Мудрый Юрист

Отстранение от управления транспортным средством как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Соколов Александр Юрьевич, докторант, заместитель заведующего кафедрой административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследуются цели и основания применения отстранения от управления транспортным средством в производстве по делам об административных правонарушениях. Анализируется порядок применения рассматриваемой меры административного принуждения. Вносятся предложения по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства.

Ключевые слова: меры административного принуждения, производство по делам об административных правонарушениях, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, отстранение от управления транспортным средством.

Discharge from management of a vehicle as a provision procedure measure of administrative offences cases

A.Yu. Sokolov

In a scientific article explores the purposes and reasons of discharge from management of a vehicle during the administrative proceeding. The procedure of application of the examined measure of administrative compulsion is analysed. Makes suggestions for improving the existing administrative and tort law.

Key words: measures of administrative enforcement, administrative proceeding, provision procedure measures of administrative offences cases, discharge from management of a vehicle.

Отстранение от управления транспортным средством представляет собой меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренную ст. 27.12 КоАП РФ.

Отстранение от управления транспортным средством связано с кратковременным ограничением субъективных прав управления транспортными средствами и выражается в запрещении физическому лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство приводится в движение.

Положения рассматриваемой статьи не ограничивают перечень видов транспортных средств, тем самым допуская применение данной меры к лицам, управляющим любым транспортным средством: автомобилем, трактором, самоходной дорожно-строительной машиной, трамваем, троллейбусом, судном и т.д.

По своей сути отстранение от управления транспортным средством состоит в невозможности реализации ранее предоставленного государством в разрешительном порядке физическому лицу специального права управления транспортным средством на определенный срок. Объектом правоограничительного воздействия могут выступать такие конституционные права граждан, как право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ <1>), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Направление такого государственно-властного воздействия обусловлено возможностью причинения существенного вреда эксплуатацией имущества, являющегося источником повышенной опасности.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.

Исследуемая мера имеет две ярко выраженные цели применения: 1) пресечение административного правонарушения и 2) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

С одной стороны, посредством применения данной меры лицо лишается возможности осуществлять противоправное управление транспортным средством, чем предотвращаются возможные вредные последствия развития данного правонарушения. С другой стороны, применением данной меры обеспечивается возможность реализации последующих, связанных с ней мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ фактическими основаниями применения отстранения от управления транспортным средством выступают совершение или обоснованное предположение о совершении лицом одного или нескольких нарушений Правил дорожного движения <2>, административная ответственность за совершение которых предусмотрена рядом статей Особенной части КоАП РФ. Указанные правонарушения способны причинить существенный вред охраняемым законом интересам и представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья окружающих.

<2> Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

К их числу относятся следующие:

Первое основание применения отстранения от управления транспортным средством в отличие от остальных не представляет собой законченного деяния, обладающего всеми определенными административно-деликтным законом признаками, составляющими состав административного правонарушения. Факт нахождения лица в состоянии опьянения может быть установлен лишь посредством проведения процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводимой в установленном законом порядке. В этой связи основанием применения данной меры административного принуждения выступает обоснованное предположение должностного лица органа государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства о нахождении лица, управляющего транспортным средством, в состоянии опьянения. Достаточными основаниями полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких признаков: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке <3>. Рассматриваемое основание относится к отстранению от управления лиц, управляющих транспортными средствами всех видов. Иные основания применяются лишь при применении отстранения от управления к лицам, совершившим отдельные правонарушения в области дорожного движения.

<3> См.: п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 // СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3280.

Вместе с тем такое ограничение круга субъектов не согласуется с иными положениями КоАП РФ. Полномочиями по применению мер обеспечения производства по делам о тождественных предусмотренным ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ административных правонарушениях, сопряженных с управлением маломерными судами (ст. 11.8, 11.8.1, 11.9 - 11.12 КоАП РФ), обладают также должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40 КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ они вправе применять задержание транспортного средства как за управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ), так и за управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца (ст. 11.8.1 КоАП РФ). Применению задержания транспортного средства должно предшествовать применение отстранения от его управления. В этой связи представляется необходимым расширить основания применения рассматриваемой меры и распространить пределы государственно-властного воздействия на судоводителей, совершающих административные правонарушения, предусмотренные ст. 11.8.1 КоАП РФ.

Отстранение от управления транспортным средством относится к срочным видам мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Предполагаемые им ограничения длятся до устранения причины отстранения.

Отстранение от управления транспортным средством имеет личный характер. Специальным субъектом принудительного воздействия выступает лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида, - водитель, судоводитель, тракторист и т.д. Наряду с указанными лицами к числу субъектов относятся также лица, обучающие вождению <4>, а также лица, находящиеся на месте водителя (судоводителя) в кабине буксируемого транспортного средства <5>.

<4> См.: п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
<5> См.: п. 20.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Отстранение от управления транспортным средством осуществляется должностными лицами различных государственных органов надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства в зависимости от вида транспортного средства и субъекта, осуществляющего его управление. Полномочиями по отстранению от управления автомототранспортными средствами, тракторами и другими самоходными машинами обладают должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; в отношении судоводителей маломерных судов - должностные лица органов морского транспорта, органов внутреннего водного транспорта, Государственной инспекции по маломерным судам; а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - должностные лица военной автомобильной инспекции. Полномочия должностных лиц военной автомобильной инспекции не распространяются на водителей транспортных средств других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФСБ России, ФСО России, СВР России), поскольку нормативно-правовыми актами законодательного характера, регулирующими порядок деятельности указанных органов <6>, установлен особый порядок применения к указанным лицам мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях <7>.

<6> См.: ст. 17 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269; ст. 20 Федерального закона "О государственной охране" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594; ст. 20 Федерального закона "О внешней разведке" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 143.
<7> Установление указанными Федеральными законами особого статуса для их должностных лиц явилось одним из оснований отклонения Президентом РФ Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятого Государственной Думой 24 ноября 2006 г., предусматривавшего расширение круга полномочий должностных лиц военной автомобильной инспекции, в том числе предоставление им прав отстранять от управления транспортным средством соответствующего вида водителей транспортных средств не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (письмо Президента РФ от 31 декабря 2006 г. "Президентское вето" // Российская газета. 31.12.2006).

Об отстранении от управления транспортным средством составляется протокол <8>, отвечающий требованиям ч. 4, 5 ст. 27.12 КоАП РФ. Указанное положение является новеллой КоАП РФ, поскольку ранее действовавшим законодательством об административной ответственности оформление рассматриваемой меры протоколом не предусматривалось.

<8> Форма протокола об отстранении от управления ТС утверждена письмом МВД от 18.06.2003 N 13/ц-72 "О направлении методических рекомендаций" // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Применение отстранения от управления транспортным средством в отношении всех категорий лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, предусматривает обязательное присутствие двух понятых <9>.

<9> См.: ответ на вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г.) // Верховный Суд РФ [сайт]. URL: http://www.supcourt.ru (дата обращения: 17.02.2012).

Отстранение от управления транспортным средством как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от лишения специального права как меры административного наказания. Последняя представляет собой итоговую, самостоятельную меру административной ответственности, применяемую исключительно в судебном порядке на срок не менее одного месяца и не более трех лет, заключающуюся в невозможности реализации ранее предоставленного лицу специального права (права на управление транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств).

Таким образом, отстранение от управления транспортным средством представляет собой краткосрочное лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права на использование имущества, представляющего собой источник повышенной опасности, в связи с совершением или с обоснованным предположением о совершении грубого, способного причинить существенный вред охраняемым законом интересам нарушения порядка пользования этим имуществом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, длящееся до устранения причины отстранения.