Мудрый Юрист

Роль и место коммерческих банков в системе финансово-правовой ответственности

Саттарова Н.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое право" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Как денежная и финансовая системы, банковская система является объектом финансово-правового регулирования, поскольку она связана с общественными отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач, обслуживания интересов публичной власти.

Банковская система, будучи одним из самых важных элементов экономики любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и является механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависят от состояния банковской системы страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов.

Современное состояние банковской системы Российской Федерации принято характеризовать следующими особенностями:

  1. наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков;
  2. определенной независимостью Центрального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации;
  3. преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности;
  4. наличием отношений гражданско-правового и хозяйственно-правового характера между разными уровнями банковской системы <*>.
<*> См.: Прозоров А.Л. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2001. С. 392.

Вместе с тем следует отметить, что финансовое право регулирует следующие общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования банковской системы.

  1. Отношения между структурными элементами банковской системы (или в целом банковской системой) и представительными и исполнительными государственными органами. Например, отношения уполномоченных банков с федеральным казначейством в реализации процесса казначейского исполнения бюджета, а также отношения с налоговыми органами в процессе перечисления налогов и сборов в бюджет.
  2. Финансовые отношения между Центральным банком РФ и кредитными организациями. Банки, аккумулируя денежные средства своих клиентов, размещают привлеченные средства от своего имени и за свой счет в виде кредита на условиях платности, срочности и возвратности среди населения (на потребительские нужды), организаций - хозяйствующих субъектов и государственных структур. Кроме того, к отношениям данного вида необходимо отнести отношения между ЦБ РФ и кредитными организациями в связи с их регистрацией, лицензированием, установлением экономических нормативов их деятельности, а также в процессе осуществления банковского надзора.
  3. Финансовым правом регулируются некоторые отношения кредитных организаций и обслуживаемых юридических и физических лиц. Так, например, в соответствии с действующим законодательством кредитные организации выполняют функции агентов валютного контроля, налоговых агентов, сборщиков налогов.

Таким образом, особая значимость банковской системы, наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании банковской деятельности обусловлены тем, что деятельность Банка России и кредитных организаций непосредственно влияет на реализацию государственной экономической политики, финансовой стабильности и обеспечение экономической безопасности страны.

Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки, являясь субъектами финансового права, выступают в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов, т.е. являются важнейшим звеном финансовой системы государства.

Банки осуществляют посреднические операции между различными "игроками" на финансовом поле, они призваны способствовать оптимизации размещения денежных средств, успешному кредитованию бизнеса, активному использованию вкладов юридических и физических лиц, т.е. банки - основной, главный финансовый институт, изначально ориентированный на комплексное осуществление банковской деятельности, объективно стремящийся к универсализации. Движение денежных средств проходит через счета кредитных организаций. Таким образом, происходит "кругооборот" денежных средств, денежное обращение, в стабильном функционировании которого заинтересовано государство.

Безналичные расчеты согласно ст. 861 ГК РФ производятся с участием кредитных организаций. В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П кредитные организации обязаны контролировать своих клиентов в части соблюдения ими порядка ведения кассовых операций, установления лимита остатка кассы, соблюдения порядка и сроков инкассации наличных денежных средств и т.д. Банкам доступны информация практически о всех денежных потоках (как в наличной, так и безналичной форме) и сведения об их владельцах. Это создает техническую возможность осуществления банками контроля за денежными потоками на предмет соответствия определенных операций законодательству.

Кредитные организации в силу своего особого положения в экономике России и особого правового статуса имеют определенные преимущества, гарантии со стороны государственных регулирующих органов, прежде всего Центрального банка РФ, по сравнению с другими финансовыми посредниками:

Важно отметить, что правовой статус кредитных организаций имеет два взаимосвязанных элемента: статус частного юридического лица, осуществляющего гражданско-правовые сделки, и публичный статус субъекта финансового права, участвующего в денежно-кредитном обороте государственных финансовых средств.

Анализ действующего законодательства позволяет раскрыть следующие признаки коммерческих банков:

а) банк является юридическим лицом - предпринимателем, т.е. таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;

б) банк создается в форме хозяйственного общества, т.е. акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, зависимого и дочернего общества; иные организационно-правовые формы для банка запрещены;

в) банк является кредитной организацией, т.е. организацией, созданной для осуществления банковских операций;

г) банк действует на основе лицензии, выдаваемой Банком России;

д) банк обладает специальной компетенцией, т.е. он извлекает прибыль только путем совершения определенных операций;

е) банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

Следовательно, правовой статус кредитной организации как самостоятельного юридического лица обеспечивает ей автономность и независимость в ее оперативной финансово-хозяйственной деятельности от вышестоящих государственных и местных органов власти.

Важно помнить, что необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны Центрального банка РФ, что обусловливает необходимость получения лицензии на совершение банковских операций и прохождения регистрации в Центральном банке. В противном случае банковские операции являются незаконными.

Следовательно, признаки, характеризующие правовое положение кредитной организации, есть факторы, обусловливающие необходимость осуществления надзора за ее деятельностью. Такими факторами являются и ряд положений, закрепленных в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность кредитных организаций, которые направлены на установление для них правил поведения на рынке банковских услуг, обеспечивающих надежность деятельности как каждой конкретной организации, так и всей банковской системы <*>.

<*> См.: Рыбакова С.В. Правовые факторы, обусловливающие необходимость осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных организаций // Актуальные проблемы финансового права. Сборник научных статей. Саратов, 2003. С. 117.

Напомним, что основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещением денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и др.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций.

Таким образом, современный монополистический банк представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований. Универсальный тип банка, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционно-эмиссионные, расчетно-платежные, информационно-консультативные и многочисленные околобанковские операции, наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала, соответствует диверсифицированной деятельности многоотраслевых концернов <*>. Указанное обусловливает публично-правовую обязанность банка проявлять разумную заботливость и добросовестность по отношению к интересам своих клиентов <**>.

<*> Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков. М., 1995. С. 7.
<**> Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999. С. 43.

В то же время банк обладает и публичными правами, существование которых вызвано необходимостью обеспечить единство и сопоставимость банковской системы, ликвидность данного банка как ее элемента, интересы государства.

Следует отметить, что банки занимают важное место в бюджетной и налоговой системе. Превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово-инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово-промышленных конгломератов, банки стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.

Кроме того, как уже отмечалось, банки проводят платежи, исполняют поручения налоговых органов о списании недоимок и пени. Необходимо также отметить роль банков как организаций, контролирующих постановку на учет в налоговых органах юридических и физических лиц. Наконец, банки представляют соответствующим налоговым органам сведения об открытии счетов, о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов, исполняют поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, исполняют распоряжения налоговых органов о бесспорном списании соответствующих сумм, а также о приостановлении операций по счетам.

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе, а также выполнять указанные выше функции Банка России в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Таким образом, банки являются основными звеньями бюджетного и налогового механизма.

С участием банков в бюджетно-налоговой сфере складываются следующие правоотношения:

  1. "банк - государство" - публичные отношения (налоговые, бюджетные);
  2. "налогоплательщик - государство" - налоговые правоотношения;
  3. "налогоплательщик (клиент) - банк" - отношения гражданско-правового характера.

Статус банков по налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Особенности содержания налоговой правосубъектности банков проявляются в специфике налогообложения многих банковских операций, в дополнительных обязанностях банков по предоставлению в налоговые органы определенной информации о клиентах-налогоплательщиках и т.д. <*> Однако банки в рамках налоговых отношений обладают и правами, такими как право защиты своих интересов, право возмещения вреда от незаконных действий налоговых органов и др.

<*> См.: Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 121.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов) <*>.

<*> См.: Гончаренко Л.И. Налогообложение коммерческих банков. М., 1997. С. 3 - 5; Поляк А.А. Налогообложение кредитных организаций (практические вопросы): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998. С. 1 - 3.

Обязанности банков по налоговому законодательству установлены в целом ряде статей Налогового кодекса РФ (ст. 46, 60, 76, 86 и др.).

Так, например, ст. 60 НК РФ устанавливает следующие обязанности банков:

  1. банк при исполнении поручения на перечисление налога (сбора) или инкассового поручения налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации обязан соблюдать очередность, установленную гражданским законодательством для списания денежных средств с банковского счета;
  2. банк обязан исполнить поручение на перечисление налога (сбора) в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;
  3. банк обязан исполнить инкассовое поручение налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;
  4. банк обязан не взимать плату за обслуживание по операциям, связанным с исполнением поручения на перечисление налога (сбора) и инкассового поручения налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации.

Следовательно, основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Кредитные организации - уполномоченные банки являются субъектами валютного права. В соответствии с п. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 29 июня 2004 г.) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Вместе с тем в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И Банк России выдает три вида валютных лицензий:

  1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
  2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
  3. Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.

Следует отметить, что расчеты при осуществлении валютных операций, а также покупка и продажа иностранной валюты и чеков в иностранной валюте в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки.

Банк России устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и осуществления уполномоченными банками операций с наличной иностранной валютой с участием физических лиц установлен Инструкцией ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. N 113-И.

Таким образом, особый порядок образования, регистрации, формирования уставного капитала, необходимость лицензии при осуществлении специфичных операций, бюджетно-налоговая правосубъектность, место и роль в системе экономики выделяют банк как специального участника финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов.

Финансовую деятельность государства также осуществляет Центральный банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 29 июля 2004 г., с изм. от 23 декабря 2004 г.). Центральный банк РФ осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РФ. Следовательно, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции Центрального банка РФ.

Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия <*> в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.

<*> См.: Финансовое право / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 26.

Вместе с тем вся финансовая система, являясь неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета, не может функционировать без института ответственности. Так, например, в соответствии с действующим законодательством исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

Выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки <*>, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

<*> См., напр.: Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 6.

Понятие финансовой ответственности - одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.

Современное состояние финансового права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности, которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - "снизу вверх", поскольку, например, более детальное законодательное оформление и научное осмысление получают налоговая, бюджетная и валютная ответственность <*>.

<*> См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004. С. 166.

При этом следует отметить, что действующее законодательство предусматривает ответственность банков за нарушения норм гражданского, банковского, бюджетного, налогового, валютного, административного, таможенного законодательства и других отраслей права.

Например, гражданско-правовая ответственность банков в расчетных отношениях выделяет два вида имущественной ответственности:

а) за нарушение обязательств по договору банковского счета;

б) ответственность банков при осуществлении расчетов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований (ст. 15.6 - 15.10, 15.26).

Определение роли банка как специального субъекта налогового правоотношения (в отличие от небанковских кредитных организаций), а именно налоговой ответственности, исходит из того, что банковские операции, служащие своеобразным связующим звеном в отношениях по перечислению, сбору налогов в бюджет, позволяют банкам выступать налогоплательщиками, налоговыми агентами и сборщиками налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 132 - 135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах:

  1. Нарушение банком порядка открытия счетов налогоплательщиков и исполнения поручений о перечислении налогов и сборов.
  2. Неисполнение банком решений налогового органа о приостановлении операций по счетам о взыскании недоимок и пени.
  3. Непредставление налоговым органам сведений о финансовых операциях налогоплательщиков.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена в виде санкций, выраженных в разных формах: в твердых денежных суммах (нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб., несообщение банком налоговому органу сведений об открытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.); в начислении пеней (за нарушение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов применяется взыскание пеней в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки); в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др.

Применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам преследует основную цель - защиту экономических интересов государства, укрепление национальной валюты. На банки, осуществляющие операции с иностранной валютой, возложены специальные функции агентов валютного контроля в интересах государства. Ненадлежащее выполнение ими функций валютного контроля может привести (и фактически приводит) к ущербу для экономики страны несравнимо большему, чем при нарушении норм банковского регулирования. За нарушение порядка совершения валютных операций, т.е. за валютные правонарушения, банки должны нести ответственность по нормам, установленным Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными нормативными актами Банка России, изданными в его исполнение.

Таким образом, соглашаясь с А.С. Емельяновым и Н.Н. Черногором, отметим, что основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица, деятельность которого связана с публичными финансами, обусловливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, отличающихся имущественно-стоимостным и публичным характером <*>.

<*> См.: Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. М., 2004. С. 200.