Мудрый Юрист

Законодательное обеспечение государства и общества

Современное законодательное обеспечение государства и общества предполагает всемерное укрепление России и ее целостности, признание верховенства права и закона, приоритета прав и свобод человека и гражданина, разделения властей и участия общества в реформах: судебной, правовой, административной. Неудивительно, что в последние годы в России произошла существенная перестройка политических и общественных отношений. Обновление политических и экономических основ жизни российского общества повлекло за собой существенные правовые и социальные изменения.

В Послании Президента Российской Федерации В. Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 25 апреля 2005 г. был затронут ряд принципиальных идеологических и политических вопросов, связанных с законодательным обеспечением государства и общества (Российская газета. 2005. 26 апреля).

Самые актуальные, включая конкретные национальные, проекты были названы Президентом РФ В. Путиным еще в предыдущем Послании, и он намерен развивать их в предстоящем Бюджетном послании, а также в ряде других документов.

Как пояснил Президент РФ В. Путин: "В течение трех столетий мы вместе с другими европейскими народами рука об руку прошли через реформы просвещения, трудности становления парламентаризма, муниципальной и судебной власти, формирование схожих правовых систем. Шаг за шагом, вместе продвигались к признанию и расширению прав человека, к равному и всеобщему избирательному праву, к пониманию необходимости заботы о малоимущих и слабых, к эмансипации женщин, к другим социальным завоеваниям. Во-первых, только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. И без сомнения, обеспечение прав и свобод человека является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни.

Право быть избранным или назначенным на государственные должности, как и возможность получать публичные услуги, публичную информацию, должны быть доступны в равной степени всем гражданам страны. При этом любой, преступивший закон, должен знать, что наказание неотвратимо.

Во-вторых, только в свободном обществе каждый трудоспособный гражданин имеет право на равных участвовать в конкурентной борьбе и свободно выбирать себе партнеров. А соответственно этому и зарабатывать. Достаток каждого должен определяться его трудом и способностями, квалификацией и затраченными усилиями. А он сам вправе распорядиться заработанным по своему усмотрению, в том числе и передать по наследству детям.

Таким образом, соблюдение принципов справедливости прямо связано с равенством возможностей. И это, в свою очередь, должно быть обеспечено не кем иным, как государством.

В-третьих, Российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам. С тем, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными.

Все эти функции и обязанности прямо поручены государству обществом".

Нынешнее Послание Президента РФ В. Путина содержит программу формирования России как великой европейской державы, которая должна базироваться на законодательном обеспечении прав и интересов российских граждан, обеспеченных государством.

Действительно, начиная с 2000 г. в Российской Федерации в "соответствие с Конституцией и федеральным законодательством приведены 60 конституций и уставов субъектов Федерации, 2312 правовых актов, а в 2001 году соответственно 66 конституций и уставов субъектов Федерации" (Журнал российского права. 2002. N 3. С. 5).

В то же время если к началу 2001 г. Конституционный Суд РФ принял более 40 решений, где изложено видение конституционных механизмов обеспечения государственной целостности Российской Федерации, то в первом полугодии 2005 г. число постановлений и определений выросло более чем в 3,5 раза. Более того, орган конституционного контроля рассматривал не только вопросы соотношения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, но и многочисленные обращения в защиту общефедерального стандарта прав человека и гражданина. Очевидно, что Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля в настоящее время представляет собой действенный механизм защиты действующей Конституции Российской Федерации, но даже он не может преодолеть все увеличивающийся поток дел, что приводит к высказываниям "о необходимости дачи письменных заключений" по некоторым заявлениям.

Бесспорно, правовые позиции Конституционного Суда РФ являются реальным фундаментом для создания и применения норм гражданского, административного, финансового, трудового, уголовного и других отраслей права. В этом конечно же отражается реальное верховенство Конституции как главного источника права.

Сегодня нельзя не отметить, что современное общество вступило в новый период своего развития, поэтому все более актуальными становятся высказывания ученых о несовершенстве конституционных норм, необходимости их модернизации и даже возможном обновлении Конституции России с учетом сложившихся традиций, с обновлением законодательства, европейской интеграцией права.

Думается, что следует внимательно отнестись к предложениям ученых и практиков, политических и общественных деятелей о внесении в Конституцию РФ поправок, изменений и дополнений с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ и расширяющегося участия России в международных организациях и межгосударственных объединениях.

Кстати, в конституции шести стран Европейского Союза внесены крупные изменения с учетом правовой "связанности" с нормами европейского права.

И тем не менее, как показывает жизнь, не все так просто даже на европейском правовом пространстве, когда в мае-июне 2005 г. граждане Франции и Нидерландов большинством голосов на референдумах не поддержали текст единой Конституции стран Европейского сообщества. Указанное обстоятельство подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования конституционного акта с учетом сложившихся традиций народов и национальностей, действующего законодательства на европейской территории.

На этом фоне Россия - это страна, которая выбрала для себя демократию и направляет усилия на повсеместное соблюдение общепринятых демократических институтов, законодательно обеспеченных государством и обществом.

Полагаем, что затронутые редакцией вопросы актуальны, требуют всестороннего осмысления, изучения и обсуждения. Наиболее интересные статьи по данной проблематике будут обязательно опубликованы в журнале.