Мудрый Юрист

Прокурорский надзор за исполнением законов о защите интересов государства и общества

Шамшина О.Г., начальник управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки 11 марта 2012 г. создано управление по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества.

Создание управления обусловлено новыми задачами, поставленными перед органами прокуратуры в рамках проводимого руководством страны курса на укрепление государственности, развитие институтов гражданского общества, расширение сфер хозяйственной и финансовой деятельности, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан.

В состав управления вошли отделы: по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества; по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности и по надзору за исполнением законов в экологической сфере.

С учетом широты и разноплановости выполняемых входящими в состав управления отделами задач остановимся вкратце на основных направлениях работы каждого из них.

В современных условиях важнейшими задачами органов прокуратуры являются восстановление и защита социальных прав граждан. В связи с этим отделом по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации особое внимание уделяется надзору за исполнением законодательства в сфере здравоохранения, лекарственного, пенсионного обеспечения, образования, социального страхования.

В связи с нарушениями прав граждан учреждениями здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования при реализации вступившего в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" поднята проблема обязательного медицинского страхования. Отделом совместно со специалистами Росфиннадзора и ФАС России проведены проверки в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) исполнения законодательства об обязательном медицинском страховании граждан, бюджетного законодательства при расходовании средств Фонда, о размещении заказов для государственных и собственных нужд Фонда.

Как показала проверка, в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации ФОМС заключались и оплачивались государственные контракты на исполнение работ, относящихся к должностным обязанностям его работников. Кроме того, сотрудники Фонда, входившие в состав конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов на право заключения госконтрактов на оказание услуг по повышению квалификации кадров, принимали участие в исполнении таких контрактов в интересах образовательных учреждений, победивших в конкурсах.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не обеспечил должный контроль за соблюдением подведомственными фондами, а также страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования и целевым использованием ими бюджетных средств, не организовал информирование застрахованных граждан об изготовленных полисах через единый портал госуслуг в сети Интернет.

Субъектами Российской Федерации и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2011 г. не выполнены в полном объеме условия о софинансировании программ. Бюджетами 17 субъектов Российской Федерации на их софинансирование было предусмотрено лишь 40 - 50% от утвержденной программами суммы, а законами о бюджетах Республик Ингушетия и Калмыкия такие средства не предусматривались.

Размер средств, направленных на указанные цели территориальными фондами обязательного медицинского страхования 18 субъектов Российской Федерации, составлял всего 30 - 50% от суммы, утвержденной программами. При этом бюджетом территориального фонда медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики такие средства совсем не предусмотрены.

Ни одним субъектом Российской Федерации не выполнены все запланированные на 2011 г. мероприятия по реализации программ, а в 44 субъектах Российской Федерации полностью не освоены средства, выделенные на внедрение современных информационных технологий в здравоохранение. Так, в Иркутской области сорван определенный Программой модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011 - 2012 гг. срок завершения строительства Восточно-Сибирского регионального онкологического центра в г. Иркутске, начатого еще в 2002 г. Государственным заказчиком - ОГКУ "Управление капитального строительства Иркутской области" принимались и оплачивались фактически не выполненные работы. Несмотря на то что подрядчиком не выполнены работы на сумму свыше 70 млн. руб., госзаказчиком меры к взысканию неустойки и пени в размере 17 млн. руб. не приняты. Прокуратурой Иркутской области материалы проверки по данному факту направлены в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Допускаются нарушения при поставках медицинского оборудования. По причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиками обязательств по заключенным департаментом здравоохранения Магаданской области в 2011 г. госконтрактам не поставлено и не введено в эксплуатацию 213 единиц медицинского оборудования на сумму свыше 200 млн. руб. В связи с этим прокуратурой области внесены представления губернатору области и руководителю департамента здравоохранения администрации Магаданской области в связи с допущенными нарушениями бюджетного и гражданского законодательства при проведении капитального ремонта зданий учреждений здравоохранения и организации поставок специализированного медицинского оборудования.

Имели место случаи незаконного взимания с пациентов платы за оказанные медицинские услуги. Прокурорами городов Ангарска, Шелехова, Куйбышевского района г. Иркутска пресечены факты взимания платы за оказание медицинской помощи, которая должна оказываться бесплатно. Незаконно полученные учреждениями здравоохранения денежные средства возвращены пациентам.

По результатам проверки Федерального фонда обязательного медицинского страхования Генеральной прокуратурой Российской Федерации внесено представление Председателю Фонда, а также направлена информация Министру здравоохранения Российской Федерации и информационное письмо прокурорам субъектов Российской Федерации.

Поводом для проведения проверок нередко становятся жалобы граждан на ущемление их конституционных прав. К примеру, в текущем году отделом проведена проверка по обращениям жителей Волгоградской области, больных рассеянным склерозом, не получивших своевременно жизненно необходимый лекарственный препарат "Глатирамера ацетат", отпускаемый по рецептам врачей бесплатно.

Установлено, что причиной сложившейся ситуации явилась допущенная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации волокита при организации и проведении аукциона на поставку указанного препарата на 2012 г. В результате в Волгоградской области не был сформирован необходимый запас лекарственного препарата "Глатирамера ацетат", что не позволило обеспечить лечение 152 жителей области в соответствии с установленным стандартом медицинской помощи.

По итогам проверки Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла представление Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое рассмотрено. Министерством приняты меры по созданию в Волгоградской области необходимого запаса указанного препарата на текущий год и завершению в ноябре 2012 г. процедуры его централизованной закупки на 2013 г.

Многочисленные обращения граждан в органы прокуратуры, Пенсионный фонд Российской Федерации, публикации в средствах массовой информации о нарушениях Закона в деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также прошедшие в ряде субъектов Российской Федерации акции протеста против действий отдельных фондов по возмещению убытков от инвестирования средств пенсионных накоплений за счет застрахованных в фондах граждан стали основанием для организации отделом с участием прокуроров субъектов Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам проверки исполнения законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании в негосударственных пенсионных фондах.

Установлены случаи неправомерного перевода средств пенсионных накоплений граждан из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или из одного фонда в другой в отсутствие их волеизъявления. Значительное количество подобных фактов связано с незаконным использованием работниками НПФ и агентами фондов персональных данных граждан, фальсификацией их подписей на документах, являющихся основанием перевода пенсионных накоплений. В ходе настоящей проверки по материалам прокуроров возбуждено 19 уголовных дел в Ставропольском крае, Вологодской, Волгоградской и Ростовской областях.

Имели место факты незаконного занятия фондами предпринимательской и благотворительной деятельностью, не связанной с негосударственным пенсионным обеспечением, обязательным и профессиональным пенсионным страхованием граждан, являющимися исключительными видами деятельности НПФ.

Выявлены случаи использования имущества фондов в интересах их учредителей для целей, не связанных с пенсионным обеспечением граждан, создания НПФ различными коммерческими структурами для финансирования своей деятельности за счет средств фондов.

Нередко активы и средства пенсионных резервов самостоятельно размещаются фондами в ценные бумаги аффилированных с их учредителями хозяйствующих субъектов.

Фондами допускались нарушения при размещении пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений, формируемых для обеспечения их платежеспособности перед участниками и застрахованными лицами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования соответственно, а также распределения доходов от указанной деятельности.

Повсеместно установлены нарушения при назначении и выплате фондами средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Многими фондами нарушались требования закона при распространении, представлении и обязательном раскрытии НПФ информации и требований к ее содержанию.

Всего по результатам проверки прокурорами выявлено 770 нарушений закона, внесено 115 представлений об их устранении, опротестовано 2 незаконных правовых акта, направлено 1 заявление в суд, объявлено 3 предостережения должностным лицам, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, в органы следствия и дознания направлено 27 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по материалам прокурорских проверок возбуждено 19 уголовных дел.

Во многом выявленные нарушения обусловлены несовершенством действующего законодательства, наличием многочисленных пробелов и коллизий правового регулирования деятельности фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации проинформировала Правительство Российской Федерации об итогах проверки и внесла предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в указанной сфере. Предложения касаются определения обязательств фондов перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами; установления эффективной системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений от результатов инвестирования; совершенствования механизмов контроля за деятельностью НПФ, в том числе за правомерностью перевода средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ или из одного фонда в другой. Кроме того, было предложено поручить ФСФР России активизировать контроль за деятельностью фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования; Роскомнадзору - принять действенные меры, направленные на профилактику и пресечение неправомерных действий НПФ и их агентов при получении и использовании персональных данных застрахованных лиц.

Все более актуальной становится проблема защиты "слабой" стороны в кредитных правоотношениях. Повсеместно прокурорами в организациях, осуществляющих деятельность по взысканию платы с заемщиков, заключивших договоры потребительского кредитования, просроченной задолженности (так называемых коллекторских агентствах), выявляются факты угрозы жизни и здоровью граждан, их запугивания, избиения, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений. В апреле 2010 г. Свердловским районным судом г. Костромы вынесен приговор по ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы) в отношении работников коллекторского агентства, насильно удерживавших гражданина, имевшего задолженность по кредиту.

Незаконно используются коллекторскими агентствами персональные данные граждан. По постановлению прокурора Смоленской области такое агентство привлечено к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ за размещение персональных данных граждан в сети Интернет. Руководителям трех коллекторских агентств прокурором Челябинской области объявлены предостережения в связи с направлением ими гражданам писем с угрозами распространения информации об имеющейся у них задолженности.

Зачастую подобные агентства в своих названиях используют наименования органов государственной власти, названия "частный судебный пристав", "альтернативный судебный пристав", что вводит граждан в заблуждение относительно их статуса. Лишь после вмешательства прокуратуры г. Москвы одно из таких агентств было вынуждено сменить свое название.

В отдельных случаях нарушения прав граждан носят уголовно наказуемый характер. В Кировской области сотрудники коллекторского агентства предлагали гражданам, находящимся в сложном материальном положении, оформить на себя безвозмездные кредиты, обеспечивая их при этом поддельными документами. Всего сотрудниками агентства мошенническим способом были оформлены на граждан кредитные договоры на сумму свыше 30 млн. руб.

В большинстве случаев деятельность коллекторских агентств напрямую связана с неправомерными действиями должностных лиц кредитных организаций, направленными на ущемление прав получателей потребительских кредитов.

Вопреки требованиям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" лишь после оформления кредита граждане получали информацию о необходимости уплаты большей суммы, чем оговаривалось изначально. Банками в одностороннем порядке изменялись условия, тарифы, процентные ставки по кредиту. Кроме того, указанные организации взимали ряд комиссий, значительно увеличивающих конечную сумму выплат, не информируя об этом заемщиков.

В итоге заемщик оказывается не в состоянии выплатить сумму долга, а банк, действуя исключительно в своих коммерческих интересах, продает кредитные портфели коллекторским агентствам, незаконно передавая при этом сведения о гражданах третьим лицам. Так, в связи с незаконной передачей персональных данных граждан коллекторским агентствам кредитная организация по постановлению прокуратуры г. Москвы привлечена к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ. Аналогичные факты выявлены прокурорами Республик Башкортостан, Коми, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Кировской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской областей, Алтайского, Краснодарского, Пермского краев.

Всего по результатам проверок деятельности коллекторских агентств и кредитных организаций прокурорами вскрыто более 3,5 тыс. нарушений закона, внесено 967 представлений, объявлено 33 предостережения, предъявлено 654 иска, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 645 должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел.

О состоянии законности в рассматриваемой сфере проинформирован Председатель Правительства Российской Федерации. Министру экономического развития Российской Федерации направлена информация с конкретными правовыми предложениями по доработке проекта Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц", соответствующие поручения направлены руководителям Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Прокурорам субъектов Российской Федерации указано на необходимость усиления надзора за соблюдением прав граждан в сфере потребительского кредитования.

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации отделом проведена проверка сведений, изложенных в статье депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Е. Хинштейна "Дырявая кубышка МВД. Новый коррупционный скандал в "обновленной" полиции", в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства при реализации социальных программ в МВД России.

Вопреки требованиям Федерального закона "О полиции" с целью привлечения финансовых средств для реализации благотворительной социальной программы "Социальная работа с детьми из семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие военной травмы, на 2011 - 2013 годы" МВД России обращалось за помощью к коммерческим организациям. За 2011 г. на счета ФГУ "Центр социальных программ Министерства внутренних дел Российской Федерации" и НП "Управление в реализации социально-экономических программ ЦСП МВД России" от этих организаций поступило около 28 млн. руб.

В центре социальных программ комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд не создавалась, социальные программы в течение длительного времени реализовывались на основании договоров, заключенных без проведения торгов в установленном законом порядке; контроль за поступлением и расходованием денежных средств со стороны Министерства отсутствовал.

По итогам проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации Министру внутренних дел Российской Федерации внесено представление. По результатам его рассмотрения нарушения устранены.

Формирование глобальной сети Интернет диктует столь же глобальную задачу создания безопасного интернет-пространства. Проведенное отделом обобщение практики прокурорского надзора показало, что все более широко информационно-телекоммуникационная сеть Интернет используется для размещения запрещенной или ограниченной к распространению информации, это потребовало от органов прокуратуры адекватного противодействия.

Повсеместно в ходе прокурорских проверок выявлены факты размещения в сети Интернет информации, содержащей пропаганду нацизма, насилия, жестокости, детской проституции и порнографии.

В 23 субъектах Российской Федерации прокурорами пресечено распространение в сети Интернет сведений о наркотических веществах, в том числе запрещенных курительных смесей, возможности их приобретения, рекомендациях по изготовлению и использованию.

Пристальное внимание уделяется прокурорами вопросам защиты детей от информации в сети Интернет, наносящей вред их здоровью, репутации и нравственному развитию. Практически во всех регионах России установлено, что в компьютерных клубах, библиотеках, образовательных учреждениях отсутствуют системы контентной фильтрации либо они не обеспечивают полной защиты от доступа к информации, не связанной с образовательной деятельностью, что приводит к бесконтрольному использованию детьми сайтов со сценами насилия и жестокости, порнографией и рекламой наркотиков.

Всего в 2010 - 2011 гг. прокурорами выявлено более 19 тыс. нарушений закона, связанных с противоправным распространением информации в сети Интернет, принесено более 300 протестов, внесено свыше 4 тыс. представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено более 500 лиц, в суды направлено свыше 7 тыс. заявлений, объявлено более 400 предостережений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено около 80 лиц.

Проводимые управлением по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества надзорные мероприятия помогут успешному решению стоящих перед органами государственной власти задач по укреплению демократии, повышению качества и уровня жизни граждан и поддержанию общественного согласия.