Мудрый Юрист

Индивидуум как участник массовых беспорядков *

<*> Bagmet A.M. Individual as participant of mass riots.

Багмет Анатолий Михайлович, директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, генерал-майор юстиции.

В статье раскрывается понятие "толпа", анализируется возможность ответственности участника массовых беспорядков, в ходе которых совершаются уголовно-наказуемые общественно-опасные деяния.

Ключевые слова: массовые беспорядки, толпа, индивидуум, ответственность.

This article expands the concept of "the crowd", analyses the principal responsibility for the riots, during which committed criminal public dangerous acts.

Key words: riots, crowd, individual responsibility.

Российскими законодателями предусмотрена уголовная ответственность за организацию и участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а также за призывы к массовым беспорядкам (ст. 212 УК РФ).

В ходе сложившейся следственно-судебной практики не возникает вопросов об уголовной ответственности лиц, организовавших массовые беспорядки, то есть умышленно запланировавших действия неопределенного, но значительного количества людей (толпы), направленные на протесты и неповиновение властям, отказ от подчинения их законным требованиям, погромы, разрушения, поджоги, расхищение или уничтожение имущества, насилие и побои граждан, должностных лиц, а также представителей власти, охраняющих правопорядок, с применением огнестрельного и холодного оружия, предметов, используемых в качестве оружия, взрывчатых и ядовитых веществ <1> (ч. 1 ст. 212 УК РФ), а также лиц, призывающих к указанным действиям (ч. 3 ст. 212 УК РФ).

<1> Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова. М., 2000. С. 386.

Вопросы появляются при установлении ответственности участников массовых беспорядков, то есть каждого индивидуума толпы, совершающей уголовнонаказуемые общественно опасные деяния. По нашему мнению, прежде чем ответить на вопрос об ответственности индивидуума, то есть отдельного человека как социального существа, обладающего уникальным сочетанием врожденных и приобретенных свойств, за совершение преступлений в толпе, необходимо иметь четкое представление о том, что же такое "толпа".

В Википедии термин "толпа" раскрывается как большое скопление людей. В словарях Ефремовой и Ушакова под толпой понимается нестройное, неорганизованное скопление людей, сборище. В словаре Даля толпа - это скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей. В Большом словаре по социологии толпа представлена как бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания. В Энциклопедическом словаре юридической психологии толпа дается по определению Р. Брауна как "действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности". Не объясняет этот термин и лаконичное определение толпы, данное С.И. Ожеговым, а именно "скопление людей, сборище" <2>.

<2> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 712.

В Интернете представлены альтернативные толкования термина толпа: Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе, 2010 г. - "временное собрание людей, чье внимание сфокусировано на определенном объекте"; Голохванов Е. Альтернативный социологический словарь, 2001 г. - "сборище людей, превращающееся в кровожадную стаю, если рядом нет загонщиков"; Зиновьева Т.В. Основные социологические термины: Учебное пособие, 2006 - "временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов"; Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий) - "скопление людей, не объединенных общностью целей и единой позиционноролевой структурой"; Голованов О. Краткий словарь по социологии, 2001 г. - "значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом"; Филатова О. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий - "временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей"; Фролов С. Словарь ключевых социологических терминов, 1999 г. - "временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов"; Термины и определения (социология и не только), 2003 г. - "большая группа людей со стертыми индивидуальными различиями в поведении"; Волков Ю., Мостовая И. Социология: Учебник для вузов (глоссарий к книге), 1998 г. - "значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом".

Интересно, что это явление изучалось юристами, социологами, философами, психологами с начала XIX в., чему, конечно, способствовали народные бунты и французская революция. Поэтому толпа всегда считалась силой исключительно разрушительной и иррациональной <3>. Однако уже тогда учеными толпа рассматривалась не как сплошная безликая масса, а как собрание индивидуумов, при этом проводились научные исследования о мере их ответственности за совершенные преступления в толпе.

<3> Человек. Философско-энциклопедический словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2000. С. 382.

Итальянский ученый С. Сигеле в 1892 г. в своем исследовании <4> толпу определил как "человеческой агрегат, разнородный по преимуществу, так как она составлена из индивидов обоего пола, всех возрастов, классов, социальных состояний, всех степеней нравственности и культуры, и по преимуществу же неорганический, так как она образуется без предварительного соглашения, произвольно, неожиданно". В этой же работе Сигеле приводит мнение другого ученого Г. Тарда, который под "толпой" понимал "груду разнородных, незнакомых между собою элементов". В 1895 г. французский ученый Г. Ле Бон в своей работе "Психология народов и масс" <5> раскрыл толпу как собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Австрийский ученый, основатель психоаналитической школы, З. Фрейд в 1923 г. в работе "Я и оно" утверждал, что человек есть "животное орды, особь предводительствуемой главарем орды" <6>. И до настоящего времени мнение ученых о толпе неоднозначно.

<4> Сигеле С. Преступная толпа. М., 1999. С. 13.
<5> Ле Бон Г. Психология народов и масс. М., 2011. С. 34.
<6> Фрейд З. Я и оно: Сочинения. М., 2001. С. 818.

Так, В.Г. Крысько в своих лекциях, озвучив мнение по данному вопросу ряда ученых, предложил свое определение толпы: "Это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность" <7>.

<7> Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2006. С. 232.

В учебном пособии Р. Мокшанцева и А. Мокшанцевой толпа называется бесструктурным скоплением людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания <8>. В этой же работе пояснено, что толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится: публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение; контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно; совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом.

<8> Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 291.

А.П. Назаретян в своих лекциях толпу определяет как скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием <9>.

<9> Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. СПб., 2004. С. 23.

Д.В. Ольшанский в своей работе "Психология масс" <10> приводит трактовку толпы ряда ученых: "Толпа - это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-то лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них" (Б.Ф. Поршнев); "Толпа - временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом" (Я. Щепаньский); "Толпа - контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно" (Ю.А. Шерковин).

<10> Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2002. С. 55 - 56.

С социологической точки зрения толпа - это "бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания. Поведение индивидов в толпе характеризуется усилением внушаемости, подражательности, эмоциональности и социально-психологического заражения" <11>, или "массовое, неструктурированное, стихийное скопление людей. В толпе отсутствует ясно осознаваемая общность целей в процессе социального взаимодействия. Объединяет индивидуумов в толпе сходство эмоционального состояния, общий объект внимания и ситуативная близость к месту событий. Участие индивида в толпе спонтанно, возникает и проходит под воздействием чувств и эмоций" <12>.

<11> Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С. 370.
<12> Учебный социологический словарь / Под ред. С.А. Кравченко. М., 1999. С. 289.

С точки зрения философов толпа - это "относительно кратковременное, внутренне не организованное множество людей, объединенное непосредственной пространственной близостью, эмоциональной общностью и каким-либо внешним стимулом (событием или лидером)" <13>.

<13> Человек. Философско-энциклопедический словарь. С. 382.

Таким образом, и социологи, и философы рассматривают толпу как неорганизованную массу людей, образовавшуюся спонтанно под воздействием какого-либо фактора. Опираясь на мнения специалистов, можно дать определение толпы как обезличенной совокупности большого количества индивидуумов, объединенных общим интересом.

Качественным признаком толпы является ее повышенная общественная опасность. В отношении количественного признака толпы можно согласиться с мнением А. Соловьева, который полагает, что количество людей "должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, то есть контролировать положение на определенной значительной территории" <14>.

<14> Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. 2000. N 7. С. 47 - 48.

Казалось бы, можно сделать выводы, что лица, вовлеченные в толпу и совершившие в ее составе преступления, могут привлекаться к уголовной ответственности максимум - за неосторожные деяния, или вообще освобождаться от нее, так как несколько человек, задержанных в толпе, "не более как потерпевшие кораблекрушение от психологической бури, которая увлекла обвиняемых без их ведома" <15>.

<15> Сигеле С. Указ. соч. С. 13.

С. Сигеле в своем исследовании ссылается на брошюру другого ученого Пюльезе, который выдвинул доктрину полуответственности для всех тех, которые совершили преступление, увлеченные толпой, приведя его цитату: "Когда преступником является толпа... то индивид не действует, как отдельный элемент, но представляет из себя каплю выступившего из берегов потока, и руки, которыми он наносит удары, как бы сами собой превращаются в бессознательное орудие" <16>. При этом он мотивировал свои выводы теорией подражания-внушения людей в обществе, поддержанную немецким ученым В. Вунтом <17>.

<16> Там же. С. 30.
<17> Там же. С. 270 - 275.

Однако, рассматривая действия участников массовых беспорядков с субъективной стороны, мы не сможем не признать, что большая часть людей действительно подвержена внушению и подражанию, но это не значит, что все присоединившиеся к толпе, привлеченные шумом или заинтригованные речами оратора, начнут бить стекла, переворачивать автомашины, кидать камни в сотрудников полиции. Люди в здравом уме, не отягченные алкоголем или наркотиками, не имеющие проблем с правоохранительными органами, насытив свое любопытство или подчинившись законным требованиям сотрудников полиции, покинут сборище.

Не менее интересно то, что в своей работе С. Сигеле приводил примеры сеансов гипноза, в ходе которых было доказано, что "истинно честный человек не будет повиноваться преступным приказаниям гипнотизера и точно так же не попадет в тот водоворот эмоций, куда влечет его толпа" <18>. Это, кстати, подтверждается массовыми беспорядками в Российской Федерации вообще, и в Москве - в частности: в ходе волнений количество людей в толпе может достигать тысяч человек, но общественно опасные деяния совершают не более сотни человек. Причем, преимущественно - молодежь, в том числе несовершеннолетние, а также граждане, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

<18> Там же. С. 98.

Таким образом, в массовых беспорядках, сопровождающихся вышеуказанными деяниями, участвуют индивидуумы, не случайно вовлеченные в толпу, а психологически готовые к совершению общественно опасных деяний, тем самым полностью подлежащие уголовной ответственности за их совершение в соответствии с действующим законодательством.