Мудрый Юрист

Кто вы, оценщики? Или проблема определения юридического статуса оценщика

Шуклина Мария Александровна, доцент кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" (МФПА), кандидат сельскохозяйственных наук (г. Москва).

В статье рассматривается проблема определения юридического статуса оценщика. Проводится анализ нормативных правовых документов, касающихся работы оценщика в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве физического лица. В результате показано, что все акты регулируют деятельность оценщика в качестве физического лица, осуществляющего свою профессиональную деятельность путем вхождения в саморегулируемую организацию оценщиков, а не лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель. Приводятся позиция государственных органов по этому вопросу и существующая практика. Делается заключение о необходимости решения этой проблемы на законодательном уровне.

Ключевые слова: субъект оценочной деятельности, юридический статус оценщика, налогообложение, саморегулируемая организация оценщиков, СРО, экспертиза отчета оценщика.

Who are you, the appraiser? Or a problem specific legal status of appraisers

M.A. Shuklina

The problem of determining the legal status of the evaluator. The analysis of legal documents relating to the work of the appraiser in an individual entrepreneur, and as an individual. The result shows that all the acts regulating the activity appraiser as an individual, has been in business by becoming a self-regulatory organization of appraisers, and not the person registered as an individual entrepreneur. Given the position of government on this issue and the current practice. The conclusion of the need to address this issue at the legislative level.

Key words: subject of valuation, legal status appraiser, tax, self-regulatory organization of appraisers, examination report, the appraiser

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <1> в 2006 году, с конца 2007 года определился новый юридический статус оценщика. Согласно статье 4 этого Закона субъектом оценочной деятельности признается физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность. В частности, указано, что оценщик, являясь субъектом оценочной деятельности, осуществляет профессиональную деятельность по установлению в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Причем оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует установленным статьей 15.1 указанного Закона требованиям.

<1> Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Несмотря на принятые изменения, в настоящее время на территории Российской Федерации оценщики работают в основном как индивидуальные предприниматели либо по найму у юридического лица. Оценщиков, занимающихся частной практикой, единицы. Это и понятно, так как нормативные правовые акты таких исполнительных органов, как Федеральная служба по финансовым рынкам, а также требования открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" <2> (далее - ОАО "АИЖК"), банков указывают в качестве обязательного условия регистрацию оценщика как индивидуального предпринимателя либо представление сведений о его работе у юридических лиц. Иные условия, в частности работа как частного лица, не рассматриваются.

<2> Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) от 15 мая 2008 года.

Надо сказать, что в целом это устраивало и оценщиков: меньшее налогообложение, больше прозрачности в работе с клиентами, иная имущественная ответственность. При этом четкого указания ни в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ни в других нормативных документах на возможность для оценщика осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя нет. Иначе говоря, в нормативных документах по этому вопросу имеется разночтение, что не облегчает выбор оценщика.

Рассмотрим подробнее плюсы и минусы такой позиции.

Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном Законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица <3>.

<3> Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19 июля 2007 года).

Согласно статье 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вести предпринимательскую деятельность самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя может физическое лицо, достигшее по законодательству Российской Федерации полной дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, должно выступать под своим именем (ст. 19 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель может стать работодателем, вступая в трудовые отношения с другими физическими лицами - работниками по найму. При этом индивидуальный предприниматель несет ответственность за свою предпринимательскую деятельность всем своим имуществом, включая имущество, которым он владеет как физическое лицо.

Помимо имущественной ответственности, индивидуальный предприниматель несет и налоговую ответственность <4>. При этом он сам выбирает подходящую систему налогообложения. Это может быть либо общая система налогообложения, либо упрощенная. Различаются они существенно. Так, при общей системе налогообложения предприниматель должен перечислять в бюджет все налоги и взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) в виде фиксированного платежа. Упрощенная система подразумевает замену всех налогов (именно налогов, обязанность по перечислению взносов в ПФР остается) одним. Соответственно, уменьшается и количество отчетности, которую нужно сдавать в налоговую инспекцию. При этом также снижается совокупное налоговое бремя. Так, если при общей системе налогообложения один только налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 13 процентов, то ставка упрощенной системы налогообложения (УСН), заменяющей куда большее количество налогов, составляет 15 процентов. А если налогоплательщик согласен платить налог не с прибыли, а с доходов, то согласно статье 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ставка будет и того ниже - всего 6 процентов. Еще одним несомненным плюсом "упрощенки" является отсутствие механизма амортизации основных средств (далее - также ОС). Стоимость ОС, приобретенных и оплаченных в период применения упрощенной системы налогообложения, включается в расходы равными частями в течение налогового периода (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

<4> См.: письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 03-04-05/3-308.

Какова же система налогообложения при работе оценщика в качестве самостоятельного лица, ведущего частную практику? Разъяснение этого вопроса содержится в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 03-04-06-01/354, в котором указывается, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном существующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности в соответствии со статьей 227 НК РФ. Таким образом, оценщик, занимающийся частной практикой, обязан самостоятельно производить исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 227 НК РФ, что предполагает обложение доходов по ставке 13 процентов.

Для проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В то же время принятые в Федеральный закон "О защите конкуренции" <5> изменения ввели понятие "хозяйствующий субъект", под которым понимается следующее:

<5> Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Получается, что все-таки внесена ясность в статус оценщика (физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность в силу членства в саморегулируемой организации) и ни о каком индивидуальном предпринимателе речь не идет. Это подтверждает и Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости", зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24 ноября 2011 года N 22383. Следует заметить, что это, пожалуй, единственный нормативный правовой акт Министерства экономического развития в области оценки, прошедший регистрацию в Министерстве юстиции. В нем, в частности, четко определены требования к исполнителю работ по оценке при описании его в отчете: "В случае если исполнителем работ является оценщик, осуществляющий оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, сведения о нем указываются в следующем составе:

В случае если исполнителем работ является юридическое лицо, имеющее право на заключение договора на проведение оценки, сведения об исполнителе работ указываются в следующем составе:

Таким образом, круг замкнулся, индивидуальный предприниматель не рассматривается как потенциальный исполнитель, поскольку основное условие работы предпринимателя - это государственная регистрация, которая регламентируется Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и следовательно, если его рассматривать в качестве исполнителя работ по оценке, то следует указать государственный регистрационный номер записи в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон о саморегулируемых организациях <6> (далее - СРО) также разделяет индивидуальных предпринимателей и субъектов профессиональной деятельности, им не предусмотрено объединение в СРО оценщиков - субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности оценщик является субъектом профессиональной деятельности.

<6> Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Позиция Министерства экономического развития Российской Федерации определена в разъяснительном письме <7>, в котором содержится список документов, подтверждающих права физических лиц на осуществление оценочной деятельности. Из этого документа ясно, что нельзя смешивать индивидуальных предпринимателей и субъектов профессиональной деятельности.

<7> Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июля 2011 года N ОГ-Д06-532 "Разъяснение по списку документов".

В таком случае как быть с требованиями ОАО "АИЖК", прописанными в Стандартах процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) <8> (далее - стандарты Агентства), в которых указывается в качестве обязательного условия наличие государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно. И как быть с оценщиками, которые, имея статус предпринимателей, вполне успешно трудятся и, самое главное, входят в саморегулируемые организации оценщиков?

<8> Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) (введены в действие 15 мая 2008 года).

Видимо, пришло время переходить в новый статус, так как Федеральная антимонопольная служба все-таки будет жестко выполнять требования к порядку определения статуса хозяйствующих субъектов согласно внесенным в Закон изменениям, да и работа по кадастровой стоимости сулит большие доходы.

Вопрос в том, как на это будут смотреть саморегулируемые организации оценщиков при проведении экспертизы отчета о кадастровой стоимости.

Будут ли они выдавать положительные экспертизы при явном нарушении законодательства, которое имеет место вот уже на протяжении пяти лет деятельности оценщиков в качестве индивидуальных предпринимателей?

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  4. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19 июля 2007 года).
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
  6. Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
  7. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24 ноября 2011 года N 22383).
  8. Оценочная деятельность в Российской Федерации: Федеральный справочник / Центр стратегического партнерства. М., 2008.
  9. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 26 ноября 2008 года N 03-04-06-01/354.
  10. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 03-04-05/3-308.
  11. Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) (введены в действие 15 мая 2008 года).
  12. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 июля 2011 года N ОГ-Д06-532 "Разъяснение по списку документов".