Мудрый Юрист

Двусторонние международные договоры как фактор обеспечения прав ребенка

Макеева Анна Андреевна, аспирант ИЗиСП.

Международно-правовое регулирование усыновления российских детей иностранными гражданами является сегодня одним из острых вопросов. Существующих законов недостаточно для осуществления эффективного контроля над детьми, усыновленными иностранцами. Автор изучает практику международного усыновления в иностранных государствах и предлагает в качестве основного способа защиты российских детей, усыновленных иностранными гражданами, заключение двусторонних договоров о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с иностранными государствами.

Ключевые слова: защита прав детей-сирот, международное право, международное усыновление, усыновление российских детей иностранцами, двусторонний международный договор.

Bilateral international treaties as a factor of provision of rights of child

A.A. Makeeva

International legal regulation of adoption of Russian children by foreign citizens is one of the most pressing issues today. Existing laws don't effectively exercise control over the children adopted by foreigners. The author of this article examines the practice of international adoption in foreign countries and offers the entering into bilateral agreements on cooperation in the field of adoption of children with the foreign states as the main way of protection of the Russian children nowadays.

Key words: the protection of the rights of orphan children, international law, the international adoption, adoption of the Russian children by foreigners, bilateral international treaty.

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Снижение уровня жизни части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений привели к серьезным нарушениям прав детей <1>. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня большое число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие акты действующего законодательства <2>.

<1> См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году. URL: http://www.asi.org.ru/asi3/main.
<2> См.: Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003.

Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2010 г. акцентировал внимание на том, что "26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. К сожалению, в нашей стране еще тысячи ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного - семейного тепла. И нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие "брошенные дети" уходило из нашей жизни. Органы опеки должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. Вообще "ничьих" детей в нашей стране быть не должно" <3>.

<3> Российская газета. 2010. 1 дек.

В настоящее время в России необходимо усилить законодательное регулирование в области охраны прав детей. Ориентиром должны быть международные акты в сфере регулирования прав ребенка. Дети - это будущее любого государства, и они нуждаются в особой заботе.

О международно-правовой защите прав детей всерьез задумались в начале XX в., задолго до образования Организации Объединенных Наций. Начало институту международной защиты прав детей положил первый международный конгресс по охране детей (23 - 26 июля 1913 г., г. Брюссель). В нем приняли участие представители 40 государств, включая Россию. Ребенок признан существом, нуждающимся в особой охране и заботе. Министр юстиции Бельгии А. Картон де Виар отмечал, что "этот конгресс, несомненно, надо считать первым конгрессом, на котором только дети, и никто более, являлись фокусом, центром, на котором было сосредоточено все исключительное внимание докладчиков. Каждый из последующих конгрессов вносил что-нибудь новое то в опеку над брошенными детьми, то в организацию исправительных школ, то в помещение детей в семьи" <4>.

<4> Гаген В. Охрана детства. Первый международный конгресс по охране детей в г. Брюсселе в 1913 году. СПб., 1913. С. 5 - 6.

Следующим шагом в этом направлении стало принятие Лигой Наций Женевской декларации прав ребенка (1924). Вторая половина XX в. ознаменовалась также принятием Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребенка (1959), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и, наконец, Конвенции о правах ребенка (1989). Последняя была ратифицирована Верховным Советом СССР в июне 1990 г. и с 15 сентября 1990 г. вступила в силу в отношении нашего государства. В Конвенции нашли закрепление как права любого человека применительно к ребенку, так и специальные права ребенка <5>.

<5> См.: Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. М., 2009. С. 118.

Рассматривая вопросы защиты прав ребенка, можно выделить две категории детей: 1) дети, воспитывающиеся в семьях родителей; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей <6> и воспитывающиеся в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, в учреждениях для детей.

<6> См.: Дети в России. 2009: Сб. ст. М., 2009. С. 107 - 112.

Вторая категория детей наиболее уязвима, поэтому вопросы защиты их прав нуждаются в более пристальном изучении. Одной из актуальных проблем здесь является международное усыновление.

Усыновление детей гражданами другого государства приобрело массовый характер после окончания Второй мировой войны. Вынужденная, или, скорее, насильственная, миграция в ходе военных действий и сразу после их окончания закономерно привела к интернационализации усыновления <7>.

<7> См.: Абрамова С.А. Защита прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 23.

Следующим этапом развития института международного усыновления (после окончания войны в Северной Корее) стало создание первых специализированных агентств по организации усыновления детей-иностранцев. В середине 1960-х гг. эти агентства стали проникать в страны, освободившиеся от колониальной зависимости.

К концу 1980-х гг. усыновление, в том числе иностранцами, в большинстве стран мира стало обычной практикой. В этот период начинает широко использоваться термин "международное усыновление", объединяющий употреблявшиеся ранее раздельные понятия "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами".

В начале 1990-х гг. в обществе впервые возникла обеспокоенность относительно злоупотреблений, связанных с международным усыновлением <8>. В западных СМИ после революции в Румынии в декабре 1989 г. появились сообщения об ужасающих условиях содержания в приютах детей. В эту страну начали прибывать представители агентств по вопросам усыновления и отдельные лица для усыновления румынских "сирот". В 1989 г. там было зарегистрировано менее 30 усыновлений иностранцами, однако, по примерным оценкам, в период с января 1990 г. по июль 1991 г. из страны было вывезено более 10 000 детей. Из-за имевших место злоупотреблений в Румынии был объявлен мораторий на усыновление иностранцами в другую страну. Повторно он был введен в 2001 г.

<8> См.: ЮНИСЕФ (2003 год). Социальный мониторинг, 2003 год. Социальный мониторинг "Инноченти". Исследовательский центр ЮНИСЕФ "Инноченти" (Флоренция). С. 24.

За последние 20 лет число случаев международных усыновлений выросло. Наибольшее их количество приходится на США (более половины), а также Германию, Испанию, Италию, Канаду и Францию <9>. При этом в 2001 г. четверо из 10 детей, усыновленных за границей американскими родителями, были вывезены из региона Центральной и Восточной Европы и СНГ. В общей сложности их число составило более 7600. Свыше 1500 детей из этого региона были усыновлены родителями из Испании и более 1300 - из Италии.

<9> Там же.

Каждый раз, когда к процессу международного усыновления подключались новые страны-доноры, они, как правило, не имели специального законодательства, регулирующего эти отношения. Это закономерно приводило к тому, что страна-"дебютантка" становилась ареной всевозможных нарушений. Причем нарушались не конкретные нормы права, регулирующие международное усыновление, поскольку таких норм еще не существовало, а либо нормы морали, либо права человека, либо иммиграционное законодательство и т.п. Становясь достоянием СМИ, подобные нарушения приводили к скандалу, который стимулировал разработку и принятие специального законодательства по международному праву <10>.

<10> См.: Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. 1995. N 6.

Первая попытка заключения международных соглашений, устраняющих противоречия во внутреннем законодательстве иностранных государств в сфере международного усыновления, была предпринята в 1965 г. на Гаагской конференции путем подписания Конвенции "О юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления". С середины 1970-х гг. к государствам, заинтересованным в международном усыновлении, стали применяться термины "принимающее" и "отправляющее" государство. Отнесение страны к той или иной группе зависело от уровня ее экономического развития. "Принимающими" государствами являлись экономически благополучные, развитые страны (Швеция, Канада, Нидерланды, США). Так, в Нидерландах "ежегодно усыновляли приблизительно 2700 детей, а гражданами США только за 1975 год было усыновлено 5633 ребенка-иностранца" <11>. "Отправляющие" страны (страны Африки, Латинской Америки, Корея, Таиланд, Индия) характеризовались низким уровнем жизни населения, в результате чего ежегодно тысячи детей-сирот покидали государство своего происхождения.

<11> См.: Зеличенко Ю.Л. История становления законодательства в сфере международного усыновления // Вестник ТГПУ. 2007. N 7.

25 мая 1993 г. была принята Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления. В этом международном соглашении содержатся правила передачи детей в другую страну для усыновления. Усыновляемый ребенок должен быть "квалифицированным" сиротой, т.е. его правовая "пригодность" для усыновления должна быть бесспорной, чтобы избежать нарушения интересов и законных прав как самого ребенка, так и его родителей или иных лиц, имеющих в соответствии с законом право на его истребование от всякого третьего лица.

В России с принятием Конституции 1993 г. и Семейного кодекса 1995 г. начался новый этап в защите прав детей-сирот.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стали составной частью правовой системы России. Установлен приоритет международных договоров РФ над национальным законодательством.

Вплоть до 1990 г. в России не было необходимости совершенствовать законодательство по международному усыновлению, поскольку такие усыновления были редки. Начиная же с 1991 г. иностранными гражданами в России усыновлено свыше 60 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство усыновленных детей успешно адаптировались в новых семьях, хотя имели место проблемы адаптации, случаи неустройства детей в новые семьи и даже жестокого обращения с усыновленными детьми и их гибели в семьях иностранных усыновителей <12>.

<12> В период с 1991 по 2011 г. зафиксировано 17 случаев насильственной гибели российских детей, усыновленных гражданами США, по вине усыновителей. См.: Лапшова Е.В. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 1. С. 96.

Какие шаги предпринимают иностранные государства для усовершенствования механизма международного усыновления? Большинство стран (более 80), откуда усыновляются дети, присоединились к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (1993) или находятся в процессе присоединения к ней.

Исследования свидетельствуют о положительных показателях благополучия детей, усыновленных гражданами других стран. Например, в ходе исследования, проводившегося в Соединенном Королевстве, велось наблюдение за социальным, когнитивным и эволюционным развитием 165 детей, усыновленных из детских учреждений Румынии английскими семьями в период 1990 - 1992 гг. Было установлено, что, несмотря на лишения и утраты, выпавшие на их долю, приемные дети из Румынии спустя несколько лет догнали английских детей того же возраста в физическом и интеллектуальном развитии <13>.

<13> См.: Rutter, M. et al. (2000). Developmental Catch-Up and Deficit: Following Adoption after Severe Global Early Privation // Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 39. P. 65 - 76.

Один из основных принципов международного права - принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda) - презюмирует согласование с этими обязательствами национальных законов и предпринимаемых государством в сфере своей внутренней компетенции мер. Однако в настоящий момент российские внутригосударственные законы, посвященные защите прав ребенка, не вполне отвечают международным стандартам. Поэтому названная Гаагская конвенция 1993 г. хотя и была подписана Российской Федерацией в 2000 г., но до сих пор ею не ратифицирована, что существенно усложняет процедуру усыновления российских детей иностранными гражданами.

Какие меры, направленные на совершенствование процедуры международного усыновления, принимает Россия в настоящее время? Пункт 1 ст. 165 СК РФ упоминает о необходимости учета при усыновлении положений международных договоров РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Международное сотрудничество в данной области на двусторонней основе может помочь Договаривающимся Сторонам в осуществлении надлежащего контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных российских детей. Таким образом, заключение Российской Федерацией двусторонних договоров, посвященных усыновлению детей, может послужить важным этапом подготовки к ратификации Гаагской конвенции 1993 г.

В чем важность заключения международных договоров? Международный договор является главной формой реализации мер по обеспечению взятых сторонами обязательств. С его помощью государства могут на согласованной основе полно и точно выразить свои намерения относительно защиты взятого на себя международно-правового обязательства обеспечения прав ребенка <14>.

<14> См.: Тиунов О.И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 85.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Международные договоры - одно из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствующее расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо и в дальнейшем совершенствовать деятельность Российской Федерации, связанную с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне (имеется в виду заключение двусторонних и многосторонних договоров о международном усыновлении).

Так, в 2008 г. Россия и Италия подписали договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей <15>. В 2011 г. Правительства России и Франции подписали Договор о сотрудничестве в области усыновления детей и Соглашение о создании комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах <16>. 30 марта 2012 г. в Государственную Думу РФ было направлено для ратификации двустороннее соглашение о сотрудничестве в области усыновления между Россией и США. Сейчас ведутся переговоры о заключении подобных соглашений с Испанией, Великобританией, Ирландией и Израилем <17>.

<15> См.: Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 258-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей".
<16> См.: Россия и Франция договорились о сотрудничестве в области усыновления // Российская газета. 2011. 18 нояб.
<17> См.: В Госдуму внесено соглашение об усыновлении между Россией и США // Российская газета. 2012. 30 марта.

Статистика последних лет свидетельствует о том, что российских детей усыновляют в основном граждане 15 - 20 государств <18>. На наш взгляд, было бы разумно временно приостановить усыновление российских детей гражданами тех стран, в которых зафиксированы многочисленные случаи жестокого обращения и даже гибели детей, до тех пор пока не будут заключены договоры о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с иностранными государствами.

<18> URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2010/7/.

Согласно ст. 165 СК РФ защита прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Постановка на учет усыновленных детей в России должна производиться в трехмесячный срок со дня их въезда в государство места проживания усыновителей. Возможна постановка на учет до выезда из Российской Федерации в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел РФ <19>.

<19> См.: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".

В первый год после усыновления обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания седьмого месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении одиннадцати месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания тринадцатого месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении двадцати трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания двадцать пятого месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении тридцати пяти месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении; отчет представляется не позднее окончания тридцать седьмого месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении <20>.

<20> См.: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением".

Представление отчетов по истечении трех лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия осуществляется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в семье усыновителей.

В соответствии с действующим законодательством ребенок - гражданин РФ при усыновлении иностранными гражданами сохраняет российское гражданство <21>, а значит, имеет право на защиту со стороны своего государства и в случае проживания за рубежом.

<21> См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Случаи убийства наших детей за границей, факты жестокого обращения с ними, уклонение организаций от предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей, переданных на усыновление иностранным гражданам, доказывают недостаточность заботы государства о своих маленьких гражданах. Заключение двусторонних международных договоров в области усыновления позволит создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства. В данных соглашениях, на наш взгляд, следует дополнительно предусмотреть:

право ребенка на возмещение вреда, причиненного его здоровью родителями при лишении их родительских прав или бывшими усыновителями при отмене усыновления, включая возмещение морального вреда <22>;

<22> См.: Абрамова С.А. Указ. соч. С. 9.

создание медицинской комиссии, в которую входят представители обоих государств. В обязанности комиссии должны входить психологическое тестирование потенциальных родителей и выдача заключений о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

возможность создания международной комиссии по рассмотрению дел, связанных с жестоким обращением с усыновленным ребенком, повлекшим тяжкие телесные повреждения и смерть ребенка. Члены комиссии должны иметь возможность провести собственное независимое расследование обстоятельств, повлекших грубое нарушение прав ребенка, и предоставить результаты исследования в суд, где будут проходить слушания по делу о нарушении прав усыновленного ребенка.

Международное усыновление, несмотря на разного рода негативные явления, является, безусловно, положительным явлением. Действующее законодательство в целом соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права и учитывает мировой опыт правового регулирования отношений по международному усыновлению. Однако законодательство и практика его применения нуждаются в дальнейшем совершенствовании, и заключение международных договоров - важный шаг на этом пути.

Библиографический список

Абрамова С.А. Защита прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Гаген В. Охрана детства. Первый международный конгресс по охране детей в г. Брюсселе в 1913 году. СПб., 1913.

Дети в России. 2009: Сб. стат. М., 2009.

Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. 1995. N 6.

Зеличенко Ю.Л. История становления законодательства в сфере международного усыновления // Вестник ТГПУ. 2007. N 7.

Лапшова Е.В. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 1.

Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003.

Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. М., 2009.

Тиунов О.И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2011. N 4.