Мудрый Юрист

Временное ограничение на оборот новых видов наркотических веществ и психотропных веществ *

<*> Korchagin O.N. Temporary limitation of turnover of new types of narcotic means and psychotropic substances.

Корчагин О.Н., старший научный сотрудник ФКУ НИЦ ФСКН России, кандидат юридических наук (г. Москва).

В статье рассматриваются вопросы, связанные с законодательным установлением в Российской Федерации возможности временного ограничения оборота новых видов психоактивных веществ, обладающих наркотическими свойствами, до их включения в соответствующие списки национального перечня наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: наркотики, наркотические средства, психотропные вещества, "легальные наркотики", мониторинг новых видов наркотиков.

The article considers the issues related to legislative setting in the Russian Federation of possibility of temporary limitation of turnover of new types of psychoactive substances having narcotic features before inclusion thereof into the relevant lists of the national list of narcotic means and psychotropic substances.

Key words: drugs, narcotic means, psychotropic substances, legal drugs, monitoring of new types of drugs.

За последние десять лет "легальные наркотики" являются темой для разговоров среди широкой общественности, когда речь заходит о вопросах, имеющих отношение к употреблению наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики). Новые виды "легальных наркотиков", еще называемых "дизайнерские", сравнительно недавно появились на российском рынке и за короткое время стремительно набрали бешеную популярность среди молодежи. В основном это курительные миксы, основой которых являются синтетические каннабиноиды, воздействующие на соответствующие рецепторы головного мозга намного сильнее, чем природные каннабиноиды, содержащиеся, например, в марихуане. В настоящее время достаточно серьезной проблемой стали и другие замаскированные синтетические психотропы в форме солей для ванн, ароматизаторов, корма для аквариумных рыб, удобрений для комнатных растений, легальных порошков и др.

Такое быстрое распространение эти вещества приобретают в первую очередь из-за своей временной легальности. В случае запрещения вещества в каком-нибудь государстве, наркопроизводители разрабатывают новые "легальные формулы". Для наложения государственного запрета на их оборот необходимо определенное время, и, как следствие, нарколаборатории на несколько шагов опережают правоохранительные органы, что позволяет использовать извлекаемую в результате сверхприбыль для совершенствования дальнейших процессов наркопроизводства. Кроме того, существенной проблемой в борьбе с дизайнерскими наркотиками является то, что реализовываются они сбытчиками в основном посредством использования глобальной сети Интернет с использованием различных электронных платежных систем, что, в свою очередь, затрудняет процесс выявления и пресечения их сбыта. Необходимо отметить также и то, что не прекращается сбыт и нелегальных веществ.

Статистика показывает, что более одной трети молодых россиян имеют отношение к незаконному обороту наркотиков, постоянно растет количество наших граждан, умирающих от передозировки.

Все это указывает на то, что назрела необходимость создания системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотических веществ, одним из элементов которой стал бы институт временного запрета на оборот веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке предложений о внесении изменений в существующие нормативные правовые акты, предусматривающих закрепление функциональных обязанностей за компетентными органами государственной власти, в компетенцию которых входили бы мониторинг новых видов наркотиков, разработка предложений нормативно-правового характера, информирование и координация заинтересованных государственных органов. Подобная система успешно реализована в государствах Евросоюза. Ввиду того что специфика ситуации характеризуется стремительным изменением и постоянным появлением новых наркотиков, необходимо создание подобной системы в кратчайшие сроки в целях принятия адекватных мер.

В рамках Евросоюза подобная система реализована в том числе посредством создания Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA). Эта международная организация была создана в 1993 г. в ответ на обострившуюся наркоситуацию в Европе. Основными задачами Центра являются сбор и анализ данных о наркотиках и наркомании, развитие информационно-сравнительной методологии исследований, сотрудничество с институтами ЕС, международными партнерами и странами, не входящими в ЕС. Штаб-квартира Центра находится в Лиссабоне (Португалия). В настоящее время Центр предоставляет государствам информацию, необходимую для принятия обоснованных правовых актов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Необходимо отметить, что в Европе подходы к решению проблемы появления новых психоактивных веществ были достаточно разнообразными: от криминализации до контроля с целью защиты потребителя (когда производителям необходимо гарантировать безопасность своего продукта) или медицинский закон (согласно которому использование веществ в личных целях не считается преступлением). В то время как подходы и сопряженный с ними вред разнятся, главная цель заключается в том, чтобы снизить доступность наркотических веществ (снизить уровень поставок), и эта цель остается неизменной. То, что, возможно, отличает новые подходы, состоит в явном желании некоторых стран уйти от криминализации отдельных потребителей.

Десятого февраля 2011 г. в Швеции был принят Закон об уничтожении некоторых видов веществ, вредных для здоровья (Lagen om forstorelsen av vissa typer av omnen som or skadliga for holsan, SFS 2011:111), вступивший в силу с 1 апреля 2011 г.

Данный закон дает право прокурорам изымать и уничтожать вещества:

  1. по которым было принято решение Правительством Швеции о внесении их в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью (goodsin juriousto health), но это решение пока не вступило в силу; или
  2. которые были признаны наркотическими веществами, согласно какому-либо международному соглашению, поддержанному Швецией, но которое пока не вступило в силу на территории страны; или
  3. в отношении которых можно предположить, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью.

Под третий пункт подпадают вещества, находящиеся в списке, который составляется и регулярно обновляется Шведским национальным институтом общественного здоровья (Swedish National Institute for Public Health). Этот список содержит вещества, которые не использовались прежде в медицинских целях и в отношении которых в настоящее время проводятся исследования для определения их наркогенности.

Таким образом, при появлении в Швеции нового синтетического наркотического вещества это вещество сразу же передается на изучение в Шведский национальный институт общественного здоровья, вносится в список веществ, изучаемых на предмет их наркогенности, и благодаря новому закону правоохранительные органы Швеции получают право его изымать и уничтожать.

В 2010 г. Ирландия и Польша оперативно приняли законы, чтобы ограничить открытую продажу психоактивных веществ, не подпадающих под законы о наркотиках. Это было необходимо обеим странам ввиду длительности работы по тщательному определению таких веществ.

Ирландский закон определяет их как психоактивные вещества, специально неконтролируемые в соответствии с существующим законодательством, которые при применении стимулируют или угнетают центральную нервную систему, вызывая галлюцинации, зависимость или значительные изменения в моторной функции, мышлении или поведении. Польское же законодательство относит их к заменителям наркотиков, определяя как вещество или растение, используемое вместо или для тех же целей, контролируемых наркотиков, и чье производство и поставка на рынок не регулируются отдельными положениями.

На практике реализация вышеуказанных положений происходит следующим образом. Руководитель органа полиции в Ирландии может уведомить продавца о наложении запрета на оборот веществ, в случае если правонарушитель не выполняет наложенные обязательства, то судом может быть назначено уголовное наказание в виде лишения свободы до 5 лет. В Польше за изготовление заменителей наркотиков и введение их в оборот предусмотрены административная и уголовная ответственность с максимальным наказанием до одного года лишения свободы. Государственный санитарный инспектор может запретить торговлю так называемым заменителем наркотика на срок до 18 месяцев с целью исследования его безопасности, если имеется обоснованное подозрение в том, что его дальнейший оборот может представлять угрозу для жизни и здоровья. Если в ходе проведенной экспертизы препарат будет признан вредным, то продавец обязан будет покрыть расходы, связанные с его экспертизой. Кроме того, инспекторы имеют право закрыть помещение, в котором производилась продажа вещества, на срок до трех месяцев.

Все большее количество стран - членов ЕС не считают криминализацию "устойчивым" и быстрым, с точки зрения реагирования, методом и высказывают желание иметь в своем арсенале также другие подходы, такие как, к примеру, временное ограничение оборота. Существуют и иные возможности, такие как применение законов для регуляции сферы пищевых продуктов и даже косметики и удобрений. Один из часто используемых подходов заключался в том, чтобы провозгласить новое психоактивное вещество медицинским препаратом, для которого требуется регистрация, отсутствие которой не позволяет поставку и продажу препарата. Такой подход может применяться очень быстро, используя существующие национальные законодательства, и не требует предполагаемой оценки риска по причине недостаточного количества научных данных. Например, запрет импорта и поставки препаратов "спайс", используя медицинское законодательство, был осуществлен в Австралии.

С учетом имеющегося зарубежного опыта, на наш взгляд, основными направлениями деятельности в рамках системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков должны стать следующие:

обеспечение фактической, надежной и сопоставимой информации на национальном уровне, касающейся наркотиков, наркомании и их последствий;

сбор, регистрация и анализ информации о "новых тенденциях, в частности в полинаркомании, и совместном использовании законных и незаконных психоактивных веществ;

информирование о передовой практике компетентные органы Российской Федерации и содействие обмену такой практикой между ними, аналогичные меры на международном уровне.

Наличие своевременной и объективной информации о новых лекарственных препаратах и новых тенденциях приобретает все большее значение. Новый рынок препаратов отличает скорость, с которой поставщики реагируют на введение мер контроля, предлагая новые альтернативы ограниченным к обороту продуктам. Целый ряд информационных источников и передовые показатели, в том числе мониторинг Интернета и анализ сточных вод, может помочь в обеспечении более полной картины новых тенденций в области наркотиков в России.

Необходимо отметить, что ментальность российских граждан все-таки существенно разнится с моделями поведения, принятыми в европейских государствах, и в этой связи построение российской системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании, конечно же, должно проходить своим путем без механического копирования существующих в развитых государствах систем, причем построение такой системы должно проходить с учетом выводов, полученных в результате анализа ранее вводившихся временных ограничений в нашем государстве, таких как, например, на алкоголь.

Для создания института временного запрета на оборот веществ, обладающих психоактивными свойствами, нами предлагается внести следующий ряд изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

  1. Внести в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1> следующие изменения и дополнения:
<1> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219.

дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

"Статья 14.1. Установление временного запрета на оборот средств, веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами.

Федеральным органом, специально уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, может быть установлен временный запрет на оборот средств, веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами, не включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, но в отношении которых имеется обоснованная информация о том, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью.

Порядок и основания установления временного запрета на оборот средств, веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами, определяются Правительством Российской Федерации".

  1. Внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации <2> следующие изменения и дополнения:
<2> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.

главу 6 дополнить ст. 6.19 следующего содержания:

"Статья 6.19. Нарушение установленных требований о временном запрете на оборот средств, веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами.

  1. Нарушение установленных требований о временном запрете на оборот средств, веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами, выразившееся в продаже, приобретении, пропаганде, рекламе средств, веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами, в отношении которых имеется обоснованная информация о том, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации".

  1. Статью 8 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 <3>, дополнить пунктом 11.2 следующего содержания:
<3> Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3234.

"...устанавливает временный запрет и возобновляет оборот средств, веществ и иной продукции, обладающих психоактивными свойствами, не включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, но в отношении которых имеется обоснованная информация о том, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью".

Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть возможность создания на правах управления ФСКН России Центра мониторинга новых видов наркотиков и наркомании, в целях сбора и анализа информации, касающейся новых видов наркотиков и наркомании и совместном использовании законных и незаконных психоактивных веществ, ее обобщения и дальнейшего предоставления для использования на практике компетентным органам Российской Федерации.

В завершение отметим, что, в то время как психоактивные вещества создают проблемы для существующих режимов по контролю наркотиков, их появление предоставляет возможность рассмотреть вероятность применения новых политических и законодательных подходов. Главная цель любого режима, направленного на контроль наркотиков, должна заключаться в защите здоровья потребителя и населения.

Данные, имеющиеся в настоящее время, предполагают, что криминализации существуют альтернативы, при помощи которых достигаются многие положительные результаты.

В частности, представляется намного более эффективным использовать медицинские законы или законы против поставщиков и продавцов, нежели преследовать большое количество индивидуальных потребителей.