Мудрый Юрист

Выборы в ираке и легитимность будущей власти

Хвостунова Наталья Викторовна - магистрант кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов.

Хачим Фалях Исмаил - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов.

Тема, выбранная нами для обсуждения, имеет весьма важное как политическое, так и юридическое значение не только для Ирака, но и для всего района, государства которого переживают условия переходного периода от тоталитарных и авторитарных режимов. Состоявшиеся 30 января этого года выборы в Иракской Республике стали предметом всеобщего обсуждения. Мало кто из нас остался равнодушным к тем событиям, которые сопровождают начавшийся в Ираке процесс демократических преобразований. Государство Ирак занимает важное геополитическое место в современном мире. Поэтому не удивительно, что происходящие там события привлекли внимание всего мирового сообщества.

Выборы в Национальное собрание (парламент) Ирака проходили в обстановке крайне напряженной. Вот уже два года, с момента свержения режима Саддама Хусейна, территория Ирака находится в условиях оккупации со стороны США. Эта оккупация была "прикрыта" решениями Совета Безопасности ООН N 1483, N 1511. Организовать выборы в такой атмосфере было очень сложно. Для того чтобы ситуация не вышла из-под контроля, требовалась бесконечная сила воли и отвага людей. Были задействованы все возможные средства для поддержания относительной стабильности в обществе. Багдад в эти дни стал самой горячей точкой на планете. К несчастью, не обошлось без жертв - сопровождавшие выборы террористические акты (в день выборов произошло 108 терактов) унесли более 40 жизней невинных людей.

Выборы, как уже отмечалось, проводились в Национальное собрание Ирака (официальное название - Национальное собрание переходного периода), орган временный, избранный сроком на 1 год для достижения поставленных перед ним конкретных задач. В тот день выборы проводились не только в Национальное собрание Ирака, но и в Национальное собрание Курдистана (район компактного проживания второй по величине нации Ирака - курдов), а также в муниципальные органы восемнадцати иракских провинций. Временный совет создан с целью подготовки проекта Конституции Ирака и для избрания коллегиального главы государства - Республиканского совета, в состав которого будут входить председатель и двое его заместителей.

У многих возникли сомнения по поводу легитимности состоявшихся в Ираке выборов. Сторонники же проводимых реформ продолжают настаивать на том, что власть в Ираке должна быть легитимной. Эта легитимность как раз и реализуется путем демократических выборов, проводимых в стране. Кроме этого, в Ираке начался новый политический процесс, который можно назвать процессом демократизации общества. Все преобразования, проводящиеся сейчас в Ираке, своей целью имеют создание правового государства, гражданского общества после длительного периода авторитаризма и тоталитаризма.

С уверенностью можно заявить, что прошедшие 30 января в Ираке выборы являются полностью легитимными, они проводились в рамках соблюдения законности и правопорядка, на основании закона "О выборах в Ираке" N 96 от 2003 года. В выборах приняли участие 8 млн. 565 тыс. зарегистрированных избирателей из 14 млн., что составляет 60% всех зарегистрированных избирателей.

Согласно временной Конституции Ирака (официальное название - закон "Об управлении Ирака в переходный период") Национальное собрание (парламент) является однопалатным органом, состоящим из 275 членов. Выборы в Национальный совет проводятся по пропорциональной системе, которая предусматривает распределение мест в парламенте между партиями, организациями и блоками в пропорциональной зависимости от числа поданных за них голосов избирателей. Для подсчета голосов была использована система хейра и правило наибольшего остатка. Данная избирательная система обеспечивает получение представителями всех политических партий, организаций, представителями всех национальных меньшинств определенного числа мест в парламенте пропорционально своей численности. Кроме того, нам кажется, что распределение основных государственных постов определяется не только результатами выборов, но и итогами политического компромисса между составными частями иракского общества. 30 января 2005 года в Национальное собрание переходного периода было избрано 275 депутатов, из них 140 представителей Иракского национального объединенного блока, в который входят партии и организации шиитского толка, 77 представителей Национального блока Курдистана, 40 представителей Иракского национального списка, 5 мест получил список президента "Иракцы", остальные мандаты были распределены между мелкими политическими партиями и группировками. Таким образом, принцип многопартийности, свойственный всем современным демократиям, получил свое развитие и в Иракской Республике, в отличие от других арабских стран, где сохранилось влияние одной правящей партии и существование других политических движений либо запрещено, либо те действуют нелегально.

Одним из наиболее ярких примеров, подтверждающих демократичность проводимых в Ираке выборов, является тот факт, что 1/4 всех членов Национального собрания должны составлять женщины, иначе выборы нельзя будет признать законными. Так, Закон Ирака "О политических партиях" N 97 от 2003 года устанавливает, что каждым четвертым кандидатом в избирательных списках должна быть женщина. Указанный Закон реализует положения статьи 30 временной Конституции Ирака.

Национальное собрание переходного периода действует, как уже говорилось, в течение 1 года. Его основными функциями является подготовка проекта Конституции и избрание коллегиального главы государства (Республиканского совета).

Для некоторых развивающихся стран как следствие быстро меняющейся политической ситуации характерно наличие временных конституций, действие которых предполагается в рамках определенного переходного периода. В Ираке переходный период, необходимый для принятия постоянной конституции, длится уже почти 50 лет: с 1958 года здесь было принято 4 конституции (1958, 1964, 1966, 1970 годов), причем все они временные. Целью избранного Национального собрания и является подготовка проекта постоянной Конституции Ирака. В Национальном собрании уже началась работа по формированию Конституционной комиссии, на которую и будут возложены соответствующие функции.

Второй основной задачей Национального собрания является избрание коллегиального главы государства - Республиканского совета. Республиканский совет будет состоять из трех членов - председателя и двух заместителей. Они будут избираться по конфессионально-национальному признаку. Однако этот принцип законодательно нигде не закреплен и может войти в историю конституционного развития Ирака как неписаное конституционное соглашение. К тому же необходимо отметить, что имеются сведения о достигнутой договоренности, согласно которой глава государства (председатель Республиканского совета) будет из числа представителей курдской нации. Все решения Республиканского совета будут приниматься в коллегиальном порядке, и, например, решение председателя Совета, не поддержанное его заместителями, не будет признано действительным.

По поступившим данным в новой Конституции Ирака будет закреплена парламентская форма правления с федеративной формой государственного устройства.

Долгое время роль парламента в Ираке была минимальной, он наделялся ограниченными полномочиями. Раньше в президентской Республике Ирак высшим органом государственной власти был Совет революционного командования (СРК), председатель которого одновременно являлся президентом страны. СРК обладал полномочиями по изданию законов и других актов, имеющих силу закона. Вполне очевидно, что повышение роли парламента только положительно скажется на организации власти в Ираке, вставшем на путь создания правового государства.

Что касается территориального деления Ирака как федеративного государства, то предполагается либо предоставить существующим провинциям больше самостоятельности, особенно в решении вопросов местного характера, либо группировать эти провинции по региональному признаку и создать более крупные субъекты Федерации.

Также ведется широкая дискуссия о месте ислама в постоянной Конституции Ирака. Практически решен вопрос о том, что по Конституции ислам будет признан государственной религией, но определенные разногласия вызывает предложение политических партий религиозной направленности о закреплении шариата как основного и единственного источника национального права в Ираке. На наш взгляд, данная норма является неприемлемой для такого многонационального и многоконфессионального государства, как Ирак. В этой связи необходимо подчеркнуть, что статья 7 упомянутой нами временной Конституции закрепляет ислам в качестве государственной религии и источника права с оговоркой, что Конституция гарантирует религиозные права остальных религиозных течений и обеспечивает свободу вероисповедания.

Национальное собрание работает в усиленном режиме и с готовностью подходит к реализации всех реформистских задач. Однако оппозиционно настроенные силы любыми способами пытаются помешать осуществлению запланированных реформ.

Несмотря на то, что несомненную победу на выборах в Ираке одержал политический блок шиитского направления, немаловажную роль в политическом процессе, начавшемся в стране, играют политические партии и организации демократического и либерального характера, которые до свержения режима Саддама Хусейна сотрудничали в борьбе против этого режима с представителями шиитского духовенства. Действия указанных партий и организаций натолкнулись на ярое сопротивление сторонников бывшего режима, агентов спецслужб, а также членов международных террористических организаций. Последние воспользовались создавшейся в Ираке после свержения диктаторского режима обстановкой, когда в стране творился хаос, беззаконие, армия была распущена, а граница оказалась открытой в результате ошибочного решения оккупантов. Террористы нашли укрытие у сторонников бывшего режима, особенно в приграничных с Сирией и Иорданией городах, что стало называться "суннитским треугольником".

Несмотря на то, что территория Ирака оккупирована и обстановка в стране продолжает оставаться напряженной, народ не теряет оптимизма и к старому режиму возвращаться не хочет. Выборы люди рассматривают как средство достижения мира и стабильности в стране.

На протяжении долгого времени у власти в Ираке находился один из самых опасных в современном мире правителей, отличавшихся своими деспотическими методами управления государством. Имя Саддама Хусейна до сих пор не сходит с уст иракского народа, который каким-то образом находит в себе силы противостоять всем бедам, обрушившимся на него. Даже после свержения режима жестокого тирана в Ирак не пришло еще спокойствие.

В первую очередь панику и ужас наводят непрекращающиеся в стране террористические акты, организаторами которых являются представители различных политических сил, стоящих в оппозиции сложившемуся в Ираке новому режиму. Действия террористов направлены не столько против вооруженных сил США (хотя террористы этим прикрываются), сколько против мирного населения и гражданских объектов Ирака. Посредством террористических актов планировалось сорвать и намеченные на 30 января выборы. В качестве мер безопасности даже списки кандидатов в члены временного Национального собрания Ирака были опубликованы всего лишь за день до голосования. Со стороны террористов кандидатам неоднократно поступали угрозы. К большому сожалению, в последующие несколько дней после состоявшихся выборов трое кандидатов, не набравших необходимого количества голосов для избрания в парламент, были убиты, среди них - одна женщина. В своих действиях террористы не выбирали средств - использовали самые чудовищные методы осуществления своих преступных планов. Но не найдется слов, чтобы описать все ужасы, выпавшие на долю иракского народа, и не только иракского - терроризм стал проблемой мировой. Проблема терроризма всколыхнула все мировое сообщество, которое судорожно ищет средства борьбы с этим злом. Больно, что все мы стали невольными "заложниками" террористов. Однако нужно постараться не допустить того, чтобы терроризм стал управлять человеческим разумом, доводил людей до панического состояния, ведь именно на всеобщий людской страх и направлены действия террористов. Но, к сожалению, эффективно противодействовать этой беде человечества никто пока не может. Однако будем надеяться на лучшее.

В нашей статье важно затронуть еще один аспект. Постоянно задается вопрос по факту нахождения США на территории Ирака. У общественности и у специалистов на этот счет разные мнения. Высказываются и критические замечания по поводу присутствия "вездесущих" американцев на иракской земле, в то же время многие поддерживают проводимую Соединенными Штатами политику. Каждый по-своему прав, но со всей определенностью можно сказать, что поспешное выведение американских сил с территории Ирака, где на сегодняшний день сложилась, вероятно, самая напряженная обстановка в мире, может привести к необратимым последствиям - начнется гражданская война, братоубийственная война. А имеющиеся в наличие и у тех, и у других политических течений тайные склады с оружием позволят осуществиться этому страшному замыслу.

В заключение необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что иракский народ уже сделал свой выбор, и судя по явке избирателей и процедуре голосования, выборы можно считать легитимными. Однако, и это самое главное, состоявшиеся 30 января выборы являются стартовой площадкой на пути демократизации иракского общества и построения правового государства.