Мудрый Юрист

О форме судебных запросов в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (росреестр)

Коцубин Юрий Михайлович, судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики.

Судебные запросы предназначены быть эффективным инструментом получения информации при рассмотрении судебных дел. В статье проанализированы вопросы в сфере направления судебных запросов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. По мнению автора, неисполнением законных требований судов является, при наличии реальной возможности исполнения этих запросов, отказ органов Росреестра в исполнении судебных запросов по формальным основаниям со ссылкой на Приказ Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180.

Ключевые слова: судебный запрос, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, гражданские дела.

On the form of judicial requests to the Federal service of state registration, cadastre and cartography (Rosreestr)

Yu.M. Kotcubin

Judicial issues are intended to be an efficient instrument of receiving information in consideration of judicial cases. The article analyzes the issues in the sphere of sending judicial requests to the Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography. The author believes that non-execution of legitimate requirements of courts in case of presence of real possibility of execution of such requests is the refusal of the Rosreestr to execute judicial requests on the basis of formal grounds with reference to Order of the Ministry of Economic Development of Russia of 14 May 2010 N 180.

Key words: judicial request, Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography, civil cases.

При рассмотрении одного из гражданских дел я столкнулся с ситуацией, когда Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Карачаево-Черкесской Республике отказало в предоставлении затребованной судом информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), со ссылкой на то, что запрос суда не отвечает требованиям, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.

<1> Российская газета. N 231. 2010; N 260. 2011.

Не согласившись с данным отказом, я был вынужден повторить запрос и вынести в адрес Управления Росреестра частное определение, которое по результатам рассмотрения частной жалобы Управления Росреестра было оставлено без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Определение от 9 февраля 2011 г. по делу N 33-74/2011 <2>). В результате в настоящее время запросы судов Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении сведений из ЕГРП Управлением Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике беспрекословно исполняются, и никаких проблем в этом вопросе не возникает.

<2> Документ опубликован не был.

Между тем, как оказалось, совершенно иная практика взаимоотношений судебных органов с территориальными управлениями Росреестра сложилась в других регионах России, в которых управления Росреестра практически убедили суды в правильности своей позиции, и последние стали оформлять судебные запросы в соответствии с Приказом Министерства экономического развития России от 14 мая 2010 г. N 180.

Более того, отдельные суды областного уровня в своих постановлениях прямо или косвенно поддержали в возникших спорах о форме судебных запросов территориальные органы Росреестра (например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 декабря 2011 г. по делу N 33-28499 <3>).

<3> Документ опубликован не был, имеется в СПС "КонсультантПлюс".

Не претендуя на право давать юридическую оценку вступившим в законную силу судебным актам, принятым в других регионах, и занятой некоторыми судами позиции, тем не менее позволю себе изложить свою точку зрения по данному вопросу, поддержанную Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики.

Как известно, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <4>, ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <5>, ст. 13 и 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <6>, п. 6 ст. 1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <7> законные распоряжения, требования, запросы, поручения и другие обращения судов и судей при осуществлении ими своих полномочий являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а их неисполнение является одним из проявлений неуважения к суду и влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

<4> Российская газета. N 3. 1997.
<5> Российская газета. N 29. 2011.
<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
<7> Российская газета. N 170. 1992.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации <8> государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

<8> Российская газета. N 7. 2009.

В ч. 2 ст. 1 и в ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" воспроизведены конституционные положения о том, что судебная власть самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной властей и что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В п. 4 ст. 1 этого же Закона указано, что судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону и в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Согласно ч. 2 ст. 8 ГПК РФ судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", самим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" <9>. Согласно ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.

Как видно из вышеприведенных положений федерального законодательства, нормативно-правовые акты могут регулировать деятельность федеральных судов и судей по осуществлению ими правосудия по гражданским делам только в том случае, если эти акты имеют форму федеральных законов. Никакие иные подзаконные нормативно-правовые акты, независимо от их формы и принявшего (издавшего) их органа, не могут устанавливать порядок судопроизводства по гражданским делам. Данный вывод в полной мере распространяется и на вопросы, связанные с формой обращения судов и судей с запросами (требованиями, распоряжениями и иными обращениями). Ни один орган государственной власти, ни одно федеральное министерство (служба, агентство, комитет и т.п.) не вправе вторгаться в деятельность судов и судей и устанавливать обязательную для них форму судебных запросов и иных обращений своими решениями, приказами, постановлениями или распоряжениями. Никакой нормативно-правовой акт органа исполнительной власти не может служить основанием для игнорирования нормативных положений федерального законодательства об обязательности и неукоснительном исполнении законных распоряжений, требований, поручений и запросов судов, в том числе о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления правосудия по гражданским делам. В этой связи доводы территориальных управлений Росреестра о необходимости для судов руководствоваться Приказом Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при направлении судебных запросов являются неправомерными.

Содержащееся в п. 7 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <10> указание на предоставление органу нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним полномочий устанавливать порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), и определять форму запросов о предоставлении этих сведений в силу вышеприведенных положений Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законов не может и не должно трактоваться как право Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (равно как и любого иного органа исполнительной ветви власти) устанавливать порядок и форму судебных обращений и запросов о предоставлении сведений из ЕГРП, необходимых для производства по гражданским делам.

<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.

Как указано в п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 <11>, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. Согласно п. 2 названного Положения Минэкономразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 24. Ст. 2867.

В соответствии с п. 2 и 3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 <12>, Росреестр находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и актами Министерства экономического развития Российской Федерации.

<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 25. Ст. 3052.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180, в силу указанных выше Постановлений Правительства Российской Федерации является обязательным для Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальных управлений, а также для любых юридических и физических лиц, обращающихся в органы Росреестра с запросами о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, кроме судов, поскольку запросы судов по своей сути являются одним из видов процессуальных документов по гражданским делам, а формы процессуальных судебных документов не могут устанавливаться ни Правительством Российской Федерации, ни любым иным органом исполнительной власти.

Направляемые в органы Росреестра судебные запросы, являющиеся процессуальными документами и имеющие своей целью получение достоверной информации, необходимой для разрешения находящихся в производстве судов гражданских дел, во всех случаях подлежат безусловному и неукоснительному исполнению. Отказ органов Росреестра в исполнении судебных запросов по формальным основаниям, со ссылкой на Приказ Минэкономразвития России от 14 мая 2010 г. N 180, при наличии реальной возможности исполнения этих запросов, является не чем иным, как неисполнением законных требований судов с вытекающими из этого правовыми последствиями. Считаю данную позицию достаточно аргументированной и полагаю, что с ней согласится подавляющее большинство действующих судей. Тем не менее очень хотелось бы узнать по данному вопросу точку зрения Верховного Суда Российской Федерации. В любом случае надеюсь, что обсуждение имеющейся проблемы будет способствовать ее скорейшему разрешению.