Мудрый Юрист

Понятие и правовая сущность антикоррупционной политики *

<*> Idrisova S.Z. Concept and legal essence of anti-corruption policy.

Идрисова Софья Закиевна, судья Арбитражного суда Томской области.

В статье рассматриваются проблемы противодействия коррупции в арбитражных судах и судебной системы в целом. Раскрываются понятие и правовая сущность антикоррупционной политики. Анализируются различные аспекты формирования антикоррупционной политики и организации противодействия коррупционным проявлениям.

Ключевые слова: арбитражные суды, коррупция, закон, международные стандарты, предупреждение, антикоррупционная политика, объект, факторы, комплекс мер, взаимодействие.

In article problems corruption counteraction in arbitration courts and judicial system as a whole are considered. The concept and legal essence of anti-corruption policy reveal. Various aspects of formation of anti-corruption policy and the counteraction organization to corruption manifestations are analyzed.

Key words: arbitration courts, corruption, law, international standards, prevention, anti-corruption policy, object, factors, package of measures, interaction.

В силу того что арбитражные суды, входя в систему органов гражданской юрисдикции, осуществляют судебную власть путем разрешения экономических споров, они сталкиваются с коррупционным процессом непосредственно. В результате последствия коррупции проявляются в негативных изменениях системы арбитражных судов и судебной системы в целом. Только в 2011 г. было выявлено 18547 лиц, которые совершили коррупционные преступления. Среди них 12% составляют работники правоохранительных органов и судов <1>.

<1> Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения: Аналитический вестник / Подг. Е.А. Мохов, И.В. Макаренкова; Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Издание Совета Федерации, 2012. 77 с.

Вызов обществу, брошенный коррупцией, угрожает не только системе арбитражных судов, но и национальной безопасности в целом. Решение экономических споров хозяйствующих субъектов без коррупционной составляющей - важный фактор правового государства. В связи с этим четкое очерчивание понятия антикоррупционной политики в системе арбитражных судов необходимо для налаживания механизма правового государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция определена как один из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности <2>. В Стратегии национальной безопасности подчеркивается, что на долгосрочную перспективу среди основных направлений государственной политики должно стать усиление роли государства в совершенствовании нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.

<2> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // ИПП "Гарант".

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273 "О противодействии коррупции" были закреплены организационные и подходы к предупреждению и противодействию коррупционным правонарушениям в системе арбитражных судов <3>. Принятие этого Закона обусловило необходимость внесения изменений в законодательные акты, которые непосредственно регулируют деятельность арбитражных судов.

<3> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273 "О противодействии коррупции" // ИПП "Гарант".

Необходимо отметить, что мировое сообщество в течение нескольких последних десятилетий проявляет усиленный интерес к проблеме коррупции, в том числе в судебных органах, а зарубежные специалисты и ученые прилагают немало усилий для того, чтобы охватить все аспекты этого явления. Реализация антикоррупционной политики в правовом государстве предполагает построение целостной институциональной системы, которая должна отвечать международным стандартам, в частности, Конвенциям ООН и Совета Европы против коррупции, рекомендациям GRECO, Плану действий антикоррупционной сети ОЕСР, мировой практике. При этом следует учитывать особенности российской правовой системы, политической воли и ментальности граждан.

Исследованием теоретических аспектов противодействия коррупции, которые применимы для деятельности арбитражных судов, занимались многие ученые, как в России, так и в зарубежных странах. Большое количество научных разработок в этой сфере сделали современные российские ученые. Среди них заслуживают внимания работы А.А. Корсантия <4>, С.В. Максимова <5>, А.М. Цирина <6> и многих других <7>. В работах, посвященных проблемам коррупции, подчеркивается, что осмысление опыта противодействия коррупционным проявлениям является крайне необходимым с учетом попытки усовершенствовать, в том числе и на законодательном уровне, антикоррупционную политику в государственных и судебных органах <8>.

<4> Корсантия А.А. Коррупционная преступность в Российской Федерации: Научный доклад. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. С. 3.
<5> Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 255 с.
<6> Цирин А.М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 32.
<7> Азовский С.Ю. Формирование организационно-экономического механизма противодействия коррупции как фактора обеспечения экономической безопасности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.
<8> Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под общ. ред. П.А. Кабанова. СПб.: МедиаПресс, 2008. 144 с.

Среди зарубежных авторов, которые занимались проблемами противодействия коррупции, необходимо выделить Г. Андерсона, Ф. Вильямса, С. Беркмана, Д. Лойда, Роберта С.С. Лейкена, К. Мишель, Дж. Пикарелли. Указанные авторы посвятили свои исследования различным аспектам организации противодействия коррупционным проявлениям в органах государственной и судебной власти.

В то же время при исследовании антикоррупционной политики, которая освещается во многих трудах ученых-юристов, фактически не в полной мере разработана схема, которая определяла бы такие актуальные моменты разработки и реализации антикоррупционных мер в системе арбитражных судов, как: раскрытие содержания антикоррупционной политики и ее социальных свойств в арбитражных судах; определение содержания и механизма осуществления мер антикоррупционной направленности в арбитражных судах; комплексный анализ антикоррупционной политики в арбитражных судах и ее соотношения с другими направлениями правовой охраны прав и свобод граждан - уголовно-правовой, административно-правовой, дисциплинарной, гражданско-правовой; соотношение антикоррупционной политики в арбитражных судах с другими видами правоохранительной деятельности на основе учета ее особенностей; определение компетенции определенных органов в сфере реализации антикоррупционных мер в арбитражных судах и т.п.

Исследование роли антикоррупционной политики, в том числе в судебных органах, показывает, что она является одним из приоритетов государства для создания действенной системы предотвращения коррупции, определения основных направлений деятельности государства на долгосрочную перспективу, разработки комплексных мероприятий для противодействия этому явлению, выявления и преодоления ее социальных предпосылок и определенных последствий. Позитивные результаты противодействия коррупции будут заключаться в уменьшении ее объемов, ограничении сфер ее распространения; изменении характера коррупционных проявлений, минимизации влияния коррупции на экономические, политические, правовые, социальные и другие процессы; увеличении риска наступления негативных последствий для лиц, которые вступают в коррупционные отношения <9>.

<9> Казанцев Н.М. К вопросу о совершенствовании антикоррупционной государственной политики // Следователь. 2008. N 10. С. 26 - 28.

Правовое понятие антикоррупционной политики является фундаментальной структурной единицей, которая связывает все другие элементы государственно-правового механизма противодействия коррупции с непосредственными реальными формами ее проявления. Оно отражает реально существующее явление и вводит его в пределы правового поля <10>.

<10> Добродумов П. Антикоррупционная политика как функция государства // Предпринимательство, хозяйство и право. 2007. N 9. С. 54 - 58.

В этом контексте антикоррупционную политику в системе арбитражных судов можно определить как систему правовых, организационных, экономических и иных мер, направленных на противодействия коррупционным проявлениям.

Основу антикоррупционной политики в системе арбитражных судов составляют ее объекты; ее основные уровни, формы и меры воздействия (в научных исследованиях эту деятельность рассматривают как содержание антикоррупционной политики); субъекты, которые реализуют мероприятия, направленные на противодействие коррупции.

В качестве объекта антикоррупционной политики в системе арбитражных судов в рамках общего механизма предупреждения и противодействия коррупции может рассматриваться коррупция как социальное явление, а также отдельные коррупционные преступления и правонарушения, предусмотренные в законодательстве, а также факторы, которые детерминируют совершение коррупционных преступлений и правонарушений.

В исследованиях ученых-юристов отмечается, что преступления и правонарушения, как система антисоциальных человеческих поступков, детерминируются многими факторами, роль и вес которых неодинаков, и принципиальное методологическое значение имеет деление всех этих факторов на объективные и субъективные. В полной мере указанные факторы способствуют совершению коррупционных преступлений и правонарушений должностными лицами в арбитражных судах.

Все факторы, которые влияют на совершение коррупционных преступлений и правонарушений в системе арбитражных судов, в научной литературе принято разделять на четыре группы, не разграничивая при этом причины и условия: недостатки социально-экономического характера; организационные упущения, недостаточный контроль и т.п.; недостатки в правовом регулировании; недостатки в правовом воспитании <11>.

<11> Макашов В.К. Понятие коррупции и международном и российском праве // Право и безопасность. 2002. N 2 - 3.

Исследование этих факторов и условий позволяет выделить группу факторов, оказывающих влияние на формирование мер антикоррупционной направленности в арбитражных судах, к которым относятся такие, как: состояние развития гражданского общества, общекультурный и образовательный уровень граждан; социально-экономическое положение; особенности ментальности граждан, уровень развития институтов государства и гражданского контроля.

Наряду с этим, могут быть выделены организационные факторы, которые влияют на уровень коррупции в арбитражных судах. Это непрозрачность деятельности арбитражных органов; неурегулированность конфликта интересов; несоблюдение правил профессиональной этики государственными служащими в арбитражных судах; низкий уровень обеспечения защиты прав собственности хозяйствующих субъектов; несоблюдение наряду с несовершенством законодательства в сфере противодействия различным проявлениям коррупции, противоречивая деятельность арбитражных судов в этом направлении; отсутствие системности в работе по выявлению коррупции в арбитражных судах; отсутствие эффективных механизмов участия гражданского общества в формировании и реализации антикоррупционной политики.

Основным выводом из перечня указанных факторов является то, что предотвращение и противодействие коррупции в арбитражных судах требует системного подхода к совершенствованию правового регулирования <12>.

<12> Коррупция и антикоррупционная политика. С. 46.

Определяя меры антикоррупционной направленности в арбитражных судах, следует отметить, что к их числу относится проведение антикоррупционной экспертизы проектов и действующих нормативно-правовых актов на предмет наличия коррупционных рисков. Для реализации антикоррупционной политики в арбитражных судах особое значение имеют сочетание усилий и обеспечение эффективного взаимодействия на различных уровнях между судебными органами по вопросам, касающимся профилактики коррупции и ее противодействию.

С целью противодействия влиянию коррупциогенным факторам меры антикоррупционной политики в арбитражных судах могут быть условно разделены на следующие блоки: общий - меры профилактики и предупреждения коррупционных преступлений и правонарушений; специальный - организационные и правовые мероприятия по противодействию коррупционным преступлениям и правонарушениям. Конкретизация указанных мер необходима для достижения поставленной субъектами антикоррупционной политики цели и реализации поставленных задач.

В настоящее время на федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны основы антикоррупционной политики <13>. Она определяет принципы, цель, задачи, приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной антикоррупционной политики в РФ. Участие в определении и наработке механизмов преодоления проявлений коррупции принимали представители разных уровней власти, научные работники, общественные организации, которые сформировали ее приоритетные направления, определили способы и сроки реализации конкретных антикоррупционных мероприятий, а также определили ресурсы, необходимые для их выполнения <14>.

<13> Ипполитов К.Х., Макаров В.Б. Принципы и основные направления программы борьбы с коррупцией // Следователь. 2008. N 10. С. 8 - 20.
<14> Новиков С.Ю. Антикоррупционная политика Российского государства в современных условиях: Дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2009. С. 76.

В Российской Федерации сделано достаточно много в сфере разработки и реализации антикоррупционных мер в арбитражных судах, в частности, приняты специальный антикоррупционный закон <15> и ряд других законодательных актов антикоррупционного направления, разработана специальная антикоррупционная программа, провозглашен курс на усиление противодействия этому явлению, внедрено систематическое проведение организационных мероприятий по вопросам противодействия коррупции в арбитражных судах и др. <16>.

<15> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273.
<16> Чашин А.Н. Коррупция в России. СПб.: Дело и сервис, 2009. 208 с.

Проведение целенаправленной антикоррупционной политики рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений последующих изменений в государстве, что проявляется в принятии ряда программных документов и нормативных актов антикоррупционной направленности, внесении соответствующих изменений в действующее уголовное и административное законодательство <17>.

<17> Уткин В.А. Противодействие коррупции и формирование антикоррупционного поведения. М.: Щит-М, 2010. 60 с.

Для коррупции не существует государственных и научных границ, она поглощает своим влиянием почти все сферы жизнедеятельности, потому изучение ее происходит комплексно и последовательно на глобальном уровне. Внимание прежде всего уделяется природе возникновения коррупции как явления и выработке инструментария, благодаря которому возможно будет, если не преодолеть, то хотя бы локализовать и минимизировать масштабы и ее влияние на общество. Во многих государствах удалось сформировать такие механизмы антикоррупционной политики, которые ограничили влияние коррупции масштабами, которые не составляют серьезной опасности для нормального функционирования государственного аппарата.

Конвенция ООН против коррупции, ратифицированная РФ, содержит официальное требование ко всем органам государственной власти на политическом и практическом уровнях предупреждать и противодействовать коррупции. В Конвенции, в частности, предусмотрено, что каждое государств обязано периодически осуществлять оценку административных мероприятий и соответствующих нормативных документов для определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и противодействия ей <18>.

<18> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" // ИПП "Гарант".

Антикоррупционные меры в системе арбитражных судов в РФ в целом призваны воспрепятствовать существованию системы коррупции и взяточничества, которую можно рассматривать как механизм неформального перераспределения общественных благ - возможностей и результатов хозяйственной деятельности. Коррупция должностных лиц в арбитражных судах наносит значительный вред формированию судебных институтов государства, утверждению их роли в процессе социально-экономического развития общества, становлению гражданского общества. Ведь этот механизм неформального перераспределения благ действует не по принципу социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом, а на основе силового отбирания благ от одних субъектов и передачи их другим с целью получения соответствующей административной ренты. Следовательно, в коррупции принцип социальной несправедливости может рассматриваться как главный метод неформального управления общественными отношениями, что порождает целую сферу теневого управления, которая препятствует институтам государства эффективно влиять средствами регулирования на социально-экономические явления и процессы в обществе, делая их неуправляемыми, стихийными и не подчиненными закону.

Противодействие коррупции в арбитражных судах в качестве главного направления рассматривает решение проблемы коррумпированности судей и государственных служащих, совершенствования института государственной службы, административных процедур в этих органах и порядка осуществления государственного регулирования. Именно в этих сферах, по мнению ученых, наблюдаются тенденции к усилению коррупционных рисков, среди которых необходимо выделить недостаточную эффективность государственного, отсутствие процедуры дисквалификации участников из-за их негативной репутации ("черные списки"), ограниченность доступа к административной информации и т.п. <19>.

<19> Джабраилов М.Х. Коррупция в органах государственной власти Российской Федерации: социологический анализ: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2005.

Еще одной формой незаконного получения материальных благ, услуг, льгот или других коррупционных преимуществ в арбитражных судах является получение определенных предметов или определенных услуг по ценам ниже рыночных или, в отдельных случаях, ниже их фактической стоимости. В этом случае лицо приобретает предметы или услуги по фиктивной стоимости. В результате этой фиктивности должностное лицо, являющееся получателем предметов или услуг, не платит за предмет или услугу ту цену, которую за них платят другие лица и которая является реальной рыночной ценой. При этом уменьшение для него стоимости предмета (услуги) происходит в связи с выполнением им функций государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время реализация антикоррупционной мер в арбитражных судах возлагается на специально уполномоченных субъектов <20>. Классифицировать их можно по различным критериям, в частности, по содержанию и функциональности на субъектов, которые: определяют и обеспечивают реализацию антикоррупционной политики государства; создают и совершенствуют нормативно-правовую базу противодействия коррупции в арбитражных судах; непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность в сфере противодействия коррупции; осуществляют судебное рассмотрение правонарушений, связанных с нарушением антикоррупционного законодательства в арбитражных судах; осуществляют координацию антикоррупционной деятельности; реализуют контроль и надзор за деятельностью субъектов непосредственной правоохранительной деятельности в сфере противодействия коррупции; осуществляют восстановление законных прав юридических и физических лиц, устранение последствий, обусловленных коррупционными правонарушениями.

<20> Ломов А.М. Административно-правовые аспекты противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2009.

Для реализации антикоррупционной политики в системе арбитражных судов важно определить специальные ограничения для судей и государственных служащих, к которым могут быть отнесены, в частности, запреты на то, чтобы: обеспечивать содействие юридическим и физическим лицам в осуществлении ими экономической деятельности, используя свое служебное положение; непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность или с использованием подставных лиц и посредников; являться поверенным третьих лиц по делам арбитражного суда, в котором они работают с целью незаконного получения льгот, услуг, определенных преимуществ и материальных благ.

С правовой точки зрения нарушение этих ограничений будет иметь место при наличии совокупности трех признаков:

  1. должностное лицо арбитражного суда должно способствовать в осуществлении предпринимательской деятельности или в получении юридическими лицами определенных субсидий или льгот;
  2. при этом оно должно использовать свое служебное положение;
  3. наличие определенной цели, которая состоит в незаконном получении определенных преимуществ.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков исключает основания для признания коррупционного правонарушения <21>.

<21> Кошелев И.Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Реализация мер антикоррупционной политики в системе арбитражных судов предполагает осуществление определенных социальных, организационных и экономических мер. При этом можно выделить правоохранительное, просветительское и профилактическое направления антикоррупционной политики <22>. Так, к составным элементам правоохранительной стратегии могут быть отнесены: более суровое наказание коррупционеров; повышение квалификации сотрудников силовых структур, которые противодействуют коррупции; осуществление внутриведомственных мер противодействия коррупции; организация эффективной системы работы с жалобами на коррупцию. Просветительское направление включает такие составные элементы, как информирование населения об убытках, которые наносит коррупция; информирование граждан об их юридических правах; осуществление журналистских антикоррупционных расследований; этическая учеба и просветительство; формирование сети общественных адвокатур и юридических клиник <23>.

<22> Роуз-Аккерман Сьюзан. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. СПб.: Логос, 2010. 356 с.
<23> Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. М.: Волтерс Клувер, 2011. 278 с.

Профилактическое направление включает комплекс мер по предупреждению коррупции. Из числа мер антикоррупционной политики, направленных на профилактику коррупции в судебных органах, в частности, в арбитражных судах, можно выделить: проведение в арбитражных судах аттестации государственных служащих, по результатам которой может быть рассмотрен вопрос об освобождении от занимаемых должностей служащих, потерявших доверие, нарушающих законодательство, поддерживающих связи с уголовными элементами; осуществление анализа внесенных правоохранительными органами представлений об устранении причин и условий, которые способствовали совершению коррупционных деяний; информирование о вмешательстве должностных лиц в ход расследования и судебного разбирательства уголовных дел; внесение предложений о совершенствовании системы регистрации и обнародования нормативно-правовых актов; проведение изучения и обобщения судебной практики о применении законодательства, направленного на противодействие коррупции; предоставление разъяснений судам по этому вопросу и другие.

К составным элементам антикоррупционной политики в арбитражных судах относится также комплекс мер, связанных с обеспечением гласности в вопросах принятия судебных решений, применением практики декларирования должностными лицами своих доходов и имущества <24>. Эффективное противодействие коррупции в арбитражных судах возможно при условии создания и реализации комплекса мер по обеспечению этой деятельности <25>. Эти меры призваны уменьшить количество коррупционных проявлений, ограничить влияние коррупции на социальные процессы, увеличить риск для коррупционеров, устранить социальные предпосылки коррупции, причины и условия коррупционных деяний. Реализация антикоррупционной политики в арбитражных судах предполагает также выявление, прекращение и расследование любых проявлений коррупции, привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в совершенных коррупционных действий, восстановление законных прав юридических и физических лиц, устранение последствий коррупционных действий, которое должно базироваться на определенных принципах и осуществляться соответствующими субъектами.

<24> Новиков С.Ю. Указ соч.
<25> Борисов О.А. Коррупция как угроза экономической безопасности России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009.

Учитывая, что антикоррупционная политика направлена на искоренение злоупотреблений, уменьшение коррупционных проявлений улучшает доступ к общественным услугам, открывает путь для общественного развития <26>. Если рассматривать коррупцию как антисоциальное явление, как, например, преступность, то прежде всего следует отметить, что искоренение ее полностью невозможно <27>. Задачами же антикоррупционной политики являются уменьшение ее проявлений до минимума, разработка эффективных мер и методов противодействия и выявления коррупционных правонарушений, особенно таких общественно опасных, как преступления. Важными задачами антикоррупционной политики являются также изменение сознания человека, повышение правовой культуры в целом.

<26> Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. СПб.: Волтерс Клувер, 2010. 188 с.
<27> Глущенко В.В. Коррупциология. Системно-управленческий подход. М.: ИП Глущенко В.В., 2011. 84 с.

Реализация антикоррупционных мер в арбитражных судах заключается в том, чтобы:

  1. ограничить, нейтрализовать или устранить факторы коррупции: предотвратить конфликт интересов; нормативно определить рамки этического поведения лица, уполномоченного на выполнение задач и функций государства; сделать совершение коррупционных правонарушений должностными лицами в арбитражных судах невыгодным и рискованным, а в конце концов достичь того, чтобы должностное лицо честно и добросовестно выполняло свои служебные обязанности;
  2. четко определить признаки и состав коррупционных правонарушений;
  3. предусмотреть адекватные меры ответственности должностных лиц за их совершение;
  4. должным образом урегулировать деятельность органов государственной власти и судебных органов, которые непосредственно противодействуют коррупции.

В первую очередь эффективная антикоррупционная политика в арбитражных судах, направленная на противодействие и предупреждение коррупции, зависит от эффективного правового урегулирования как механизма такого противодействия и предупреждения, включая поведение государственных служащих.

Необходимо отметить, что реализация антикоррупционной политики в арбитражных судах требует комплексного подхода на основе соответствующего детального анализа и построения системы, которая будет предусматривать участие государственных органов и общественности. Среди средств и методов антикоррупционной политики в арбитражных судах можно выделить профилактическую деятельность, эффективное применение правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией в арбитражных судах, деятельность соответствующих государственных органов по искоренению коррупции <28>.

<28> Романюк Б.В. В борьбе с организованной преступностью и коррупцией важны конкретные действия // Борьба с организованной преступностью и коррупцией (теория и практика). 2004. N 9. С. 18 - 33.

В процессе формирования антикоррупционной политики в арбитражных судах целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов.

Ввиду тесной взаимосвязи коррупции с организованной преступностью и влияния этих вопросов на деятельность арбитражных судов, нельзя вести речь об антикоррупционной политике, отделяя ее от предупреждения и профилактики преступности в целом. Профилактика коррупционных преступлений и правонарушений на уровне реализации в арбитражных судах в некоторой степени совпадает с профилактикой других преступлений, но имеет специфические объекты и меры воздействия, специальные субъекты и сферу применения. Такой подход наблюдается и в нормативно-правовых актах органов государственной власти в РФ <29>.

<29> Фролова Е.Ю. Методика расследования коррупционной деятельности в правоохранительных и судебных органах: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005.

В связи с этим представляются целесообразными расширение перечня коррупционных деяний, совершаемых должностными лицами арбитражных судов, видов коррупционных правонарушений и деление коррупционных деяний по степени общественной опасности на виды с учетом ответственности, которая предусмотрена за их совершение (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая), расширение перечня субъектов коррупции в арбитражных судах и разработка эффективных мер по предотвращению и расследованию фактов совершения коррупционных деяний.

Кроме того, могут быть выделены такие подходы, как внедрение в национальное законодательство опыта других стран и предложений международных организаций по вопросам совершенствования антикоррупционной политики в арбитражных судах; обеспечение взаимодействия арбитражных судов с общественными организациями в сфере формирования и реализации антикоррупционной политики в арбитражных судах; открытость и информированность общественности об осуществлении мероприятий, направленных на устранение и противодействие коррупции.

В то же время требуется доработка правовых и организационных принципов антикоррупционной политики с учетом положений международных договоров по этим вопросам.

Первоочередное значение приобретает также необходимость на законодательном уровне закрепить целостный механизм противодействия коррупции в арбитражных судах, позволяющий обеспечить реализацию антикоррупционных мероприятий.