Мудрый Юрист

К вопросу реформирования арбитражного законодательства туркменистана *

<*> Gochyyev T.D. On question of reformation of arbitral legislation of Turkmenistan.

Гочыев Таганмурад Даллаевич, кандидат юридических наук, доцент (Туркменистан).

В статье затронуты некоторые проблемные аспекты экономического судопроизводства, судоустройства и арбитражного суда страны. Автор, анализируя и обобщая научные публикации, а также законотворческую и правоприменительную практику зарубежных государств по данной проблематике, попытался высказать свое видение по их оптимальному реформированию.

Ключевые слова: рыночная экономика, арбитражный суд, экономический процесс, судоустройство, правовая реформа, сравнительное правоведение, международные стандарты, правовой менталитет.

This article covers some problematic aspects of economic legal proceeding, judicature and arbitral court of the country. By analyzing and summarizing scientific publications, lawmaking and enforcement practice of foreign countries concerning this problem, author tried to declare his views on optimal reformation of them.

Key words: market economy, arbitral court, economic process, judicature, legal reformation, comparative jurisprudence, international standards, legal mentality.

XXI век, несмотря на продолжающиеся финансовые и экономические кризисы, характеризуется общим ростом мировой экономики. Это главным образом является результатом поступательного внедрения в производство сверхсовременных технологических процессов. В этих условиях, по сравнению с социалистическим периодом развития страны, законы очень быстро "стареют", что в конечном итоге приводит к их явному отставанию от реальной жизни. Это характерно в целом для всех стран постсоветского пространства, и Туркменистан здесь не является исключением. Экономика и право всегда должны идти в ногу. На наш взгляд, симбиоз экономики и права является гарантией экономического процветания и стабильности любого стремящегося к прогрессу общества. Настоящая статья посвящена лишь отдельным проблемам судебной защиты субъективных экономических прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в нашей стране.

Арбитражный процессуальный кодекс Туркменистана (АПК Т) был принят в 2000 г. и с тех пор существенных изменений не претерпел, за исключением некоторых терминологических поправок. Минуло более 10 лет. Для стран со стремительно развивающейся экономикой, к которым относится и Туркменистан, это немалый срок. Как нам представляется, данный фактор оказывает определенное негативное влияние на экономический рост страны, т.к. не до конца учитывает особенности современной рыночной экономики в отличие от гражданского (экономического) законодательства, полностью отвечающего европейским стандартам. Уважаемый Президент Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедов в своих ежегодных выступлениях перед депутатами национального Парламента страны неоднократно обращал их внимание на необходимость совершенствования законов страны, в т.ч. процессуальных кодексов, с учетом мировых достижений в области законотворчества <1>.

<1> Выступление Президента Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедова на встрече с депутатами Меджлиса Туркменистана (20 января 2011 года) // Нейтральный Туркменистан. 2011. 21 января. С. 2.

Если для сравнения обратимся к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (АПК РФ), то за 10 лет с (1992 - 2002 г.) он обновлялся трижды. Кроме того, в 2009, 2010 и 2011 гг. в него вносились важные дополнения и изменения, продиктованные реальной жизнью. Подобный законотворческий бум в России воспринимается как веление времени. Все происходящее объясняется тем, что рыночные механизмы все глубже углубляются в экономику страны и совершенствуются институты гражданского общества.

Действующий АПК Т состоит из 168 статей. Для сравнения укажем, что, в частности, узбекский кодекс содержит свыше двухсот, таджикский и российский кодексы - свыше трехсот, а белорусский - свыше четырехсот статей. При таком раскладе нетрудно предположить, что в нашем кодексе наверняка не все аспекты экономического судопроизводства урегулированы в достаточной мере. К примеру, в АПК Т не закреплен порядок извещения участников процесса о предстоящем судебном заседании или проведении отдельного процессуального действия. Между тем в международной практике оповещение участников процесса о судебном заседании и предоставление им возможности высказывания в нем своей позиции по спорному делу рассматривается как один из основных принципов осуществления правосудия <2>. Кроме того, данный институт в юридической литературе справедливо признается как надежная гарантия реализации принципов состязательности судопроизводства и равноправия сторон в процессе <3>.

<2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). ETS N 005. Ст. 6.
<3> Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Городец, 2007. С. 166.

При таких обстоятельствах становится актуальным вопрос о полной и всесторонней правовой ревизии АПК Туркменистана с целью приведения его в соответствие с международными стандартами. В научно-практическом плане важный интерес представляют также вопросы судоустройства и деятельность самого Арбитражного суда Туркменистана (далее - Арбитражный суд). В связи с этим автором разработана Концепция реформирования арбитражного законодательства страны в условиях рыночной экономики. С учетом тенденций, отчетливо выраженных в процессе всеобщей и региональной глобализации права, в качестве основополагающих принципов осуществления экономического правосудия в проекте Концепции взяты следующие положения:

В настоящее время разрабатывается проект Гражданского процессуального кодекса Туркменистана (ГПК Т). В подготовке проекта данного Кодекса Парламенту страны оказывает содействие Немецкое Общество по техническому сотрудничеству (ГТЦ). Немецкие ученые в регулярно проводимых научно-практических дискуссиях высказывают свои соображения также по реформированию арбитражного законодательства страны. Это естественно и разумно, поскольку эти два кодекса имеют много общего, т.к. оба они обеспечивают защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов, регулируемых единым материальным законом. С этих позиций, как нам представляется, была бы целесообразной разработка проектов указанных кодексов одновременно.

Немецкие ученые, основываясь на европейском опыте, в частности, предлагают отменить АПК Т и регулировать рассмотрение экономических дел унифицированным ГПК Т <4>. Исходя, как нам представляется, из ошибочного суждения, что в арбитражных судах осуществляется гражданское судопроизводство, некоторые российские авторы также придерживаются этой позиции <5>. Между тем легитимность понятия "арбитражное судопроизводство" в настоящее время бесспорна, оно широко применяется и на уровне Конституционного Суда РФ <6>. Следует заметить, что вопрос об унификации указанных кодексов положительно решен ровно в половине стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова), а в остальных республиках постсоветского пространства действуют специальные процессуальные кодексы под разными названиями.

<4> Книпер Р. Основные вопросы гражданско-процессуального права. В кн.: Право. Экономика. Благосостояние. Актуальные вопросы правовой реформы в Туркменистане. Ашгабат, 2010. С. 38, 43.
<5> Новикова Ю.С., Оганджанянц С.И. Гражданское судопроизводство в процессуальном праве // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 8. С. 43.
<6> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 г. N 390-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета администрации Красноярского края о проверке конституционности части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. N 1; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. N 467-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Симал" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Действительно, рассматриваемые процессуальные кодексы во многом дублируют друг друга, и при желании их, наверное, можно было бы объединить в один общий кодекс. Однако, как свидетельствует правоприменительная практика стран СНГ, имеющих унифицированный кодекс, порядок рассмотрения и разрешения экономических дел в них урегулирован чрезмерно поверхностно. К примеру, согласно ст. 382 ГПК Кыргызстана производство по экономическим делам осуществляется на основании общих правил гражданского судопроизводства, с учетом при этом особенностей специальных норм, закрепленных в разделе VI Кодекса. Указанный же раздел Кодекса состоит всего из 19 статей. На наш взгляд, подобный упрощенческий подход к судопроизводству приведет к правовой путанице (войне общих и специальных норм) и не сможет обеспечить надлежащее выполнение целей и задач экономического правосудия.

Сравнительный анализ показывает, что в правовом регулировании возбуждения, подготовки, судебного разбирательства и исполнения судебных решений по экономическим и гражданским делам имеется существенная разница. В настоящее время, как справедливо отмечается в литературе, можно наблюдать отличительные моменты в практической реализации даже одноименных принципов гражданского и экономического процессов. Кроме того, прослеживаются некоторые особенности в выполнении целей и задач, стоящих перед каждой стадией процесса <7>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Арбитражный процесс" (отв. ред. В.В. Ярков) включен в информационный банк согласно публикации - Инфотропик Медиа, 2010 (4-е издание, переработанное и дополненное).

<7> Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М.: Юрист, 2002. С. 6; Отческая Т.И., Власов А.А., Шилов А.В., Сметанников А.Е. Арбитражный процесс: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. С. 33.

Развивая эту мысль, важно заметить, что с углублением рыночных механизмов в экономику страны различая между экономическим и гражданским процессами будут становиться все более очевидными. Предполагается, что данная тенденция не только сохранится, но и постоянно будет расширяться. В достоверности сказанного можно убедиться на примере АПК РФ. Как уже отмечено, со дня принятия Кодекса по настоящее время в него регулярно вносились изменения и дополнения, расширяющие подведомственность арбитражных судов и совершенствующие порядок судопроизводства. Поэтому в ближайшей перспективе об унификации сравниваемых кодексов, как нам представляется, не может быть и речи.

Участию прокурора в арбитражном и гражданском процессах немецкие ученые уделяют особое мнение. По их мнению, участие прокурора в указанных процессах нецелесообразно по следующим основаниям:

<8> Чантурия Л. Некоторые вопросы реформы гражданско-процессуального права в государствах СНГ. С. 50 - 55; Книпер Р. Основные вопросы гражданско-процессуального права. С. 41.

Справедливости ради следует заметить, что данное мнение, ссылаясь примерно на те же аргументы, высказывают авторы и на страницах российских публикаций <9>.

<9> Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2005. С. 175 - 180.

Взвесив все плюсы и минусы высказанных суждений, анализируя и обобщая мнения ученых по данной проблеме, а также зарубежную законотворческую и правоприменительную практику об участии прокурора в арбитражном и гражданском процессах, приходим к следующим основным выводам.

  1. В отличие от практики европейских государств прокурор обязан участвовать в судебном процессе не только по уголовным, но и по экономическим и гражданским делам, что, как показывает практика, обеспечивает надлежащую защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц. В частных правовых спорах прокурор должен участвовать в процессе только по просьбе и с согласия лиц, у которых нарушены или оспариваются права. Как свидетельствует практика, юридические лица и индивидуальные предприниматели пока еще не всегда в состоянии содержать свою юридическую службу. В связи с этим они заинтересованы в получении "высококвалифицированной и бесплатной помощи" прокурора. Поэтому на деле прокурор как бы является "адвокатом" заинтересованных в исходе дела лиц. Среди государств СНГ только в Грузии прокурор не принимает участия в разбирательстве гражданских и арбитражных (хозяйственных) дел.
  2. На данном этапе развития нашего государства, когда основная часть экономики находится в собственности у государства, в делах, в которых затрагиваются государственные интересы, участие прокурора в процессе должно быть обязательным. Вопрос о расширении полномочий прокурора в защите публичных интересов в экономическом судопроизводстве в настоящее время широко обсуждается в юридической литературе <10>.
<10> Крипакова Д.Р. Объяснения лиц, участвующих в деле, в системе средств доказывания в арбитражном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 17; Шамшурин Л. Об участии прокурора в разбирательстве гражданских дел: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 3. С. 14; Ефросин Д. Защита прокурором публичных интересов в арбитражном процессе // Законность. 2002. N 12. С. 40 - 42; Ковалев А. И снова к вопросу об участии прокурора в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 4. С. 12 - 16.
  1. Цель участия в судопроизводстве прокурора, когда он защищает в процессе интересы определенных лиц, заключается в обеспечении законности. Прокурор обеспечивает в процессе законность, не подчиняясь воле и желанию сторон, иначе субъективные права лиц защищаются им только в рамках закона. Прокурор оказывает суду всестороннее содействие в установлении объективной истины по делу, а также в постановке по делу законного и обоснованного судебного решения. При таком подходе выходит, что прокурор не препятствует, а содействует процессу состязательности судопроизводства <11>.
<11> В юридической литературе есть авторы, которые считают, что прокурор, не осуществляя надзор за судом, содействует ему в правильной оценке обстоятельств дела, а также в постановке справедливого и соответствующего фактическим обстоятельствам дела решения. См.: Черепанов М.М., Воронова Н.Н. Принцип содействия прокурора правосудию и независимости судей // Юридические науки. 2011. N 3. С. 40 - 43.
  1. Мы согласны с тем, что нельзя допустить нахождения судебного акта в неопределенном состоянии длительное время. В связи с этим считаем, что нужно ограничить полномочия прокурора по принесению протеста на судебные акты определенным сроком <12>.
<12> В постсоветском пространстве данная практика также применяется. Например, см.: ч. 3 ст. 292 АПК РФ.

Касаясь темы реформирования арбитражного суда, немецкие специалисты выдвигают мнение об интеграции его в систему судов общей юрисдикции и тем самым о создании унифицированной системы судебных органов страны. Данное предложение главным образом обосновывается следующими аргументами:

<13> С. 41, сноска 50. Книпер Р. Основные вопросы гражданско-процессуального права. С. 38, 43; Чантурия Л. Некоторые вопросы реформы гражданско-процессуального права в государствах СНГ. Там же. С. 56.

Как усматривается из приведенного выше, предлагаемая модель реформирования арбитражного суда полностью основана на европейском правовом менталитете и не учитывает исторически сложившиеся ментальные особенности в постсоветском пространстве. На наш взгляд, в ближайшей перспективе не следует отказываться от отлаженных правовых механизмов советской правовой системы, если они эффективно функционируют и приносят пользу обществу. Наоборот, их нужно совершенствовать и приспосабливать к условиям рыночной экономики.

Анализ положения дел в государствах СНГ по обсуждаемому вопросу свидетельствует, что только в Грузии и Кыргызстане экономические дела рассматриваются судами общей юрисдикции, а в остальных они отнесены к подведомственности специализированных судов: экономических судов (Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдова, Таджикистан), хозяйственных судов (Беларусь, Украина, Узбекистан), арбитражных судов (Российская Федерация, Туркменистан).

Что касается исторического пути развития Арбитражного суда в Туркменистане, то изначально он возник как инструмент административно-плановой экономики, объединяя в себе полномочия исполнительных и судебных органов. В годы независимости в условиях рыночной экономики его преобразовали в орган правосудия по экономическим делам. Поэтому их никак нельзя сравнивать с государственными арбитражами, действовавшими в советский период развития наших государств.

Безусловно, предложение немецких ученых о создании специализированных судебных коллегий по экономическим делам представляется актуальным. На наш взгляд, "специализированные судебные коллегии" и "специализированные суды" отличаются лишь по форме организации, а по сути это - одно и то же. Специализированные суды являются более организованной формой осуществления экономического правосудия. Следует заметить, что в мире они широко распространены (по административным, трудовым, семейным и другим делам).

Немецкие ученые, как нам кажется, не приемлют специализированные экономические суды главным образом из-за того, что в общих и специализированных судах рассматриваются споры, схожие по содержанию и характеру, регулируемые одним и тем же материальным законом (гражданским кодексом). Между тем еще с советских времен традиционно хозяйственное (экономическое) право находится в структуре гражданского права. Несмотря на то что в отдельных иностранных государствах имеется кодифицированное хозяйственное законодательство, в частности Торговые кодексы, тем не менее в этих странах они рассматриваются как часть гражданско-правового законодательства <14>. Относительно упомянутой схожести рассматриваемых дел заметим, что экономические дела, как уже выше было отмечено, имеют явно специфические особенности рассмотрения и разрешения. Поэтому рассмотрение их в специализированных судах обеспечит более высокое качество экономического правосудия.

<14> Шрамм Х.Й. Применение гражданского кодекса по спорным вопросам гражданского права и хозяйственного права. В кн.: Право. Экономика. Благосостояние. Актуальные вопросы правовой реформы в Туркменистане. Ашгабат, 2010. С. 77.

Поскольку понятие "арбитраж" в переводе с французского языка на русский означает "суд" <15>, с целью разграничения государственных судов от коммерческих арбитражей предлагается Арбитражный суд Туркменистана переименовать в Экономический суд Туркменистана. Следует заметить, что предлагаемое новшество уже внедрено на практике отдельных государств СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдова, Таджикистан). Аналогично назван суд, разрешающий экономические споры стран СНГ. Все изложенное выше указывает на необходимость сохранения Арбитражного суда как самостоятельного судебного органа страны.

<15> Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Русский язык, 1989. С. 51.

На наш взгляд, предложения немецких ученых по всем анализированным выше направлениям представляются недостаточно аргументированными и сводятся к простой схеме "делайте, как у нас". В вопросах реформирования АПК Т, судоустройства и арбитражного суда нами за эталон взята законотворческая практика РФ как государства, имеющего более совершенную правовую систему и близкого нам по правовому менталитету. Процессуальные кодексы государств СНГ, регулирующие рассмотрение и разрешение экономических дел, по содержанию близки АПК РФ. Это, как нам представляется, является наглядным примером естественной глобализации права на региональном уровне. По оценкам экспертов Европейского союза, действующий АПК РФ полностью соответствует европейским стандартам и признается одним из лучших и образцовых кодексов в Европе <16>.

<16> Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2005. С. 4.

Безусловно, имплементация международных норм в национальное законодательство обязательно предполагает учет особенностей путей развития правовых систем. В частности, совершенствование правовых институтов страны, особенно связанных с субъективными правами личности, требует учета менталитета народа, особенностей развития национальной демократии, эволюционного пути развития, уровня общественного сознания и др.

Реформирование арбитражного законодательства Туркменистана в соответствии с предлагаемой Концепцией обеспечит в стране:

В статье затронуты лишь некоторые аспекты Концепции реформирования арбитражного законодательства страны. В рамках одной публикации невозможно полно и всесторонне проанализировать все стороны обозначенных проблем, которые, конечно же, требуют дальнейшего углубленного исследования и обоснования.