Мудрый Юрист

Структура таможенных органов России во второй половине XIX - начале XX веков *

<*> Bokov K.I. Structure of the Russian customs in the second half of the XIX - early XX centuries.

Боков Константин Иванович, соискатель кафедры истории государства и права МГЮА имени О.Е. Кутафина, г. Москва.

В статье рассматривается структура таможенных органов в России второй половины XIX - начала XX веков. Описывается не только развитие таможни, но также и взаимодействие России с другими странами. Автор также цитирует различные исторические источники и упоминает выдающихся личностей, которые повлияли в той или иной степени на российскую таможню.

Ключевые слова: таможенные органы, железнодорожная сеть, реформы, таможенная деятельность, таможенная стража.

The article examines the structure of the Russian Customs in the second half of the XIX - early XX centuries. It describes not only the development of customs but its interaction with other countries. The author also mentions different historical sources and personalities that influenced the Russian Customs to some extent.

Key words: customs bodies, train network, reform, customs activity, customs guards.

Как неоднократно указывалось во многих работах, структура таможенных органов зависит от ряда как внутренних, так и внешних факторов, что необходимо иметь в виду при ее исследовании и оценке. В противном случае невозможно объяснить появление новых структурных образований (например, округов, таможен и застав) таможенной службы, реорганизацию существовавших или изменение их функций при сохранении организационных структур и т.д.

На вторую половину XIX в. пришлась крестьянская реформа 1861 г., существенно отразившаяся на развитии экономики России. С одной стороны, помещики, по сути, превратились в сельскохозяйственных предпринимателей, а крестьяне - в свободных работников, имевших к тому же собственные наделы. С другой стороны, в промышленности реформа позволила заменить подневольный труд трудом вольнонаемных рабочих, пустить в обращение достаточно большие капиталы, полученные от выкупных платежей, вложив их в финансовую сферу, торговлю и промышленность, особенно в железнодорожное строительство, ставшее локомотивом для всего народного хозяйства страны, в т.ч. внешней торговли.

В соответствии с либеральной таможенной политикой были отменены пошлины почти со всех экспортируемых товаров по европейской торговле. Это, в частности, обусловливалось стремлением улучшить платежный баланс России, погашать внешние долги государства полученными доходами от экспорта. "...Во второй половине XIX в. за счет активного торгового баланса наблюдалась тенденция к увеличению доходов России от внешней торговли" <1>.

<1> Обухов Н.П. Эволюция внешнеторговой и таможенно-тарифной политики государства в развитии процесса индустриализации России в XIX - первой половине XX вв. М., 2009. С. 16.

Следует заметить, что до 1861 г. российские производители зерна являлись монополистами на европейских зерновых рынках, что обеспечивало приток денег в страну от экспорта, в то время как импорт сдерживался таможенным тарифом (см.: Шарапов С.Ф. Сущность аграрного кризиса. М., 1906. С. 4). В конце 1870-х - начале 1880-х гг. Россия обеспечивала значительную часть западноевропейского зернового импорта, выдерживала жесткую конкуренцию с США, Канадой, Австралией, Индией и Румынией.

В конце XIX в. Россия стала крупнейшим экспортером нефтепродуктов, а в начале XX в. - также марганца и платины (см. об этом подробнее: Китанина Т.М. Хлебная торговля России в 1875 - 1914 гг. Л., 1978; Обухов Н.П. Указ. соч. С. 17).

В структуре товарных потоков основная доля принадлежала торговле через европейские границы; объем российского экспорта по азиатской торговле составлял 15% от общего объема экспорта. Однако следует заметить, что в азиатские страны вывозилась основная часть промышленных товаров.

Изменилась структура импорта в Россию. Это было обусловлено изменениями как внутри самой страны, так и на мировом рынке. В основном ввозилась продукция, необходимая для покрытия потребностей растущей индустрии страны.

Основными торговыми партнерами в это время являлись: Германия - на ее долю приходилось 32% российского экспорта и 28% импорта; Великобритания - соответственно 19% и 20%; Франция - 4% и 7%.

"Таким образом, внешнеторговую политику во второй половине XIX в. определяли три основные причины: фискальный доход, индустриализация и "золотая политика" (подготовка к денежной реформе)" <2>.

<2> Обухов Н.П. Указ. соч. С. 19.

В 50 - 70-е гг. XIX в. Россия вернулась к экономической модернизации. Поэтому в системе высших органов государственного управления стало расти влияние Министерства финансов, к которому перешла часть экономических функций, ранее входивших в полномочия Министерства внутренних дел (в то время оно являлось в первую очередь экономическим министерством). На данное Министерство была возложена разработка стратегии ускоренного промышленного развития страны <3>. Последнее рассматривалось в тесной увязке со строительством железных дорог <4>.

<3> Отечественные записки. Т. III. СПб., 1857. С. 482.
<4> В 40-е гг. XIX в. их строительство осуществлялось за счет государственных средств, затем было решено привлечь иностранные капиталы. В этих целях создали "Главное общество постройки железных дорог в России", учредителями которого стали иностранцы во главе с банкирами братьями Перейра и ряд высокопоставленных российских чиновников. Были построены только две дороги: Варшавская и Москва - Нижний Новгород. Из-за растрат учредителями значительной части акционерного капитала себестоимость работ была очень высокой (более 100 тыс. руб. за версту).

Позиции Министерства путей сообщения и Министерства финансов были диаметрально противоположными: первое ратовало за строительство железных дорог на государственные средства; второе предлагало отдать его частным компаниям (в форме концессии).

Указом императора Александра II от 26 января 1857 г. сооружение сети железных дорог в России передавалось в основном частному капиталу (см.: Обухов Н.П. Указ. соч. С. 21).

Создание железнодорожной сети в России дало ряд несомненных положительных результатов: во-первых, повлияло на экспорт товаров; во-вторых, вызвало огромный спрос на промышленные изделия, который не мог удовлетворить отечественный производитель; позволило связать сельское хозяйство с мировым рынком и, соответственно, повысило роль внешней торговли в экономическом развитии страны <5>.

<5> Однако следует заметить, что многие ожидания, связанные со строительством железных дорог, вероятно, оказались завышенными либо недостаточно подкрепленными другими необходимыми в этих случаях мерами. В первую очередь это относится к недостаточному стимулированию роста тяжелой промышленности.

Как уже указывалось, одним из важных финансовых и экономических инструментов являются таможенные тарифы. Состояние промышленности в той или иной мере, но, безусловно, зависит от применяемых в международной торговле таможенных пошлин. Министерство финансов России прямо отмечало, что всякие перемены в таможенном регулировании отзываются в первую очередь на ее развитии <6>.

<6> Министерство финансов (1802 - 1902). Ч. 1. СПб., 1902. С. 545.

Правда, Н.Н. Шапошников замечал по этому поводу: "...как выделить среди других причин те влияния на народное хозяйство, которые были вызваны изменениями в таможенной политике, ибо каждое явление, которое мы склонны были бы отнести на счет таможенной политики, возможно, вызывалось действием какой-либо другой причины? Как элиминировать, например, действие освобождения крестьян от крепостного права или влияние железнодорожного строительства?" <7>.

<7> Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. М., 1924. С. 16.

Во второй половине XIX в. таможенные тарифы менялись несколько раз. Так, 25 мая 1857 г. император Александр II утвердил таможенный тариф, которым был заменен таможенный тариф 1850 г. <8>. Проект был подготовлен под руководством Л.В. Тенгеборского <9>; в нем был учтены, во-первых, опыт применения предыдущего тарифа, во-вторых, экономическая ситуация в России после Крымской войны <10>.

<8> Министерство финансов (1802 - 1902). Ч. 1. С. 538.

По этому вопросу также см.: Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. Ленинград, 1929. С. 56.

<9> Тенгеборский Л.В. (1793 - 1857) - председатель Российского таможенного комитета, сторонник фритредерства. Добился в России свободной торговли. В работе "О производительных силах России" пропагандировал идеи умеренного таможенного покровительства.
<10> Одной из причин принятия тарифа 1857 г. явилась заинтересованность Англии в снижении таможенных пошлин (см. об этом подробнее: Аполлов А.Г. Правящие круги Англии и задачи экономического подъема России в конце 50-х годов XIX в. // Ученые записки Курского государственного педагогического института. Вып. V. Курск, 1956. С. 22 - 24). О целях принятия тарифа и их реализации см.: Министерство финансов (1802 - 1902). Ч. 1. С. 537; Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911. С. 75.

По мнению М.Ю. Егорова, тариф отражает умеренный протекционизм. Он пишет: "Стремление посредством либеральной таможенной системы открыть внешней торговле самые широкие пути занимает в русской экономической литературе того времени второстепенное место. Национальный эгоизм, напротив, являлся объединяющим моментом... В обществе наступает понимание того, что ввоз дешевого сырья и полуфабрикатов может принести пользу, а порой и жизненно необходим для становления национальной промышленности" (Егоров М.Ю. Эволюция таможенного тарифа Российской империи в XIX столетии: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 12).

С 1 января 1869 г. начал действовать новый таможенный тариф 1868 г., разработанный комиссией под председательством товарища Министра финансов Г.П. Небольсина <11>. Тариф 1868 г. позиционировался автономным, т.е. не зависящим от влияния зарубежных стран <12>. Считалось безусловно необходимым сохранять полную, не стесненную никакими соглашениями с другими державами свободу во внутренней таможенной политике <13>. Новым тарифом были отменены все существовавшие ранее запреты.

<11> Небольсин Григорий Павлович (25.10.1811 - 16.06.1896) - экономист, член Государственного совета, сенатор.
<12> Говоря об автономности тарифа 1891 г., надо иметь в виду, что начиная с 1887 г. внешнеэкономический курс страны в определенной степени зависел от процесса восстановления металлической валюты, поэтому разработчики тарифа не могли не учитывать данного обстоятельства.
<13> См. об этом: Воспоминания жизни Ф.Г. Тернера: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 325.

С воцарением в 1881 г. Александра III таможенная политика приобрела сугубо протекционистский характер <14>.

<14> См. об этом: Блиох И.С. Финансы России XIX столетия: В 3 т. СПб., 1902. Т. 2. С. 249; Министерство финансов (1802 - 1902). Ч. 2. С. 206.

В 1887 г. Министерство финансов приступило к радикальному пересмотру таможенно-тарифной политики, результатом которого стала подготовка проекта нового таможенного тарифа. 27 мая 1891 г. общее собрание Государственного совета одобрило его, 11 июня он был утвержден указом Императора, а 1 июля 1891 г. - введен в действие. Его главной целью было стимулирование развития различных отраслей российской промышленности <15>.

<15> См. об этом подробнее: Радциг А.А. Финансовая политика России с 1887 г. СПб., 1903. С. 181; Эслен И. Политика внешней торговли / Пер. с нем. М., 1927.

Главным идеологом данного тарифа принято считать Д.И. Менделеева, много занимавшегося в это время разработкой тарифной системы и ее применения в целях оказания содействия отечественной промышленности, а также приведением в упорядоченное состояние таможенного тарифа. Указанные и другие проблемы торгово-таможенной сферы ученый изложил в работе: Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. СПб., 1892.

С фискальной точки зрения тариф 1891 г. оказался эффективным. За 10 лет он обеспечил рост таможенных доходов практически в два раза (со 122 до 219 млн. руб.) <16>. Однако данный тариф обусловил и негативные тенденции, в частности, формирование "ножниц цен": крестьяне платили высокие цены за приобретаемые промышленные орудия, применяемые в сельском хозяйстве, и продавали свою продукцию по низким ценам посредникам <17>.

<16> Шванебах П.Х. Наше податное дело. СПб., 1903. С. 106.
<17> Кулишер И.М. Указ. соч. С. 104.

Таким образом, вторая половина XIX - начало XX вв. характеризуются существенными экономическими, правовыми и организационными переменами в основе таможенного дела, повлекшими за собой структурные изменения государственных таможенных органов.

26 октября 1864 г. Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. В литературе высказывается несколько предположений о причинах подобного шага: во-первых, само наименование может свидетельствовать о необходимости решения задачи по увеличению таможенных доходов с внешней торговли; во-вторых, таким образом, вероятно, поднимался престиж таможенного ведомства, а следовательно, и всей таможенной службы страны как одного из основных бюджетообразующих органов государства <18>.

<18> См., например: Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России. Кн. 1. М., 2004. С. 182.

В 1881 г. согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного совета принимаются меры к реорганизации ряда таможенных органов <19>. Во-первых, вновь учреждены Очаковская и Вердерская таможенные заставы, на которых разрешено производить таможенную очистку пошлиной соли и сельди; во-вторых, в семи местах на границе открыты переходные пункты (Шлиссельбургский, Кондушский, Радзивиловский и др.); в-третьих, Ревельской и Исаковской таможне присвоен более высокий класс, а Ялтинская застава преобразована в таможню 3-го класса; в-четвертых, ряд таможенных округов переименованы: Таганрогский округ и Керчь-Еникольская бригада - в Азовские округ и бригаду, Феодосийский округ и Таврическая бригада - в Крымские округ и бригаду, Юрбургский округ <20> - в Таурогенский <21>.

<19> См., например: Об усилении штата таможенных от 24 марта 1881 г. // Таможенное дело России. Т. 3. С. 206.
<20> Юрбург - местечко Ковенской губернии на реке Неман, в 10 верстах от прусской границы.
<21> Тауроген - местечко Ковенской губернии на прусской границе (шоссе Рига - Тильзит).

В 1882 г. открыта таможня 1-го класса в Херсоне. В связи с этим Скулянская таможня 2-го класса и Немценская таможня 3-го класса преобразованы в переходные пункты <22>.

<22> Об учреждении таможни в г. Херсоне и о преобразовании Скулянской и Немценской таможен в переходные пункты // Таможенное дело России. Т. 3. С. 209.

В рамках совершенствования структуры таможенных органов осуществлена реорганизация карантинно-таможенной части на Кавказе и в Закавказском крае. В частности, все существующие карантинно-таможенные установления переданы в ведение Министерства финансов, непосредственное руководство возложено на Департамент таможенных сборов, при этом должность наместника кавказского управления карантинно-таможенной частью упразднена. Для осуществления руководства указанным управлением вводилась должность "чиновника особых поручений" Министерства финансов <23>.

<23> О преобразовании карантинно-таможенной части на Кавказе и за Кавказом // Там же. С. 208.

По сути, в это же время продолжается совершенствование управления таможенной деятельностью и структуры таможенно-пограничной службы, в частности, Черноморской бригады, усиления таможенного надзора на границах, прилегающих к Персии и Черному морю <24>. В этих целях намечался ряд мер. Так, в Бакинском карантинно-таможенном округе учреждалась Бакинская бригада пограничной стражи. Она формировалась из кавказских таможенных объездчиков и нижних чинов караульных команд, состоящих при местных таможенных учреждениях, а также 1 штаб- и 5 обер-офицеров, 65 конных и 105 пеших нижних чинов Черноморской бригады. В целом же эта бригада состояла из 6 штаб-, 22 обер-офицеров, врача, 468 конных и 259 пеших нижних чинов. Они должны были нести службу "по наиболее важным в контрабандном отношении пунктам границ, прилегающих к Персии и к Каспийскому морю". При этом ряд карантинно-таможенных постов (Бакинский, Нагорный, Баграмтапинский и др.) упразднялись.

<24> О довершении устройства Черноморской бригады пограничной стражи и об усилении таможенного надзора на границах, прилегающих к Персии и Каспийскому морю // Там же. С. 212.

Для производства технических работ "в учреждениях таможенного ведомства на Кавказских границах" вводилась должность архитектора.

Следует обратить внимание на то, что в Высочайше утвержденном мнении Государственного совета содержится указание на открытие при Бакинской бригаде православной подвижной таможенной церкви со священником и псаломщиком, которым назначались повышенные оклады: в год 1140 руб. первому и 300 руб. второму.

Принципиальные изменения в структуру управления таможенными органами внесены в 1883 г. <25>. Во-первых, существенно сокращено число таможенных округов - вместо пятнадцати их стало девять: С.-Петербургский, Рижский, Вержболовский <26>, Калишский, Радзивиловский, Бессарабский, Южный, Кутаисский и Бакинский. Во-вторых, определение и изменение границ таможенных округов и районов деятельности подчиненных им бригад пограничной службы впервые поручено осуществлять Министру финансов (хотя, надо заметить, это право имело ограниченный характер: Министр был обязан представлять Правительствующему Сенату все свои распоряжения по этому поводу для "обнародования во всеобщее сведение" и впоследствии утверждения в законодательном порядке). В-третьих, при департаменте таможенных сборов учреждались четыре должности таможенных ревизоров <27>, их деятельность регламентировалась особой инструкцией, утвержденной Министром финансов. В-четвертых, упразднена должность чиновника Министерства финансов, командированного по таможенным делам в Царство Польское.

<25> О сокращении числа таможенных округов и об установлении четырех таможенных ревизоров // Там же. С. 210.
<26> Вержболов (Вержболово) - местечко Владиславского уезда Сувалкской губернии на прусской границе, в 1 версте от прусского пограничного г. Эйдкунен (на железной дороге С.-Петербург - Варшава).
<27> О статусе таможенных ревизоров, в частности, говорит присвоенная им классность: "V класс по должности, V разряд по шитью на мундире, III разряд первой степени по пенсии и 4000 руб. содержания в год, в том числе: 1500 руб. - жалованья, 1500 руб. - столовых и 1000 руб. - квартирных".

В 90-х гг. XIX в. много внимания уделялось организации таможенно-пограничной службы в Средней Азии. Так, Государственный совет, рассмотрев 6 июня 1894 г. представление Министра финансов, счел необходимым учредить пограничный надзор в Закаспийской области и на правом берегу рек Пянджа и Аму-Дарьи <28>. В его штаты входили: 2 штаб-офицера в чине полковника, 2 обер-офицера для особых поручений, 9 начальников дистанций из обер-офицеров, 2 врача и 9 вольнонаемных фельдшеров; как временная мера 298 конных и 21 пеший нижних чинов отдельного корпуса пограничной стражи. Кроме того, к охране постов по правому берегу р. Пянджа и Аму-Дарьи предполагалось привлечь 472 "вольнонаемных джигита" (местных жителей). При этом организовать службу следовало таким образом, чтобы их численность на посту не превышала числа нижних чинов пограничной службы.

<28> Об устройстве пограничного надзора в Средней Азии // Таможенное дело России. Т. 3. С. 215.

Штаб-офицеры являлись заведующими пограничным надзором в округе и пользовались правами командиров отдельного корпуса пограничной стражи, а начальники дистанций - правами командиров отделов названного корпуса.

В отличие от Бакинской бригады здесь учреждались две православные таможенные церкви <29>.

<29> Офицерам, врачам и священникам вновь учреждаемого пограничного надзора предоставлялись права, указанные в "Высойчаше утвержденных 15 июня 1887 г. правилах об особых преимуществах государственной службы по военному ведомству в отдаленных местностях...".

Одновременно с установлением пограничного надзора Государственный совет принял решение (впоследствии император утвердил его) об устройстве в Средней Азии таможенной части. Таможенный надзор вводился в пределах Закаспийской области, на правом берегу р. Пянджа и Аму-Дарьи. Пропуск и пошлинная очистка иностранных товаров, переход в обе стороны границы разрешались только в специально определенных для этого пунктах в установленном порядке.

С 1 июля 1894 г. открывались три таможни 1-го класса: Асхабадская и Бухарская, в штаты которых входили управляющий, два члена (один из них казначей), бухгалтер, выкладчик пошлин (он же секретарь), пакгаузный надзиратель и два переводчика (они же помощники надзирателя), и Келифская, в штат которой не входил переводчик.

Министру финансов, по соглашению с военным министром, а в необходимых случаях и с Министром иностранных дел, предоставлялось право: 1) открывать на таможенной линии таможенные учреждения - таможни 2-го и 3-го классов, таможенные заставы и переходные пункты; 2) определять либо изменять места их расположения и состав, не выходя при этом за пределы сметы, предусмотренной в целом на содержание таможенных учреждений в Средней Азии.

Согласно высочайшему повелению, объявленному Министром финансов 15 июля 1894 г., "открытие действий всех учреждений вновь образованного таможенного надзора в Средней Азии, возможно одновременное, было начато не ранее 1 сентября 1894 г." <30>.

<30> Об открытии действий вновь образуемых таможенных учреждений в Средней Азии с 1 сентября 1894 г. // Таможенное дело России. Т. 3. С. 218.

В 1898 г. предусмотрены новые штаты таможенных учреждений Закаспийского и Туркестанского таможенных округов <31>. К этому времени в первом из указанных округов функционировало 15 таможен, таможенных застав и переходных пунктов, во втором - 11. По новому расписанию штатная численность Закаспийского округа предусматривалась в 50 чел., Туркестанского - 57 чел. В первом округе самой большой была Асхабадская таможня (15 чел.), во втором - Ферганский таможенный участок (22 чел.).

<31> О новых штатах таможенных учреждений Закаспийского и Туркестанского таможенных округов // Там же. С. 210.

В начале XX в. (18 марта 1902 г.) было пересмотрено финансирование таможенных учреждений кавказских округов <32>. В частности, увеличены денежное содержание, выплачиваемое таможенным досмотрщикам, расходы на обмундирование и вооружение низших чинов таможенного ведомства, на ремонт и содержание ботов, шлюпок и других судов для таможенных учреждений.

<32> Об усилении состава таможенных досмотрщиков в таможенных учреждениях Кавказских округов // Там же. С. 231.

Не будет преувеличением утверждение, что в конце XIX и начале XX вв. государство было озабочено состоянием дел в таможенно-торговой сфере в Сибири и на Дальнем Востоке. Как известно, открытие указанных земель, их освоение сопровождалось развитием торговли <33>, а вслед за тем и становлением таможенной службы <34>.

<33> Вслед за первыми переселенцами пришли и первые торговцы. До них, например, в Приамурье доминировали китайцы, державшие остатки тунгусских племен в кабальной зависимости. По этому поводу С.В. Максимов отмечал: "Манзы назначают произвольно цену за свои просо, водку, порох, свинец, одежду... За бутылку ханшина - один, два соболя" (цит. по: Терешенков Е.Я. Край семи сокровищ. Владивосток, 1959. С. 25).
<34> Вызывало беспокойство расширение контрабандного провоза товаров. Например, по Амуру беспошлинные товары поступали в Сибирь, а затем и в европейскую часть России. Введение ограничения судоходства для иностранных судов по сути ничего не изменило. Иностранцы заключали соглашения с русскими купцами об аренде пароходов для доставки грузов вверх по Амуру (см.: Николаев А.М. Указ. соч. С. 20, 21).

Активную торговлю в Приамурье вели американцы, они же были первыми иностранцами, появившимися на Амуре. Ограничение судоходства непосредственно затрагивало их интересы, поэтому они высказывали по этому поводу недовольство. В газете "Бостон пост" 12 октября 1859 г. опубликована критическая статья в адрес русских властей. Из нее также явствует, что американцы рассчитывали на торгово-хозяйственную деятельность, в связи с чем произвели крупные расходы (только в 1859 г. - 1,5 млн. долл.) (см.: Кабанов П.И. Амурский вопрос. Благовещенск, 1959. С. 219).

Начальник канцелярии при военном губернаторе Владивостока подполковник И.П. Надаров в докладе "О причинах упадка русской торговли и промышленности в Приамурском крае" (1884 г.) высказывал мнение о необходимости прекращения беспошлинного привоза зарубежных товаров иностранными купцами и одновременном его разрешении русским торговцам (см.: Панов В.А. Роль и значение общества изучения Амурского края. Владивосток. 1888. N 33. С. 4).

Аналогичной позиции придерживался Ф. Фейгин (см. об этом: Николаев А.М. Указ. соч. С. 41).

26 января 1898 г. принят Закон "Об образовании таможенной стражи в Восточной Сибири" <35>, в соответствии с которым взамен казачьей и инвалидной команд при Иркутской таможне учреждалась таможенная стража, подчинявшаяся местному таможенному начальству. Этой страже вменялось в обязанности охрана рубежей государства, предупреждение "перехода границы или водворения товаров либо иных предметов через границу недозволенными путями и способами". Порядок комплектования стражи, в отличие от других нормативных правовых актов, в законе не оговаривался, в нем лишь содержалось указание о том, что кадровый состав и несение службы определялись Министром финансов по согласованию в необходимых случаях с генерал-губернаторами Иркутским и Приамурским.

<35> Об образовании таможенной стражи в Восточной Сибири // Таможенное дело России. Т. 3. С. 227.

Для таможенной стражи Восточной Сибири устанавливалось форменное обмундирование, несколько отличавшееся от обмундирования таможенников, несших службу, например, на европейской границе России <36>. Это было вызвано тем, что таможенная стража комплектовалась из числа вольнонаемных лиц, поэтому им не полагались "бляхи с номером на окольные фуражки и гомбочки <37> на плечевых жгутах мундира и шинели".

<36> Об установлении форменного обмундирования для таможенной стражи в Восточной Сибири // Там же. С. 228.
<37> Гомбочки - литые посеребренные или позолоченные кольца на форменных шнурах.

23 мая 1901 г. учреждаются таможни 1-го класса 2-го разряда во Владивостоке и Николаевске <38>. Их деятельность регламентировалась Уставом таможенным по европейской торговле. В то же время Министру финансов предоставлялось право в целях упрощения таможенных обрядностей с учетом местных условий вводить некоторые изменения в правила приема и отпуска судов, выгрузки, осмотра и погрузки товара.

<38> Об учреждении таможен в городах Владивосток и Николаевск // Таможенное дело России. Т. 3. С. 229.

Ревизия деятельности указанных таможен возлагалась на таможенных ревизоров, учрежденных в Сибири 4 июня 1899 г. согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного совета.

В следующем же году Государственный совет пришел к выводу о недостаточности штатов Владивостокской таможни и в связи с этим принял решение об увеличении численности таможенных служащих <39>.

<39> Об увеличении штата таможни в городе Владивостоке // Там же. С. 231.

В 1902 г. принимаются еще три закона, которыми вносятся изменения в структуру таможенных органов и их управлений, открываются новые таможни и таможенные посты. Так, были учреждены должности "окружного таможенного инспектора в Заамурском районе и при нем чиновника для поручений и секретаря, он же письменный переводчик с азиатских языков" <40>; при этом сокращалась должность чиновника для поручений при управляющем таможней г. Владивостока.

<40> Об учреждении должности окружного таможенного инспектора в Заамурском районе // Там же. С. 232.

О полномочиях и значении этой должности наглядно свидетельствуют следующие обстоятельства: чиновнику присваивался 5-й класс по чинопроизводству, 5-й разряд по шитью на мундире, а по пенсии он приравнивался к начальнику таможенного округа.

Окружной таможенный инспектор осуществлял надзор за передвижением товаров и общим ходом торговли в подведомственной ему местности.

Были намечены меры по преобразованию таможенного надзора в Сибири и изменению штатов сибирских таможенных учреждений, открыта Маньчжурская таможня <41>.

<41> О некоторых преобразованиях по таможенному надзору в Сибири и об утверждении штата Маньчжурской таможни и изменений в штатах существующих таможенных учреждений Сибири // Там же. С. 233.

Кроме того, император дал согласие в качестве временной меры открыть по сухопутной границе с Манчжурией и Кореей, а также по морскому побережью Приморской области двух таможенных застав, трех переходных пунктов и нескольких таможенных постов. В связи с этим было принято решение о введении в штат таможни г. Владивостока одной ставки члена таможни <42>.

<42> Об учреждении по сухопутной границе с Манчжурией и Кореей и по морскому побережью Приморской области двух таможенных застав, трех переходных пунктов и нескольких таможенных постов // Там же. С. 235.

Увеличивающаяся нагрузка на таможенные органы в Приамурском крае потребовали внесения изменений в устройство таможенного надзора и увеличения штатов, в частности Владивостокской таможни. К тому же последним были существенно повышены денежное содержание и расходы на разъезды <43>.

<43> Об устройстве таможенного надзора в Приамурском крае и об увеличении штата Владивостокской таможни // Там же. С. 235.

В этот период активизировалась внешнеторговая деятельность на Камчатском полуострове и Сахалине, что потребовало организации таможенного контроля за экспортно-импортными операциями, создания таможенных органов и их штатно-ресурсного обеспечения. В 1910 г. принимается решение об открытии в портах Петропавловска-Камчатского и Александровска Сахалинской области таможенных застав <44>, отнесенных к Приамурскому таможенному округу. В штат указанных застав входили управляющий и его помощник.

<44> Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав // Там же. С. 246.

"На Владивостокском участке и побережье Тихого океана было образовано 30 таможенных учреждений. Тем самым было завершено создание единой таможенной территории Российского государства" <45>.

<45> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 247.

В 1909 - 1912 гг. продолжается совершенствование таможенного надзора в Сибири. Так, Приамурский и Забайкальский таможенные округа были объединены в один, в связи с этим упразднен ряд должностей в Заамурском, Амурско-Приморском и Забайкальском районах, преобразованы некоторые таможни (как правило, с понижением классности). В обязанности вновь учреждаемых таможенных постов вменялось "наблюдение за тем, чтобы ничего мимо таможенных мест провозимо не было, предоставив Министру финансов право разрешать пропуск через таможенные посты привозимых из-за границы товаров, предназначаемых для местного потребления, согласно особому списку..., публикуемому во всеобщее сведение" <46>.

<46> Об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и в Забайкальской и Якутской областях и Иркутской губернии Иркутского генерал-губернаторства // Таможенное дело России. Т. 3. С. 236.

Для обеспечения местного (приграничного) населения необходимым товаром был предусмотрен ряд таможенных льгот. В частности, Хабаровской таможне позволялось пропускать указанные товары без всякого ограничения в количестве или в сумме пошлин, а прочим таможенным заставам - в количестве, необходимом для жителей приграничья.

Кроме того, вносились существенные изменения в производство таможенных процедур. Например, Николаевской таможне предоставлялось право разрешать разгрузку или отгрузку пароходов, которые не могут пройти Амурский лиман, в баржи, причем даже без захода в Николаевск, а всем таможням Приамурского таможенного округа - разгрузку судна не по грузовой росписи, а дубликату коносамента, "поданного товарополучателем при словесном заявлении и предварительно проверенного дежурным членом с подлинным, представленном при шкиперском показании, не только громоздких, но и других предметов, как лежащих на палубе, так и в трюмах судна, если последнее обстоятельство не будет мешать выгрузке товаров".

Для упрощения формальностей по приему и выпуску товаров, привозимых во Владивосток и Николаевск из портов европейской части России, а также некоторых местных грузов, доставляемых из северных портов, вводились новые правила. В порядке исключения разрешались: перевозка в другие таможни чая, хранящегося на частных складах, состоящих в ведении Сретенской и Николаевской таможен; перевозка из Владивостокской таможни до Пограничной таможни транзитных грузов, хранящихся в частных помещениях; вывоз из Владивостокской таможни товаров транзитом в Манчжурию, а также во внутренние таможни и обратно за границу без досмотра; пропуск "из Приморской области в Сибирь и Европейскую Россию продуктов пчеловодства (меда и воска), почвы (кедровых орехов), сельской промышленности (коровьего масла) и полезных ископаемых (как-то: свинца, цинка, олова и меди)" и др. <47>.

<47> Свод льготных постановлений для таможенных учреждений Приамурского края и Забайкальской области // Там же. С. 239.

В организации таможенного контроля в Сибири и на Дальнем Востоке в начале XX в. наблюдается, с одной стороны, ослабление требований, предоставление ряда льгот и т.д., с другой - усиление таможенных органов, создание новых таможенных учреждений, в первую очередь для противодействия контрабандному провозу товаров как из-за границы, так и из России. В этих целях, например, Законом от 24 февраля 1911 г. в Амурской и Приморской областях была учреждена корчемная стража <48>. В принятом Положении прямо указывалось, что она создается "для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу".

<48> Об учреждении корчемной стражи в Амурской и Приморской областях // Там же. С. 247.

Корчемная стража размещалась позади таможенной линии, состояла из старших и младших конных объездчиков. Контроль за их деятельностью осуществляли чины акцизного надзора, однако в целом корчемная стража подчинялась непосредственно акцизному контролеру.

В Наказе чинам корчемной стражи, учрежденной в Приморской и Амурской областях <49>, "величина пограничного пространства, подлежащего ведению означенной стражи, определяется в 50 верст от границы".

<49> Наказ чинам корчемной стражи, учрежденной в Приморской и Амурской областях // Там же. С. 249.

В литературе отмечается, что безакцизный ввоз спирта из Манчжурии в Приамурье стал головной болью для таможенной администрации и легальных производителей и продавцов алкоголя. Почти беспрепятственное проникновение контрабандного спирта стало возможным из-за огромной протяженности границы с Китаем (около 3000 верст), в районе которой население составляло менее одного человека на квадратную версту. Точечные таможенные посты и заставы были бессильны что-либо противопоставить контрабандистам (см.: Николаев А.М. Указ. соч. С. 114 - 115).

Управляющий Благовещенской таможенной заставой писал: "Наплыв контрабанды в г. Благовещенск и пригородные селения весьма значителен. Торговлей корчемным вином занимаются преимущественно притоны, прикрытые вывесками харчевен, мелочных и съестных лавочек, унизавшие собой окраины города. Охрана нашей полосы ничтожна. Таможенные стражники не могут противодействовать целой туче проносителей контрабанды, среди которых нередки женщины и малолетки" (цит. по: Николаев А.М. Указ. соч. С. 119).

Наказ расширяет обязанности стражи. "Корчемная стража, не ограничиваясь наблюдением за неводворением из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу, направляет свои действия также к раскрытию незаконно уже провезенных акцизных предметов" <50>.

<50> Кроме того, конным контролерам, например, вменялось в обязанность:

"а) следить за разъездами объездчиков, принимая самим участие в них;

б) проверять знания объездчиков обращения с оружием;

в) проверять наличность выданного объездчикам казенного имущества и следить за содержанием ими оружия в чистоте и исправности;

г) обучать объездчиков обращению с оружием;

д) подробно изучать при разъездах по участку: существующие там дороги, тропы, условия товарного движения, образ жизни пограничного населения, собирать сведения и справки о лицах, подозреваемых в занятии контрабандным ремеслом".

Следует сказать, что полномочия корчемной стражи были достаточно широки. Так, она осматривала проходящие обозы и транспорт, а также следующих на них лиц; проверяла станционные и поездные документы и книги железной дороги как на станциях, так и на поездах; задерживала все акцизные предметы, не имеющие признаков законного происхождения; в случае оказания контрабандистами сопротивления заключала их под арест и передавала полиции; осуществляла обыск в торговых местах и т.д. <51>.

<51> Корчемная стража явилась серьезным препятствием для контрабандистов. Уже начальный период их деятельности показал истинные размеры контрабанды спиртным. Некоторые стражники в одиночку задерживали крупные партии контрабанды объемом 150 ведер спирта и более (см.: Николаев А.М. Указ. соч. С. 114 - 115).

Полиция, станичные и сельские власти были обязаны оказывать содействие стражникам.

Всякое сопротивление или оскорбление чинов корчемной стражи признавалось явным нарушением государственного порядка и влекло ответственность в соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных. О каждом таком факте стражники обязаны были докладывать вышестоящему начальству. "Если во время служебных действий чинам корчемной стражи будет предложен подкуп, то они обязаны об этом донести контролеру или участковому помощнику надзирателя для установления личности дававшего подкуп и составления протокола" <52>.

<52> Физические расправы над указанными лицами не были редкостью, дело не раз доходило до убийства досмотрщиков. Профессия таможенного служащего стала одной из самых презираемых и опасных, что привело, с одной стороны, к взяточничеству, с другой - к бегству из таможни честных работников. Несмотря на то что борьба с контрабандой спиртного стимулировалась материально, взяточничество не исчезало. Это объяснялось доходностью контрабандного промысла: досмотрщики получали по 50 коп. с каждого пропущенного ведра спирта, а партия контрабанды часто составляла 200 - 300 ведер, что обеспечивало доход в 100 - 150 руб. Такое положение неизбежно затрудняло набор на службу лиц, соответствующих необходимым нравственным критериям досмотрщиков (см.: Из истории таможенной службы России на Дальнем Востоке. Владивосток, 1999. С. 61 - 63).

При нападении на корчемную стражу с целью "отбития питей", возвращения задержанной контрабанды или перевозочных средств, а также причинения вреда здоровью стражникам или их убийства им разрешалось применять как холодное, так и огнестрельное оружие. Однако в отношении использования последнего имелись жесткие ограничения. Так, его нельзя было применять в случае бегства контрабандиста. В такой ситуации корчемная служба должна была ограничиться преследованием виновного до ближайшего селения или города, где обратиться за содействием в его задержании к полиции.

Согласно Наказу корчемная стража координировала свою деятельность с таможенной и пограничной службами. Например, "в деле преследования поимок контрабанды во всех случаях, где требуется, корчемная стража должна всячески оказывать содействие таможенной и пограничной службе и вправе ожидать того же и от них".

В 1912 - 1915 гг. возникла необходимость усиления таможенного контроля в Сибири, на Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине. В этих целях охрана границы в Приамурском таможенном округе возлагалась на таможенных досмотрщиков, состоявших под началом особых надзирателей или ближайших таможенных учреждений. Кроме этого, на границу с Манчжурией и Кореей, в Забайкальскую и Приморскую области направлялись три конные сотни Заамурского приграничного округа. Таможенные досмотрщики вооружались винтовками кавалерийского образца <53>.

<53> Охрана границы в Приамурском таможенном округе // Таможенное дело России. Т. 3. С. 258.

По-видимому, указанными же обстоятельствами объясняется появление Инструкции Танхойской <54> таможенной заставе <55>, в которой впервые столь подробно и тщательно были прописаны не только права и обязанности заставы, но и, в частности, регламентировались: 1) прием прибывающих с востока пассажирских поездов, досмотр пассажиров и багажа, отправка багажа для досмотра во внутренние таможни; 2) пропуск пассажирских поездов в пределы Иркутской губернии; 3) прием грузовых документов и дальнейшее производство по ним; 4) порядок производства досмотра товаров, подлежащих окончательному выпуску в пределы Иркутской губернии и далее к западу, проверка "отправок", досмотренных и оплаченных пошлиною, при следующих транзитным порядком из восточных таможен, перевозка товаров из Танхойской заставы для досмотра в Иркутскую таможню; 5) составление досмотровых очисток, прием пошлины и прочих сборов; 6) отправление поездов и грузов со станции Танхой в пределы Иркутской губернии; 7) багажные места и судьба отдельных предметов, оставленных на заставе; 8) клеймление товаров; 9) применение пассажирских льгот, особые условия выпуска товаров; 10) хранение и перевод денег, отчетность; 11) высылка грузовых и досмотровых документов на ревизию в Иркутскую контрольную палату; 12) порядок производства по делам о контрабанде и о нарушениях, не составляющих тайного провоза товаров; 13) обратный отвоз товаров; 14) порядок пропуска товаров, обратно привозимых из Забайкалья.

<54> Танхой - поселок в Кабанском районе (южный берег озера Байкал, напротив истока Ангары) Республики Бурятия, порт, железнодорожная станция. Построен в 1901 - 1903 гг.
<55> Инструкция Танхойской таможенной заставе // Таможенное дело России. Т. 3. С. 260.

Танхойская таможенная застава находилась в подчинении Иркутской складочной таможни, но на нее распространялось действие общего таможенного тарифа по европейской торговле.

В это же время осуществляется реорганизация таможенной службы на Сахалине: в заливе Чайво (восточный берег острова) учреждается таможенная застава, а в Александровской таможенной заставе изменяется штатное расписание <56>.

<56> Об учреждении на восточном берегу о. Сахалина в заливе Чайво таможенной заставы и упразднении в Александровской таможенной заставе на о. Сахалине должности помощника управляющего // Таможенное дело России. Т. 3. С. 258.

В начале XX в. продолжалось совершенствование организации таможенной службы и в европейской части России. В 1910 г. осуществлено новое распределение границ таможенных округов, упразднен Радзивиловский таможенный округ, а Радомский переименован в Юго-Западный. Таким образом, в указанной части России в это время функционировало 5 округов: С.-Петербургский, Виленский, Варшавский, Юго-Западный и Южный <57>.

<57> О новом распределении границ таможенных округов в Европейской России с переименованием Радомского таможенного округа в Юго-Западный // Там же. С. 258.

Наряду с округами были образованы инспекторские таможенные участки, управления которыми располагались в С.-Петербурге, Вильне, Варшаве, Радзивилове, Одессе, Тифлисе, Ташкенте, Семипалатинске, Чите, Хабаровске и Владивостоке <58>.

<58> Об установлении границ вновь учреждаемых инспекторских таможенных участков: С.-Петербургского, Виленского, Варшавского, Юго-Западного, Одесского, Кавказского, Ташкентского, Семипалатинского, Читинского, Хабаровского и Владивостокского // Там же. С. 281.

Реорганизация таможенной службы затронула и Департамент таможенных сборов, в частности, было изменено его штатное расписание <59>. Согласно закону от 28 июня 1914 г. штат департамента предусматривал 98 сотрудников, в числе которых значились и такие должности, как архитектор, экзекутор (он же казначей), журналист и два его помощника, переводчик и врач. 30 кандидатов предполагались на замещение штатных должностей.

<59> Охрана границы в Приамурском таможенном округе // Там же. С. 258.

В Департаменте могли нести службу женщины, причем как по вольному найму, так и впервые с определением на государственную службу на должности до 8-го класса включительно. Они должны были иметь свидетельства об окончании курса не ниже женских гимназий, институтов, епархиальных женских училищ и других соответствующих им учебных заведений или о получении звания домашней учительницы.

Женщины, находившиеся на государственной службе, наравне с мужчинами пользовались всеми льготами и преимуществами. Единственное изъятие из этого составляло исключение права на производство в чины и на награждение орденами.