Мудрый Юрист

Генезис понятия международного органа: международно-правовые аспекты

Адзинба Кама Гарриевна, преподаватель кафедры международных отношений Абхазского государственного университета, аспирант кафедры международного права Дипломатической академии МИД РФ.

В статье рассматривается краткая история путей становления и развития международных организаций, их права и обязанности, а также представлена характеристика отдельных видов международных организаций и их правовых актов.

Ключевые слова: международные организации, функции, полномочия, международная система, международные органы, субъекты международного права, комиссии, арбитраж, международные конференции.

Genesis of the concept of international authority: international law aspects

K.G. Adzinba

The article contains a brief history of formation and development of international organizations, their rights and responsibilities as well as detailed description of certain types of international organizations and their legal acts.

Key words: international organizations, functions, powers, international system, international authorities, international law subject, committee, arbitrage, international conferences.

Сотрудничество между народами является неотъемлемой частью развития человеческой цивилизации. Первые прообразы современных международных организаций можно найти еще в Древней Греции. В догосударственную эпоху существовали амфиктионии - религиозные межплеменные союзы и симахии - военно-политические союзы древнегреческих полисов. Существовавшие в Средние века Ганзейский союз и Германский таможенный союз были предками современных международных экономических и таможенных организаций. Вестфальский конгресс, положивший основу современной системе международных отношений, базирующейся на концепции национальных государств, стал прообразом международной конференции.

Конец XVIII в. ознаменовался демократическими революциями во Франции и в США, положив начало первой волне демократизации западного общества. Параллельно с формированием новой внутриполитической системы в отдельных странах мира полным ходом шел процесс индустриализации производства. Все это вело к интенсификации межгосударственных контактов, в результате чего не только изменился политический формат связей между участниками международных отношений, но и существенному пересмотру подверглись стратегия и тактика ведения военных действий.

Помимо объективных изменений появлению международных организаций способствовало и само поведение государств на международной арене. Человеческая природа, основывающаяся на тяге к взаимодействию с другими индивидами, отразилась и на характере международных отношений. Государства стали стремиться к созданию новых организационно-правовых структур, в рамках которых они могли бы взаимодействовать с другими участниками мировой политики. Появление производных субъектов международных отношений предназначалось для выработки общих принципов, целей и задач сотрудничества первичных акторов. Тем не менее, несмотря на наличие богатой истории, первые международные организации, в современном понимании, появились лишь в XIX в.: Центральная комиссия по судоходству на Рейне (1815), Северный почтовый союз (1869), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный союз по охране литературных и художественных произведений - Бернский союз (1886), Специальный союз по международной регистрации знаков - Мадридский союз (1891), Гаагская конференция по международному частному праву (1893).

Самым же первым международным органом была межправительственная конференция, эволюционировавшая после 1648 г. из средневековых конгрессов феодалов, а наиболее яркими примерами конференций являются Венский конгресс 1815 г., Берлинский конгресс 1878 г., Парижская мирная конференция 1919 г., ознаменовавшая окончание Первой мировой войны и, наконец, Сан-Францисская конференция 1945 г., на которой была создана ООН. После окончания Второй мировой войны интерес к международным межправительственным конференциям со стороны международного сообщества усилился в разы. Предпосылкой для повышения роли конференций стали ее основные черты: временный характер и узконаправленная повестка дня. Кроме того, в основе международных конференций не лежит международный договор, что существенно сокращает сроки их созыва, решение о котором принимается в зависимости от принадлежности конференции к международной организации. Так, для созыва конференций, находящихся под эгидой международных организаций, вопросы о времени и месте проведения, а также повестке дня решаются в рамках этой международной организации. В иных случаях все перечисленные вопросы решаются по дипломатическим каналам между государствами, планирующими свое участие в конференции. Примечательно, что большое значение получили многосторонние международные конференции, созываемые с целью кодификации международного права, например конференции ООН по кодификации норм морского и дипломатического права, а также по решению глобальных проблем современности <1>.

<1> См.: Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972. С. 32.

С некоторых пор в отечественной и зарубежной литературе появляется собирательное понятие "международный орган". Оно включает в себя такие институты международного права, как: международные конференции, международные организации, международные комиссии и комитеты, международные суды, трибуналы и арбитражи. Так, Г.И. Тункин, говоря о компонентах глобальной международной межгосударственной системы, относит к ним "различные международные органы (например, международные комиссии, международные суды и арбитражи)" <2>. В существующих политико-правовых условиях понятие "международный орган" все чаще отождествляется с международными комиссиями и комитетами по различным вопросам экономического и гуманитарного характера. В отечественной литературе можно встретить отождествление международных органов с международными судами и арбитражами. Но, на наш взгляд, вышеприведенные виды мирных средств разрешения споров лишь условно могут быть отнесены к числу международных органов, поскольку задачи и правовое положение этих специфических институтов существенно отличается от традиционных международных органов, таких как международные конференции, международные организации и международные комиссии и комитеты.

<2> См.: Тункин Г.И. Нормативная модель глобальной, межгосударственной, международной системы // Вопросы философии. 1984. N 11. С. 91.

Так, для наглядной иллюстрации различий можно выделить ряд основных признаков международных конференций: временный характер их деятельности, отсутствие в основе деятельности международного договора и разветвленной системы постоянных органов, а также качества международной правосубъектности. Конференции принимают свои правила процедуры, располагая при этом большей свободой в выборе процедурных норм, чем международные организации, ограниченные в выборе таких норм положениями учредительного акта. В этом, кстати, состоит существенное отличие международной конференции от международной организации. Но общим же является прежде всего международно-правовой характер деятельности, то есть обязательное регулирование отношений участников конференции нормами международного права, а также наличие определенного механизма, опосредующего отношения участников во время работы конференции, хотя и не столь развитого, как это имеет место в международных организациях.

Другим видом международного органа являются международные комиссии и комитеты. Они впервые стали функционировать значительно позже первых международных конференций. Основная цель деятельности комиссий и комитетов связана с обеспечением судоходства и рыболовства на международных реках. Наряду с международными конференциями, международные комиссии и комитеты были наиболее простой и удобной организационно-правовой формой международного сотрудничества, предшествовавшей международным организациям. Сегодня подобные комиссии и комитеты создаются на паритетных началах, например, в соответствии с Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктиды 1980 г., или Соглашением Российской Федерации и Марокко о создании Межправительственной смешанной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Несмотря на свою схожесть, между международными конференциями, комитетами и комиссиями существует ряд международно-правовых различий. Прежде всего, комиссии и комитеты создаются на основе постановления всемирной конференции, органа международной организации или договоренностей между государствами. Иной способ создания комиссий и комитетов - создание их на основе международного договора. В настоящее время на международной арене функционирует ряд международных комиссий подобного рода, например, Дунайская комиссия, основанная Конвенцией о режиме судоходства на Дунае. Эта комиссия обладает правами юридического лица, ее служебные помещения, архивы и всякого рода документы неприкосновенны. Она также имеет свою печать и свой флаг.

Второй способ создания международных комиссий и комитетов не только является существенным признаком, отличающим их от международных конференций, но и преобладает над иными способами их создания. Кроме того, деятельность международных комиссий и комитетов носит постоянный характер, определенный механизм и качество международной правосубъектности по внутреннему и международному праву. Они ближе соотносятся с международными организациями, хотя и имеют свои особенности. Главное различие состоит в целях и задачах сотрудничества, в компетенции международных комиссий и комитетов, а также в упрощенности механизма их деятельности. Кроме этого, качество международной правосубъектности присуще лишь незначительному количеству таких органов.

Международные конференции, наряду с международными комиссиями и комитетами, являются самостоятельными международными органами. Несмотря на это, они были лишь предшественниками международных организаций, призванных содействовать мирному сосуществованию государств различных социально-экономических систем, развитию равноправного сотрудничества. В настоящее время практически нет областей международной жизни, которые не были бы охвачены деятельности международных организаций. Необходимо отметить тот факт, что в рамках современных международных отношений развитие международных организаций проходит прежде всего под влиянием закономерностей общественного развития. К их числу относятся мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Продолжают свое действие и такие общие закономерности развития общества, как непрекращающийся процесс интеграции экономической, политической, культурной и научной жизни современных государств. Интенсификация международной жизни общества приводит к повсеместной институционализации международных отношений.

Институционализация международных отношений представляет собой процесс развития государственных связей, связанный с появлением и бурным развитием международных организаций <3>. Институционализм проявляется в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый состоит в значительном увеличении на международной арене количества международных организаций и органов, опосредствующих отношения суверенных государств друг с другом, суверенных государств и международных организаций, самих международных организаций. Второй аспект связан с деятельностью внутриорганизационного механизма международных организаций и состоит в появлении в их структуре новых элементов, касающихся вида и состава органов, процедуры принятия решений, компетенции международных организаций. В самих международных организациях внутриорганизационный механизм становится уже многозвеньевым. При этом в процессе его функционирования возникает много правовых вопросов. Процесс международной институционализации включает в себя как международные межправительственные (ММПО), так и международные неправительственные организации.

<3> См.: Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. М.: Международные отношения, 1986. С. 11.

Традиционно в отечественной и зарубежной литературе выделяют четыре этапа становления и развития международных организаций. На первом этапе с середины XIX в. до начала Первой мировой войны преобладали международные административные союзы, которые были созданы для международно-правового регулирования узких отраслей международных отношений (например, транспорт и связь). Под административными союзами понимается первая постоянная форма многостороннего международного сотрудничества государств в специальных областях, связанных с развитием науки, техники и т.д. <4>. Появление такого рода международных межправительственных организаций было обусловлено следующими предпосылками: расширением внешнеторговых отношений между странами и появлением всемирного экономического рынка, развитием международного транспорта, развитием средств международной связи, усилением значения многосторонней дипломатии, возрастанием роли международного права. Наиболее значимыми административными союзами были: Международный союз для измерения земли 1864 г., Международный телеграфный союз 1865 г., Всемирный почтовый союз 1874 г., Международный комитет мер и весов 1875 г., Международный союз охраны промышленной собственности 1883 г. и другие. В 1890 г. возникла первая в мире международная региональная организация общей компетенции - Организация американских государств. Стоит отметить тот факт, что параллельно шел и процесс создания международных неправительственных организаций. Так, в 1863 г. появился Международный комитет Красного Креста, а в 1894 г. Международный олимпийский комитет. Таким образом, к началу Первой мировой войны существовало 212 организаций, в том числе 20 - межправительственных. Однако на тот период как международные межправительственные, так и международные неправительственные организации не признавались субъектами международного права, а были лишь фактическими участниками международных отношений.

<4> См.: Жело В.В. Право международных организаций. Ростов н/Д: ЮФУ, 2010. С. 19.

Второй этап развития международных организаций тесно связан с созданием в 1919 г. Лиги Наций. Она была первой международной универсальной организацией общей компетенции <5>. Несмотря на большое количество критики со стороны отечественных ученых, Лига Наций все-таки имела положительные правовые аспекты своей деятельности. Во-первых, в структуре органов Лиги Наций и в институте членства в организации была предпринята попытка воплотить принцип равенства. Во-вторых, была принята практика мирного разрешения споров. В-третьих, были установлены ограничения и запрет применения силы в международных отношениях. В-четвертых, был создан первый международный судебный орган общей юрисдикции - Постоянная палата Международного суда. В-пятых, налицо было стремление к объединению под своей эгидой универсальных организаций специальной компетенции. Одна из первых таких организаций - Международная организация труда стала впоследствии первым специализированным учреждением ООН. Перед началом Второй мировой войны уже функционировало 618 международных организаций, из которых 48 было межправительственных. Стоит отметить, что и на этом этапе развития международных организаций они не обладали правосубъектностью.

<5> См.: Бирюков П.Н. Международное право. М., 1998. С. 131.

Третий этап характеризуется повышенным вниманием международного сообщества к международным организациям. Безусловно, создание ООН - первой подлинно универсальной и по субъектам и по компетенции международной организации положило начало к признанию за международными межправительственными организациями международной правосубъектности. Данный этап ознаменовался бурным ростом и качественным усложнением международных организаций. Их количество увеличивалось практически экспоненциально, а наряду с этим появлялись и качественно новые виды ММПО, например Совет Европы или ГАТТ/ВТО. Главным итогом третьего этапа стало становление современной системы ООН, включающей в себя 46 универсальных международных организаций. Расширился и круг специализированных универсальных организаций, не входящих в систему ООН. Региональные организации общей компетенции созданы практически во всех крупных регионах мира: ЛАГ, ОАГ, ОАЕ, ОИК, ОБСЕ. Возросла и роль неправительственных международных организаций в контроле над соблюдением норм международного права.

Четвертый этап ознаменовался распадом сети социалистических международных организаций, таких как СЭВ и ОВД, а также непосредственным распадом СССР в 1991 г. С этого момента начался процесс трансформации системы международных организаций, включающий в себя как процесс расширения сферы своей деятельности ВТО и ЕС на новых участников, так и процесс появления новых международных организаций на постсоветском пространстве.

Необходимо отметить, что прекращение существования организаций также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, например, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге, государства - участники Варшавского договора подписали протокол о прекращении действия договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанного 26 апреля 1985 г. <6>.

<6> См.: Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2000. С. 217.

Международные организации в российской международно-правовой доктрине имеют семь оснований для классификации. Виды международных организаций можно структурировать по юридической природе на межправительственные (ЕС, СНГ, ШОС) и неправительственные (ГРИНПИС, МОК, Римский Клуб). Вторым критерием классификации выступает субъектно-пространственная сфера деятельности, в которой выделяются универсальные, региональные, межрегиональные и субрегиональные организации. К универсальным относят ООН; к региональным - ОАГ, ЛАГ, СНГ; к межрегиональным - ОИК, ШОС, ОПЕК; к субрегиональным - АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР Третьим критерием выступает характер компетенции, которая делится на общую и специальную. Самыми яркими примерами общей компетенции выступают ООН и такой особый вид объединения, как ЕС, а специальная компетенция, в свою очередь, делится на экономическую (МБРР, МВФ, ВТО), транспортную (ИКАО), военно-политическую (НАТО), по защите прав человека (Совет Европы) и т.д. К четвертому основанию классификации можно отнести характер полномочий, согласно которому международные организации делятся на межправительственные (ЮНЕСКО) и наднациональные (ЕС). Пятое основание для классификации - порядок приема в члены международной организации, который бывает открытым (ООН) и закрытым (ЕС). Классифицируются международные организации и по развитости структуры внутренних органов. Они делятся на организации с простой структурой, в которых два и более органа (высший орган, секретариат или представительный орган, исполнительный орган и секретариат); организации со сложной структурой, в которых четыре и более главных органа (ВОИС). Последним основанием для классификации международных организаций выступает способ их создания. Классический способ создания - договорно-правовой, а иные способы базируются на основе обычая или, например, резолюции.

Необходимо подчеркнуть, что так называемые "признаки международной организации" не стоит отождествлять с признаками юридической природы международной организации, которые предназначены не для отделения международной организации от других форм международного сотрудничества, а для выделения международной организации из числа иных международных органов. Так, согласно юридической природе в отечественной и зарубежной литературе существуют три группы международных организаций: межправительственные, надгосударственные и неправительственные. Общими же критериями юридической природы признаются: правовая сущность, нормативное содержание, нормативно-правовые источники закрепления любого явления. Международные организации в силу своего особого характера обладают специфическими критериями, такими как: членство в организации, характер и природа учредительного акта, юридическая сила решений и постановлений, принимаемых ее органами <7>.

<7> См.: Шибаева Е.А. Право международных организаций // Международное право / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 183.

Среди обязанностей международных организаций, в свою очередь, традиционно выделяют: осуществление функциональной защиты своих представителей и уполномоченных лиц; международные организации являются субъектом самостоятельной юридической ответственности; соблюдение основополагающих принципов и норм международного права; соответствие деятельности организаций своим уставным целям; надлежащее исполнение заключенных международных соглашений; соблюдение норм международного частного и внутреннего права государства. Соблюдение обязанностей международными организациями корреспондирует с наличием ответственности за неправомерное поведение. Такая ответственность бывает двух видов: политическая и материальная. Политическая ответственность допускается в любых формах, не противоречащих специфике международных организаций, включая ограничение или лишение некоторых прав, а также прекращение деятельности или ликвидацию.

В отечественной литературе традиционно классифицируют функции международных организаций по трем основаниям. Во-первых, выделяют общесоциальные функции международных организаций, которые в основном сводятся к вопросам регулирования общественных отношений. Например, ММПО создают правовые и политические нормы, использующиеся в международных отношениях. Во-вторых, существуют общеорганизационные функции международных отношений (например, применение санкций). В-третьих, выделяют специальные функции международных организаций. К ним, например, относится функция привлечения виновных в международных преступлениях лиц к уголовной ответственности.

Стоит отметить, что юридическая сила постановлений той или иной международной организации определяется тем актом или теми актами, на основе которых существует и действует эта международная организация. В связи с этим и существует два аспекта компетенции ММПО и ее органов: предметная компетенция, определяющая сферу вопросов, подлежащих ведению организации, и юрисдикционная компетенция, определяющая юридическую силу актов организации по отдельным вопросам, входящим в ее предметную компетенцию. Функции международной организации напрямую корреспондируют с ее предметной компетенцией.

Таким образом, можно сказать, что международные органы создаются как в дополнение к существующим международным организациям для более полного урегулирования определенного спектра вопросов, как и самостоятельные учреждения, призванные решать различные проблемы современного мира. Например, для координации деятельности ООН и ее специализированных учреждений в экономической и социальной областях был создан Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). И в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС является главным органом, отвечающим за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов. ЭКОСОС получает доклады от 11 фондов и программ ООН, а в сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят такие весьма разноплановые функции, как:

  1. содействие экономическому и социальному прогрессу, повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  2. выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях, а также в области здравоохранения;
  3. содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
  4. создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Как другой пример, с целью либерализации международной торговли и регулирования торговых отношений между государствами была создана Всемирная торговая организация, которая в настоящее время отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Официальным высшим органом является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т.д.

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между государствами-участниками споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) - орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами.

Следует отметить, что принимаемые ЭКОСОС резолюции по экономическим и валютно-финансовым вопросам носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения для государств-членов. Однако, что касается резолюций, обращенных к вспомогательным органам и специализированным учреждениям ООН, то в ряде случаев они носят обязательный характер. В свою очередь, правовое регулирование ВТО носит универсальный характер, т.к. даже те страны, которые не являются членами ВТО, вынуждены следовать тем нормам и правилам, которые выработаны в рамках данной организации. Все многосторонние соглашения ВТО обязательны для всех государств-участников. Тем не менее в отличие от большинства международных организаций ВТО не вправе принимать односторонние обязательные акты, а Генеральный директор ВТО не может делать заявления от имени организации. Таким образом, ВТО является организацией, которая непосредственно управляется государствами, и в ней нет производного права.

Также в сфере регулирования экономических отношений немаловажную роль играет Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 г. в целях содействия развитию права международной торговли и функционирующий с 1 января 1968 г. ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок.

Для разработки международных конвенций по таким вопросам, как классификация товаров, оценка таможенной стоимости, правила происхождения товаров, таможенные сборы, безопасность цепи поставок, упрощение процедур международной торговли, борьба с правонарушениями в таможенной сфере и с контрафактной продукцией (защита прав интеллектуальной собственности), а также борьба с коррупцией была создана Всемирная таможенная организация (ВТАО). За всю историю существования организации ее членами стали более 170 таможенных служб мира, которые контролируют около 98% международной торговли. ВТАО является международно-признанным глобальным центром таможенной экспертизы и играет лидирующую роль в обсуждении, развитии и совершенствовании техники таможенного дела и таможенного законодательства. Деятельность организации формулируется исходя из запросов ее членов. Инструменты и передовой опыт ВТАО признаны в качестве основы для работы современных таможенных служб.

Одним из основных направлений деятельности международных органов является решение вопросов в области образования, культуры и науки. Ключевой международной организацией здесь является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, культуры и науки (ЮНЕСКО), основанная 16 ноября 1945 г. на встрече в Лондоне представителями 37 стран, принявших Устав Организации. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 192 государства-члена, как весьма примечателен п. 3 ст. I Устава ЮНЕСКО, устанавливающий принцип обеспечения независимости, неприкосновенности и сохранения своеобразия культуры и систем образования государств-членов. Во исполнение этого принципа Организация отказывается от всякого вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию этих стран. Для уставных задач ЮНЕСКО имеет достаточно разветвленную внутреннюю структуру органов, наделенных определенной компетенцией. В ст. III Устава устанавливается полный перечень органов Организации: Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат.

Таким образом, с одной стороны, понятие "международный орган" включает в себя такие институты международного права, как международные конференции, международные организации, международные комиссии и комитеты, международные суды, трибуналы и арбитражи. Но создаются международные органы как в дополнение к международным организациям, так и в качестве самостоятельных субъектов, что необходимо четко различать в теории и практике международного права.

Библиографический список

  1. Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М., 1972.
  2. Тункин Г.И. Нормативная модель глобальной, межгосударственной, международной системы // Вопросы философии. 1984. N 11.
  3. Шибаева Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории. М.: Международные отношения, 1986.
  4. Жело В.В. Право международных организаций: Учебное пособие. Ростов н/Д: ЮФУ, 2010.
  5. Бирюков П.Н. Международное право. М., 1998.
  6. Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2000.
  7. Шибаева Е.А. Право международных организаций // Международное право / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994.

References (transliteration)

  1. Movchan A.P. Kodifikatsiya i progressivnoe razvitie mezhdunarodnogo prava. M., 1972.
  2. Tunkin G.I. Normativnaya model' global'noy, mezhgosudarstvennoy, mezhdunarodnoy sistemy // Voprosy filosofii. 1984. N 11.
  3. Shibaeva E.A. Pravo mezhdunarodnykh organizatsiy: Voprosy teorii. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1986.
  4. Zhelo V.V. Pravo mezhdunarodnykh organizatsiy: Uchebnoe posobie. Rostov n/D: YuFU, 2010.
  5. Biryukov P.N. Mezhdunarodnoe pravo. M., 1998.
  6. Mezhdunarodnoe pravo / Otv. red. Kolosov Yu.M., Krivchikova E.S. M., 2000.
  7. Shibaeva E.A. Pravo mezhdunarodnykh organizatsiy // Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik / Pod red. G.I. Tunkina. M., 1994.