Мудрый Юрист

Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции 1

<1> Статья выполнена в рамках Программы стратегического развития МГЮА имени О.Е. Кутафина на 2012 - 2016 гг.

Ершова Инна Владимировна, заведующая кафедрой предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), руководитель магистерской программы "Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)", доктор юридических наук, профессор.

В статье проведен анализ правового регулирования стандартизации на основе документов ВТО, ЕврАзЭС, Таможенного союза и российского законодательства. Освещены правовые и институциональные основы стандартизации, понятие, принципы подготовки, принятия и применения стандартов.

Ключевые слова: техническое регулирование, стандартизация, стандарты, национальные стандарты, своды правил, ВТО, ЕврАзЭС, Таможенный союз, национальный орган по стандартизации.

Standardization as an element of legal mechanism of technical regulation in conditions of economic integration

I.V. Ershova

The article analyses legal regulation of standardization on the basis of the WTO, EurAsEC, the Customs Union documents and Russian legislation. The author notes legal and institutional grounds for standardization, concept, and principles of preparation and application of standards.

Key words: technical regulation, standardization, standards, national standards, regulations, WTO, EurAsEC, Customs Union, National Agency of Standardization.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация представляет собой один из элементов правового механизма технического регулирования, отличающийся спецификой целей, принципов, документов.

В 2012 г. произошло официальное вступление РФ во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) <2>. Кроме того, Россия является участником Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), Таможенного союза (далее - ТС). В условиях экономической интеграции актуальным представляется исследование действующей системы правового обеспечения стандартизации с позиции ее соответствия требованиям указанных организаций.

<2> Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. подписан в Женеве 16 декабря 2011 г. РФ ратифицировала настоящий Протокол Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ. 23 июля 2012 г. Правительство РФ официально уведомило Секретариат ВТО о завершении Россией всех внутригосударственных процедур. Вступление России в ВТО состоялось 22 августа 2012 г.

Правовую основу стандартизации в РФ составляют соглашения ВТО, ЕврАзЭС, ТС, а также российское законодательство о техническом регулировании (далее - ТР).

Договорно-правовая основа ТР ВТО представлена в первую очередь Соглашением по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade) - ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г. <3> (далее - Соглашение ВТО по ТБТ). Приложением N 3 к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле является Кодекс добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (далее - Кодекс добросовестной практики ВТО), где и сосредоточены основные правила стандартизации ВТО.

<3> Официально не опубликовано.

Договорно-правовая основа ТР ЕврАзЭС основана на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества, который был подписан Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, РФ и Республикой Таджикистан (Астана, 10 октября 2000 г.) <4>. В рамках ЕврАзЭС принят и действует ряд соглашений в сфере стандартизации: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (Астана, 24 марта 2005 г.) <5>; Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 25 января 2008 г.) <6>; Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (Москва, 12 декабря 2008 г.) <7> и др.

<4> РФ ратифицировала данный Договор Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 56-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 632. С изм. и доп. от: 25 января, 6 октября 2007 г.
<5> Бюллетень международных договоров. 2008. N 8. С изм. и доп. от 12 декабря 2008 г.
<6> Бюллетень международных договоров. 2012. N 8. С изм. и доп. от 19 мая 2011 г.
<7> Бюллетень международных договоров. 2011. N 12.

Договорно-правовая основа ТР ТС основана на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.) <8>, который был заключен Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ. В рамках ТС приняты и действуют соглашения в сфере стандартизации, в числе которых Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.) <9>; Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.) <10>.

<8> РФ ратифицировала Договор Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 187-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1552.
<9> РФ ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 97-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4986.
<10> РФ ратифицировала Соглашение Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 152-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 536.

Таким образом, как справедливо отмечено в литературе, "система технического регулирования, действующая в рамках ЕврАзЭС и формирующаяся в Таможенном союзе, а также зарождающаяся в государствах СНГ, представляет собой сложный конгломерат международно-правовых актов, решений, находящихся в тесной взаимосвязи между собой" <11>. С данным выводом можно согласиться.

<11> Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6.

Национальное законодательство о ТР. Основным законодательным актом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <12> (далее - Закон о ТР). Как совершенно справедливо отмечено специалистами, "данный Закон испытал большое влияние норм ВТО" <13>. Заметим также, что Закон о ТР заложил основу реформирования рассматриваемой сферы общественных отношений, в том числе и системы основных документов ТР: стандартов и технических регламентов <14>. При этом изменение юридической силы документа, устанавливающего обязательные требования, и порядка его разработки и принятия оценивается учеными в качестве одного из направлений изменения российского законодательства в связи с принятием рассматриваемого Закона <15>.

<12> СЗ РФ. 2002. N 52 (часть I). Ст. 5140. С изм. и доп. от: 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 3 декабря 2012 г.
<13> Техническое регулирование: правовые аспекты: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Ю. Саламатов. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 14.
<14> О технических регламентах подробнее см.: Ершова И.В. Технические регламенты как основные документы технического регулирования в условиях вступления России в ВТО // Бизнес в законе. 2012. N 5.
<15> Терещенко Л.К., Калмыкова А.В., Лукьянова В.Ю. Техническое регулирование на современном этапе // Законодательство и экономика. 2007. N 4.

Следует отметить, что соглашения ТС и ЕврАзЭС в значительной степени заменили национальное правовое обеспечение ТР, в том числе стандартизации. Однако многие положения Закона о ТР применимы (при условии, что они не противоречат актам ТС и ЕврАзЭС). Так, сохраняется национальное регулирование по следующим вопросам: национальные стандарты в рамках их понимания Соглашением ВТО по ТБТ и стандарты организаций; своды правил; национальные аспекты развития и поддержания системы органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); добровольная оценка соответствия; обеспечение транспарентности; финансирование в области технического регулирования и др. Следовательно, многие вопросы ТР в России и далее будут регулироваться на национальном уровне в рамках режимов ТС и ЕврАзЭС.

Таким образом, система правового обеспечения стандартизации включает в себя как международно-правовые договоры и соглашения, так и национальные нормативные правовые акты. За годы участия России в ЕврАзЭС и ТС в целом сформировалась система наднациональных правовых основ стандартизации.

Институциональная система ТР, в том числе стандартизации, создана в ВТО, ЕврАзЭС, ТС и в РФ.

Институциональная система ТР ВТО. Согласно ст. 13 Соглашением ВТО по ТБТ учрежден Комитет по ТБТ, в состав которого входят представители от каждого члена организации. Комитет избирает своего председателя и собирается не реже чем один раз в год, с тем чтобы предоставить членам возможность провести консультации по любым вопросам, касающимся функционирования Соглашения или реализации его целей.

Институциональная система ТР ЕврАзЭС. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет (Межгоссовет). Согласно ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Межгоссовет ЕврАзЭС рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. В соответствии со ст. 6 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., постоянно действующим органом ЕврАзЭС является Интеграционный комитет ЕврАзЭС <16>. В Интеграционном комитете ЕврАзЭС создана Комиссия по техническому регулированию и санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле, которая осуществляет координацию деятельности в области технического регулирования в соответствии с международными договорами государств ЕврАзЭС.

<16> Положение об Интеграционном комитете ЕврАзЭС утверждено решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 6 // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2001. N 1. С. 39. Действует с изм. и доп. от 27 апреля 2003 г.

Институциональная система ТР ТС. Договором о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.) <17> была учреждена Комиссия ТС, которая являлась единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза <18>. Комиссией ТС утвержден ряд документов <19>, регламентирующих отдельные аспекты ТР, и в том числе стандартизации. Договор о Евразийской экономической комиссии (Москва, 18 ноября 2011 г.) <20>, заключенный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и РФ, учредил Евразийскую экономическую комиссию как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕврАзЭС. Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства; в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства <21> и подлежат непосредственному применению на территориях заключивших договор государств. Совет Евразийской экономической комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в ТС и Едином экономическом пространстве. Коллегия Евразийской экономической комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках ТС и Единого экономического пространства. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии <22> при ней создан Консультативный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

<17> РФ ратифицировала Договор Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1553.
<18> Договор прекратил действие со 2 февраля 2012 г. (с даты вступления в силу Договора о Евразийской экономической комиссии (Москва, 18 ноября 2011 г.)).
<19> Принятые Комиссией решения и приложения к ним Секретариат размещал на официальном интернет-сайте Комиссии в течение двух рабочих дней с момента принятия решений, а также обеспечивал последующее опубликование в печатном издании Таможенного союза. Дата размещения решения Комиссии на официальном интернет-сайте Комиссии является датой его официального опубликования.
<20> РФ ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 1 декабря 2011 г. N 374-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 11. Ст. 1275.
<21> Решения Комиссии подлежат опубликованию на официальном сайте Комиссии в сети Интернет (URL: http://www.tsouz.ru/) (за исключением решений Комиссии, предусмотренных Регламентом). Дата публикации решения Комиссии на официальном сайте Комиссии в сети Интернет признается датой официального опубликования данного решения.
<22> Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 г. N 11 "О Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер".

Институциональная система ТР РФ представлена:

а) федеральными органами исполнительной власти - Министерством промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) <23>, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) <24>, Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России) <25>, Министерством обороны РФ (Минобороны России) <26>, Министерством природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) <27>, Министерством энергетики РФ (Минэнерго России) <28>; создаваемой Федеральной службы по аккредитации <29> и др.;

<23> Положение о Минпромторге России утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2868.
<24> Положение о Госстандарте утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575. Отметим, что Госстандарт осуществляет функции национального органа по стандартизации.
<25> Положение о Минэкономразвития России утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.
<26> Положение о Минобороны России утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "О Министерстве обороны РФ" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538.
<27> Положение о Минприроды России утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.
<28> Положение о Минэнерго России утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2577.
<29> Указ Президента РФ от 24 января 2011 г. N 86 "О единой национальной системе аккредитации" // СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 709. С изм. и доп. от 21 мая 2012 г. См. также Концепцию формирования единой национальной системы аккредитации в РФ, одобренную распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 1760-р // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5534.

б) координационными и совещательными органами - Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, в состав которой входит Подкомиссия по вопросам технического регулирования <30>; Советом по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России <31> и др.

<30> Положение о Комиссии утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1166 "О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции" // СЗ РФ. 2010. N 3. Ст. 303.
<31> Положение о Совете утверждено Приказом Минпромторга России от 26 января 2011 г. N 84 "Об образовании Совета по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации". Официально не опубликован.

Таким образом, в настоящее время в России действует система национальных и наднациональных институтов (органов и организаций), реализующих различные функции в сфере стандартизации. Анализ их компетенций и функций позволяет говорить о том, что они определены таким образом, чтобы обеспечить соблюдение определенных соглашениями ВТО, ЕврАзЭС, ТС, национальным законодательством принципов ТР.

Основным документом в сфере стандартизации является стандарт, понятие которого закреплено актами международных организаций, а также российским законодательством. Для сравнения приведем имеющиеся определения.

Стандарт ВТО - документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, соблюдение которых не является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства (п. 2 приложения 1 к Соглашению ВТО по ТБТ "Термины и их определения для целей настоящего Соглашения").

Стандарт ЕврАзЭС - документ, разработанный на основе согласия большинства заинтересованных Сторон, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (ст. 1 Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (Астана, 24 марта 2005 г.)).

Стандарт по законодательству РФ - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (ст. 2 Закона о ТР).

Анализ представленных определений стандартов позволяет говорить об их тождественности по основополагающим вопросам. При этом нельзя не отметить, что в российском законодательстве о ТР предусмотрено использование нескольких видов документов в области стандартизации:

  1. национальные стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации (Росстандартом). Отметим, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 <32> со дня вступления в силу Закона о ТР национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г.;
<32> Постановление Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 8.
  1. предварительные национальные стандарты, утверждаемые национальным органом РФ по стандартизации; срок их действия ограничен (не более трех лет);
  2. своды правил, применяемые на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов;
  3. стандарты организаций. В литературе отмечено, что "требования стандартов организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей стандарт, и ее структурных подразделениях, с момента (даты) введения стандартов в действие" <33>;
<33> Правовое обеспечение промышленности. Научно-практическое пособие / Отв. редактор Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010. С. 130.
  1. правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  2. общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  3. международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
  4. надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом РФ по стандартизации.

Таким образом, российским законодательством о ТР введена множественная система документов в области стандартизации, тогда как акты ЕврАзЭС, ТС и, главным образом, ВТО говорят о едином документе стандартизации - стандарте.

Нельзя не отметить, что данный вопрос затрагивался в Докладе Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО <34>. Представитель РФ заверил членов Рабочей группы, что своды правил, как и национальные стандарты, по своей сути являются стандартами в их понимании ВТО.

<34> См.: приложение к Протоколу о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.) (перевод на русский язык неофициальный, аутентичным является текст на английском языке).

В Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 г. <35> (далее - Концепция) в качестве одной из стратегических целей развития национальной системы стандартизации на период до 2020 г. определено совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ВТО по ТБТ и соглашениям в рамках ТС.

<35> Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р // СЗ РФ. 2012. N 40. Ст. 5485.

Полагаю, что в рамках реализации намеченных задач необходима законодательная классификация документов в области стандартизации. Могут быть предложены следующие виды и, соответственно, группы документов:

Рассмотрим принципиальные положения разработки, согласования, применения стандартов, определенные Кодексом добросовестной практики ВТО и российским законодательством.

Принцип добровольности применения стандартов - принципиальное положение, закрепленное в приведенных ранее определениях стандарта и подкрепленное путем указания в ст. 12 Закона о ТР в качестве принципа стандартизации. Заметим, что введение данного принципа, наряду с появлением таких документов, как технические регламенты, - является одним из основных составляющих реформы ТР в России.

Принципы недискриминации и национального режима - п. D Кодекса добросовестной практики ВТО в качестве принципиального положения в отношении стандартов предусматривает, что орган по стандартизации предоставляет товарам, происходящим с территории любого другого члена ВТО, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый подобным товарам национального происхождения или аналогичным товарам, происходящим из любой другой страны. В силу ч. 2 ст. 15 Закона о ТР, национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Согласно п. Е Кодекса добросовестной практики ВТО, стандарты не должны разрабатываться, приниматься или применяться таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле. Аналогичное правило закреплено в ст. 12 Закона о ТР в качестве принципа недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения законодательно установленных целей стандартизации;

Принцип гармонизации национальных стандартов с соответствующими международными стандартами п. F Кодекса добросовестной практики ВТО предусматривает правило использования международных стандартов (их разделов) в качестве основы для разрабатываемых стандартов (за исключением случаев, когда такие международные стандарты или их соответствующие разделы были бы неэффективными или неподходящими, например вследствие недостаточного уровня защиты или существенных климатических или географических факторов или существенных технологических проблем). В ст. 12 Закона о ТР закреплен принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

В Концепции отмечено, что за последние годы в законодательные и правовые акты РФ в сфере ТР внесены изменения, которые позволили использовать международные, межгосударственные и региональные стандарты, а также документы в области стандартизации иностранных государств, принятые на учет национальным органом по стандартизации в целях ввода продукции в обращение и оценки ее соответствия.

В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24 000 стандартов. За период с 2006 по 2010 г. в РФ принято и введено в действие более 3000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами на сентябрь 2012 г. составляет 70% <36>. Работа по дальнейшей гармонизации национальных стандартов с международными будет продолжаться и в последующие годы.

<36> По состоянию на декабрь 2011 г. уровень гармонизации действующих национальных стандартов международным стандартам составлял около 47%.

Согласно п. G Кодекса добросовестной практики ВТО, с целью гармонизации стандартов на возможно более широкой основе орган по стандартизации соответствующим образом в пределах своих возможностей принимает полноценное участие в подготовке соответствующими международными органами по стандартизации международных стандартов в той области, применительно к которой он принял или планирует принять стандарты.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о ТР, национальный орган по стандартизации (Росстандарт) участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов РФ при их принятии; представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации: в ИСО <37>, МЭК <38> и др.

<37> Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO) - крупнейший в мире разработчик международных стандартов. Официально начала свою деятельность в 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов. РФ стала членом ИСО как правопреемник СССР. По состоянию на 2011 год в ИСО входили организации из 164 стран // URL: http://www.iso.org.
<38> Международная электротехническая комиссия (МЭК, IEC) - ведущая в мире организация по подготовке и публикации международных стандартов для всех электрических, электронных и смежных технологий. Основана в 1906 г. В IEC насчитывается действительных членов - 60, ассоциированных - 22 // URL: http://www.iec.ch.

Одной из стратегических целей развития национальной системы стандартизации на период до 2020 г. является активизация работы в международных и региональных организациях по стандартизации, что должно содействовать развитию национальной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке пропорционально запросам глобального рынка. В разделе 7 Концепции намечены конкретные задачи <39>, решение которых позволит достичь поставленной цели.

<39> Определено, в частности, что международное сотрудничество в области стандартизации должно быть направлено: на активизацию участия РФ в ИСО, МЭК при непосредственной поддержке государства и субъектов предпринимательской деятельности; на возврат РФ в 1-ю группу ИСО и группу АМЭК, на увеличение числа секретариатов технических комитетов (подкомитетов, рабочих групп) в ИСО и МЭК, возглавляемых РФ, а также в приоритетных областях национальной экономики и др.

Статья 12 Закона о ТР к принципам стандартизации относит также принципы: максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Анализ актов ВТО позволяет сделать вывод о том, что, не будучи прямо закрепленными в качестве принципиальных положений Кодекса добросовестной практики ВТО, эти нормы не противоречат общим положениям указанного Соглашения.

Большая часть положений Кодекса добросовестной практики ВТО (п. J, K, L, M, N, O) посвящена порядку разработки и принятия стандартов. В целом установленные ст. 16, 16.2 Закона о ТР правила соответствуют нормам Кодекса.

При этом большое внимание названными актами уделяется реализации принципа транспарентности при разработке и утверждении стандартов. В частности, Законом о ТР предусмотрено, что национальный орган по стандартизации (Росстандарт) разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов <40>, обеспечивает ее доступность заинтересованным лицам для ознакомления. Уведомление о разработке национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Согласно Положению об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта <41>, названные уведомления публикуются Росстандартом в сети Интернет на его официальном сайте <42> - в 10-дневный срок и в печатном издании Агентства - информационном указателе "Национальные стандарты".

<40> См., напр.: Программу разработки национальных стандартов РФ на 2010 г., утвержденную Приказом Госстандарта от 16 апреля 2010 г. N 1269.
<41> Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" // СЗ РФ. 2003. N 32. Ст. 3220.
<42> URL: http://www.gost.ru.

Во исполнение требований Закона о ТР официальному опубликованию также подлежат:

а) тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов - в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и на официальном сайте Росстандарта;

б) уведомления об утверждении национальных стандартов, информация о внесении в них изменений, тексты изменений, а также национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, - ежемесячно в информационном указателе "Национальные стандарты" и на официальном сайте Росстандарта;

в) перечень действующих национальных стандартов - ежегодно в информационном указателе "Национальные стандарты";

г) перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, - в печатном издании Росстандарта "Вестник технического регулирования" и на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет <43>.

<43> Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации") // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3773.

Таким образом, обеспечение информационной прозрачности - одного из основополагающих принципов стандартизации - закреплено нормами законодательства о ТР и реализуется на практике. Эти положения соответствуют нормам Кодекса добросовестной практики ВТО. Вместе с тем вступление России в ВТО предопределяет необходимость дополнения действующих норм положениями о предоставлении информации в сфере стандартизации в ИСО/МЭК, как того требует Кодекс добросовестной практики <44>.

<44> Предусмотрено, что не позднее момента публикации своей программы работы орган по стандартизации уведомляет о ее наличии Информационный центр ИСО/МЭК в Женеве. В уведомлении указывается название и адрес органа по стандартизации, название и номер выпуска публикации, в которой опубликована программа работы, срок реализации этой программы работы, стоимость ее приобретения (если она распространяется на возмездной основе) и как и где она может быть получена. Уведомление может направляться непосредственно в Информационный центр ИСО/МЭК в Женеве или, что предпочтительнее, через соответствующего национального Члена или международный филиал ИСОНЕТ (п. J Кодекса добросовестной практики).

Нормами российского законодательства предусмотрено обязательное обеспечение доступности проекта национального стандарта, перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованным лицам для ознакомления. Установлен срок публичного обсуждения проекта национального стандарта - не менее чем два месяца. Согласно Кодексу добросовестной практики ВТО до принятия стандарта орган по стандартизации предусматривает период, по крайней мере в 60 дней, для представления замечаний по проекту стандарта заинтересованными сторонами в пределах территории члена ВТО. Как представляется, целесообразно уточнить действующий в РФ порядок разработки и утверждения стандартов, четко определив в нем процедуру представления замечаний по проекту стандарта заинтересованными сторонами в пределах территории члена ВТО. Кроме того, для полного соответствия требованиям ВТО полагаю необходимым разработать и утвердить порядок предоставления Росстандартом текста последней программы работы над стандартами, разработанного стандарта по просьбе любой заинтересованной стороны в пределах территории члена ВТО. При этом должно быть установлено, что любые платежи и вознаграждения, начисляемые за эту услугу, не считая реальной стоимости доставки, являются одинаковыми для иностранных и отечественных сторон.

В функции национального органа по стандартизации входит создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций. Порядок организации и основные функции технических комитетов по стандартизации, порядок регистрации и контроля их деятельности национальным органом по стандартизации определяет Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.1-2005 "Стандартизация в РФ. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности" <45>.

<45> Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 537-ст "Об утверждении национального стандарта" // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2007. N 3.

Обратим внимание на выявленную в ходе исследования проблему функций стандартов. Как представляется, в настоящее время в России национальные стандарты и другие документы в сфере стандартизации рассматриваются главным образом как документы, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Более того, национальному органу по стандартизации вменено в обязанность не позднее чем за 30 дней до дня вступления в силу технического регламента утвердить <46>, опубликовать в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и разместить в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Предусмотрено, что применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов и серьезным образом влияет на процесс подтверждения соответствия.

<46> См., напр.: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2010 г. N 5492 "Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2011. N 2; Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2011 г. N 6364 "Об утверждении Перечня документов в области стандартизации и иных документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623" // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2012. N 1.

Аналогичная норма действует в ТС. Так, согласно ч. 2 ст. 6 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.), в целях выполнения требований технического регламента ТС Комиссия ТС (в настоящее время - Совет Евразийской экономической комиссии) утверждает перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов Сторон, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента ТС <47>.

<47> См. также: Положение о порядке формирования перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента ТС и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия, утвержденное решением Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г. N 629.

Думается, что хотя функция обеспечения соблюдения требований технических регламентов крайне важна, такое сужение предназначения стандартов и иных документов в сфере стандартизации неоправданно. Напомним, что Закон о ТР в качестве целей стандартизации называет также:

В Концепции отмечается, что стандартизация должна рассматриваться как инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и ставится задача повысить роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции <48>.

<48> Концепцией также предусмотрена необходимость: усиления роли стандартизации на уровне предприятий для технического переоснащения и модернизации производства, преодоления сложившейся тенденции ликвидации служб стандартизации в субъектах хозяйствования; стимулирования участия организаций в работах по стандартизации, в том числе на принципах частно-государственного партнерства; расширения практики применения в правовых актах и иных документах ссылок на документы в области стандартизации в качестве источника, позволяющего идентифицировать документ (составную часть документа), касающийся аспектов стандартизации, с учетом практики государств - членов ВТО и основных торговых партнеров РФ.

Полагаю, что решение этой и других актуальных задач станет возможным только при условии правильной расстановки приоритетов Законом о ТР. В рыночных условиях хозяйствования это становится необходимым.

Рассматривая сферу стандартизации, нельзя обойти вниманием проблематику, связанную с документом, именуемым техническими условиями (далее - ТУ), которые получили широкое распространение в СССР наряду со стандартами. "При отсутствии государственных, республиканских и отраслевых стандартов, а также при необходимости дополнения или ужесточения установленных ими требований на продукцию разрабатывались и утверждались ТУ" <49>. Закон о ТР не называет ТУ в качестве документа в сфере стандартизации <50>. На отсутствие ТУ в международной практике стандартизации указывает Г.Д. Крылова, отмечая, что данное несоответствие препятствует полной гармонизации российских принципов стандартизации с международными <51>. Вместе с тем, как справедливо указывается специалистами, "учитывая, что сегодня основной массив требований содержится именно в этих актах (ТУ), изготовители продукции, вопреки формальным положениям законодательства, вынуждены использовать ТУ для определения в договорах условий о качестве продукции, правил ее перевозки, хранения, утилизации... анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единой позиции по вопросу, возможно ли признать товар, не соответствующий ТУ, товаром ненадлежащего качества" <52>.

<49> Правовое обеспечение промышленности: Научно-практическое пособие / Отв. редактор Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010. С. 131.
<50> Предшествующий Закону о ТР Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" также не содержит указания на ТУ.
<51> См.: Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 2001. С. 93.
<52> Правовое обеспечение промышленности: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2010. С. 132.

Думается, что "проблема ТУ" может быть решена двояко:

Представляется, что в условиях ВТО второй подход представляется наиболее приемлемым.

Обратим внимание и на то, что Концепция в качестве одного из направлений развития национальной системы стандартизации предусматривает следующее: "...в целях концентрации усилий по развитию национальной стандартизации, однозначного понимания целей и задач национальных стандартов, обеспечения единства терминологии необходимо исключить употребление в национальном законодательстве словосочетания "федеральный стандарт" в отношении стандартов, не относящихся к сфере технического регулирования и аспектам стандартизации".

С таким решением сложно согласиться. Развитие предпринимательского законодательства идет по иному пути, внедряя систему федеральных стандартов в различных сферах предпринимательства. Так, согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <53> Минэкономразвития России утверждает федеральные стандарты оценки; в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <54> Минфин России утверждает федеральные стандарты аудиторской деятельности. Переход с системы Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на федеральные стандарты бухгалтерского учета предусматривает Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <55>. Выстраивание системы федеральных стандартов, утверждаемых компетентным федеральным органом исполнительной власти, видится тенденцией, позволяющей унифицировать систему подзаконного нормативного правового регулирования различных сфер предпринимательства. Обращает на себя внимание закрепленная за стандартами задача определения минимально необходимых требований к предпринимателям либо субъектам профессиональной деятельности со стороны государства и императивный характер закрепленных в стандартах правил.

<53> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
<54> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.
<55> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

Правовая природа и цели принятия национальных стандартов технического регулирования иные. Как представляется, параллельное сосуществование в российском законодательстве понятий "национальный стандарт" и "федеральный стандарт" не приводит к смешению понятий и не сказывается негативно на достижении целей и решении задач национальной системы стандартизации.

Следует поддержать параллельное сосуществование в российском законодательстве понятий "национальный стандарт" и "федеральный стандарт".