Мудрый Юрист

К вопросу о понятии гражданско-правового договора: проблемы теории и правоприменительной практики *

<*> Mel'nikov V.S. On the issue of concept of civil-law contract: problems of theory and law-application practice.

Мельников Владимир Сергеевич, Российская академия правосудия, профессор кафедры гражданского права, доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи, анализируя проблемы теории и правоприменительной практики обоснования понятия "договор", его соотношение с понятиями "сделка", "гражданское правоотношение", "обязательство", предлагает авторскую формулировку понятия "договор" с условием законодательного обеспечения в Гражданском кодексе.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, договор, сделка, обязательство, юридические факты, правоприменительная практика.

The author of the article on analyzing the problems of theory and law-application practice of substantiation of concept "contract", correlation there of with concepts: "transaction", "civil-law relation", "obligation" proposes his own formulation of "contract" with condition of legislative security in the Civil Code.

Key words: Civil Code, contract, transaction, obligation, juridical facts, law-application practice.

Существовавший в римском праве взгляд на договоры (contractus) позволял рассматривать их с трех точек зрения: как основание возникновения правоотношения, как само правоотношение, возникшее из этого основания, и наконец, как форму, которую соответствующее правоотношение принимает.

Contractus происходит от глагола "contrahere", что означает "стягивать". Соответственно, термин "contractus" в известной мере адекватен понятию правоотношения как такового. Только после разделения оснований возникновения обязательств на договоры и деликты contractus стал рассматриваться как снабженное иском convention (соглашение) в отличие от такого же соглашения, лишенного защиты (pactum) <1>.

<1> Деренбург Г. Пандекты. Обязательственное право. М., 1900. С. 18.

В словаре В.И. Даля приводится следующее толкование смысла слова "договор". Договор, указано в нем, - это "уговор, взаимное соглашение". "На деловом языке, - отмечается там же, - договором называются предварительные условия или частное обязательство, а совершенное на законном основании - контрактом, условия его - кондициями" <2>.

<2> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. I. С. 450.

Указанное многозначное представление о договоре с определенными изменениями практически реализовано в ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Что бы ни понимать под "соглашением", через которое определяется договор, - сам ли процесс его достижения (т.е. собственно действия нескольких лиц, направленные на то, чтобы выработать нормы и правила регламентации своих отношений) либо результат такого процесса, уже достигнутое соглашение (т.е. совокупность норм и правил, выработанных сторонами общественных отношений с целью их автономной регламентации), выходит, что договор представляет собой разновидность сделки - двух- или многостороннюю сделку. Именно так определяет место договора в системе юридических фактов не только гражданское правоведение, но и гражданское законодательство (см.: пп. 1 п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 154, п. 2 ст. 307 ГК РФ). Понятие сделки, таким образом, является родовым по отношению к договору, а понятие договора - видовым по отношению к сделке. Договор - это вид сделки <3>.

<3> Белов В.А. Гражданское право. Общая часть. М.: Юрайт, 2011. Т. II. Лица, блага, факты: Учебник. С. 680 - 690.

Договор в его первом значении - основания возникновения прав и обязанностей - составляет ступень в классификации юридических фактов. Соответственно он должен отвечать основополагающим признакам этих последних (имеется в виду способность порождать права и обязанности) <4>. С этой точки зрения договор может быть поставлен в один ряд с односторонними сделками, с деликтами, административными актами, юридическими поступками и др. <5>.

<4> Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.: Госюриздат, 1954. С. 94 и сл.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

<5> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2001. С. 17 - 18.

ГК РФ устанавливает, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ (п. 2 ст. 420).

Данные нормы вызвали широкие дискуссии в юридической литературе (и определенные проблемы в судебно-арбитражной практике) по вопросам о: соотношении категорий "сделка" и "договор"; целесообразности введения законодательных ограничений применения к договорам общих положений о недействительных сделках; возможности квалификации в качестве самостоятельных сделок действий по исполнению договорных обязательств; последовательности рассмотрения судом требований о недействительности договора и признании его незаключенным.

Очевидно, что всякий договор является сделкой. Однако следует различать состав сделки как юридического факта (наличие волеизъявления, соответствие волеизъявления внутренней воле, содержание волеизъявления) от состава сделки как правоотношения (субъект правоотношения с его свойствами (право- и конкретная дееспособность), объект правоотношения (поведение обязанных лиц, предмет материального мира, на что должно быть направлено поведение лиц), содержание правоотношения (те юридические последствия или права и обязанности, на возникновение которых направлена сделка), основание возникновения правоотношения (сделка как юридический факт).

Видимо, следует говорить и о том, что договор представляет собой отдельный вид гражданско-правовых сделок, имеющий свои видообразующие признаки, а именно особенность в субъектном составе (не менее двух сторон), а главное - договор всегда является соглашением сторон.

Отмеченная родовидовая связь понятий договора и сделки должна предопределять и способ правового регулирования соответствующих правоотношений. Вряд ли можно признать целесообразным прямое и непосредственное применение к договору в полном объеме общих положений о сделках, не учитывающих специфических видообразующих признаков договора (как это предусмотрено сегодня в п. 2 ст. 420 ГК РФ). Более предпочтительным, как представляется, было бы такое правовое регулирование, при котором к договорам в первую очередь применялись бы специальные правила, которые в проекте Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> предполагается включить в ГК РФ (например, о возможности неприменения нормы ст. 425 ГК РФ, согласно которой условия договора могут распространяться на отношения сторон, возникшие до его заключения; о том, что в предусмотренных законом или договором случаях договор вступает в силу с момента нотариального засвидетельствования даты его заключения; о недействительности договора и последствиях его недействительности и др.), а общие положения о сделках подлежали бы лишь субсидиарному применению при отсутствии таких специальных правил.

<6> Проект Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012) // СПС "КонсультантПлюс".

Договор в его качестве сделки порождает определенные права и обязанности сторон. Однако подлинное содержание юридической связи сторон этим не исчерпывается. Безусловным элементом служит весь массив императивных гражданско-правовых норм. К этому следует добавить, что при отсутствии других указаний в конкретном договоре стороны признаются согласившимися подчинить свои отношения нормам диспозитивным, а также квазинормативным регуляторам в виде деловых обыкновений, сложившихся между сторонами практике. Если закон, по меткому выражению Ю.А. Тихомирова, является "отцом договора" <7>, то "матерью договора", безусловно, является соглашение, так как именно оно порождает все возможные последствия в договоре, включая применение и нормативных, и квазинормативных регуляторов.

<7> См.: Тихомиров Ю.А. Договоры в экономике. М.: Экономика, 1993. С. 13.

Нельзя не учитывать также, что договор, рассматриваемый в качестве отдельного вида гражданско-правовых сделок (как юридический факт, порождающий обязательственное правоотношение), представляет собой лишь один из аспектов понятия "договор". В юридической литературе обычно выделяются и два других аспекта понятия "договор", имея в виду употребление этого термина не только в доктрине, но и в законодательстве, а именно понятием "договор" обозначается и само обязательственное правоотношение (например, договор купли-продажи, договор аренды, договор подряда и т.п.), и форма его существования (например, договор продажи недвижимости должен быть заключен в форме единого документа за подписью продавца и покупателя).

Таким образом, за понятием "договор" стоит многоаспектная гражданско-правовая категория, имеющая три значения: договор как отдельный вид сделок, порождающих обязательственно-правовое отношение ("договор-сделка"); договор как само обязательственное правоотношение ("договор-правоотношение") и, наконец, договор как форма существования соответствующего правоотношения ("договор-документ").

Кстати, применительно к двум другим аспектам договора ("договор-правоотношение" и "договор-документ") законодатель учитывает специфику договора и, соответственно, строит правовое регулирование, ограничиваясь субсидиарным применением общих положений об обязательствах и о форме сделки к договорным правоотношениям. Как известно, в ГК РФ предусмотрено, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются положения об обязательствах (ст. ст. 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами гл. 27 ГК РФ и правилами об отдельных видах договоров, содержащихся в ГК РФ. Имеются в ГК РФ и специальные правила о форме договора, а общие положения о форме сделки содержат норму о том, что двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными п. п. 2 и 3 ст. 434 ГК РФ. Думается, что и договор в своем значении сделки заслуживает не меньшего внимания законодателя и требует специального правового регулирования <8>.

<8> См.: Витрянский В.В. Договор в Гражданском кодексе России и в практике его применения // Вестник гражданского права. 2007. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

О соотношении понятий обязательства и договора. Одной из характерных черт русской цивилистической науки во все времена ее существования было смешение понятий об обязательстве и договоре, носившее чрезвычайно распространенный характер. О практическом словоупотреблении и говорить не приходится: слова "договор" и "обязательство", образованные от них прилагательные и словосочетания практически повсеместно рассматривались (и продолжают рассматриваться) как синонимы, по крайней мере в каком-то одном из своих многочисленных значений.

Четвертый раздел Особенной части ГК РФ, называющийся "Отдельные виды обязательств", состоит по преимуществу из глав (из 30 глав договорам посвящено 25), посвященных отдельным договорам. Что же в таком случае в нем освещается: виды обязательств или все-таки разнообразные договоры? Ознакомление с его нормами позволяет ответить на вопрос следующим образом: регулируются определенные (видимо, наиболее распространенные, значимые, типические) случаи общественных отношений (вещь в собственность за деньги, вещь в пользование за деньги, работу за деньги, услугу за деньги и т.п.), к каждому из которых ГК РФ приурочивает специальный договор. Один тип общественного отношения - один договор. Получается, что непосредственным предметом законодательного внимания становятся все-таки договоры; определение же состава и содержания возникающих из них обязательств, правил об их исполнении, изменении, обеспечении и прекращении составляет своего рода побочный, косвенный результат такого подхода. ГК РФ говорит об обязательствах лишь в той степени, в какой их характеристика необходима для индивидуализации договора; достигнув этой цели, ГК РФ теряет к соответствующему обязательству всякий интерес. Попыток унифицированного регулирования содержательно идентичных обязательств (безотносительно к основаниям их возникновения) ГК РФ почти не предпринимает; напротив, нередки случаи, когда обязательства, полностью тождественные по содержанию, регламентируются совершенно различным образом лишь потому, что они возникли из различных договоров <9>.

<9> См.: Белов В.А. К вопросу о соотношении понятий обязательства и договора // Вестник гражданского права. 2007. N 4; СПС "КонсультантПлюс".

Обязательство - это гражданское правоотношение определенных свойств и характеристик. Пункт 1 ст. 307 ГК РФ определяет обязательство как нечто, в силу чего должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения этой обязанности. Но нечто, слагающееся из права требования и обязанности, и есть не что иное, как правоотношение.

Договор же - суть частный случай сделки (действия), т.е. юридический факт - действие (соглашение), направленное на достижение определенных юридических последствий, в частности на возникновение, изменение или прекращение каких-либо (в том числе и обязательственных) гражданских правоотношений (см.: ст. ст. 153, 154 и 420 ГК РФ). Обязательство - лишь одно из многих возможных юридических последствий, на достижение которых могут направляться договоры (см.: п. 2 ст. 1 ГК РФ, который говорит о возможности договорного определения прав и обязанностей, не уточняя при этом, каких именно - только ли обязательственных или также и других).

И.Б. Новицкий даже предлагал ввести особую классификацию договоров по видам производимых ими юридических последствий, особо выделив при этом "обязательственный договор, т.е. соглашение двух или нескольких лиц, коим устанавливается обязательство (в отличие от договоров вещно-правовых, семейных, наследственных...) <10>. Не всякий договор устанавливает (изменяет или прекращает) именно обязательство, т.е. "не всякий договор есть обязательственный договор" <11>.

<10> Новицкий И.Б. Очерки гражданского права: Материалы к курсу лекций (пособие для слушателей автора). II. Обязательственное право. А. Общие понятия. М., 1921. С. 32.
<11> Там же.

Верно и обратное: договор - лишь один из многих возможных юридических фактов, которые могут служить основаниями возникновения обязательств, возможно, это практически самый распространенный или самый естественный юридический факт, и оттого он поставлен в перечне оснований возникновения обязательств (п. 2 ст. 307 ГК РФ) на первое место. Лучше всего этот факт отражается в широко известном и распространенном разделении обязательств по основаниям своего возникновения на договорные и внедоговорные. Следовательно, "не всякое обязательство есть договорное обязательство" <12>.

<12> Там же.

Различие обязательств и договоров, логически и содержательно чрезвычайно существенное, принципиальное, становится особенно ярко видно в институтах, допускающих несовпадение в одном лице участника (контрагента или стороны) договора с участником (субъектом) правоотношения. Такой феномен наблюдается, в частности, при осуществлении представительства. Как известно, сущность представительства как процесса деятельности представителя заключается в совершении им сделок, в том числе заключении договоров, от имени другого лица (представляемого), что означает возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений (прав и обязанностей), в том числе обязательственных, с участием этого последнего (представляемого) (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Участником договора (контрагентом) выступает одно лицо (представитель), а участником (субъектом) правоотношений (в том числе кредитором или должником) становится другое лицо (представляемый).

Обязательство соотносится с договором как одно из возможных следствий с одной из возможных причин. В этом смысле данные понятия предстают перед нами как находящиеся в теснейшей функциональной связи друг с другом. Однако такая связь не превращает данные субстанции в какое-то особое единое целое, нерасчленимое даже в целях своего изучения. Поскольку ни одно явление не может быть причиной или следствием самого себя (т.е. выступать одновременно и причиной, и следствием), нельзя не признать, что договор и обязательство - суть различные понятия. Причем различие это носит объективный характер, а это значит, что оно неизбежно существовало, существует и будет существовать <13>.

<13> См.: Белов В.А. К вопросу о соотношении понятий обязательства и договора // Вестник гражданского права. 2007. N 4; СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, слово "договор" было бы целесообразно употреблять для обозначения трех следующих понятий:

  1. юридический факт-действие - основание возникновения прав и обязанностей;
  2. объективный юридический эффект такого действия - система правил поведения участников действия, источника индивидуально-правового регулирования отношений между ними (признание подобного значения за терминами "сделка" и "договор" поможет разъяснить смысл многих устойчивых юридических выражений и словосочетаний, в частности таких, как условия договора, подписание договора, оформление договора);
  3. внешняя форма выражения этих правил (обычно - документ). Для обозначения же юридического результата в виде системы субъективных прав и юридических обязанностей, предопределенных содержанием нормативного и индивидуального (договорного) регулирования, вполне достаточно термина "гражданские правоотношения", в том числе "обязательственные правоотношения" или "обязательства".