Мудрый Юрист

О правовом статусе русского языка в Российской Федерации *

<*> Blinova Yu.V. On legal status of the Russian language in the Russian Federation.

Блинова Юлия Викторовна, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Алтайской академии экономики и права (институт), кандидат филологических наук.

В статье рассматриваются некоторые вопросы регулирования правового статуса русского языка на территории Российской Федерации. Можно выделить исключительную и альтернативную компетенцию русского языка как государственного языка. Статья освещает также ответственность за нарушения законодательства о государственном языке.

Ключевые слова: государственный язык; официальный язык; исключительная компетенция; альтернативная компетенция; ответственность за нарушение законодательства о государственном языке.

The present article touches upon some problems of regulation of the Russian language legal status in the Russian Federation. The Russian language as state language is thought to have exclusive and alternative competence. The article also discusses responsibility for violation of Russian language legislation.

Key words: state language; official language; exclusive competence; alternative competence; responsibility for violation of Russian language legislation.

Согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории <1>. Необходимо обратить внимание на тот факт, что отечественный законодатель использует понятие "государственный язык", в то время как конституционное право зарубежных стран, а также международное публичное право знают и понятие "официальный язык". Эксперты ЮНЕСКО предложили разграничить эти понятия и закрепить за государственным языком статус символа государства, выполняющего интеграционную функцию, а за официальным языком статус языка законодательства, государственного управления, судопроизводства <2>, хотя в некоторых странах они употребляются как синонимы.

<1> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 25 января.
<2> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина // URL: http://www.garant.ru.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы государственного языка Российской Федерации, позволяет утверждать, что в России избранное понятие сочетает в себе оба указанных статуса, являясь шире по значению, чем понятие "официальный язык". Так, п. 4 ст. 1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" говорит, что государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. В то же время п. 2 ст. 1 названного Закона устанавливает, что статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных законодательством <3>.

<3> О государственном языке Российской Федерации: Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

Если сделать беглый обзор по истории правового статуса русского языка в нашем государстве, то можно констатировать вслед за А.С. Айрапетяном, что в советский период правовое регулирование режимов языков было фрагментарным и выборочным, по существу, недостаточным, так как большинство вопросов оказалось вне правового поля. На протяжении советской эпохи прослеживается несоответствие юридически закрепленного режима русского языка фактически выполняемой им роли. На практике русский язык занял более весомое место, чем ему это отводилось законодателем, что объяснялось отчасти влиянием ленинских идей негативного отношения к понятию "государственный язык" (обязательный государственный язык, по мнению В.И. Ленина, связан с принуждением и "вколачиванием"), отчасти тем, что русский язык по сравнению с другими языками народов СССР обладает большими функциональными возможностями. Русский язык был юридически официальным языком СССР, всех союзных республик. Фактически он был и общегосударственным языком в рамках Советского государства на протяжении всего периода его существования <4>.

<4> Айрапетян А.С. Закрепление правового режима русского языка в советских конституциях // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 2. С. 38.

Статья 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" закрепляет сферы использования государственного языка Российской Федерации. При этом необходимо дифференцировать два случая использования русского языка как государственного: 1) исключительная компетенция русского языка; 2) альтернативная компетенция русского языка.

Исключительная компетенция русского языка означает, что применению подлежит только русский язык, государственные языки республик в составе Российской Федерации или языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания не могут применяться. Исключительная компетенция установлена в следующих сферах: а) судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 10 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <5>); б) судопроизводство и делопроизводство в военных судах (ст. 6 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" <6>, ст. 9 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации <7>, ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <8>); в) судопроизводство в арбитражных судах (ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <9>); г) руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона "Об обороне" <10>).

<5> О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
<6> О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.
<7> Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // РГ. 2002. 20 ноября.
<8> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // РГ. 2001. 22 декабря.
<9> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
<10> Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

Исключительная компетенция русского языка демонстрируется также через установление требования владения государственным языком при получении определенных профессий, должностей и пр. Например, ст. 35 Федерального закона "О полиции" предписывает: на службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации, владеющие государственным языком Российской Федерации <11>. Аналогичные нормы содержатся в следующих источниках: ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" <12>, ст. 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <13>, ст. 12 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" <14>, ст. 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" <15>, ст. 6.2 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" <16>, ст. 23 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <17>.

<11> О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
<12> О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
<13> О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<14> О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
<15> О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.
<16> О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
<17> О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Пограничной разновидностью исключительной компетенции можно считать и случаи, когда применяется русский язык как государственный, но с дублированием на иностранном языке, например: а) в наименовании консульского учреждения (ст. 10 Федерального закона "Консульский устав Российской Федерации" <18>); б) при оформлении страхового полиса (ст. 17 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <19>).

<18> Консульский устав Российской Федерации: Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ // РГ. 2010. 7 июля.
<19> Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

Альтернативная компетенция русского языка означает, что применяется государственный язык Российской Федерации, но могут использоваться и государственные языки республик, входящих в состав Российской Федерации (реже - языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания); при этом если избирается государственный язык республики в составе Российской Федерации, то обязательно дублирование на русском языке. Альтернативная компетенция установлена в остальных случаях, названных в ст. 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации", а именно: а) гражданское и уголовное судопроизводство (ст. 10 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", ст. 9 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации); б) производство по делам об административных правонарушениях (ст. 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <20>); в) при подготовке и проведении референдума, а также выборов (ст. 8 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" <21>, ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <22>, ст. 67 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" <23>); г) договоры о разграничении компетенции между Федерацией и субъектами (ст. 26.7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <24>); д) запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <25>); е) делопроизводство в органах записи гражданского состояния (ст. 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <26>); ж) надписи и обозначения с информацией об объектах культурного наследия (ст. 27 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <27>); з) адреса отправителей и получателей телеграмм, почтовых отправлений и почтовых отправлений денежных средств, пересылаемых в пределах Российской Федерации, а также делопроизводство в организациях почтовой связи (ст. 48 Федерального закона "О связи" <28>, ст. 39 Федерального закона "О почтовой связи" <29>); и) при обслуживании и получении документов в государственных и муниципальных библиотеках (ст. 7 Федерального закона "О библиотечном деле" <30>); к) надписи на лотерейных билетах (ст. 12 Федерального закона "О лотереях" <31>); л) наименования объединений (ст. 6 Федерального закона "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан" <32>) и пр.

<20> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<21> О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ // РГ. 2004. 30 июня.
<22> Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
<23> О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ // РГ. 2003. 16 января.
<24> Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<25> Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.
<26> Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
<27> Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
<28> О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
<29> О почтовой связи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.
<30> О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2.
<31> О лотереях: Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4434.
<32> О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Необходимо подчеркнуть, что все случаи исключительной компетенции русского языка как государственного на территории Российской Федерации определены исчерпывающим образом в специальном законодательстве, в то время как альтернативная компетенция сформулирована широко, регулируется специальным законодательством, но при его отсутствии используются общие принципы, которые содержит ст. 3 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации".

Говоря о правовом статусе русского языка как государственного на территории Российской Федерации, следует остановиться и на ответственности, которую предусматривает российское законодательство за нарушения в этой области. Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Кроме того, ст. 6 цитируемого Закона говорит об ответственности за принятие нормативно-правовых актов - федеральных и субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком Российской Федерации, а также нарушения данного Федерального закона. Нужно отметить, что ответственность за нарушения в сфере государственного языка на сегодняшний день прописана недостаточно четко и исчерпывающе. Например, единственная форма ответственности Государственной Думы Российской Федерации - роспуск - не обусловлена по Конституции принятием не соответствующего названному Закону акта. Ответственность регионального законодателя в рассматриваемой сфере содержится в ст. 29.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указывающей на возможность отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Ответственность за действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком РФ, а также за несоответствие нормам русского языка предусмотрена ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нецензурная брань в общественных местах может квалифицироваться как мелкое хулиганство; ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (состав "Оскорбление"); ст. 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: дискриминация, в том числе в зависимости от языка, может подпадать под состав "нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина". Уголовная ответственность предусмотрена ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (состав "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", в том числе по признакам языка) <33>. Помимо перечисленных, в процессуальном законодательстве содержатся нормы, касающиеся использования языков в процессе, несоблюдение которых является основанием к отмене решения суда (п. 5 ч. 2 ст. 381 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 2 ст. 364 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 4 ст. 270, п. 3 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако, по словам Е.М. Доровских, во всех перечисленных случаях язык выступает как средство покушения на достоинство личности, охраняемое государством (ст. 21 Конституции Российской Федерации), но не как объект правовой защиты. Представляется, что подобное положение не соответствует потребностям развития законодательства в области использования русского языка, институт ответственности должен получить надлежащее законодательное закрепление <34>. Как видно из представленных статей законодательства, закрепляющих ответственность за нарушения в области русского языка, наказание за ненормативное использование русского языка практически отсутствует и реализуется только лишь в связи с использованием бранной, ругательной лексики в общественных местах. Об этом же свидетельствует и немногочисленная судебная практика по рассматриваемому вопросу. Так, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 2 февраля 2006 г. N ГКПИ05-1640 оставил заявление о признании недействующим абз. 10 п. 15 раздела III Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (запрет осужденным употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать и присваивать клички), утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, без удовлетворения <35>. Другое дело касается размещения рекламы с использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка. Суд отклонил довод заявителя о том, что на рекламе изображен главный герой рекламной кампании Песец, указав, что реклама, в отношении которой возник настоящий спор, не содержит сведений о Песце как главном герое рекламной кампании, а обладает иносказательным содержанием, ассоциируемым с обсценной лексикой. Суд поддержал вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе <36>. Таким образом, иные нарушения использования русского языка находятся вне правового поля.

<33> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
<34> Доровских Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования // URL: http://www.garant.ru.
<35> URL: http://www.garant.ru.
<36> Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N ВАС-10980/10 // URL: http://www.garant.ru.

Резюмируя сказанное, можно утверждать:

  1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации выполняет интеграционную функцию и выступает языком законодательства, государственного управления, судопроизводства, функции, которые присутствовали у русского языка и в советский период.
  2. Случаи использования русского языка как государственного следует дифференцировать: 1) исключительная компетенция русского языка; 2) альтернативная компетенция русского языка.
  3. Необходимо детально разработать институт ответственности за нарушение законодательства о государственном языке Российской Федерации.