Мудрый Юрист

Актуальность изучения миграционных процессов в России в целом и в координатах евразийской транспортной системы

Гришанова А.Г., ведущий научный сотрудник ИСПИ РАН, кандидат экономических наук.

Макарова Л.В., ведущий научный сотрудник ИСПИ РАН, кандидат экономических наук.

Статья подтверждает экономическую эффективность осуществления мегапроекта строительства Евразийской транспортной системы с точки зрения возможности рационализации в этом случае миграционных процессов, и, соответственно, размещения населения в ее координатах за счет активизации процессов хозяйственного освоения территорий, наиболее богатых природными ресурсами, но в настоящий момент недостаточно освоенных и имеющих негативные тенденции развития современных миграционных процессов.

Ключевые слова: размещение населения, миграционные процессы.

Topicality of study of migrational processes in Russia in general and in the coordinates of the Eurasian transport system

A.G. Grishanova, L.V. Makarova

The article confirms economic efficiency of effectuation of mega-project of construction of the Eurasian transport system from the viewpoint of possibility of rationalization in this case of migrational processes and consequent placement of population in the coordinates thereof at the account of activization of processes of economic development of territories, which are rich in natural resources, but at present are not developed enough and have negative tendencies of development of contemporary migrational processes.

Key words: placement of population, migrational processes.

В кардинально изменившихся социально-политических и социально-экономических условиях изучение миграционных процессов в стране в целом и в координатах Евразийской транспортной системы (ЕТС) в частности представляется весьма актуальным, особенно в свете, с одной стороны, депопуляции населения страны в целом, а с другой стороны, обсуждения идеи мегапроекта "Интегральная евразийская транспортная система" (ИЕТС). Основные идеи этого мегапроекта обсуждались на Научном совете Программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Экономика и социология знания" еще в 2007 г., председатель которого и предложил рассматривать данный мегапроект как одно из важнейших направлений исследований. В результате этих обсуждений была подготовлена докладная записка Президенту РФ В.В. Путину, который дал соответствующие поручения Председателю Правительства РФ.

Изучение миграционных процессов как фактора расселения населения в стране в целом и в координатах ЕТС требует серьезного их изучения, особенно на уровне республик, краев, областей, автономных округов и автономной области РФ, с акцентом на социально-политические аспекты их последствий как в свете процессов депопуляции, так и соответствующих социально-политических аспектов реализации мегапроекта ИЕТС. Рассмотрим подробнее каждый из этих двух моментов.

Начнем с депопуляции, которая совпала с кардинальными изменениями в социально-политическом и социально-экономическом развития страны. Вследствие этого в последние двадцать лет депопуляция российского населения изменила и повысила роль миграции среди демографических источников динамики его численности. Резко актуализировалось изучение миграционных процессов и проблем. Современное негативное течение процессов естественного движения населения на фоне неуклонного снижения численности российского населения поставило исследование миграции в разряд важнейших научных направлений, особенно в сфере международных миграций, поскольку на фоне депопуляции в стране они стали единственным позитивным компонентом динамики численности российского населения. С большим запозданием в июне 2006 г. была принята Государственная программа оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. И хотя она не достигла желаемых результатов, но сам факт ее принятия свидетельствует о повышении в последние годы актуальности исследований в области миграции.

Вместе с тем в 2007 - 2011 гг. негативная ситуация в области естественного движения населения страны наконец-то привлекла к себе внимание на государственном уровне. Так, в октябре 2007 г. Президентом РФ утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., с января 2007 г. введены новые меры помощи семьям с детьми. В частности, принятие программы так называемого материнского капитала знаменует собой своеобразную веху в осуществлении демографической политики в условиях обновленной России.

Следует отметить, что в области естественного движения населения предпринимаемые на уровне государства меры привели к определенным позитивным сдвигам. Другое дело, что мы не можем количественно определить вклад той или иной меры в изменение демографических параметров. Однако в соответствии с методикой, предложенной Л.Л. Рыбаковским для оценки внутренних угроз для демографического развития, достаточно наличия данных о динамике достаточно краткого ряда показателей. В их число входят такие показатели, как число родившихся, число умерших, естественная убыль (прирост), отношение числа умерших к родившимся, суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни <1>. По всем этим показателям их динамика за период 2007 - 2011 гг. стабильно позитивна.

<1> См. подр.: Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. М.: Academia, 2009.

Вместе с тем нельзя забывать, что, несмотря на незначительное улучшение демографической динамики в России, отмеченные выше количественные характеристики этих показателей отражают не только наличие суженного типа воспроизводства населения, при котором отсутствует замещение поколений, но и присущий России "двойной демографический прессинг". Этот прессинг характеризуется, с одной стороны, низкой рождаемостью, с другой стороны - высокой смертностью. Наличие вышеназванных параметров демографических показателей и процессов убедительно свидетельствует о том, что вектор демографического развития России в настоящее время по-прежнему неблагоприятен.

Единственный компонент позитивного вклада в динамику численности населения нашей страны - это международные миграции. В связи с вышесказанным вопрос их регулирования в настоящий момент представляет наиболее актуальный аспект современной демографической политики Российского государства.

Теперь несколько слов в отношении международной миграции. В настоящий момент ее положительное сальдо, повторим еще раз, выступает как единственный позитивный компонент роста российского населения в целом. Вместе с тем, на наш взгляд, это не должно являться основой для упрощенной оценки этого вклада как безоговорочно положительного. Во-первых, необходимо учитывать, что это положительное сальдо складывается из разнородных не только по значению, но и по знаку параметров процессов эмиграции и иммиграции. Во-вторых, даже в условиях доминирующего веса позитивных результатов иммиграции необходимо провести всестороннюю оценку этого вклада со всех его социальных, демографических, экономических, этнических, географических, политических и, что особенно важно на современном этапе, геополитических аспектов.

При этом проблема оценки позитивности или негативности влияния иммиграции на социально-демографическое развитие России должна обязательно подразумевать необходимость проведения проблемной оценки последствий ее влияния, в том числе и на социально-политическое развитие стран-реципиентов и стран-доноров. Специфика этой оценки влияния иммиграции для отдельных стран заключается, на наш взгляд, не в выборе одного из двух альтернативных решений - поощрять или, наоборот, запрещать иммиграцию из той или иной страны-донора. Специфика заключается, на наш взгляд, в степени государственного участия (со стороны страны-донора) в регулировании отдельных аспектов иммиграционных процессов, а со стороны страны-реципиента - в учете на государственном уровне социально-политических последствий взаимодействия иммигрантов и коренного населения, причем не только и не столько в рамках Российского государства в целом, сколько в рамках его отдельных регионов, административных образований, форм поселения.

Для демографического развития и стабилизации численности населения Российской Федерации, учитывая ее огромные слабозаселенные пространства, принципиальное значение имеет не только общая величина миграционного прироста, формируемого за счет стран СНГ и Балтии, но и территориальные особенности его размещения. С геополитической точки зрения миграционный обмен Российской Федерации с сопредельными с ней государствами более значим, но и более опасен. Для укрепления статуса ведущей мировой державы Российская Федерация в условиях новых государственных границ (после образования на постсоветском пространстве независимых государств) должна учитывать практическую возможность угрозы наплыва в приграничные российские регионы представителей коренной национальности того или иного сопредельного государства, а следовательно, и возможность возникновения в связи с этим территориальных претензий. Ведь теоретически любой интенсивный мононациональный поток иммигрантов на сопредельную территорию расширяет базу для усиления на ней в связи с этим национализма, экономической и политической обособленности, тем самым формируя основу для расширения тех или иных угроз для развития соответствующих сопредельных регионов и страны в целом, а поэтому является нежелательным, особенно в координатах (в свете идеи ее строительства) Евразийской транспортной системы. Это также повышает значимость исследований миграционных процессов в РФ не только и не столько на уровне страны, сколько на региональном уровне, что свидетельствует и об актуальности темы настоящего исследования.

При этом анализ миграционных процессов как фактора расселения населения РФ следует вести как в целом, так и с разделением миграционного компонента на две его составляющие: внутренние и внешние миграции. Это обосновано тем, что каждая из них формируется на уровне разных демографических совокупностей и поэтому имеет свой круг факторов, а следовательно, требует разработки особых концептуальных подходов. По нашему мнению, эти концептуальные подходы должны разрабатываться не только для Российского государства в целом, но и для его отдельных административно-территориальных образований, для регулирования внутрироссийских миграций. Для рассмотрения международных миграций как фактора расселения населения РФ следует разрабатывать концептуальные подходы их регулирования не только для всего постсоветского пространства, но и в рамках его отдельных государств, в том числе с учетом особенностей этнического фактора.

В этом вопросе, на наш взгляд, неоценимую помощь может оказать богатый собственный опыт переселенческой политики России. Для сотрудников сектора миграции центра важность такой работы была отражена в публикациях еще начала 90-х годов прошлого века <2>, а также многочисленных кандидатских и докторских диссертациях, защищенных по данной тематике. В частности, в одном из таких исследований делается обобщающий вывод, который представляется чрезвычайно актуальным на сегодняшний день. В частности, там отмечено следующее.

<2> См. подр.: Исторический опыт регулирования миграции населения в России. М.: ИСПИ РАН, 1994; Рыбаковский Л.Л., Гришанова А.Г., Кожевникова Н.И. Проблемы новой миграционной политики в России. М.: ИСПИ РАН, 1995.

Изучение исторического опыта регулирования миграционных процессов позволяет определить принципиальное различие фундаментальных подходов в разные периоды истории страны. Рассматривая политику России в царский и советский периоды в отношении миграционного компонента формирования численности ее населения в целом и применительно к отдельным частям территории, можем отметить несколько важных моментов.

Первое. Как в царский, так и в советский период политика Российского государства в значительной степени была акцентирована на внутреннее распределение населения по территории страны. Как в царский, так и в советский период политика в отношении внешней миграции была ориентирована на сдерживание оттока собственного населения и на привлечение в страну иностранных граждан.

Второе. Российское государство вплоть до распада СССР внешнюю миграцию существенным образом обусловливало вопросами подданства (гражданства). В отношении эмигрантов существовали строгие законы, нарушение которых приводило не только к лишению подданства (гражданства), но и к лишению имущественных прав. В отношении иммигрантов миграционная политика, напротив, была направлена на стимулирование иностранных граждан к перемене подданства (гражданства) в пользу российского.

Третье. Эти основные характерные черты миграционной политики были свойственны ей в периоды, когда общий естественный прирост населения характеризовался позитивной динамикой. Но и при этих обстоятельствах основная логика позиции Российского государства заключалась в задачах сохранения и приращения общей численности населения, а также распределения населения по территории страны.

Напротив, в постсоветский период внешняя миграция не стала рассматриваться в качестве важного источника пополнения населения. Либеральное эмиграционное законодательство в комплексе со сдерживанием иммиграционных настроений соотечественников, отсутствие преференций для получения мигрантами гражданства сформировали полярные основы миграционной политики постсоветской России. Внутренние миграционные перемещения населения ныне исключены из зоны внимания государственного управления, что не только отличается от политики царского и советского периода, но и закладывает негативные тенденции в расселении населения <3>.

<3> Ходенко С.В. Миграционные процессы и их влияние на формирование постоянного населения России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011. С. 46 - 47.

В свете вышесказанного изучение миграционных процессов как фактора расселения населения РФ, особенно в координатах строительства Евразийской транспортной системы, представляется весьма актуальным, особенно с позиций социально-политических аспектов их последствий в современный период. Ведь "проект исходит из системного представления о национальных интересах России в XXI веке, отраженных в стратегических установках международной и внутренней политики" <4>.

<4> Интегральная евразийская транспортная система. М., 2007. С. 5.

Геополитический аспект строительства ИЕТС с этих позиций для РФ имеет особое значение как для европейского центра, так и особенно - Сибири, Дальнего Востока и Урала. Последние относятся к числу исключительно важных регионов не только с точки зрения предполагаемого прохождения по ним ИЕТС, но и с точки зрения их ресурсного, экономического и геополитического значения для России. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть не только миграционные процессы на так называемом областном уровне (то есть в разрезе республик, краев, областей, автономных округов, автономной области), в том числе особенно - в координатах строительства ИЕТС. Необходимо рассмотреть современные особенности транспортного, ресурсного, экономического и социального развития регионов прохождения ИТЕС и связать их с особенностями процессов миграции на их территориях в сравнении с другими российскими регионами.

Проведенное исследование миграционных процессов, рассматриваемых как фактор расселения населения Российской Федерации, в координатах формирования ИЕТС позволяет отметить следующее. В современную эпоху - эпоху глобализации значение транспортной сети, особенно сети железных дорог как фактора экономической, а соответственно, и национальной безопасности Российской Федерации, дополняется ее ролью в проекте строительства евразийского транспортного коридора, связывающего, в первую очередь, страны Восточной Азии с Западной Европой. С помощью последнего Россия имеет возможность стать ключевым государством не только в формировании Евразийской транспортной системы, но и в рамках функционирования восточноазиатского общего рынка, значение которого в изменившейся геополитической ситуации для Российской Федерации неизмеримо возрастает.