа, формирования полной системы муниципальных правовых актов зависят, во-первых, от размера муниципального образования (городской округ или поселок), во-вторых, от бюджетных возможностей муниципального образования (наличие в штате представительного органа юриста, возможность пользования информационно-правовыми программами), и в-третьих, конечно, от инициативы депутатского корпуса.

Разнообразие практического опыта было продемонстрировано в конкурсных материалах, посвященных работе представительного органа с местным сообществом, избирателями, по повышению гражданской активности населения.

Например, депутаты Ачинского районного Совета депутатов (поощрительный приз конкурса 2011 г. за эффективную организацию работы с населением) постоянно являются участниками различных мероприятий, проводимых в районе, таких, как, например, День пожилого человека, День Победы, День защиты детей, День Знаний, последние звонки в школах района, и других мероприятий, посвященных юбилеям, памятным датам.

"Практикуется в районе поздравление с юбилеем старожилов, тех, кому исполняется 80, 90 лет. В День Победы депутаты в своих округах участвуют в возложении венков к памятникам и мемориалам павших в Великой Отечественной войне, чествуют немногих оставшихся в живых ветеранов. Ко Дню защиты детей депутаты оказывают посильную помощь в приобретении подарков, игрушек детям из детских домов, участвуют в приуроченном к этому празднику благотворительном марафоне "Взрослые - детям" <6>.

<6> URL: http://www.sobranie.info/msu-comp.php (дата обращения: 28.10.2011).

Только совместно с населением возможно конструктивное, многоплановое развитие муниципальных образований. Совершенно очевидно, что на уровне местного самоуправления гражданское участие может и должно быть самым широким, так как основные вопросы жизнедеятельности населения решаются именно на местах.

Например, Минусинский районный Совет депутатов (победитель конкурса 2011 г.) постоянно является инициатором активного участия населения в жизни своих сел, всего района, опираясь на самые активные слои населения: молодежь, пенсионеров, представителей политических партий и общественных организаций. "Массовые мероприятия: фестивали, спартакиады, профессиональные праздники, конкурсы - это далеко не весь перечень повседневной жизни Минусинского района, который позволяет каждому жителю района ощутить себя в самом центре событий, показать свои способности и, самое главное, укрепить доверие к действующей власти, которая по возможности поощряет профессиональное мастерство и совершенствование представителей различных сфер деятельности, их новаторство, инициативу. Местом проведения различных мероприятий являются села района, что позволяет вовлекать как можно больше населения в их организацию и проведение" <7>.

<7> URL: http://www.sobranie.info/msu-comp.php (дата обращения: 28.10.2011).

Все конкурсные материалы содержат примеры инициатив местных депутатов, направленные на развитие своих территорий. Можно утверждать, что "живая демократия на местном уровне в муниципальных образованиях и регионах - это залог жизнеспособной демократии на государственном уровне" <8>.

<8> Резолюция 91 (2000 г.) Конгресса местных и региональных властей Совета Европы "Об обязанностях граждан и участии в общественной жизни" // Об участии граждан в общественной жизни на местном уровне. Обнинск, 2005. С. 4 - 17.

Положительный опыт работы представительных органов муниципальных образований распространяется на Съезде депутатов Красноярского края и через краевые средства массовой информации.

Считаем, что такая форма оценки работы представительного органа муниципального образования, как конкурсы, может быть внедрена повсеместно на региональном уровне.