Мудрый Юрист

Из практики прокурорского надзора по гражданским делам № 19

Приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на эту категорию лиц его действие не распространяется.

Городской прокурор обратился в суд в интересах С., бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, к администрации муниципального образования, к правительству области о признании нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязании предоставить средства на приобретение жилья.

Решением городского суда от 11 мая 2011 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил признать С. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать незаконным отказ правительства области в предоставлении С. бюджетных средств на обеспечение жильем, обязать правительство области предоставить С. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. В остальной части иска отказано.

Определением кассационной инстанции от 14 июля 2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представителя правительства области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений в части признания незаконным отказа правительства области в предоставлении С. бюджетных средств на обеспечение жильем и обязании правительства области предоставить С. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объему предоставляемых льгот социальной поддержки приравнены несовершеннолетние узники концлагерей.

Приведенные выводы судебных инстанций являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Этим нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, не включена, и действие Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 на эту категорию лиц не распространяется.

Нельзя признать правомерной ссылку в решении суда на Указ Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".

В соответствии с этим Указом бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Этот Указ фактически утратил силу в части установления льгот в связи со вступлением в силу с 1 января 2005 г. ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в п. 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на эту категорию лиц его действие не распространяется.

С учетом изложенных обстоятельств у суда не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714.

Однако следует учитывать, что ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах". Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").

Определением Верховного Суда РФ от 23 февраля 2012 г. состоявшиеся по делу судебные постановления в части признания незаконным отказа правительства области в предоставлении С. бюджетных средств на обеспечение жильем и обязания правительства области предоставить С. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения отменены.

По делу в указанной части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований городского прокурора.

Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ.

Межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Е. к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования РФ с заявлением о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 календарный год в срок до 1 июня 2011 г.

Решением районного суда от 18 марта 2010 г. заявленные требования удовлетворены. Суд возложил на государственное учреждение обязанность предоставить Е. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 г. в соответствии с медицинскими показаниями в срок до 1 июня 2011 г.

Определением кассационной инстанции от 25 мая 2011 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.

В представлении заместителя Генерального прокурора РФ, поданном в Верховный Суд РФ до 1 января 2012 г., содержится просьба об отмене в порядке надзора состоявшегося по делу определения кассационной инстанции с оставлением в силе решения суда первой инстанции в связи с тем, что судом допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Судом установлено, что Е. является ветераном боевых действий в Афганистане и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. 13 ноября 2009 г. Е. обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Однако санаторно-курортное лечение ему в 2010 г. предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на этот вид льгот, и недостаточности финансовых средств на указанные цели.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия областного суда исходила из того, что Е. в силу объективных причин в 2010 г. не мог быть обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи им заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг значительно превысило установленную квоту по обеспечению этими льготами в 2010 г. Судебная коллегия указала также, что своим правом Е. мог воспользоваться только до 31 декабря 2010 г., на 2011 г. право получателей социальных льгот не переходит.

Определением Верховного Суда РФ от 4 мая 2012 г. определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда отменено, оставлено в силе решение районного суда.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе ветераны боевых действий.

Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.

Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования РФ, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению ветеранов боевых действий путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

При этом Фонд социального страхования РФ не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его права. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.