Мудрый Юрист

Спорные моменты построения санкций за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ) *

<*> Chepurov V.V. Disputed issues of creation of sanctions for rape and the violent acts of sexual character made under especially aggravating circumstances (p. 5 art. 131 and p. 5 art. 132 of the Criminal Code of Russian Federation).

Чепуров Виталий Владимирович, соискатель кафедры уголовного права и процесса Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета, судья Верховного суда Карачаево-Черкесской республики.

В статье автор дает критическую оценку подхода законодателя к построению санкций уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за изнасилование и насильственные действия сексуального характера, совершенные лицом, имеющим судимость за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ).

Ключевые слова: санкция уголовно-правовой нормы, наказание, пожизненное лишение свободы, изнасилование, насильственные действия сексуального характера.

In the article the author states critical evaluation of an approach to creation of sanctions of the criminal rules of law providing responsibility for rape and violent acts of sexual character, made by the person having a criminal record for a crime against sexual inviolability of the minor (p. 5 to Art. 131 and p. 5 to Art. 132 of the Criminal Code of Russian Federation).

Key words: sanction of the criminal rule of law, punishment, lifelong imprisonment, rape, violent acts of sexual character.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" в ст. ст. 131 и 132 УК РФ были введены новые части (ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ), в санкциях которых осуществлено еще большее ужесточение наказаний за данные посягательства <1>.

<1> РГ. 2012. 2 марта.

По типу санкции ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ отличаются от санкций, которые ранее предусматривались за квалифицированные и особо квалифицированные виды названных посягательств. Отличие касается содержания основных наказаний. Так, если ранее предусмотренные санкции были единичными, в них устанавливалось лишь одно основное наказание, то санкция ч. 5 обеих названных статей является альтернативной. Что касается определения пределов наказания, то санкция сконструирована в виде смешанной, содержа элементы относительно-определенной и абсолютно-определенной санкции.

Основные наказания представлены в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы, а дополнительное - лишения права занимать определенные должности или права заниматься определенной деятельностью.

Итак, основные наказания в санкциях ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ - лишение свободы сроком от пятнадцати до двадцати лет и пожизненное лишение свободы. Такое сочетание в санкции видов наказаний и их размеров типично для ряда последних изменений УК РФ, когда пожизненное лишение свободы, приобретя статус самостоятельного наказания, стало предусматриваться в нормах, где отсутствует указание на смертную казнь (ч. 3 ст. 205 УК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ, ч. 4 ст. 206 УК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ, ч. 4 ст. 210 УК РФ в редакции Федерального закона от 03.11.2009 N 245-ФЗ, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ <2>). Заметим, что в предложенном перечне преступлений только террористический акт и захват заложника непосредственно связаны с посягательством на жизнь.

<2> Данное положение вступит в силу с 1 января 2013 г.

За ряд же иных преступлений, посягающих в т.ч. на жизнь, в отношении которых предусматривается лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы, санкции устанавливают более низкий размер срочного лишения свободы - от двенадцати лет (ст. ст. 277, 295, 317 и 357 УК РФ) или от восьми лет (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Таким образом, получается, что деяния, непосредственно связанные с посягательством на жизнь человека, обладают меньшим уровнем общественной опасности, что вряд ли соответствует объективным реалиям.

Фактически изнасилование и насильственные действия сексуального характера в ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, совершаемые с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, наказываются более строго, чем убийство такого лица (п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ) <3>. Подобная санкция не способна в полной мере выступить в качестве превенции убийства малолетних при совершении в отношении них изнасилования и насильственных действий сексуального характера, поскольку сами по себе половые преступления наказываются более строго, нежели убийство указанных лиц. В обществе должно сохраняться представление о жизни человека как о главной ценности, заслуживающей особую охрану, в т.ч. уголовно-правовыми средствами.

<3> Несмотря на то что санкция ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает самое строгое наказание - смертную казнь, свидетельствуя об адекватной оценке законодателем опасности совершаемого преступления, в настоящее время, как известно, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" данный вид наказания судами РФ назначаться не может. См.: Собрание законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5867.

Порядок назначения наказания по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 и ч. 5 ст. 131 или ч. 5 ст. 132 УК РФ, серьезных ухудшений положения виновного не предусматривает. За убийство может быть добавлено максимум пять лет лишения свободы, поскольку по совокупности преступлений это наказание назначается на срок до двадцати пяти лет. Пожизненное же лишение свободы поглотит любое иное основное наказание.

Что касается лишения свободы на определенный срок в санкциях ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ, то по сравнению с ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ оно отличается лишь нижним пределом. Если в ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ срок лишения свободы начинается от двенадцати лет, то в ч. 5 ст. 131 или ч. 5 ст. 132 УК РФ минимальный срок составляет пятнадцать лет. Верхний же предел санкций и ч. 4 ст. 131, ч. 4 ст. 132 УК РФ, и ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132 УК РФ одинаков - двадцать лет лишения свободы. Таким образом, произошло лишь небольшое увеличение минимального срока, на который можно назначить наказание в виде лишения свободы виновному лицу. Такой подход вряд ли можно признать последовательным. Для назначения минимального срока наказания, определенного в санкции, необходимо устанавливать определенные обстоятельства, свидетельствующие в пользу виновного, которые позволяют суду принять соответствующее решение. Однако вряд ли применительно к преступлениям против половой неприкосновенности малолетних такие обстоятельства можно выявить. Поэтому наказание даже по ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ назначается, в основном, в виде пятнадцати лет лишения свободы.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за 2011 г. из 503 человек, осужденных по ч. ч. 3 и 4 ст. 131 УК РФ, лишение свободы свыше пятнадцати лет применялось лишь к сорока трем осужденным. При этом статистика не отражает окончательного наказания по совокупности преступлений.

Таким образом, как свидетельствует статистика, суды не часто назначают за изнасилование лишение свободы на срок свыше пятнадцати лет. Подобная ситуация складывается и применительно к насильственным действиям сексуального характера.

В принципе же следует отметить, что предусмотренный санкциями ч. 5 ст. 131 или ч. 5 ст. 132 УК РФ разрыв между верхним и нижним сроками лишения свободы вполне оправдан и позволяет судье с учетом всех обстоятельств совершенного преступления назначить законное и обоснованное наказание, которое бы способствовало достижению целей, предусмотренных в ч. 2 ст. 43 УК РФ.

Вместе с тем, по нашему мнению, санкции ч. 5 ст. 131 или ч. 5 ст. 132 УК РФ в части установления лишения свободы не отличаются серьезно от санкций ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ. В связи с этим полагаем, что первые из названных норм вряд ли стоило выделять в качестве самостоятельных. Соответствующим квалифицирующим признаком, раз уж законодатель посчитал необходимым его предусмотреть, можно было дополнить ч. 4 ст. 131 и ч. 4 ст. 132 УК РФ.

Что касается санкции в виде пожизненного лишения свободы, то подобная санкция, как следует из осуществленного нами компаративистского анализа, содержится в уголовном законодательстве некоторых зарубежных государств, но при этом она, в основном, предусмотрена за совершение половых посягательств, связанных с умышленным причинением смерти потерпевшей (потерпевшему). В российском уголовном законодательстве данный вид наказания предусмотрен впервые. До принятия Федерального закона от 21 июля 2004 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации" пожизненное лишение свободы предусматривалась лишь как альтернатива смертной казни. В настоящее время данный перечень серьезно расширен. Кроме как за особо тяжкие преступления против жизни, пожизненное лишение свободы предусмотрено и за преступления против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. При этом если совершение преступлений против общественной безопасности и здоровья населения жизнь как объект уголовно-правовой охраны так или иначе затрагивает <4>, то в процессе посягательств на половую неприкосновенность этого может и не происходить.

<4> Исключением является лишь ч. 4 ст. 210 УК РФ. Однако, как показывает практика, преступные сообщества (преступные организации) совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, включая, как правило, и убийства.

В рамках же ст. ст. 131 и 132 УК РФ охват причинения смерти возможен только при наличии неосторожной формы вины. Умышленное же ее причинение влечет дополнительную квалификацию по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ <5>. Сочетание изнасилования или насильственных действий сексуального характера с убийством в настоящее время и так могут послужить основанием для назначения пожизненного лишения свободы в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 105 УК РФ.

<5> Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 8.

Действующая редакция ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 132 УК РФ предусматривает санкцию, где пожизненное лишение свободы может назначаться за сам факт изнасилования лица, не достигшего четырнадцати лет, совершенного виновным, ранее судимым за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. При этом не требуется даже применения к потерпевшему насилия. Да и применение насилия в ст. ст. 131 и 132 УК РФ предполагает как максимум умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей). Вряд ли факта специального рецидива, образуемого судимостями за половые посягательства на несовершеннолетних, достаточно для установления пожизненного лишения свободы. К тому же, в соответствии с примечанием к ст. 131 УК РФ, соответствующий признак образует не только наличие судимости за изнасилование или насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего, но и за совершение иных посягательств на половую неприкосновенность такого лица (ст. ст. 133 - 135 УК РФ).

Несмотря на то что до введения пожизненного лишения свободы за посягательства на половую неприкосновенность, а также за преступления против здоровья населения оно было предусмотрено применительно к семи составам преступлений, назначался данный вид наказания только за убийства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ) и террористический акт при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 206 УК РФ). Так, в 2009 г. к пожизненному лишению свободы было осуждено 67 человек, из них 66 - за убийство при отягчающих обстоятельствах и один - за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; в 2010 г. пожизненное лишение свободы было назначено 60 осужденным, совершившим убийства при отягчающих обстоятельствах; в 2011 г. оно назначалось 62 осужденным, 59 из которых совершили убийство при отягчающих обстоятельствах и 3 - террористический акт при особо отягчающих обстоятельствах. Таким образом, судьи применяют данный вид наказания только за умышленные посягательства, направленные на лишение жизни другого лица.

По нашему мнению, пожизненное лишение свободы не следует применять за преступления против половой неприкосновенности, в т.ч. даже малолетних лиц.