Мудрый Юрист

Взаимосвязь правосознания и правовой культуры налогоплательщика с фискальной функцией современного государства

Григорьева Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения, Белорусский государственный экономический университет.

Статья посвящена исследованию правосознания и правовой культуры налогоплательщика на современном этапе развития белорусской государственности. Последовательно доказывается взаимообусловленность рассматриваемых юридических категорий с фискальной функцией государства и его экономической безопасностью. Аргументируется влияние государства на состояние правосознания и правовой культуры налогоплательщика. Автор обосновывает положение, согласно которому формирование правосознания и воспитание правовой культуры налогоплательщика на государственном уровне должны проводиться как одно из приоритетных направлений идеологии Республики Беларусь.

Ключевые слова: правосознание; правовая идеология; правовая мораль; правовая психология; правовая культура; налогоплательщик; государство; экономическая безопасность государства; фискальная функция государства; идеологическая функция государства.

Interrelation between the sense of justice and the legal culture of the tax bearer with the fiscal function of the modern state

E.N. Grigoreva

Grigoreva E.N., the Belarusian state economic university.

The article is devoted to the research of the sense of justice and legal culture of the tax bearer at the present stage of the development of the Belarus statehood.

Interconditionality of considered legal categories with fiscal function of the state and its economic safety is consistently proved. The presence of the influence of the state on a condition of the sense of justice and legal culture of the tax bearer is proved.

The author in a context of the taxation analyzes such structural elements of the sense of justice, as the legal ideology, legal morals and legal psychology.

The subjectivity of the perception by the tax bearer of a financially-political situation, and also the fiscal policy spent by the state in a context of their justice or injustice is underlined. The further actions of the given subject of the legal taxation relationships, and the receipts in the state budget, directly depend on its individual tax right consciousness and on the level of the legal culture.

The dual nature of the legal ideology in the taxation relationships is revealed. The position about the necessity of the formation of the state ideology in the field of the taxation in a context of constant search and perfection of means of the maintenance and balance maintenance of a private-legal and the publicly-legal interests the result of that will be stable presentation concerning the tax system of the state as the most balanced and equitable to the interests both a civil society as a whole, and its separate representative in the name of each tax bearer. Thereupon the author underlines necessity for working out of general competent legally well-founded concept of regulation of process of withdrawal of a part of the property at the last. The possibility of the achievement of the specified purpose is caused by comprehension of essence of the basic beginnings of the tax right, disclosing of their specific properties in the course of regulation of fiscal relationships.

On this basis the reason of the necessity of a taken at a present time the liberalization of national tax policy, the development and carrying out of such direction of the realisation of the ideological function of the state as formation and education of patriotic fiscal sense of justice and legal culture of the tax bearer is given.

The author proves position according to which formation of sense of justice and education of legal culture of the tax bearer at the state level should be spent as one of the priority directions of the ideology of the Republic of Belarus.

Key words: sense of justice; legal ideology; legal morals; legal psychology; legal culture; tax bearer; state; economic safety of the state; fiscal function of the state; ideological function of the state.

Формирование правосознания законопослушного налогоплательщика как в Республике Беларусь, так и в других странах ближнего и дальнего зарубежья взаимосвязано с экономическими, политическими, социальными процессами, происходящими как на локальном уровне отдельно взятого государства, так и мирового сообщества в целом. Финансовая зависимость экономик многих государств с развивающейся экономикой от внешних источников, последствия глобализации, новые волны мирового финансового кризиса являются основным вектором модернизации их налогового и инвестиционного законодательства в сторону постепенной либерализации. Тем не менее, в свою очередь, последний фактор служит для налогоплательщика весомым аргументом для поиска путей сохранения его благосостояния и финансовой стабильности. Оптимизация затрат на фискальные интересы государства зачастую становится основным направлением их деятельности. В связи с этим, по нашему мнению, вместе с проводимой в настоящее время либерализацией национальной налоговой политики необходима выработка такого направления реализации идеологической функции государства, как формирование и воспитание патриотического фискального правосознания и правовой культуры налогоплательщика, так как "первоочередным на нынешнем этапе представляется определение стратегических направлений реформирования общества с учетом далеко идущих последствий и поиск наиболее важных путей развития" [9, с. 117]. Если учесть тот факт, что налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета белорусского государства, то очевидна взаимосвязь рассматриваемого понятия с экономической безопасностью государства, которая, согласимся с белорусским исследователем А.А. Вишневским, "включает в себя характеристику внутренних и внешних угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства" [3, с. 191].

Осмысление фискальной политики государства рядовым налогоплательщиком находится в области субъективной оценки о ее справедливости либо несправедливости. Дальнейшие действия данного субъекта налоговых правоотношений, а равно и поступления в бюджет государства напрямую зависят от его индивидуального налогового правового сознания и, соответственно, уровня правовой культуры, поскольку правосознание тесно связано с отдельными формами сознания - "с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, кроме того, оно отражает национальные, религиозные, бытовые и психологические особенности личности" [7, с. 3].

Традиционно в общей теории права под правосознанием принято понимать систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, оценок, чувств, эмоций, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, правовым явлениям, поведению людей в сфере права [4, с. 201]. К структурным элементам правосознания традиционно, согласно теории права, относятся правовая идеология, правовая мораль и правовая психология.

Правовая идеология - не только весьма значимый элемент правосознания. Она является одновременно одной из важнейших областей политической деятельности государства, т.е. выступает внутренней функцией современного государства, в чем, на наш взгляд, и проявляется двойственная правовая природа рассматриваемого юридического явления.

Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2010 г. N 575, "общечеловеческие ценности и национальные духовные традиции нашли отражение в идеологии белорусского государства, базовыми принципами которой являются единство нации, социальная справедливость, солидарность, нравственность" [11].

Формирование государственной идеологии в области налогообложения должно проходить в постоянном поиске и совершенствовании средств обеспечения и поддержания баланса частноправовых и публично-правовых интересов. Результатом ее направленности на соответствие фискальных интересов государства основным базовым принципам должно быть формирование представления о налоговой системе государства как наиболее сбалансированной и отвечающей интересам как гражданского общества в целом, так и его отдельного представителя в лице каждого налогоплательщика. Поэтому на государственном уровне назрела необходимость в разработке общей грамотной юридически обоснованной концепции регулирования процесса изъятия части собственности у последнего. Достижение указанной цели возможно при условии осознания сущности основополагающих начал налогового права, раскрытия их специфических свойств в процессе регулирования фискальных правоотношений. Влияние на налоговые правоотношения таких отправных положений идеологии белорусского государства, как справедливость, солидарность и нравственность, трудно переоценить. В теории налогового права принцип справедливости является одним из фундаментальных, универсальных начал налогового права, его "суперпринципом". Справедливость как важнейшее системообразующее свойство права обосновывает и другие его принципы, определяя их действие в конкретных исторических условиях [8, с. 24]. В данной связи автор разделяет позицию И.И. Кучерова, который утверждает, что только при соблюдении ряда условий, продекларированных другими принципами налогообложения, возможно вести речь о соблюдении принципа справедливости [13, с. 24 - 29]. При этом необходимо учитывать субъективную оценку финансово-политической ситуации основного источника финансового благополучия государства-налогоплательщика. Зачастую она сводится к рассуждению о справедливости либо несправедливости налоговой политики. "Несправедливость, - как отметил ученый в области немецкого налогового права Р. Боргдорф, - означает, что взимание налога, отвечающее букве закона, в рамках обстоятельств конкретного дела представляет для налогоплательщика недопустимое бремя" [2, с. 39]. Из этого следует, что наряду с правовой идеологией при формировании правосознания не менее важна правовая психология налогоплательщика. Его оценка налоговой действительности, чувства, эмоции, настроение способны повлиять как положительно, так и отрицательно на финансовое благополучие государства. Формирование цивилизованного и профессионального подхода к принятию решения об участии в финансировании государственных расходов, а не об уклонении от него должно быть основано на насыщенной информативности правового воспитания посредством учреждений образования, средств массовой информации и иных средств коммуникации, а также на личном примере государственных служащих. В том числе необходимо создание комфортной экономической и правовой действительности как для ведения бизнеса, реализации предпринимательской инициативы, так и для осуществления трудовой функции налогоплательщиком в качестве работника. В этой связи следует согласиться с мнением И.Ю. Тимофеевой о том, что "причины отсутствия в стране налоговой культуры субъективны, они коренятся в том, что человек не воспринимает себя гражданином и не хочет выполнять свои налоговые обязательства. Эту проблему возможно преодолеть только путем воспитания гражданина, ответственного жителя своей страны, озабоченного ее развитием и процветанием, в рамках которой он воспринимает и свое цивилизованное существование" [15, с. 112].

Следующим не менее важным элементом правосознания выступает правовая мораль, посредством которой "чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения" [5, с. 391]. Формированию данной установки поведения должно способствовать осознание налогоплательщиком экономической выгоды сотрудничества с государством для обеспечения последним общественной необходимости в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества. Весомым аргументом в пользу обоснованности данного тезиса является тот факт, что в каждом государстве, в том числе в Республике Беларусь и Российской Федерации, юридическая ответственность за совершение правонарушений в области налоговых правоотношений, исполняющая превентивную и карательную функции, не является в настоящее время эффективным инструментом правового воздействия на налогоплательщика. Несмотря на довольно высокий уровень санкций, предусмотренных как меры наказания за правонарушения и преступления против порядка налогообложения и осуществления экономической деятельности административным и уголовным законодательством, количество правонарушений и преступлений в данной области не становится меньше.

И наконец, правовая культура. Она представляет собой качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений [4, с. 208]. Следует согласиться с мнением З.Н. Каландаришвили, что под правовой культурой общества следует понимать всю существующую в социуме правовую реальность (знание, ценности, отношения, статусы в правовой сфере), находящую отражение в правопорядке [10, с. 102]. Также объективно суждение А.С. Бондарева, согласно которому правовая культура должна характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права, и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей [1, с. 15].

Именно от уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития - необходимое условие правильной постановки цели в праве, достижения успеха в правовом регулировании [16, с. 382] общественных отношений, и в частности фискальных.

Понятие "культура" (от лат. - culture) означает воспитание, образование. Следует согласиться с мнением С.В. Левиной относительно того, что "правовая культура необходима для укрепления в обществе принципов правовой законности и социальной справедливости, создания такой нравственной атмосферы, в которой человек может свободно жить. Она выступает показателем высокой гражданской активности и ответственности граждан" [14, с. 44].

В налоговых правоотношениях доминирующим субъектом, интересы и возможности которого преобладают, является государство, что предопределяет возложение на него воспитательной функции в процессе осуществления налоговых правоотношений. В этой связи на государственном уровне требуется разработка и принятие комплексных мер в области повышения правовой культуры налогоплательщиков путем принятия общегосударственной концепции, направленной на формирование налоговой правовой культуры, преодоление выявленных тенденций различных видов ее деформации (инфантилизма, нигилизма и др.), а также разработка эффективного механизма ее осуществления, поскольку точкой отсчета в совершенствовании правовой регламентации налоговых правоотношений "должна быть глубоко продуманная государственная политика высших органов государственной власти" [9, с. 119].

В повышении налоговой правовой культуры со стороны общества необходимо активное участие юридической научной общественности, так как "роль юристов в этом процессе исключительно важна и значима, поскольку именно на юристов во многом ложится социальная ответственность за состояние действующего законодательства, практику его реализации, борьбу с отклонениями от установленного правопорядка" [12, с. 11]. Ее вклад видится в разработке учебно-методического материала по данному проблемному вопросу юридической науки и внедрении его в учебный процесс в рамках финансового и налогового права в высших и средних специальных учреждениях образования, что будет способствовать повышению уровня налоговой правовой культуры среди учащихся. Поэтому объективно суждение, высказанное М.К. Горбатовой и А.В. Домниной, о том, что "юрист, обладая развитым профессиональным правосознанием, способен стать активным носителем правовой культуры, идей демократии и справедливости и, следовательно, успешно участвовать в решении проблем укрепления законности, повышения правовой культуры и правосознания населения" [6, с. 11].

Согласно теории права в структуру правовой культуры наряду с правовой идеологией и психологией включены: уровень правосознания, отношения общества, государства, личности к праву; совершенство и демократизм правотворческого процесса; качество законодательства, степень отражения в нем социальных интересов; уровень работы правоохранительной системы; состояние правовой науки и образования; обеспечение прав и свобод личности, состояние законности и правопорядка [4, с. 208 - 209].

Достижение вышеперечисленных стандартов в налоговых правоотношениях невозможно без постоянного совершенствования взаимодействия их субъектов - государства и общества, в лице каждого налогоплательщика, направленного на формулирование единой цели - реализации взаимного, рационального и единого интереса - развития правового демократического социального государства.

Библиографический список

  1. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры // История государства и права. 2011. N 6. С. 13 - 17.
  2. Боргдорф Р. Учет платежеспособности при взимании налога // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2006 г.: по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 13 - 14 апр. 2007 г.: Сб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2007. С. 39 - 41.
  3. Вишневский А.А. Экономическая безопасность - системный элемент национальной безопасности государства // Правова система Украiни в свiтовому вимiрi: стан та перспективи розвитку: Матерiали регiон. наук.-практ. конф., Донецк, 20 берез. 2012 р. / Донец. нац. ун-т; Ред. кол.: Р.Ф. Гринюк та iнш. Донецьк: ДонНУ, 2012. С. 188 - 191.
  4. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций. Минск: Тесей, 2005. 336 с.
  5. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. В.А. Кучинского. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Интегралполиграф, 2009. 552 с.
  6. Горбатова М.К., Домнина А.В. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества // Рос. юстиция. 2010. N 5. С. 9 - 11.
  7. Гринева Л.В. К вопросу о рефлексии правосознания в формировании правового государства // История государства и права. 2011. N 5. С. 2 - 4.
  8. Загоруйко К.Ф. [Реферат] // Соц. и гуманитар. науки. Сер. 4: Государство и право. 2008. N 4. С. 24. Реф. на кн.: Деревесников А.В. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект) / Костром. гос. технол. ун-т. Кострома, 2007. 125 с.
  9. Зырянов М.Ю. Развитие правосознания как одно из ключевых условий стабильности в российском обществе // Философия права. N 4(29). С. 117 - 122.
  10. Каландаришвили З.Н. Роль правовых средств в совершенствовании правовой культуры современного российского общества // Право и образование. 2011. N 8. С. 102 - 108.
  11. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь "Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь" от 9 окт. 2010 г. N 575 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. N 276. 1/12080.
  12. Кунев А. Роль юристов в укреплении законности и правовой культуры // Право и закон. 2011. N 2. С. 10 - 12.
  13. Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) // Финансовое право. 2009. N 4. С. 24 - 29.
  14. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Рос. юрид. журн. 2010. N 6. С. 36 - 44.
  15. Тимофеева И.Ю. Актуальные проблемы модернизации налогового правосознания и налоговая безопасность // Право и образование. 2011. N 9. С. 105 - 113.
  16. Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: Науч. тр. МГЮА. 2004. N 5. Т. LXIII. С. 381 - 394.

Bibliograficheskij spisok

  1. Bondarev A.S. Ponjatie pravovoj kul'tury // Istorija gosudarstva i prava. 2011. N 6. S. 13 - 17.
  2. Borgdorf R. Uchet platezhesposobnosti pri vzimanii naloga // Nalogovoe pravo v reshenijah Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii 2006 g.: po materialam IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 13 - 14 apr. 2007 g.: Sb. / Pod red. S.G. Pepeljaeva. M., 2007. S. 39 - 41.
  3. Vishnevskij A.A. Jekonomicheskaja bezopasnost' - sistemnyj element nacional'noj bezopasnosti gosudarstva // Pravova sistema Ukraini v svitovomu vimiri: stan ta perspektivi rozvitku: materiali region. nauk.-prakt. konf., Doneck, 20 berez. 2012 r. / Donec. nac. un-t; Red. kol.: R.F. Grinjuk ta insh. Donec'k: DonNU, 2012. S. 188 - 191.
  4. Vishnevskij A.F. Obwaja teorija gosudarstva i prava: Kurs lekcij. Minsk: Tesej, 2005. 336 s.
  5. Vishnevskij A.F. Obwaja teorija gosudarstva i prava: Uchebnik / A.F. Vishnevskij, N.A. Gorbatok, V.A. Kuchinskij; Pod obw. red. V.A. Kuchinskogo. 2-e izd., pererab. i dop. Minsk: Integralpoligraf, 2009. 552 s.
  6. Gorbatova M.K., Domnina A.V. Professional'noe pravosoznanie kak element pravovoj kul'tury obwestva // Ros. justicija. 2010. N 5. S. 9 - 11.
  7. Grineva L.V. K voprosu o refleksii pravosoznanija v formirovanii pravovogo gosudarstva // Istorija gosudarstva i prava. 2011. N 5. S. 2 - 4.
  8. Zagorujko K.F. [Referat] // Soc. i gumanitar. nauki. Ser. 4: Gosudarstvo i pravo. 2008. N 4. S. 24. Ref. na kn.: Derevesnikov A.V. Spravedlivost' kak princip prava (istoriko-teoreticheskij aspekt) / Kostrom. gos. tehnol. un-t. Kostroma, 2007. 125 s.
  9. Zyrjanov M.Ju. Razvitie pravosoznanija kak odno iz kljuchevyh uslovij stabil'nosti v rossijskom obwestve // Filosofija prava. N 4(29). S. 117 - 122.
  10. Kalandarishvili Z.N. Rol' pravovyh sredstv v sovershenstvovanii pravovoj kul'tury sovremennogo rossijskogo obwestva // Pravo i obrazovanie. 2011. N 8. S. 102 - 108.
  11. Koncepcija nacional'noj bezopasnosti Respubliki Belarus': utv. Ukazom Prezidenta Respubliki Belarus' "Ob utverzhdenii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Respubliki Belarus'" ot 9 okt. 2010 g. N 575 // Nac. reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. 2010. N 276. 1/12080.
  12. Kunev A. Rol' juristov v ukreplenii zakonnosti i pravovoj kul'tury // Pravo i zakon. 2011. N 2. S. 10 - 12.
  13. Kucherov I.I. Spravedlivost' nalogooblozhenija i ee sostavljajuwie (pravovoj aspekt) // Finansovoe pravo. 2009. N 4. S. 24 - 29.
  14. Levina S.V. Vospitatel'naja funkcija prava i pravovaja kul'tura: soderzhanie i formy sosuwestvovanija // Ros. jurid. zhurn. 2010. N 6. S. 36 - 44.
  15. Timofeeva I.Ju. Aktual'nye problemy modernizacii nalogovogo pravosoznanija i nalogovaja bezopasnost' // Pravo i obrazovanie. 2011. N 9. S. 105 - 113.
  16. Sokolov N.Ja. O ponjatii pravovoj kul'tury // Lex Russica: Nauch. tr. MGJuA. 2004. N 5. T. LXIII. S. 381 - 394.