Мудрый Юрист

Современные тенденции влияния миграционных процессов на криминогенный фон в Российской Федерации *

<*> Nikitenko I.V. Current trends of influence of migratory processes on a criminogenic background in the Russian Federation.

Никитенко Илья Викторович, кандидат юридических наук, доцент, начальник филиала ВНИИ МВД России по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск).

Сопутствующие миграционным процессам криминогенные явления сегодня представляют реальную угрозу безопасности России. Перманентное исследование на протяжении ряда последних лет отечественной миграционной преступности позволяет прийти к выводу о негативных изменениях качественных и количественных характеристик этого феномена, включая высокий уровень латентности.

Ключевые слова: миграционная безопасность, преступность, миграционные процессы, незаконная миграция, криминология, криминогенный фон, фактор, иностранные мигранты.

The criminogenic phenomena accompanying migratory processes pose today real threat of safety of Russia. Permanent research throughout a row of the last years of domestic migratory crime, allows to come to a conclusion about negative changes of qualitative and quantitative characteristics of this phenomenon, including high level of latency.

Key words: migratory safety, crime, migratory processes, illegal migration, criminology, criminogenic background, factor, foreign migrants.

Одной из угроз, сопровождающих процессы глобализации, является распространение трансграничной преступности, которая, как и мировая экономика, приобретает глобальные масштабы. Не является исключением и распространение нелегальной миграции, что сегодня представляет одну из наиболее серьезных угроз национальным интересам России, и в первую очередь в ее пограничном пространстве.

Вполне обоснованно Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года акцентирует наше внимание на "обострении мировой демографической ситуации и проблемах окружающей природной среды, возрастании угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, а также другими формами транснациональной организованной преступности". Особенно выделена угроза, часто сопровождающая миграционные процессы или являющаяся их следствием, - "распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами".

Транснациональными преступными группировками предпринимаются активные попытки создания на отдельных участках Государственной границы Российской Федерации, прежде всего, на дальневосточном, юго-восточном и западном направлениях, устойчивых каналов незаконной миграции.

Наиболее активный трафик незаконной миграции при въезде в Россию отмечается на российско-китайском и российско-казахстанском участках государственной границы, а при выезде из России - на российско-финляндском, российско-украинском и прибалтийском участках <1>.

<1> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 10.

Многие из криминологов разделяют мнение, что миграция часто сама является криминогенным фактором, а соответственно, преступность - ее фоновым сопровождением.

Известно, что незаконная миграция при определенных условиях может и сама содержать признаки некоторых составов преступлений, предусмотренных различными статьями УК РФ. В этой связи именно криминальным аспектам незаконной миграции следует уделить особое внимание, учитывая их повышенную общественную опасность.

Влияние миграционных процессов на криминогенный фон и миграционную безопасность современной России характеризуется рядом объективных факторов, которые условно можно дифференцировать на демографические, политические, этнокультурные, социальные, экономические и юридические. Соответственно, этой градации и дана последующая характеристика исследуемым объектам.

По оценкам экспертов, в основном из числа сотрудников территориальных УФМС, сегодня основные миграционные потоки в федеральные округа Российской Федерации соответствуют традиционным видовым характеристикам миграций населения <2>.

<2> Опрос экспертов производился посредством интервьюирования. Всего опрошено 126 респондентов в 6 приграничных субъектах Дальневосточного, Сибирского и Южного федеральных округов Российской Федерации.
  1. Относительно целей прибытия в Россию преобладают: трудовая и учебная, далее - предпринимательская (деловая) и туристическая.
  2. По продолжительности: краткосрочная (маятниковая от нескольких дней до месяца) и среднесрочная (от месяца до года).
  3. По степени организованности: неорганизованная и организованная.
  4. Относительно свободы волеизъявления: добровольная, вынужденная, принудительная <3>.
<3> Следует отметить, что виды миграционных потоков распределены в порядке убывания их количественных соотношений к общему числу официально зарегистрированных мигрантов.

Однако следует учитывать, что это видовое распределение миграций основано лишь на официальных данных. Аналогичное распределение среди нелегальных миграций может как исключать отдельные их виды, так и представлять иное соотношение сопоставляемых градиентов. Так, опрос иностранных мигрантов, содержащихся в изоляторе временного содержания для задержанных за нарушение миграционного законодательства, показал, что до 60% респондентов пользовались услугами так называемых вербовщиков, которые за определенную плату выполняли посреднические функции между потенциальными работодателями и иностранными работниками. Кроме этого, в целях обеспечения нелегальной трудовой деятельности вербовщики организовывали доставку, фиктивную регистрацию и незаконное проживание иностранных работников, а в случаях возникновения трудовых конфликтов, связанных с ненадлежащим исполнением сторонами неоформленных в законном порядке обязательств, выступали в роли посредников по их разрешению. Эту категорию трудовых мигрантов вполне обоснованно можно отнести к незаконно организованной миграции, а лиц, выполняющих вышеназванные посреднические функции, - к ее организаторам, что при наличии соответствующих условий может содержать признаки преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 ст. 322.1 УК РФ.

Относительно свободы волеизъявления нелегальная миграция часто носит вынужденный или принудительный характер, что вызвано неспособностью "гастарбайтеров" оплатить все необходимые расходы в связи с легальной трудовой миграцией (оплата проезда, оформление виз или других разрешительных документов, расходов, связанных с законностью пребывания в принимающем государстве, и т.д.). Часть из опрошенных обосновывали свое незаконное пребывание материальной несостоятельностью в связи с оплатой долгов перед вербовщиками или работодателями, ссудившими средства на первичные расходы по трудовой миграции.

С точки зрения соотношения предварительно заявленных целей прибытия в Россию среди нелегальных мигрантов распространены туристические или гостевые визиты. Это относится к тем, кто прибывает из стран, с которыми в России установлен визовый миграционный режим.

Очевидно, что миграционные процессы в современной России существенно отличаются, например, от периода заселения и освоения сибирских или дальневосточных окраин Российской империи.

Кроме того, наблюдаются существенные различия в миграционных процессах советского и начального постсоветского периодов, что тоже вполне естественно на фоне меняющихся геополитических, демографических, экономических и социальных условий, особенно в наиболее отдаленных азиатских территориях Российской Федерации. Вероятно, что такие изменения вызваны влиянием на миграционный климат в регионе вышеперечисленных условий сопредельных России государств - КНР, КНДР, Казахстана, Южной Осетии, Украины и Белоруссии, а также в тех странах, которые хотя и не имеют границ с Россией, но традиционно являются ее миграционными "донорами" (прежде всего, это государства Закавказья и Средней Азии).

Развитие транспорта, информационных коммуникаций, культурных, политических и экономических связей между государствами привели к значительному увеличению масштабов международной миграции, что в соответствии с принятой в демографии и экономике терминологией определяется как "диссонирующий миграционный тренд" <4>. Но главное, изменились качественные характеристики миграций населения - структура, типология и состав.

<4> Елисеева И.И., Васильева Э.К., Клупт М.А. Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 62; Переведенцев В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Новосибирск: Наука, 1966. С. 118.

Такие существенные изменения в современных миграционных процессах неизбежно отразились на всех сопутствующих миграции явлениях, включая преступность и некоторые аспекты безопасности личности, общества и государства в целом.

Анализируя влияние демографических факторов на миграционную активность населения, необходимо обратить внимание на соотношение плотности населения на сопредельных с Россией территориях некоторых государств, активно участвующих в международных миграционных процессах, преимущественно в качестве миграционных "доноров".

В последние 10 лет плотность населения в сопредельных с Россией территориях КНР увеличилась в несколько раз. Это связано с динамикой естественного прироста населения и проводимой в Китае политикой интенсивного заселения северных приграничных провинций. На этом фоне относительно немногочисленное население Сибирского и Дальневосточного федеральных округов за последние 20 лет, по результатам переписи 2010 года, сократилось более чем на 2 млн. чел. <5>.

<5> Итоги переписи - 2010 / ВЦИОМП // Пресс-выпуск. 2011. N 1621.

Известно, что демографические факторы миграционной активности населения, а соответственно, и миграционной безопасности тесно коррелируют с экономическими и некоторыми другими факторами.

Следует признать, что одной из особенностей отечественной миграционной политики постсоветского периода является то, что она часто основана исключительно на принципах экономической целесообразности, вопреки интересам безопасности, включая ее криминогенную составляющую. Однако сегодня можно привести множество примеров, когда экономический рост за счет массовой и дешевой трудовой миграции впоследствии был нивелирован серьезными социальными проблемами: ростом националистических настроений и ксенофобии, распространением межэтнических конфликтов и национального экстремизма. Вместе с тем экономически обусловленная либеральная миграционная политика в некоторых странах ЕС провоцировала рост социальной напряженности на межэтнической почве, что показало несостоятельность распространенной в Англии, Австрии, Германии, Голландии, Франции, странах Скандинавии политики межэтнической толерантности и мультикультурализма <6>.

<6> Никитенко И.В. Криминологическое обеспечение миграционной безопасности государства в условиях либерализации миграционной политики современной России: Материалы Международной научно-практической конференции, 24 июня 2011 г. Алмата: Алматинская академия МВД Республики Казахстан, 2011. С. 90 - 97.

Представляется, что проблемы криминологического обеспечения миграционной безопасности государства в условиях либерализации миграционной политики нуждаются в самостоятельном и подробном исследовании.

В факторном комплексе, обусловливающем динамику и характер миграционных процессов, с точки зрения влияния на криминогенную составляющую миграционной безопасности современной России особенное значение имеют юридические факторы, которые наиболее тесно взаимосвязаны с миграционной политикой, а точнее являются ее прямым следствием и непосредственным отражением.

Из истории развития миграционных отношений в России, и особенно периода интенсивного освоения ее наиболее отдаленных приграничных территорий, достаточно четко прослеживается то, как эволюционировало миграционное законодательство сообразно принимаемым политическим решениям. Не является исключением в этом смысле и современный период развития правоотношений в сфере и по поводу государственного контроля над миграционными процессами <7>.

<7> Синякова Г.Ю. Становление и развитие миграционного законодательства в России: политико-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006.

На вопросы о том, соответствует ли современное миграционное законодательство России интересам безопасности Российского государства и общества, а также отвечает ли оно современным требованиям обеспечения государственного управления и контроля над миграционными процессами, более половины опрошенных экспертов из числа сотрудников ФМС, Пограничной службы ФСБ России, а также сотрудников иных правоохранительных органов, чья деятельность связанна с различными аспектами обеспечения миграционной безопасности, ответили отрицательно <8>.

<8> В опросе участвовали 262 специалиста в Новосибирской, Иркутской и Амурской областях, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях.

Высказанное при интервьюировании специалистов мнение о целесообразности внесения изменений и дополнений в Уголовное законодательство России относительно уголовной ответственности за злостные нарушения требований миграционного законодательства, а также ужесточения ответственности за совершение уже включенных в УК РФ преступлений миграционного характера нашло активную поддержку среди опрошенных экспертов. Кроме того, значительная часть специалистов поддерживает идею о наделении ФМС полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности и функциями дознания по соответствующим категориям уголовных дел. Кроме того, значительная часть из опрошенных специалистов поддерживают инициативу введения института поручительства иностранных диаспор за своих соотечественников, находящихся на территории России и связанной с этим обязанностью сотрудничать с органами государственной власти в случаях привлечения к уголовной ответственности совершивших преступления иностранных мигрантов.

В завершение аналитического обзора основных факторов, влияющих на миграционные процессы в Российской Федерации, а также на сопутствующий этим процессам криминогенный фон, следует обратить внимание на социальные и этнокультурные составляющие в исследуемом комплексе факторов.

Следует уточнить, что в формате настоящего исследования социальные факторы рассматриваются в контексте межэтнических отношений, которые определяются способностью и желанием коренного населения поддерживать подобные отношения с представителями иностранной иммиграции на межличностном и корпоративном уровнях, а также взаимном желании иностранных иммигрантов соблюдать этические и правовые нормы принимающей стороны. При этом социальные и этнокультурные факторы тесно взаимосвязаны, но не тождественны, так как этнокультурные факторы охватывают только ту часть межэтнических отношений, которые основываются на национальных обычаях, традициях, религиозных устоях, идеологии и т.д.

Как это ни парадоксально, но сегодня социальные и этнокультурные факторы влияния на миграционные процессы и сопутствующий этим процессам криминогенный фон часто имеют большее значение, чем экономические, политические и даже юридические. Это подтверждается результатами опроса общественного мнения о проблемах иностранной миграции и межэтнических отношений в целом.