Мудрый Юрист

Кадровое обеспечение взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и оперативных подразделений органов внутренних дел по розыску лиц, скрывающихся от контроля и уклоняющихся от отбывания наказания *

<*> Prokopov V.B. Staffing interaction of penal inspections and operational units of internal affairs for the search of persons avoiding control or punishment.

Прокопов Василий Борисович, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВПО "Псковский юридический институт ФСИН России".

Качественная организация какой бы то ни было деятельности, в том числе и организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и оперативных подразделений полиции по розыску скрывающихся осужденных, невозможна без квалифицированных исполнителей. Данная статья посвящена укреплению кадрового потенциала УИИ и ОВД, что имеет существенное значение.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, лица, уклоняющиеся от отбывания наказания.

Quality organization of any kind of activity including interaction of penal inspections and operational units of internal affairs for the search of persons avoiding punishment is impossible without a highly qualified staff. This article is devoted to the strengthening of human potential of both structures and is of a great meaning.

Key words: penal inspection, persons avoiding punishment.

К мерам по совершенствованию взаимодействия УИИ и ОВД в области кадрового обеспечения в первую очередь можно отнести подготовку высококлассных специалистов и повышение квалификации сотрудников УИИ и ОВД. В настоящее время в Российской Федерации функционирует достаточное количество ведомственных учебных заведений, отвечающих за подготовку кадров для УИС и оперативных сотрудников ОВД. Однако далеко не всегда практические сотрудники имеют специализированное образование, хотя в настоящее время каждое высшее образовательное учреждение ФСИН и МВД РФ имеет свою специализацию. В качестве примера можно привести Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Псковский юридический институт ФСИН России", которое готовит специалистов для работы в УИИ.

Проведенное анкетирование начальников и сотрудников УИИ показало, что из числа всех опрошенных 60,7% начальников и сотрудников имеют высшее юридическое образование, 12,8% - непрофильное высшее образование, 5,7% высшего образования не имеют.

Решению этой проблемы может способствовать направление сотрудников на курсы переподготовки и повышения квалификации, ведь, как нами установлено, 11,6% опрошенных считают, что именно недостаток профессионального сообразования сотрудников УИИ затрудняет организацию их деятельности и снижает эффективность исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Однако только 57,5% опрошенных начальников и сотрудников (средний стаж работы их в УИИ составляет 5 лет и 9 месяцев) проходили переподготовку и обучались на курсах повышения квалификации.

Среди опрошенного нами личного состава оперативных служб полиции 65% имеют высшее юридическое образование, 35% - высшее непрофильное образование, 8,2% высшего образования не имеют. Однако в настоящее время в МВД России всем оперативным сотрудникам рекомендовано пройти обучение в высших юридических учебных заведениях. Кроме того, 45% опрошенных оперативных сотрудников полиции проходили профессиональную переподготовку и обучались на курсах повышения квалификации во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД РФ.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что в настоящее время радикальная структурная перестройка всех аспектов деятельности ОВД и УИС требует существенного изменения и переориентации профессиональной подготовки. На современном этапе ОВД и УИС нуждаются в новом поколении профессионалов, способных эффективно работать в условиях переориентации МВД и ФСИН России на защиту основных прав и свобод человека и гражданина как приоритетных ценностей правового государства. Недостаток в отсутствии профильного специализированного образования у практического сотрудника УИИ и ОВД необходимо компенсировать прохождением курсов первоначальной подготовки и повышения квалификации на базе высших учебных заведений. Для примера можно привести ФКОУ ВПО ПЮИ ФСИН России, где хорошо отработана и эффективно действует данная практика.

Снижение нагрузки на сотрудников УИИ и полиции является очень важным фактором, повышающим эффективность их работы. 26,7% опрошенных сотрудников и начальников УИИ одной из причин, снижающей эффективность своей деятельности, назвали большую нагрузку. Проведенное нами исследование показало, что, исходя из трудоемкости работы УИИ, оптимальная нагрузка не должна превышать 40 осужденных на одного сотрудника УИИ. В действительности же в результате проведенной реструктуризации нагрузка на одного сотрудника УИИ иногда превышает указанный показатель в 2 и более раза. Так, в Псковской области средняя нагрузка на одного сотрудника составляет 113 осужденных. В некоторых УИИ этот показатель составляет 70 - 80 осужденных, однако на отдельных сотрудников нагрузка составляет 160 осужденных и более, что значительно превышает общероссийский показатель.

Согласно результатам нашего анкетирования, 22,4% начальников и сотрудников считают, что увеличение штатной численности сотрудников УИИ может повысить эффективность деятельности УИИ.

В полиции ситуация тоже сложная в связи с тем, что при проведении реформирования было проведено сокращение личного состава, в т.ч. в оперативном аппарате. 80% опрошенных сотрудников полиции считают, что сокращение личного состава и большая нагрузка станут причиной снижения показателей по розыску скрывающихся преступников и осужденных. К тому же розыск скрывшихся от контроля УИИ и уклоняющихся от отбывания наказания осужденных не является приоритетным видом деятельности для оперативных сотрудников ОВД, поскольку на показатель их деятельности влияет осуществление розыска и задержание подозреваемых и обвиняемых по нераскрытым уголовным делам.

Как показывает практика, из-за высокого уровня нагрузки в ряде случаев повышается и трудоемкость взаимодействия. По мнению 17,9% сотрудников УИИ и 30% сотрудников полиции, именно недостаток кадрового обеспечения является причиной, которая затрудняет организацию взаимодействия УИИ с ОВД и снижает его эффективность.

Повышение престижа профессии, улучшение мнения граждан о сотрудниках ФСИН и МВД, формирование уважительного отношения к сотрудникам как к представителям исполнительной власти государства являются обязательными условиями для привлечения новых сотрудников. В этих целях необходимо освещать положительные результаты их совместной деятельности в средствах массовой информации. Такой опыт имеется во многих субъектах Российской Федерации. Так, в сети Интернет, по телевидению и радио неоднократно освещались результаты проведения совместных оперативно-тактических операций ФСИН и МВД "Розыск".

Кроме того, 12,02% опрошенных сотрудников УИИ и 70% сотрудников полиции считают, что значительное увеличение заработной платы могло бы повысить эффективность борьбы с преступностью. С января 2012 г. денежное довольствие сотрудников МВД России существенно повысилось, аналогичное повышение ожидается с января 2013 г. для сотрудников ФСИН. Однако, анализируя результаты служебной деятельности УМВД по Псковской области за первое полугодие 2012 г., можно наблюдать спад показателей по основным направлениям работы. Хотя в соответствии с общественным мнением престиж службы в ОВД повысился.

Кадровый ресурс, как и ресурс права, в достижении целей имеет особое значение. Он должен отвечать определенным блокам требований: во-первых, быть объективно обусловленным и обоснованным, подготовленным с учетом объективных закономерностей и тенденций общественного развития и деятельности людей, соответствовать объективной логике функционирования того или иного явления, процесса, отношения, учитывать формы и механизмы последних; во-вторых, быть социально мотивированным, то есть идти от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их в жизнь; в-третьих, быть обеспеченным в ресурсном отношении как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности; в-четвертых, быть системно организованным, включать в себя в определенной последовательности цели стратегические, оперативные и тактические, общие и частные, главные и обеспечивающие, конечные и промежуточные, отдаленные, близкие и непосредственные и т.д. <1>.

<1> Миронов Р.Г. Современная система управления органов внутренних дел и органов исполнения уголовных наказаний и пути повышения эффективности организации взаимодействия // Человек: преступление и наказание. 2009. N 3. С. 66.

Кроме того, необходимо отметить, что кадровое обеспечение предполагает не только подготовку и подбор квалифицированных сотрудников, но и управление ими. В связи с этим требуется квалифицированная подготовка руководящего состава УИИ и ОВД. Это предполагает проведение курсов повышения квалификации для руководящего состава взаимодействующих органов.