Мудрый Юрист

Юридические исследования в области безопасности дорожного движения: историко-правовой аналитический обзор *

<*> Voytenkov E.A. Legal researches in the field of safety of traffic: historical and legal state of the art review.

Войтенков Евгений Алексеевич, докторант кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В настоящее время правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения являются предметом исследования многих ученых и специалистов-практиков, поскольку данная проблема весьма актуальна на современном этапе развития нашего общества. Однако на различных этапах развития нашей страны был накоплен бесценный опыт деятельности в данной сфере. Правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения исследовались разными учеными с применением различных научных подходов, анализ которых представляет научный интерес для всестороннего и научно-обоснованного изучения всего комплекса проблем в данной сфере.

Ключевые слова: правовые аспекты безопасности дорожного движения, научные исследования, правовое регулирование, комплексное решение, нормативно-правовая база.

Now legal aspects of safety of traffic are an object of research of many scientists and experts experts as this problem is very actual at the present stage of development of our society However at various stages of development of our country invaluable experience of activity in this sphere was saved up. Legal aspects of safety of traffic were investigated by different scientists with application of the various scientific approaches which analysis represents scientific interest for comprehensive and scientific and reasonable study of all complex of problems in this sphere.

Key words: legal aspects of safety of traffic, scientific researches, legal regulation, complex decision, standard and legal base.

Правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения привлекли внимание исследователей правоведов практически сразу после начала массового распространения автомобиля в начале XX века. Появление этого нового транспортного средства было воспринято в обществе весьма неоднозначно, а отсутствие надлежащей системы управления автомобильной отраслью и необходимой правовой базы закономерно предопределило появление и быстрый рост человеческих жертв и материальных потерь от различных происшествий, связанных с эксплуатацией автомобилей.

В начале XX века на международном уровне и на уровне государств началась активная нормотворческая работа, целью которой была разработка и внедрение правовых норм, обеспечивающих высокую степень защищенности общества от возможных угроз и потерь, связанных с использованием автомобиля.

Однако, несмотря на то, что такая работа велась достаточно активно, к середине 20-х годов XX века стало очевидно, что дальнейшее развитие автомобильной отрасли и ее правовой базы невозможно без проведения специальных научных исследований в данной сфере.

Результаты первых исследований в адаптированном виде достаточно полно освещались в материалах специализированных отраслевых журналов (таких, как "Автомобильная промышленность", "Автомобильный транспорт", "Автомобильные дороги", "За рулем", "Бюллетень ОРУД и ГАИ").

К таким работам следует отнести труд В.В. Осинского, в котором на основе большого фактического материала, различных статей, очерков и речей второй половины 20-х годов XX века в разрезе развития отечественной автомобильной промышленности в целом в том числе затрагиваются вопросы организационно-правовых аспектов обеспечения безопасности дорожного движения <1>.

<1> Осинский В.В. Автомобилизация СССР: статьи, очерки, речи (1927 - 1930). М., 1930.

На тесную взаимосвязь эффективности обеспечения безопасности дорожного движения и конструктивной безопасности транспортных средств, повышения эксплуатационных качеств, надежности, различных аспектов подготовки автотранспортных кадров, а также необходимости разработки специальных правовых норм в этой сфере указывают статьи А.А. Курова и Е.А. Чудакова. Работы данных авторов образуют целую серию исследований, посвященных отдельным аспектам данной группы вопросов <2>.

<2> См., напр.: Куров А.А. 20 лет автомобильной промышленности СССР // Автотракторное дело. 1938. N 11; Чудаков Е.А. Атлас конструкций советских автомобилей. М., 1938; Он же. Развитие автомобильной промышленности в СССР // Вестник Академии наук СССР. 1939. N 11 - 12.

Тридцатые годы XX века ознаменованы появлением первых трудов правового характера по вопросам организации и обеспечения безопасности дорожного движения. К таковым следует отнести исследования А. Туманяна и А.Е. Горшкова. В данных работах анализируется опыт работы подразделений ОРУД, специальных подразделений автохозяйств, рассматриваются различные аспекты контроля за дорожным движением, пропаганды безопасности дорожного движения, дается оценка эффективности участия общественных автоинспекторов в рейдах и смотрах автотранспорта, анализируется работа по организации проведения научных исследований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В первые послевоенные десятилетия наблюдается оживление научно-исследовательской работы в автотранспортной отрасли. Некоторые из таких трудов (например, работы Д.П. Великанова <3>) ориентированы на исследование исторических аспектов формирования автомобильно-дорожного комплекса нашей страны и обеспечения безопасности дорожного движения.

<3> Великанов Д.П. Пути развития автомобильного транспорта. М., 1958; Он же. Развитие автотранспортных средств в 1959 - 1965 гг. М., 1960; Он же. Будущее автомобильного транспорта. М., 1972.

К середине XX века на фоне роста автомобильного парка и числа правонарушений в сфере безопасности дорожного движения вопросы юридической ответственности за такие правонарушения становятся весьма актуальными, в связи с чем появляются первые научные разработки правового характера, посвященные этой проблематике. Правовым аспектам борьбы с дорожно-транспортными происшествиями на автомобильном транспорте, особенностям квалификации таких правонарушений и преступлений посвящена серия работ И.Г. Маландина и В.И. Жулева, которые являются, по сути, одними из первых крупных работ такого рода.

Шестидесятые годы XX века отмечены выходом работ по истории становления советской милиции, где в качестве одного из направлений работы органов внутренних дел рассматриваются правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения <4>. Попытка обобщения опыта деятельности Госавтоинспекции в послевоенный период предпринята М.И. Еропкиным и А.М. Кормилицыным. Однако, несмотря на то, что авторы достаточно подробно рассматривают деятельность подразделений ГАИ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, существенным недостатком данного исследования, на наш взгляд, является отсутствие анализа предыстории формирования службы ОРУД-ГАИ в довоенный период.

<4> Норманн Л.Г. Несчастные случаи на дорожном транспорте. Женева, 1962; Тютчев А.Ф. Разметка проезжей части автомобильных дорог. М., 1963; Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М., 1969; Жулев В.И. Надзор за движением транспорта и пешеходов. М., 1969.

Приблизительно на данный исторический период приходится осознание как научным сообществом, так и практическими работниками обстоятельства, что правовое регулирование обеспечения безопасности дорожного движения требуют реализации комплексного системного подхода, ввиду того, что затрагивает широкий спектр сфер жизни государства и общества.

Представляется, что первой фундаментальной работой правового характера, в которой комплексно рассматриваются вопросы безопасности дорожного движения, является исследование В.В. Лукьянова <5>. Автором широко и подробно раскрывается социально-экономическое значение обеспечения безопасности дорожного движения; анализируется правовая база, регламентирующая обеспечение безопасности дорожного движения; проводится сравнительный анализ автомобильного парка в нашей стране и за рубежом. Необходимо признать, что исследование В.В. Лукьянова - первое и наиболее значимое фундаментальное исследование правового характера, посвященное правовым аспектам безопасности дорожного движения, осуществленное в советский период. Интересной с историко-правовой точки зрения представляется работа М.Б. Афанасьева, вышедшая в конце 70-х годов XX века <6>. В своем труде автор в качестве предмета исследования определяет процесс дорожного движения и с привлечением широкого круга расчетов и сведений технико-математического, статистического, социологического, историко-правового характера, всесторонне исследует дорожно-транспортные происшествия и их причины, проводит сравнительный анализ состояния аварийности в нашей стране и за рубежом.

<5> См., напр.: Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1983. 262 с.
<6> Афанасьев М.Б. Водителю о дорожном движении. М., 1977.

Изучение периода 70 - 80-х годов XX века с точки зрения научной работы в области исследования правовых аспектов обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что на данном этапе наметилась дифференциация таковых по отраслям права.

Так, наибольшую группу исследований составили работы административно-правового характера, уголовного права и криминологии и профилактики преступлений. Весьма существенной отличительной особенностью работ историко-правового характера является комплексный подход к выявлению и анализу различных закономерностей социально-экономического, правового, технического характера и их взаимосвязи, что представляется крайне важным и необходимым при исследовании такой комплексной межотраслевой проблемы, как обеспечение безопасности дорожного движения и функционирование отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Так, И.В. Питеркин в своем исследовании рассматривал организацию уличного движения и его безопасности в период с XVIII по первую треть XX века. Территориальные рамки этого исследования были ограничены границами г. Санкт-Петербурга (Ленинграда). Весьма удачной, на наш взгляд, следует признать попытку осуществления историко-правового исследования, предпринятую В.Т. Низамовым <7>. Эта работа освещает деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения в СССР в период с 1936 по 1985 годы.

<7> Низамов В.Т. Организационно-правовые основы деятельности Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения (1936 - 1985 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. 213 с.

Работой, выполненной на базе советского опыта, которая отражала правовые и организационно-управленческие аспекты функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения на различных этапах ее становления и развития, было исследование Б.В. Россинского <8>, которое опирается на глубокий системный анализ нормативно-правовых источников, материалов интервьюирования сотрудников Госавтоинспекции (в том числе - руководящего звена), работников автотранспортных предприятий, документов административной практики Госавтоинспекции, разнообразных статистических данных.

<8> Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: тенденции, проблемы и перспективы развития: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1993.

Огромный интерес историко-правового характера представляют работы Г.П. Рифицкого. Несмотря на то что его труды, посвященные становлению и развитию отечественного автомобильно-дорожного комплекса, носят все-таки исторический характер, автор в своих работах опирается на обширный историко-правовой материал. Отличительной особенностью данного научного подхода является рассмотрение автомобильно-дорожного комплекса как единого взаимосвязанного механизма, в структуре которого отдельным направлением работы выделяется обеспечение безопасности дорожного движения и правовые аспекты данной деятельности.

Масштабные социально-экономические изменения, которые происходили в нашей стране в начале 90-х годов XX века, безусловно, наложили отпечаток как на функционирование отечественного автомобильно-дорожного комплекса, так и на деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. Стало очевидным, что существовавшие в этой сфере управленческие и правовые механизмы в советский период, не могут быть достаточно эффективными в условиях рыночной экономики. В этой связи представляется весьма интересным исследование В.И. Майорова, которое было проведено им во второй половине 90-х годов XX века и посвящено административно-правовым проблемам управления деятельностью в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Данная работа фактически представляет собой принципиально новый (относительно работ советского периода) подход к исследованию правовых аспектов обеспечения безопасности дорожного движения в силу коренного изменения существующих общественно-политических и социально-экономических реалий в нашем обществе в исследуемый период.

Определенный научный интерес вызывает исследование А.С. Квитчука, которое посвящено историко-правовым аспектам формирования отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Подход автора к юридическим вопросам обеспечения безопасности дорожного движения заключается в исследовании правовых аспектов развертывания и функционирования отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения на различных этапах ее развития. Однако данная работа основана на материале, не учитывающем современные тенденции и изменения в исследуемой сфере, а также содержит ряд дискуссионных с научной точки зрения позиций, затрагивающих вопросы периодизации исторических процессов в сфере безопасности дорожного движения <9>.

<9> Квитчук А.С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России (историко-правовое исследование): Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2006. 360 с.

Важнейшим источником научных знаний и иной информации историко-правового характера выступают различные зарубежные источники. До начала 90-х годов XX века доступ к ним был существенно ограничен, а имеющийся материал фактически сводился исключительно к весьма фрагментарным материалам статистики и сведениям, полученным в результате международных визитов отечественных специалистов в рамках обмена опытом. Однако сведения, полученные таким путем, были весьма скудны, а их обновление не носило систематического характера. Сведения об опыте правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения, которые стали доступны в 90-е годы XX века, существенно обогатили представление ученых и практических специалистов об аналогичной работе за рубежом.

Интерес вызывает комплексное исследование Х. Оверсона, в котором автор с привлечением историко-правовых материалов и разнообразных статистических данных рассматривает различные организационно-правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения в США <10>. Несмотря на то что данное исследование, безусловно, относится к категории работ правового характера, особенностью подхода автора к его проведению можно отнести то, что Х. Оверсон системно, опираясь на нормы законодательства США, рассматривает все ключевые направления обеспечения безопасности дорожного движения. Данная работа выполнена с привлечением обширных материалов статистики, интервьюирования практических работников полиции США, иных историко-правовых сведений, однако носит более обзорно-практический, нежели научный характер.

<10> Wayne Overson. H. Police Traffic Services. Springfield, Illinois, 1986.

На наш взгляд, одной из масштабных работ, которая максимально полно и всесторонне освещает широкий спектр наиболее актуальных вопросов в сфере безопасности дорожного движения и, безусловно, имеет большое практическое значение, является коллективная работа специалистов из Норвегии, результаты которой объединены в специальный Справочник по безопасности дорожного движения <11>.

<11> Эльвик Рунэ, Мюсен Аннэ Боргер, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения / Пер. с норв.; под ред. проф. В.В. Сильянова. М.: МАДИ (ГТУ), 2001. 754 с.

Важный вклад в изучение зарубежного опыта правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения и его адаптации к российским реалиям в 90-е годы XX века внесен коллективом научных сотрудников НИЦ ГАИ МВД России. Ими была проведена масштабная работа по изучению и обобщению правовых норм законодательства различных стран по таким важнейшим направлениям обеспечения безопасности дорожного движения, как опыт борьбы с нарушениями правил дорожного движения (управление транспортными средствами в состоянии опьянения, превышение скорости и др.) <12>; правовым аспектам деятельности по повышению безопасности движения мопедов и мотоциклов <13>; правовым особенностям разработки национальных программ обеспечения безопасности дорожного движения за рубежом <14>; основным направлениям правового регулирования обеспечения безопасности пешеходов <15>; правовым основам и организационным особенностям работы по выявлению лиц, управляющих автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения <16>.

<12> Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 6. М., 1997.
<13> Обеспечение безопасности дорожного движения на мототранспорте. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 10. М., 1999.
<14> Состояние аварийности и программы обеспечения безопасности дорожного движения. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 9. М., 1999.
<15> Безопасность пешеходов в дорожном движении. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 12. М., 2000.
<16> Выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 13. М., 2001.

Однако, несмотря на то, что данные исследования выполнены с привлечением значительного массива статистических данных, в них реализован сравнительный анализ законодательства разных стран по различным аспектам обеспечения безопасности дорожного движения, рассмотрены причины различных негативных явлений в сфере безопасности дорожного движения, данные обзоры не содержат в себе научно обоснованных предложений и рекомендаций по возможности или целесообразности адаптации зарубежного опыта правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения для применения в России.

Вызывают безусловный научный интерес публикации в зарубежных специализированных периодических изданиях разных лет также посвященные правовым и практическим вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Европе, США, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, исследования зарубежных ученых-юристов, материалы статистики и правоприменительной практики <17>. Вместе с тем объединяющим признаком для всех зарубежных исследований является их сугубо прикладной характер, ориентированный на практическое применение национального законодательства той или иной страны.

<17> См., напр.: The Danish Road Traffic Act. Copenhagen, Denmark. 1987; Traffic Rules and the Road Traffic Act. Norway, 1988; Suggestions for Traffic Offences Penalties. The Magistrates' Association. Eleventh Edition. L., 1992; McKnight A.J., Tippetts A.S. Accident Prevention Versus Recidivism Prevention Courses for Repeat Traffic Offenders. Accident Analysis and Prevention. 1997. Vol. 29. N 1. P. 25 - 31; Savage T. License-Suspension Laws. Survive Judical Test. Traffic Safety. 1996. November/December. Vol. 97. N 2. P. 6 - 7; The Role jf the Swedish Police in the National Road Safety Programme 1995 - 2000. Stockholm, 1997; Статистика дорожно-транспортных происшествий в Европе и Северной Америке. ООН. Т. XLIV. 1999; Weatherall R. What We Need to Know about Walking. Traffic Engineering+Control. 1997. July/August. P. 385 - 387.

Также в отечественной и зарубежной науке широко представлены исследования не правового (технического, медицинского, социального) характера, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на разработку, принятие и внедрение правовых норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, можно заключить, что отечественная и зарубежная наука за более чем столетнюю историю существования автомобиля, на сегодняшний день располагает обширным кругом разнообразных источников историко-правового материала, содержащего сведения о правовом регулировании обеспечения безопасности дорожного движения.

С момента изобретения автомобиля происходило поступательное развитие, усложнение и дифференциация правовой базы по вопросам безопасности дорожного движения. Во второй четверти XX века степень проникновения автомобиля во все сферы жизни общества и высокая степень актуальности решения проблем безопасности дорожного движения с целью сокращения потерь от аварийности потребовали проведения специальных научных исследований в данной сфере. На начальных этапах научной работы исследования преимущественно затрагивали отдельные аспекты обеспечения безопасности дорожного движения.

Во второй половине XX века, ознаменованной появлением первых работ правового характера в данной области, научное сообщество в целом и отдельные исследователи в частности приходят к осознанию того факта, что проблемы безопасности дорожного движения имеют межотраслевой характер, а их эффективное решение возможно только путем проведения комплексных исследований. Такие всесторонние научные разработки правового характера (охватывающие своим исследованием теоретико-правовые, историко-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, криминологические и иные аспекты данной проблемы) различных авторов, датированные второй половиной XX века, строятся не только на основании источников юридического толка, но и на базе технических данных о конструктивных особенностях автомобилей, свойств дорожного полотна; анализе международного опыта правового регулирования в данной сфере; материалах отечественной и зарубежной статистики; исследований в области психологии.

В условиях зарождения рыночной экономики в Российской Федерации в конце XX века и фактического становления новой отечественной правовой системы вектор правовых исследований в области безопасности дорожного движения смещается в сторону поиска сбалансированных, отвечающих новым реалиям жизни, правовых решений и механизмов, направленных на эффективное правовое регулирование обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках которых историко-правовой опыт данной деятельности находит свое отражение и является востребованным.