Мудрый Юрист

Правовое регулирование отношений по поводу доменных имен в Российской Федерации

Гладкая Екатерина Игоревна, юрист Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Современные темпы развития глобальной сети Интернет оказывают влияние и на правовые процессы. Понятие "доменное имя" явилось предметом множества споров. Доменное имя - уникальный и один из самых неоднозначных аналогов средств индивидуализации, в связи с чем заслуживает тщательного изучения его правовая сущность.

Ключевые слова: средства индивидуализации, доменные имена (домены), домен ".RU", домен ".РФ", система доменных имен.

Legal regulations of relations on the domain names in the Russian Federation

E.I. Gladkaya

Current pace of development of the Internet has an impact on the legal processes. The notion "domain name" is the subject of many disputes. Domain name is a unique and one of the most controversial means of individualization and therefore its legal nature needs a careful study.

Key words: means of individualization, domain names, domain ".RU", domain ".RF", system of domain names.

В современном мире невозможно представить доступ к информационным ресурсам сети Интернет без системы доменных имен. Сами термины "домен", "доменное имя" достаточно понятны и известны даже тем, кто профессионально не связан с сетью Интернет. Доменное имя - уникальный и один из самых неоднозначных аналогов средств индивидуализации, в связи с чем заслуживает особого внимания специалистов в области права, особенно с учетом того, что государственное регулирование отношений, возникающих по поводу сети Интернет, отсутствует.

Термин "доменное имя" не чужд российскому законодательству и подзаконным актам и часто упоминается единично, всего лишь указывая на наличие у тех или иных органов государственной власти интернет-сайтов с соответствующими "названиями" <1>, или указывая на необходимость унификации вида доменных имен территориальных подразделений органа государственной власти <2>, или описывая исключительно технические аспекты функционирования доменных имен <3>.

<1> См., например: О вводе в эксплуатацию официального сайта Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации в сети Интернет: Приказ Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации от 23 сентября 2008 г. N 81 // СПС "КонсультантПлюс"; О мерах по обеспечению эксплуатации официального интернет-сайта Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 91 // СПС "КонсультантПлюс".
<2> См., например: Об утверждении Концепции информатизации Федерального медико-биологического агентства на период 2010 - 2013 гг.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства от 19 августа 2010 г. N 458 // СПС "КонсультантПлюс"; Об утверждении Порядка работы с электронной почтой и размещения материалов на официальном сайте Роспотребнадзора и сайтах территориальных органов: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 июня 2009 г. N 403 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Об утверждении Правил применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений: Приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 166 // СПС "КонсультантПлюс".

Целая группа нормативных актов, тематически не имеющих отношения к области доменных имен, включает положения, декларирующие существование прав на доменное имя и непосредственно содержащие формулировку "права на доменное имя". В Федеральных законах от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" <4> и от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах" <5> упоминается, что фонд обязан иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду. Аналогичное положение содержится в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <6>: "...официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления".

<4> О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Аналогичные констатации существования прав на доменное имя изложены также в приказах Федеральной службы по финансовым рынкам в отношении доменных имен, права на которые принадлежат лицам, являющимся инсайдерами <7>, участникам рынка <8>, управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов <9> и акционерных инвестиционных фондов <10>, в приказе Федеральной антимонопольной службы - в отношении непосредственно Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и ее территориальных органов <11>.

<7> Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия такой информации: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 мая 2011 г. N 11-18/пз-н // СПС "КонсультантПлюс".
<8> О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 мая 2011 г. N 11-18/пз-н // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 февраля 2008 г. N 08-5/пз-н // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Об утверждении Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 июня 2005 г. N 05-23/пз-н // СПС "КонсультантПлюс".
<11> Об утверждении Положения об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2009 г. N 848 // СПС "КонсультантПлюс".

В Гражданском кодексе Российской Федерации <12> в действующей редакции доменное имя упоминается неоднократно, в том числе в контексте способов осуществления исключительного права на товарный знак для индивидуализации товаров, работ или услуг - размещение товарного знака в доменном имени признается осуществлением исключительного права на указанное средство индивидуализации (ст. 1484). Необходимо отметить, что фактически законодатель определяет доменное имя единственно как способ адресации, продолжая поддерживать позицию недействующего Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <13>, согласно которому нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. Аналогичная конструкция применяется к наименованию места происхождения товара (ст. 1519): "...использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности, в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации".

<12> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<13> О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 // СПС "КонсультантПлюс".

До внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 4 октября 2010 г. "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" <14> в числе оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака в п. 9 ст. 1483 было указано, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные как промышленным образцам, знакам соответствия, так и доменным именам, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; таким образом, ранее законодатель признавал наличие доменного имени в числе объектов, на которые распространяются гражданские права, более того, в определенном смысле доменные имена были по статусу приравнены к товарным знакам.

<14> О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

В связи с указанным изменением содержания ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации целесообразно отметить доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации, согласно которому "отдельные члены выразили озабоченность относительно положений Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющих паритет прав в отношениях между товарными знаками и доменными именами... Эти имена не рассматриваются как интеллектуальная собственность в Соглашении ВТО по ТРИПС или в силу других договоров об интеллектуальной собственности. С точки зрения данных членов, существование доменного имени, которое не является также товарным знаком, не может являться основанием для отказа в признании и защите товарного знака или знака обслуживания" <15>. В ответ на эти вопросы представитель Российской Федерации подтвердил, что п. 3 ч. 9 ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации был изменен с целью исключения доменных имен. Таким образом, доменное имя, права на которое возникают до более ранней даты заявки на регистрацию товарного знака или знака обслуживания, не будет являться основанием для отказа в регистрации товарного знака или знака обслуживания. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство <16>.

<15> Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (16 - 17 ноября 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
<16> Там же. Пункт 1253.

Таким образом, доменное имя после внесения вышеуказанного изменения утратило упоминаемый "паритет прав" с товарными знаками, представляя собой при размещении в нем товарного знака, с точки зрения законодателя, лишь способ осуществления исключительного права на средство индивидуализации.

В свете подобного статуса доменных имен Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что под незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров применительно к ч. 1 ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации <17> понимается применение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения без разрешения правообладателя указанных средств индивидуализации, в частности в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации <18>.

<17> Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<18> О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 14 // СПС "КонсультантПлюс".

Развивая положение Гражданского кодекса, Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ <19> содержит презумпцию незаконности при использовании олимпийской символики/паралимпийской символики в составе доменных имен, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями. В то же время из содержания указанного Закона однозначно не следует, является ли олимпийская/паралимпийская символика охраняемыми средствами индивидуализации, в связи с чем затруднительно утверждать, что данные положения Федерального закона полностью соответствуют ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации.

<19> Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

По всей видимости, именно в целях соответствия положениям действовавшей ранее редакции Гражданского кодекса Административный регламент, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 325 <20>, содержит положение о том, что к решениям, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленных образцов и способным ввести в заблуждение, относятся, в частности, решения, воспроизводящие или включающие элементы, тождественные или производящие общее впечатление, которое может привести к смешению с известными на дату подачи заявки знаками соответствия, доменными именами. Следует отметить, что данное положение не исключено из указанного Административного регламента по настоящее время, несмотря на изменившееся содержание ст. 1483 Гражданского кодекса.

<20> Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на промышленный образец: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. N 325 // СПС "КонсультантПлюс".

Несмотря на изменившееся правовое положение доменных имен, План мероприятий по реализации программы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма <21> указывает на необходимость разработки механизма государственного регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет, а также порядка регистрации доменных имен в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет, исключающего возможность создания сайтов под вымышленными установочными данными.

<21> Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 416-р // СПС "КонсультантПлюс".

В отношении сетевых средств массовой информации в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" <22> внесены изменения <23>, вводящие требование указывать в заявлении о регистрации средства массовой информации доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет как необходимый атрибут сетевого СМИ. При этом в соответствии с указанным Законом наряду с обязанностью учредителя в месячный срок письменно уведомить регистрирующий орган при изменении доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания учредитель несет аналогичную обязанность.

<22> О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 // СПС "КонсультантПлюс".
<23> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации: Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Примечательны инициативы регулирования отношений по поводу доменных имен на уровне СНГ. В соответствии с Модельным законом об основах регулирования Интернета <24> участниками процесса регулирования Интернета являются государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации. При этом государство в лице уполномоченных органов в процессе регулирования Интернета осуществляет:

<24> Модельный закон об основах регулирования Интернета: принят в г. Санкт-Петербурге 16.05.2011 Постановлением 36-9 на 36-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // СПС "КонсультантПлюс".

В то же время саморегулируемые организации в процессе регулирования Интернета осуществляют:

Одновременно участники изъявляют намерение стремиться к тому, чтобы "национальный регистратор принимал такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальном сегменте Интернета, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих национальное законодательство или публичный порядок других государств либо используемых администратором домена для осуществления деятельности, запрещенной национальным законодательством".

На основании изложенного можно заключить, что какого-либо обширного и тем более полноценного правового регулирования совокупность законов и подзаконных актов Российской Федерации не содержит; также нельзя говорить об официальном признании доменного имени объектом гражданских прав, хотя ранее законодатель признавал указанный объект в числе таковых. Согласно существующим положениям нормативно-правовых актов доменное имя - только способ осуществления исключительного права на средства индивидуализации.