Мудрый Юрист

История возникновения предпринимательских (хозяйственных) объединений

Лаптев В.А., аспирант кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА.

Первое упоминание в законодательстве зарубежных стран о предпринимательских объединениях обусловлено необходимостью государственного регулирования экономики, поддержанием конкурентной среды и ограничением монополистической деятельности.

В США Антитрестовский закон Шермана 1890 г. в первом разделе закрепил, что любой контракт, объединение в форме треста или какой-либо иной форме или сговор с целью ограничить торговлю или коммерческую деятельность среди нескольких штатов или с иностранными государствами объявляются незаконными <*>. За нарушение данной нормы накладывалась как административная в форме штрафа или конфискации объединенного (участниками) имущества, так и уголовная ответственность на лиц, вступивших в подобное объединение (сговор), в форме лишения свободы.

<*> Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2. Современное государство и право. М.: НОРМА, 2003. С. 426.

Гражданский кодекс Франции <*> 1804 г., который впоследствии был назван Кодексом Наполеона, в титуле IХ "Об обществе" (в редакции по Закону от 4 января 1978 г. N 78-9 с изменениями по Закону от 5 января 1988 г.) в главе 3 "о простом товариществе" говорит о том, что участники общества могут объединиться в некое общество без прав юридического лица и без его регистрации, которому присваивается название простого товарищества. Подобное объединение толкуется как субъект права, и факт его создания в силу ст. 1871 Гражданского кодекса может быть доказан всеми иными способами (кроме регистрации). В ст. 1872.1 Кодекса Наполеона упоминается о торговом характере объединения (деятельности) участников простого товарищества, в связи с чем можно провести сходство с договором простого товарищества по действующему российскому Гражданскому кодексу.

<*> Хрестоматия то истории государства и права зарубежных стран. Т. 2. Современное государство и право. М: НОРМА, 2003. С. 530 - 533.

Немного позже в Германии в Торговом уложении <*> 1897 г. в третьей книге "Предписания для всех коммерсантов" упоминаются концерны (ст. 290), в составе которых предприятия, находящиеся под единым руководством материнской компании в пределах страны и если материнскому предприятию принадлежит участие в других (дочерних) предприятиях. Само участие в других предприятиях, находящихся под единым руководством материнской компании, возможно в случае, если головной компании: 1) принадлежит большинство голосов участников; 2) принадлежит право назначать или отзывать большинство членов "административного, руководящего или наблюдательного органа" дочернего предприятия, и оно одновременно является участником; 3) принадлежит право оказывать определяющее влияние на деятельность дочернего предприятия на основании заключенного с ним договора об управлении или в силу его устава. Действие положения данной статьи Торгового уложения Германии также связано с закреплением за материнской компанией обязанности вести баланс концерна и отчет о состоянии дел концерна в целом, то есть вести консолидированную бухгалтерскую и налоговую отчетность.

<*> Германское право: Часть II. Торговое уложение и другие законы. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.

Примерами крупнейших предпринимательских объединений Германии служат Рейнско-Вестфальский угольный синдикат, Германский калийный синдикат и др.

История промышленно развитых стран имеет опыт образования патентных картелей, целью создания которых является скупка патентов на новые изобретения. В зависимости от экономической ситуации рынка некоторые из приобретенных патентов на изобретения направляются в сейф, а остальные внедряются в производство. Нередко территория образования таких картелей не ограничивалась одним государством. В результате картельного соглашения между американскими и германскими химическими компаниями концерн миллиардера Дюпона получил возможность выпускать по монопольным ценам пластмассы <*>.

<*> Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1996. С. 532.

В качестве антитрестовского законодательства Англии можно выделить Акты "О монополиях и ограничительной практике" (1948 г.), "О ценах за перепродажу" (1964 г.) и "О монополиях и слияниях" (1965 г.) <*>. В целях государственного регулирования по вопросу "запрещенной практики" <**> создавалась особая комиссия, а судебным органом выступал специализированный суд по ограничительной практике, которому нередко приходилось обязывать компании расторгать заключенные договоры, направленные на установление монопольных цен.

<*> Там же. С. 535.
<**> Под "запрещенной практикой" понималась монополистическая деятельность.

В некоторых государствах, как, например, в Японии, поощрялись объединения предприятий (антикризисные картели и картели периода рационализации) - Антитрестовский закон 1947 г. (с поправками на 1953 г.). Закон "О чрезвычайных мерах по рационализации в угольной промышленности" (1955 г.) даже предоставил возможность предпринимать совместные действия по ограничению производства и установлению цен на уголь. По сути, деятельность монополий не ограничивалась, а подлежала государственному регулированию.

Следующий этап истории появления предпринимательских объединений - это начало ХIХ - середина XX века в Англии и США, когда предпринимательские объединения стали активно образовываться в определенных сферах экономики, например консорциумы банков <*>. Размещение ценных бумаг было монополизировано небольшим количеством крупных банков. Так, в США с 1938 по 1947 г. 17 инвестиционных банков и корпораций контролировали 69% всех операций по выпуску ценных бумаг. В то время выделялись постоянные консорциумы, специализирующиеся на определенных видах инвестиций (ценных бумаг одной страны), например группа "Ротшильд" (размещавшая займы австро-венгерского правительства), группа "Мендельсон" (размещавшая займы царского правительства).

<*> Большая советская энциклопедия. Т. 22. С. 415 - 416.

Консорциумы сыграли важную роль перед Второй мировой войной, когда группа банков США во главе с "Чейз нэшонал банк" и "Диллон, Рид энд К" финансировали создание военно-экономической базы германской агрессии. А в послевоенные годы американские банки способствовали перевооружению Западной Германии.

Наряду с консорциумами (договорными объединениями) в Англии и США активно образовывались концерны (холдинговые объединения). Во главе концернов могла стоять крупная организация, осуществляющая производственную деятельность, или организация (руководящий орган), не осуществляющая никаких производственных функции, но владеющая пакетами акций и долей уставных капиталов других компаний, входящих в концерн. Примерами концернов, возглавляющихся крупными организациями (головными компаниями), служат: в США концерн "Морган" с центральным органом - Банкирским домом "Дж. П. Морган и К"; в Англии концерн "Ротшильд" с центральным органом - Банкирским домом "Ротшильд и сын"; в Бельгии концерн "Сольве" во главе с Банкирским домом "Сольве и К" <*> и др. Концерны позволяли не только монополизировать рынок товаров (работ, услуг), но и скрывать прибыль от налоговых органов, создавать схемы ухода от налогов в крупных размерах и шпионские организации, следящие за деятельностью конкурентов. Подобным незаконным действиям способствовал качественный состав концерна. Так, в состав концерна "Морган" входили крупнейшие промышленные тресты, железнодорожные линии, страховые общества, банки; а группа компаний американского миллиардера Рокфеллера с основным ядром - нефтяным трестом "Стандарт ойл" обладала и рядом банков.

<*> Большая советская энциклопедия. Т. 22. С. 504.

В целом законодательство, ограничивающее создание подобных объединений, имело достаточно много пробелов, позволяющих их обходить. Еще на стадии принятия соответствующих антитрестовских актов в законопроекты умышленно вносились лазейки. Тем не менее законодательство зарубежных государств было в состоянии обеспечивать поддержание конкурентной среды на рынке и запрет монопольных цен.

В России исторически период возникновения хозяйственных (предпринимательских) объединений можно поделить на четыре этапа. В основе такой периодизации лежат: действующее на соответствующем этапе законодательство, сложившаяся система экономических отношений, факты возникновения соответствующих форм предпринимательских объединений, а также механизмы регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Следует заметить, что данная периодизация условна и может подвергнуться критике, в связи с чем автор обращает внимание на то, что выделение хронологии возникновения предпринимательских объединений предлагается для того, чтобы помочь проследить историю и закономерности появления тех или иных форм объединения.

Исторически развитие хозяйственного, а в то время торгового права следует рассматривать со времен существования магдебургского права - права городского самоуправления и рыночных отношений в городах, которое возникло в Киеве в 1494 - 1497 годах, распространялось во многих городах Украины и действовало до середины ХIХ века, а в Галицко-Волынской земле - с начала ХVI до середины ХVIII веков <*>. Однако, думается, было бы правильным начать анализировать историческую периодизацию развития предпринимательских объединений с начала XX века, поскольку именно в этот период складывающиеся хозяйственные отношения позволяли хозяйствующим <**> субъектам создавать эффективные объединения с точки зрения ведения хозяйственной деятельности.

<*> Хозяйственное право / Под ред. В.К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 108 - 109.
<**> В то время использовалось понятие хозяйствующего субъекта, а с 90-х гг. XX в. также используется понятие предпринимательского субъекта.

Первый этап возникновения хозяйственных объединений связан с периодом начиная с конца ХIХ в. до 30-х гг. XX в. Существующие еще в царской России объединения предпринимателей - синдикаты - получили наиболее широкое распространение в СССР после 1921 г. в свете принятия Наказа СНК "О новой экономической политике", позволяющего перейти государственным предприятиям на систему хозяйственного расчета, что дало им возможность реализовывать свою продукцию на свободном рынке в отличие от существующей ранее системы сбыта и снабжения исключительно через центры главков Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ).

Действующие в то время предприятия или тресты <*> в целях упорядочения сбытоснабженческой деятельности, а также для скорейшей реализации своих планов хозяйствования стали образовывать торговые объединения <**> - синдикаты (от латинского "syndico" - рассматриваю, проверяю). Такое объединение обладало двумя особенностями. Во-первых, частноправовой аспект характеризовал синдикат как хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на организацию эффективного механизма закупки сырья и сбыта готовой продукции, а также получения полезного результата (реализация хозплана, достижение прибыли и т.д.), во-вторых, публично-правовая сторона показывала, что синдикатное объединение осуществляло управление определенными отраслями экономики.

<*> Трест - организация с правами юридического лица, представляющая собой выделенное государственное имущество, которое находилось в управлении наркоматов и ВСНХ. Деятельность трестов регулировало Положение о трестах, утвержденное декретом ВЦИК и СНК РСФСР в 1923 г.
<**> Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1998. С. 469.

Синдикаты обычно образовывались путем объединения предприятий в одной отрасли промышленности или производства. В зависимости от выполняемой функций и направления деятельности синдикаты делились на три группы: 1) торговые (пшеничные, текстильные, водочные, табачные и т.д.), 2) производственные (угольные, нефтяные и т.д.), 3) координирующие (например, совет съездов основной химической промышленности). Таким образом, видно, что синдикаты, по сути, могли быть как коммерческими (предпринимательскими), осуществляющими хозяйственную деятельность, так и некоммерческими объединениями, имеющими цель координировать деятельность участников синдикатского объединения.

Участники синдиката реализовывали свои товары через единую торговую контору (обычно создаваемую в виде хозяйственного общества), которая также могла осуществлять для участников синдиката закупки сырья. На первый взгляд можно сделать вывод о том, что такое объединение предприятий позволяло закупать сырье по монопольно низким ценам, а продавать продукцию по монопольно высоким. В условиях существования лишь государственного сектора экономики и соответственно отсутствия конкуренции синдикаты, по сути, являлись монополиями.

Объединения синдикатского типа образовывались посредством заключения соглашения между участниками (трестами). Отсюда можно заметить, что синдикаты сходны с объединениями, основанными на договоре простого товарищества, широко применяемого на практике в наше время. Предметом соглашения об образовании синдиката выступали сбытоснабженческие отношения, а содержанием являлись квоты заказов и порядок из перераспределения между участниками синдиката, метод определения цены покупки сырья и продажи продукции посредством сбытовой конторы, порядок определения планов заказов и заданий участников синдикатов, номенклатуры, объема и качества продукции, территория сбыта и прочее. Синдикат не обладал правами юридического лица, а участники синдиката, сохраняя свою юридическую и производственную самостоятельность, утрачивали коммерческую независимость.

В России примером одного из первых синдикатов выступает "Синдикат сахарозаводчиков", образованный в 1887 г.

Практика создания синдикатов имеет место быть и по настоящее время в России, например банковские синдикаты, деятельность которых регулируется Постановлением Правительства РФ от 23 января 1997 г. N 71 "О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году" <*>, Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <**> и т.д.

<*> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1166.
<**> Вестник Банка России. 2004. N 11.

Второй этап - период деятельности производственно-хозяйственных комплексов (производственных и промышленных объединений) связан с утверждением "Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях" (Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. <*>) и "Положения о производственном объединении (комбинате)" (Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. N 212 <**>).

<*> СП СССР. 1974. N 7. Ст. 31, 32.
<**> СП СССР. 1974. N 8. Ст. 38.

Производственное объединение (комбинат) представляло собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входили фабрики, заводы, научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации и другие производственные единицы. В данном понятии термином "производственные единицы" были охвачены и организации. Однако следует понимать, что в данном контексте под термином "организация <*>" понималась структурная единица объединения, а не предприятие с правами юридического лица. Различались производственные объединения и научно-производственные объединения, последние обладали в своем составе наряду с заводами и фабриками (производящими единицами) научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и иными производственными единицами.

<*> Обычно под понятием "организации" понимаются коммерческие и некоммерческие юридические лица.

Производственное объединение (комбинат) являлось основным первичным звеном в иерархии управления промышленностью <*>, деятельность которого строилась на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой самого объединения. Объединение в целом обладало правами юридического лица и признавалось субъектом права. Производственные единицы такого объединения не обладали правами юридического лица, тем не менее они являлись субъектами права, компетенция которых определялась в положениях об объединении и о производственной единице, утверждаемых объединениями. Руководство производственным объединением осуществлялось аппаратом управления головного завода или головной фабрики (головной производственной единицей). Объединение возглавлял генеральный директор (директор). В целях сочетания интересов производственных единиц с интересами объединения в целом образовывался совет производственного объединения <**>, в состав которого входили генеральный директор, его заместители, директора (начальники) производственных единиц, а также представители общественных организаций объединения.

<*> Хозяйственные системы данного периода делились на системы первичного, или основного (производственные объединения, предприятия), среднего (промышленные объединения, системы союзно-республиканских министерств союзных республик) и высшего звена (производственно-хозяйственные комплексы, возглавляемые союзными министерствами и республиканскими министерствами союзных республик).
<**> Пункт 25 Положения о производственном объединении.

Согласно п. 11 Положения о производственном объединении в компетенцию производственной единицы входило право распоряжения закрепленными за ней основными и оборотными средствами, трудовыми и материальными ресурсами, осуществления своей деятельности на началах хозяйственного расчета в пределах прав, установленных законодательством, а также прав, переданных ей производственным объединением (комбинатом); заключение от имени объединения хозяйственных договоров <*>, ответственность по которым несло объединение. Данная правовая конструкция была интересна тем, что за деятельность производственных единиц - структурных подразделений, являющихся субъектами права, ответственность несло объединение в целом. Примерами производственного объединения служат Завод им. Лихачева (ЗиЛ), Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), Челябинский тракторный завод.

<*> Данный самостоятельный вид договоров - хозяйственный договор - обладал тремя признаками: 1) заключался между социалистическими организациями, 2) был направлен на достижение хозяйственной цели, 3) носил плановый характер.

По своей сути производственное объединение можно отождествить с обычным предприятием с правами юридического лица, так как они оба выступали основным звеном экономической системы, однако это будет ошибочным. Производственное объединение состояло из производственных единиц, объединенных путем слияния нескольких более мелких предприятий или преобразования крупных предприятий. Кроме того, по сравнению с предприятием производственное объединение обладало сложной организационной структурой, в составе которого производственные "ячейки", научные, проектные, конструкторские, технологические организации, нередко расположенные достаточно далеко от местонахождения объединения. Также самостоятельность (экономическая и правовая) производственных единиц производственного объединения шире, чем у цехов предприятия.

Правовое положение производственных объединений в зависимости от отрасли было не одинаково. Примером служат производственные объединения в сельском хозяйстве, действующие на основе одноименного положения. Рассматривая производственное объединение как основное звено, обладающее в целом правами юридического лица, следует сделать оговорку о том, что подобные объединения в сельском хозяйстве вправе были в своей структуре иметь производственные единицы с правами юридического лица (государственные предприятия - совхозы и кооперативные предприятия - колхозы). Такое положение дел позволяло говорить о таких производственных объединениях как о среднем звене хозяйственной системы.

Количество производственных объединений в 1979 г. достигло 3947, а объем реализованной ими продукции составлял 47,1% общего объема по стране <*>, чем действительно подтверждается их статус как основного звена народного хозяйства России того периода.

<*> Народное хозяйство СССР в 1979 г.: Стат. ежегодник. М.: Статистика, 1980. С. 133.

В соответствии с "Общим положением о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях" промышленное объединение является единым производственно-хозяйственным комплексом, состоящим из промышленных предприятий, научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических организаций и других предприятий и организаций. Объединение реализует свою правосубъектность посредством управления промышленного объединения, которое является хозяйственным органом. При этом данный хозяйственный орган одновременно является самостоятельным участником хозяйственно-правовых отношений, носителем хозяйственных прав и обязанностей. Промышленные объединения рассматривались как хозяйственная система <*> со сложной системой взаимоотношения ее звеньев, которая в случае участия объединения в определенных правоотношениях в интересах всего объединения признавалась субъектом права.

<*> Под хозяйственной системой понимался производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из хозяйственных органов (предприятия, производственные объединения, органы хозяйственного руководства - министерства и ведомства), один из которых возглавляет систему и действует в качестве его центра.

Промышленные объединения выступали хозяйственной системой среднего звена наряду с системами союзно-республиканских министерств союзных республик.

В состав промышленного объединения входят самостоятельные предприятия и организации, обладающие достаточной экономической и правовой самостоятельностью для ведения хозяйственной деятельности.

Примерами выступают: Всесоюзное проектно-промышленно-строительное объединение "Союзлегконструкция" Минмонтажспецстроя СССР", Республиканское промышленное объединение по добыче торфа "Росторф", по добыче угля "Росугль", по производству металлохозяйственных изделий "Росинструмент", по производству нестандартного оборудования и технологической оснастки "Росмашместпром", по авторемонтному производству "Росавторемпром", по производству музыкальных инструментов "Росмузпром", Республиканское промышленное протезно-ортопедическое объединение "Роспротезпром" и т.д.

Принципиальным отличием производственного от промышленного объединения было то, что производственные объединения создавались как вертикальные комплексы, в то время как промышленные объединения могли быть вертикальными и горизонтальными.

Было принято достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение не только промышленного объединения в целом, но и его управляющего органа, среди них Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1984 г. N 833 "Об установлении более тесной зависимости порядка финансирования расходов на содержание управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений от результатов финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций, входящих в их состав" <*> и т.д.

<*> СП СССР. 1984. N 30. Ст. 171.

Итак, объединения данного периода (производственные и промышленные) обладали семью признаками <*>: 1) в деятельности объединения сочетались планово-организационные и производственно-хозяйственные функции, 2) в объединении соединялась наука с производством, 3) подразделениями объединения выступали предприятия, производственные единицы и другие организации, 4) объединение или его орган управления обладали хозяйственной компетенцией, 5) в объединении осуществлялась специализация и кооперирование, вызывающие к жизни хозяйственные связи между его подразделениями, 6) объединения обладали имуществом, необходимым для осуществления его деятельности, 7) деятельность объединений строилась на основе хозрасчета.

<*> Лаптев В.В. Правовое положение промышленных и производственных объединений. М.: Юристъ, Наука, 1978. С. 33.

Третий этап. Конец 80-х годов XX века - период развития кооперации и хозяйственной деятельности в России. В этот период принимается Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" <*> (далее - Закон о кооперации), сфера деятельности которого распространяется на хозяйственную деятельность кооперативов. В соответствии со ст. 16 Закона о кооперации кооперативы вправе на добровольных началах объединяться в союзы или объединения кооперативов, решение об образовании которых принималось на съездах, собраниях делегатов (уполномоченных) кооперативов. Подобные объединения кооперативов классифицировались по видам (отраслям) деятельности, в которой создаются объединения (в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни), а также по территории (в районах, областях (краях), автономных и союзных республиках и в стране в целом).

<*> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355.

Деятельность союзов кооперативов регулировалась, помимо законодательства, его уставом. Интересным положением данного закона является признание как за кооперативом отдельно, так и за союзом (объединение) кооперативов прав юридического лица. Перед союзами (объединениями) кооперативов стояли следующие задачи: 1) развитие кооперативной демократии, коллективное обсуждение наиболее важных вопросов деятельности кооперативов, обобщение опыта и выработка рекомендаций по наиболее полному использованию имеющихся резервов и возможностей, пропаганда кооперативного движения; 2) содействие улучшению специализации производства, координации деятельности кооперативов, организация кооперационных связей и материально-технического снабжения, переработки, хранения и сбыта продукции; 3) изучение состояния и перспектив развития рынка товаров (работ, услуг), на производстве и продаже которых специализируются кооперативы; 4) обеспечение защиты прав кооперативов и оказание им юридической помощи, представление их интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях; 5) оказание необходимого содействия кооперативам в совершенствовании производства, внедрении достижений научно-технического прогресса, рекламе их продукции (работ, услуг), подготовке и повышении квалификации кадров.

Принципиальным положением Закона о кооперации было то, что по решению съездов, собраний делегатов (уполномоченных) кооперативов на союзы (объединения) кооперативов могло быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций, а также союз (объединение) мог осуществлять хозяйственную и иную деятельность с момента его государственной регистрации, что, безусловно, подтверждает то обстоятельство, что союзы (объединения) кооперативов были, по сути, предпринимательскими или коммерческими объединениями в отличие от союзов, создаваемых в настоящее время в соответствии в Гражданским кодексом РФ.

Союзы (объединения) кооперативов образовывали аппараты управления, деятельность которых регулировалась уставом союза (объединения) и в состав которых входили уполномоченные делегаты кооперативов - участников союза (объединения). Союзы (объединения) обладали обособленным имуществом.

Расходы на содержание союзов (объединений) и их аппаратов управления осуществляются за счет отчислений от доходов соответствующих кооперативов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности этих союзов (объединений).

Наличие у союзов (объединений) кооперативов обособленного имущества, хозяйственной компетенции <*> и ответственности по обязательствам позволяют признать их самостоятельным хозяйствующим субъектом.

<*> Хозяйственная компетенция - совокупность имеющихся у хозяйствующего субъекта прав и обязанностей. Подробнее см. гл. III диссертации.

Четвертый этап истории возникновения хозяйственных (предпринимательских) объединений связан с принятием Закона СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 "О предприятиях в СССР" <*> и Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <**>, в которых закреплялось правовое положение объединений предприятий. Данными Законами предусматривалась возможность объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Некоторые из подобных объединений обладали правами юридического лица (ассоциации, союзы), некоторые нет (концерны).

<*> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 25. Ст. 460.
<**> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

Данная форма объединения основывалась на договоре, заключенном между его участниками в целях производственного, научно-технического и социального развития, а также для координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и муниципальных органах, в международных организациях.

Недостатком создания таких объединений было отсутствие распорядительной власти у руководящего органа (руководящей организации) в отношении предприятий - участников объединения. Функция руководящего органа была оговорена договором с предприятиями - участниками объединения и сводилась обычно к координации отношений между ними. Вместе с тем, по согласованию с участниками объединений предприятий на объединение могло быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных и иных функций.

При установлении положения об объединениях предприятий было уделено внимание правам трудового коллектива, в частности при принятии решения о вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля государственного или муниципального имущества составляет более 50%, требуется согласование с трудовым коллективом.

Обязательными требованиями при объединении были: 1) добровольное вхождение и выход из объединения; 2) соблюдение антимонопольного законодательства; 3) свобода выбора организационно-правовой формы объединения; 4) сохранение за предприятиями - участниками объединения хозяйственной самостоятельности и взаимодействие между ними на основе договоров. Такое объединение носило гибкий договорный характер, что позволяло его участникам свободно выходить из его состава с соблюдением (исполнением) обязательств, принятых ими на себя по договору об объединении.

Наличие у объединения собственного наименования с указанием его организационно-правовой формы, наличие устава, самостоятельного и сводного балансов, расчетного и иных счетов в учреждениях банков, печати и иные положения законодателя позволяют заключить, что объединения предприятий рассматривались в качестве организации с правами юридического лица, в состав которой входят самостоятельные организации с правами юридического лица. Процедура регистрации и ликвидации объединений предприятий сходна с процедурами регистрации и ликвидации обычных организаций с правами юридического лица, за изъятиями, установленными в договоре об образовании объединения, касательно распределения имущества.

Статус объединения предприятий как коммерческого либо некоммерческого однозначно не определен. Но, исходя из положений законодательства и действительной на то время картины, по сути, такие объединения можно было отнести к некоммерческим организациям, что снижало целесообразность их создания и в последующем послужило основанием для отказа от таких объединений.

В данный период после принятия Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" нередко встречалось упоминание о рассматриваемых объединениях. Так, например, Закон РСФСР от 1 декабря 1990 г. "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 г. Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" <*> в качестве налогоплательщиков рассматриваются наряду с предприятиями их объединения.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1990. N 29. Ст. 384. Данный Закон фактически прекратил действие на территории Российской Федерации.

Завершая рассмотрение истории возникновения предпринимательских объединений, следует отметить, что российское законодательство с середины 90-х гг. XX в. можно обозначить пятым этапом в истории развития законодательства о предпринимательских объединениях. Ныне действующее законодательство содержит нормы обо всех основных формах предпринимательских объединений, используемых при осуществлении хозяйственной деятельности (холдинги, финансово-промышленные группы и объединения, основанные на договоре простого товарищества).