Мудрый Юрист

Полиция в париже в 80-е годы XIX в. *

<*> Nevskyj S.A. Polis in Paris in the 80-s of XIX c.

Невский Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются вопросы организации полиции в Париже в 80-х годах XIX в. Уделяется особое внимание различным аспектам деятельности полиции, главным образом охране общественного порядка, а также требованиям к личному составу парижской полиции.

Ключевые слова: Париж, полиция, префект, су-бригадье, комиссары, стражники.

The article studies the issues of the organization of police in the 80-s of XIX c. The special attention is paid to various aspects of police activity, mainly, to the protection of public order and requirements for the personnel of the Paris policy.

Key words: Paris, policy, prefect, su-brigade, commissioners, guards.

В Государственном архиве Российской Федерации нами были изучены материалы Департамента полиции Российской империи, касающиеся организации полиции в зарубежных странах. Особо интересным представляется "Обозрение полицейских учреждений городов Парижа, Берлина и Вены" <1> (далее - Обозрение), на основе которого возможно представить организацию полиции в указанных европейских столицах в 80-х годах XIX в.

<1> Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. 102. Оп. 262. Д. 363 (при цитировании сохранены, по возможности, стиль и орфография документа).

Управление полицейскими учреждениями в Париже было сосредоточено в префектуре, во главе которой находился префект, назначавшийся президентом республики <2>. Законом было установлено, что подчинение префекта министру внутренних дел ограничивалось лишь вопросами, имевшими политический характер. Департамент полиции (Surete Generale) в Министерстве внутренних дел не занимался рассмотрением вопросов по г. Парижу, которые в необходимых случаях представлялись министру непосредственно префектом <3>.

<2> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 3.
<3> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 2.

Полицейская префектура осуществляла свою деятельность через исполнительную полицию (police municipale), состоявшую под начальством особого должностного лица, подчиненного префекту <4>.

<4> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 6 об.

В Обозрении указано, что префектура полиции представляла собой "как бы обширную лабораторию, в которой перерабатывается доставляемый исполнительными чинами сырой материал", имела достаточно ограниченные сношения с населением. Во всех случаях, когда требовалось навести справки, собрать сведения и т.п., дело переходило в ведение исполнительной или муниципальной полиции, рядом с которой во Франции существовал институт полицейских комиссаров. Полицейский комиссар именовался офицером судебной полиции, помощником прокурора республики, подчинялся непосредственно префекту, являясь своеобразным звеном, соединявшим полицию с судебными учреждениями <5>.

<5> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 6 об.

Полицейский комиссар не был начальником наружной полиции, но она обязывалась исполнять все его требования. Большие полномочия полицейский комиссар имел в области судебной власти. Лишь в наиболее важных случаях он, одновременно с началом производства дознания, извещал о совершившемся преступлении прокурора. Произведенные по уголовным делам дознания комиссар представлял не следственному судье, а своему начальству; составленные им акты имели силу судебных доказательств, его постановления о взятии под стражу имели силу, равную постановлениям следственных судей <6>.

<6> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 6 об., 7.

Наружная полиция не уполномочена была составлять протоколы или удостоверять совершение каких-либо фактов, выдавать различные свидетельства, хоронить мертвых и т.п. Все это составляло обязанности полицейских комиссаров, которые считались членами магистратуры в силу принятой ими присяги и имели право носить трехцветный шарф. Следует отметить, что производство дознаний по уголовным делам, допросы свидетелей, осмотры, обыски и выемки в домах, распоряжения о взятии обвиняемых под стражу отнимали у полицейских комиссаров большую часть их времени. К обязанностям наружной полиции относилось наблюдение за порядком на улицах и доведение до сведения комиссара о всех происшествиях, требовавших вмешательства полицейской власти <7>.

<7> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 7.

Город был разделен на 20 округов, каждый округ - на 4 квартала. Полицейские комиссары для большего удобства распределялись по кварталам, при этом лишь немногие кварталы были соединены два в один участок. Общее число комиссаров выражается следующими цифрами: комиссаров, заведовавших 80 кварталами, - 75; комиссаров, исполнявших обязанности обвинителей при суде простой полиции (что соответствовало мировым судьям в России), - 2; комиссаров, откомандированных для исполнения поручений прокурорского надзора и судов, - 2; комиссар, постоянно находившийся на бирже, - 1; комиссаров, специально заведовавших вокзалами, товарными станциями и железными дорогами, - 6 (всего 86 комиссаров). При каждом комиссаре состояли: 1 секретарь, 2 полицейских инспектора и 1 канцелярский служитель <8>.

<8> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 9, 9 об., 11.

Наружная полиция. Наружная полиция, входившая в состав так называемой муниципальной полиции, находилась в ведении начальника муниципальной полиции и подразделялась на 20 округов (arrondissement). Возглавляли округа полицейские офицеры (officers de paix), которым непосредственно подчинялись бригады стражников. Округа разделялись на кварталы (guartiers), по 4 в каждом округе, а в кварталах были учреждены, по одной в каждом, полицейские станции или посты (postes de police). Один из постов, находившийся при канцелярии окружного полицейского офицера (bureau d'arrondissement), назывался центральным постом <9>.

<9> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 11.

Наружная полицейская служба осуществлялась в округах по очереди тремя бригадами стражников. В бригадах состояло по одному бригадье и по 8 су-бригадье. Бригадье заведовал во время своей очереди целым округом, су-бригадье распределялись по два на каждый из 4 имевшихся в округе кварталов. Соответственно этому стражники в отдельных бригадах разделялись на 4 подбригады, осуществляя постовую и обходную службу по кварталам.

За четверть часа до заступления на службу бригадье являлся в бюро полицейского офицера, а су-бригадье и стражники в полицейские посты кварталов, где су-бригадье производил стражникам перекличку и объявлял им в случае необходимости приказания руководства, после чего люди расходились по постам и обходам. Сменившиеся были обязаны явиться на пост, доложить своему су-бригадье о происшествиях, затем могли отправляться по домам до следующей очереди несения службы, которая наступала через 10 часов <10>.

<10> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 11, 11 об.

После получения приказаний стражники (gardiens de la paix) расходились по заранее установленным расписанием, утвержденным префектом, обходам. Выходя из поста, стражники поворачивали направо и были обязаны в течение всей смены патрулировать по своим районам, постоянно поворачивая в ту же сторону. Районы обходов были рассчитаны так, чтобы границы одного соприкасались с границами другого; стражники двух смежных районов неоднократно проходили по одной и той же улице. Всех обходов в Париже по расписанию было учреждено 1274, но за недостатком стражников, наличием больных, находящихся в отпуске и т.п., два или даже три небольших обходных района часто поручались одному стражнику <11>.

<11> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 11 об., 12.

В наиболее многолюдных местах города, на мостах, на перекрестках улиц были учреждены неподвижные посты (plantons), число которых во всем городе доходило до 123.

Таким образом, при полном комплекте стражников в Париже находилось на улицах следующее количество чинов наружной полиции: бригадье - 20; су-бригадье - 80; стражников - 1397 <12>.

<12> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 12.

В полицейских постах для приема арестованных и пьяных, а также для исполнения различных экстренных поручений, кроме одного су-бригадье, постоянно находилось три стражника, из которых один охранял наружные двери поста, а два других должны были для практики написать с прописей или с какой-либо книги одну страницу.

Ночью районы обходов сдваивались, стражники несли службу по двое, при этом один из них вооружался револьвером. Ночной порядок обходной службы применялся в разных кварталах различно, в зависимости от характеристики населения и протяженности маршрутов патрулирования. В наиболее отдаленных частях города, населенных рабочими, районы обходов сдваивались с 6 часов вечера, в других - с 9 и даже с полуночи. В 4 часа утра восстанавливался дневной порядок патрулирования <13>.

<13> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 12, 12 об.

Такая правильно организованная обходная служба позволяла определить, в котором часу и сколько раз в день стражник пройдет мимо какого-либо места. Пользуясь этим, лица, собиравшиеся совершить преступление, всегда имели возможность воспользоваться промежутком времени между двумя последовательными обходами стражника. Это обусловило необходимость учреждения так называемых летучих обходов (rondes volantes). В половине двенадцатого ночи из каждого полицейского поста выходили два патруля по два человека в каждом; один патруль поворачивал направо, другой - налево. Они обходили район всего округа по заранее составленным и утвержденным префектом полиции маршрутам. Независимо от этих патрулей из постов в те же часы выходили другие патрули в числе трех стражников, одетых в штатское платье; указанные патрули обходили районы своих кварталов, полицейские следовали по одному на небольшом расстоянии друг от друга.

Для контроля исправности наружной службы предназначалась одна из так называемых бригад исследований, состоявшая из 1 полицейского офицера, 1 главного инспектора, 3 бригадье, 6 су-бригадье и 65 инспекторов. Ежедневно полицейский офицер этой бригады являлся к начальнику муниципальной полиции и получал от него приказание обойти тот или другой округ. Инспекторы бригады, выбираемые из самых лучших стражников, одетые в штатское платье, обходили определенный округ или квартал и записывали номера стражников, замеченных в неисправном несении наружной службы <14>.

<14> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 12 об.

Численный состав наружной полиции в Париже в рассматриваемый период характеризовался следующими цифрами: в 20 округах всего состояло 20 полицейских офицеров, 63 бригадье, 490 су-бригадье, 5369 стражников (итого 5942 человека). Таким образом, если считать население Парижа в 2211000 человек, один стражник наружной полиции приходился на 412 и 1 бригадье и су-бригадье на 4000 человек <15>.

<15> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 14 об., 15.

Полицейский резерв состоял из 4 бригад, именовавшихся центральными. Их численность была одинаковая, за небольшим исключением: 1 полицейский офицер, 1 бригадье, 100 стражников, различие заключалось в количестве должностей су-бригадье (1-я, 3-я, 4-я бригады - по 14, 2-я бригада - 15).

Центральные бригады располагались в здании префектуры, были вооружены ружьями. Они формировались из лучших стражников окружных бригад; люди, не служившие ранее в полиции, не могли быть в них приняты. Служба их при обычных условиях распределялась следующим образом: одна бригада исполняла обязанности наружной стражи в Булонском лесу; вторая - содержала караулы в префектуре, при префекте, в полицейской тюрьме, в здании судебных установлений; третья бригада, сменившаяся из Булонскаго леса, отдыхала; четвертая - оставалась в казармах для разных непредвиденных случаев <16>.

<16> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 19, 19 об.

Начальник муниципальной полиции, в качестве ближайшего "распорядителя вооруженной полицейской силы", был обязан принимать все меры к охранению порядка в городе: для этого он, получая 4 раза в день донесения о происшествиях, направлял подчиненную ему полицию туда, где в ней была необходимость; назначал своей властью усиленные наряды, обходы, увеличивал число неподвижных постов, определял порядок контроля наружной службы и т.п.

Для исполнения поручений начальника муниципальной полиции по наблюдению за исправным несением полицейской службы были предусмотрены 5 должностей отделенных инспекторов (inspecteurs divisionnaires) <17>.

<17> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 17, 18, 18 об., 19.

Кроме того, для проверки правильности всей наружной полицейской службы существовало особое учреждение (controle general des services exterieurs), подчиненное непосредственно префекту и состоявшее из следующих лиц: 1 полицейский комиссар, генеральный контролер; 1 секретарь; 1 полицейский офицер; 1 главный инспектор; 2 бригадье; 4 су-бригадье; 38 инспекторов. Ежедневно генеральный контролер получал лично от префекта поручение произвести "обозрение" одного из полицейских округов или других отраслей полицейского ведомства; кроме того, во всех случаях публичных церемоний, празднеств, народных гуляний и т.п. префектура сообщала контролеру о содержании распоряжений префекта по охране общественного порядка, точность исполнения которых контролер обязан был проверить <18>.

<18> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 23.

Полицейский надзор за извозчиками, рынками, вокзалами и т.п. Для стоянок извозчиков было устроено 175 стеклянных будок (ciosgues de voitures), освещаемых ночью и снабженных часами. Извозчики не имели права стоять на улице, как около указанных будок. Из общего состава наружной полиции 525 человек в три смены были исключительно заняты наблюдением за стоянками извозчиков.

Помимо общего надзора существовала специальная бригада стражников, состоявшая под начальством полицейского офицера, из 2 бригадье, 6 су-бригадье и 100 стражников, занимавшаяся исключительно наблюдением за извозным промыслом. У полицейского офицера сосредоточивались все сведения об извозчиках, префектура выдавала разрешения на право занятия извозным промыслом по заключению полицейского офицера. Стражники бригады наблюдали за движением карет у вокзалов железных дорог, у театров, выставок и в других местах наибольшего скопления экипажей.

На вокзалах железных дорог полицейская служба осуществлялась стражниками окружных бригад тех районов, где располагались вокзалы. Число указанных стражников не превышало 6 на каждом вокзале, всего 54 человека <19>.

<19> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 20, 20 об., 21, 21 об., 22 об.

Полицейское наблюдение за рынками и бойнями в Париже не ограничивалось предупреждением одних нарушений общественного порядка. Надзор за рыночной и разносной торговлей съестными припасами находился в непосредственном ведении полиции. Для исполнения указанных обязанностей в распоряжении префекта имелось 95 инспекторов 1-го и 2-го класса, которые были распределены по рынкам и бойням.

На всех рынках и бойнях постоянно находились чины наружной стражи для обеспечения общественного порядка. При этом небольшие рынки, разбросанные по городу, находились в ведении окружной полиции, которая выделяла из своего состава для этой цели 4 бригадье, 8 су-бригадье и 63 стражника. На центральном рынке наружный порядок обеспечивался особой бригадой стражников, находившейся под начальством полицейского офицера и состоявшей из 2 бригадье, 6 су-бригадье и 100 стражников <20>.

<20> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 21 об., 22, 22 об.

Речная полиция. Личный состав речной полиции был крайне ограничен и не превышал 18 инспекторов разных классов и 1 писца (всего 19 человек) <21>.

<21> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 35 об.

Наружная полиция также выделяла из своего состава 50 стражников для исполнения полицейских обязанностей в зданиях министерств внутренних дел, иностранных дел, финансов и Сенской префектуры.

18 стражников наружной полиции несли службу в устроенных для оказания помощи утопающим, раненым и т.п. 6 спасательных постах <22>.

<22> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 22 об.

Полиция инспекторов. Полицейскими бригадами инспекторов, общая численность которых в Париже составляла 847 человек, исполнялись обязанности внутренней полиции, разыскивавшей преступников, производившей "секретные изследования и наблюдения, обязанной все знать и предупреждать попытки к нарушению общественнаго порядка". Личный состав полиции инспекторов распределялся следующим образом: