Мудрый Юрист

Некоторые проблемы правового регулирования обращения акций, размещенных до вступления в силу федерального закона от 22.04.1996 "о рынке ценных бумаг" без государственной регистрации

Латыпов Д.Н., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Акинфиева В.В., ассистент кафедры предпринимательского права, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Раскрывается хронология нормативного регулирования и правоприменительной практики вопроса обращения на территории Российской Федерации ценных бумаг (акций), выпущенных акционерными обществами при отсутствии государственной регистрации выпуска таких ценных бумаг (акций). Анализируется так называемое понятие "амнистии сделок с акциями, совершенными в отсутствие государственной регистрации выпуска таких акций". Дается анализ и тенденции развития судебного толкования и судебной практики по сделкам с акциями, совершенным до их государственной регистрации, при действующем законодательном регулировании. Делается вывод о наличии противоположных правовых позиций по рассматриваемому вопросу в рамках суда одного округа. Предлагаются возможные варианты разрешения правовых споров по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: акции, выпущенные акционерными обществами, при отсутствии государственной регистрации выпуска; обращение на территории Российской Федерации ценных бумаг; сделки с акциями, совершенные до государственной регистрации таких акций; тенденции развития законодательства и правоприменительной практики в сфере правового регулирования обращения акций.

Some problems of legal regulation of the circulation of the stocks placed without the state registration before Federal law 22.04.1996 N 39-FZ "About securities market" came into effect

D.N. Latypov, V.V. Akinfiyeva

Latypov D.N., Perm State National Research University.

Akinfiyeva V.V., Perm State National Research University.

In article the chronology of standard regulation and law - enforcement practice of a question of the address in the territory of the Russian Federation of the securities (actions) issued by joint - stock companies in the absence of the state registration of issue of such securities (actions) reveals. In the 90th years in the Russian Federation the mass of the joint - stock companies emitting actions at the establishment is created that in turn, generated need of implementation of the state registration of issues of securities (actions). Taking into account dynamically developing legal base of rather specified question there were the serious problems connected with a turn of securities (actions), not passed such registration. This circumstance was the basis for adoption of the Federal law from 10.12.2003 N 174-FZ "About the state registration of the share issues placed before coming into effect of the Federal law "About securities market" without the state registration", providing so-called "amnesty" of all transactions with such securities made before coming into effect of the called law. Nevertheless, in jurisprudence there were far not identical examples of application of the specified law under comparable circumstances.

The review of opinions of a number of civilist is provided in article, the wide range of the various points of view of rather set perspective is visually illustrated.

The so-called concept "amnesties of transactions with the actions made for lack of the state registration of issue of such stocks" is analyzed.

In article the analysis is carried out, and tendencies of development of judicial interpretation and jurisprudence according to transactions with the actions, made to their state registration are considered, at operating legislative regulation.

The conclusion about existence of opposite legal positions on a case in point within court of one district is drawn. Thus, the urgency of research of a case in point, it appears, undoubtedly proves to be true.

Possible options of permission of legal disputes on a considered problem are offered.

Key words: the stocks issued by joint-stock companies; in the absence of the state registration of release; the address in the territory of the Russian Federation of securities; transactions with the actions; made before the state registration of such actions; tendencies of development of the legislation and law-enforcement practice in the sphere of legal regulation of the circulation of stocks.

Не секрет, что в 90-е годы в Российской Федерации создана масса акционерных обществ, эмитировавших акции при своем учреждении. Изначально законодательство (Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 [3], п. 2 и 6, Инструкция о правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами на территории РФ (издана на основании Постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, п. 2.10) [9], Временное положение "О ведении реестра владельцев именных ценных бумаг", утв. Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ от 12 июля 1995 г. N 3, п. 2.1 и 3.3.2 [5]), содержало императивную правовую норму - для обращения на территории Российской Федерации ценные бумаги должны пройти государственную регистрацию и получить в установленном порядке регистрационный номер. Соответственно, не допускался оборот акций, выпущенных акционерными обществами, при отсутствии государственной регистрации выпуска таких акций.

Тем не менее на практике далеко не всегда эмитенты добросовестно исполняли указанную обязанность по регистрации выпусков акций. При этом нередко совершалась не одна сделка с неоднократной сменой приобретателей.

Позднее законодателем был установлен аналогичный запрет на обращение ценных бумаг, выпуск которых не зарегистрирован, в ряде иных нормативных актов (в частности, п. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" [7], п. 22 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" [4], ст. 27.6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" [10]).

Аналогичным образом складывалась судебная практика, достаточно обратить внимание на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, отраженную в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2001 г. N 63: в соответствии с действующим законодательством размещение акционерным обществом акций может осуществляться только после государственной регистрации их выпуска. Сделки с акциями, совершенные до их государственной регистрации, являются недействительными (ничтожными) в силу абз. 7 ст. 18 Закона о рынке ценных бумаг, п. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" [2].

Таким образом, тенденция развития законодательства и правоприменительной практики в сфере правового регулирования обращения акций, выпуск которых не зарегистрирован, прослеживалась четко и однозначно - такие сделки являлись недействительными (ничтожными) на основании ст. 168 Гражданского кодекса РФ [1].

Однако 27 декабря 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" [6].

Согласно пункту 4 статьи 1 указанного Закона владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации. Сделки, на основании которых указанные лица приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием государственной регистрации.

Цивилистами подобная правовая норма поименована как своеобразная амнистия сделок с акциями, совершенными в отсутствие государственной регистрации выпуска [13].

Однако указанное нововведение породило ряд вопросов относительно действительности сделок с акциями со стороны не только теоретиков, но и правоприменителей. В частности, является ли отсутствие регистрации выпуска акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг", основанием для вывода о ничтожности совершенных с акциями сделок при условии, что регистрация выпуска на момент рассмотрения спора судом не осуществлена?

Судебная практика по указанному вопросу противоречивая.

Согласно одной точке зрения, любые совершенные до 28 декабря 2004 г. сделки с ценными бумагами при отсутствии государственной регистрации их выпуска являются действительными в силу прямого указания закона и, соответственно, влекут возникновение у приобретателей ценных бумаг всех вытекающих из обладания ими прав [11].

В подтверждение указанной позиции суд сослался на п. 1 и 4 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ. В указанном прецеденте сторона по делу ссылалась на отсутствие государственной регистрации выпуска ценных бумаг на момент разрешения спора (2009 г.), утверждая, что п. 4 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ применяется только при условии регистрации выпуска ценных бумаг до 28 декабря 2004 г. в порядке, предусмотренном данным Законом. Тем не менее суд указанные доводы проигнорировал, при этом, однако, не дав им никакой правовой оценки. Сделки, совершенные до 28 декабря 2004 г. с акциями, выпуск которых не был зарегистрирован на момент рассмотрения спора, признаны действительными.

Согласно другой точке зрения, в случае если государственная регистрация выпуска акций на момент рассмотрения спора не осуществлена, то сделки, совершенные с данными акциями (в том числе совершенные до 28 декабря 2004 г.), являются недействительными (ничтожными) на основании ст. 168 ГК РФ.

При этом суды исходят из следующего. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ предоставляет акционерным обществам возможность зарегистрировать выпуски акций, обращавшихся без государственной регистрации, исключая такое основание для отказа в государственной регистрации как нарушение акционерным обществом - эмитентом - требований законодательства РФ о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска. В соответствии с п. 4 ст. 1 указанного Закона владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат именно на момент такой государственной регистрации.

Если регистрация выпусков акций на момент рассмотрения спора не произведена и сделки с акциями совершены до регистрации выпуска акций, то на подобные сделки нельзя распространять действие Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ [12].

Таким образом, актуальность исследования рассматриваемого вопроса, думается, бесспорно подтверждается наличием противоположных правовых позиций в рамках суда одного округа.

Представляется, что указанная проблема может быть разрешена следующим образом.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, сформулированной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 декабря 2009 г. N 90 [8], применяя п. 4 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ, судам необходимо учитывать, что данная правовая норма "...распространяется и на случаи государственной регистрации выпусков акций по истечении установленного абзацем вторым части 1 статьи 1 Закона срока".

Следовательно, исходя из буквального толкования указанного мнения ВАС РФ можно предположить, что рассматриваемая правовая норма (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ) подлежит применению только в случае государственной регистрации выпуска акций как исключающая такое основание для отказа в регистрации, как нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах в части запрета на размещение акций до государственной регистрации их выпуска.

Применение данной позиции позволит также исключить противоречие между положениями, прямо закрепляющими действительность сделок, совершенных до 28 декабря 2004 г. с акциями, государственный выпуск которых не прошел государственную регистрацию, и правовыми положениями п. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", ст. 27.6 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Кроме того, на сегодняшний день действующим является пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2001 г. N 63, также устанавливающий ничтожность подобных сделок, что не может не поставить под сомнение изложенное выше мнение Федерального арбитражного суда Уральского округа, сформулированное в Постановлении от 3 июня 2009 г. N Ф09-8016/08-С4.

При таких обстоятельствах, при отсутствии государственной регистрации выпуска акций на момент рассмотрения спора судом правовые положения, указанные в п. 4 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ, не подлежат применению. Соответственно, сделки, совершенные с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию на момент рассмотрения спора (в том числе сделки, совершенные до 28 декабря 2004 г.), являются ничтожными. Предлагается указанную позицию зафиксировать легально путем соответствующих корректировок действующего законодательства.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ // Рос. газ. 1994. 8 дек.
  2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23 апр. 2001 г. N 63 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  3. Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР: Постановление Правительства РСФСР от 28 дек. 1991 г. N 78 // СП РФ. 1992. N 5. Ст. 26.
  4. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях": Федер. закон от 28 дек. 2002 г. N 185-ФЗ // Парламентская газ. 2003. 5 янв.
  5. О Временном положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг: Постановление ФКЦБФР при Правительстве Рос. Федерации от 12 июля 1995 г. N 3 // Рос. газ. (Ведомственное прил.). 1995. 18. авг.
  6. О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации: Федер. закон от 10 дек. 2003 г. N 174-ФЗ // Рос. газ. 2003. 17 дек.
  7. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федер. закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ // Рос. газ. 1999 г. 11 марта.
  8. О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 90. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  9. О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами: письмо Минфина Рос. Федерации от 6 июля 1992 г. N 53 // Бюл. нормат. актов. 1992. N 9 - 10.
  10. О рынке ценных бумаг: Федер. закон от 22 апр. 1996 г. N 39-ФЗ // Рос. газ. 1996. 25 апр.
  11. Постановление ФАС УО от 3 июня 2009 г. N Ф09-8016/08-С4 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  12. Постановление ФАС ВСО от 3 сент. 2009 г. по делу N А33-15494/08; Постановление ФАС Уральского округа от 4 авг. 2005 г. N Ф09-2436/05-ГК; Постановление ФАС Уральского округа от 29 июня 2005 г. N Ф09-1922/05-С5 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
  13. Шапкина Г.С. Применение акционерного законодательства. М.: Статут, 2009.

Bibliograficheskij spisok

  1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' pervaja ot 30 nojab. 1994 g. N 51-FZ // Ros. gaz. 1994. 8 dek.
  2. Informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 23 apr. 2001 g. N 63 [Jelektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus".
  3. Ob utverzhdenii Polozhenija o vypuske i obrawenii cennyh bumag i fondovyh birzhah v RSFSR: Postanovlenie Pravitel'stva RSFSR ot 28 dek. 1991 g. N 78 // SP RF. 1992. N 5. St. 26.
  4. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Federal'nyj zakon "O rynke cennyh bumag" i o vnesenii dopolnenija v Federal'nyj zakon "O nekommercheskih organizacijah": Feder. zakon ot 28 dek. 2002 g. N 185-FZ // Parlamentskaja gaz. 2003. 5 janv.
  5. O Vremennom polozhenii o vedenii reestra vladel'cev imennyh cennyh bumag: Postanovlenie FKCBFR pri Pravitel'stve Ros. Federacii ot 12 ijulja 1995 g. N 3 // Ros. gaz. (Vedomstvennoe pril.). 1995. 18. avg.
  6. O gosudarstvennoj registracii vypuskov akcij, razmewennyh do vstuplenija v silu Federal'nogo zakona "O rynke cennyh bumag" bez gosudarstvennoj registracii: Feder. zakon ot 10 dek. 2003 g. N 174-FZ // Ros. gaz. 2003. 17 dek.
  7. O zawite prav i zakonnyh interesov investorov na rynke cennyh bumag: Feder. zakon ot 5 marta 1999 g. N 46-FZ // Ros. gaz. 1999 g. 11 marta.
  8. O nekotoryh voprosah praktiki primenenija Federal'nogo zakona "O gosudarstvennoj registracii vypuskov akcij, razmewennyh do vstuplenija v silu Federal'nogo zakona "O rynke cennyh bumag" bez gosudarstvennoj registracii [Jelektronnyj resurs]: Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 17.12.2009 N 90. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus".
  9. O pravilah sovershenija i registracii sdelok s cennymi bumagami: pis'mo Minfina Ros. Federacii ot 6 ijulja 1992 g. N 53 // Bjul. normat. aktov. 1992. N 9 - 10.
  10. O rynke cennyh bumag: Feder. zakon ot 22 apr. 1996 g. N 39-FZ // Ros. gaz. 1996. 25 apr.
  11. Postanovlenie FAS UO ot 3 ijunja 2009 g. N F09-8016/08-S4 [Jelektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus".
  12. Postanovlenie FAS VSO ot 3 sent. 2009 g. po delu N A33-15494/08; Postanovlenie FAS Ural'skogo okruga ot 4 avg. 2005 g. N F09-2436/05-GK; Postanovlenie FAS Ural'skogo okruga ot 29 ijunja 2005 g. N F09-1922/05-S5 [Jelektronnyj resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus".
  13. Shapkina G.S. Primenenie akcionernogo zakonodatel'stva. M.: Statut, 2009.