Мудрый Юрист

Административная ответственность несовершеннолетних иностранцев

Лыков Вадим Александрович, старший помощник Сургутского транспортного прокурора.

Автор статьи делает вывод, что процедура привлечения несовершеннолетних иностранных граждан к административной ответственности требует уточнения.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетний, иностранный гражданин, рассмотрение дела об административном правонарушении.

Administrative responsibility of minor foreigners

V.A. Lykov

Procedure of involvement of minor foreign citizens to administrative responsibility demands specification.

Key words: administrative responsibility, minor, foreign citizen, consideration of case about an administrative offence.

Казалось бы, КоАП России в достаточной степени определяет порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних - согласно ч. 3 ст. 1.3, ч. 1 ст. 23.2 КоАП дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, подведомственны комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Однако некоторые проблемы порой возникают при практическом применении КоАП. Так, в начале 2012 г. в отношении семнадцатилетнего гражданина Б. по ч. 1 ст. 16.3 КоАП должностным лицом Сургутского таможенного поста Ханты-Мансийской таможни вынесено постановление о назначении административного штрафа без составления протокола. Сургутской транспортной прокуратурой на постановление должностного лица Сургутского таможенного поста в вышестоящий таможенный орган принесен протест, который удовлетворен, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку гражданин Б. был привлечен к административной ответственности неуполномоченным на то лицом.

Рассмотренную ситуацию осложняет тот факт, что семнадцатилетний Б. является гражданином Республики Таджикистан, который прилетел в г. Сургут (Российская Федерация) из г. Худжанд (Республика Таджикистан) без сопровождения законных представителей, а местом его жительства на момент совершения правонарушения являлся один из населенных пунктов Таджикистана.

Вот и возникла тупиковая ситуация, при которой согласно ч. 3 ст. 1.3, ч. 1 ст. 23.2, ч. 3 ст. 29.5, ч. ч. 1, 5 ст. 25.3 КоАП дело подлежало рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего с участием его законных представителей. Однако по факту в отношении Б. нельзя было соблюсти ни одного из указанных требований КоАП. Применение ст. 29.1.6 КоАП также невозможно, поскольку Б. находился на территории Российской Федерации.

Пожалуй, для законного разрешения такой ситуации необходимо внести изменения в КоАП, предусмотрев возможность производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних иностранных граждан в отсутствие законных представителей, если участие последних невозможно, а также возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссией по делам несовершеннолетних по месту совершения административного правонарушения либо месту пребывания таких лиц, если их место жительства находится за пределами территории Российской Федерации либо если от несовершеннолетнего (его законных представителей) поступило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его совершения либо месту пребывания несовершеннолетнего.

Еще одной проблемой привлечения несовершеннолетних иностранцев к административной ответственности является определение возраста их совершеннолетия, т.е. с какого возраста для целей КоАП иностранный гражданин становится совершеннолетним. Так, по российскому законодательству совершеннолетними признаются лица, которым исполнилось 18 лет, в некоторых государствах совершеннолетие наступает до 18 лет, в других - после.

В некоторых нормах КоАП употребляется понятие "несовершеннолетний", в иных случаях говорится о лицах в возрасте до 18 лет. Складывается ощущение, что законодатель не придал значение формулировкам, однако такая путаница может привести к неразрешимым проблемам.

Вероятно, что согласно смыслу ч. 2 ст. 2.3 КоАП законодатель под несовершеннолетними понимает лиц, не достигших 18 лет. Тем не менее для использования единой терминологии во всем КоАП и однообразной практики привлечения виновных лиц к административной ответственности в КоАП следует по всему тексту заменить термин "несовершеннолетний" на "лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста" либо указать, что под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее 18 лет, как это сделано в ст. 1.3 КоАП Республики Беларусь, где законодатель предусмотрел, что несовершеннолетним является физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста 18 лет, и ст. 72 КоАП Республики Казахстан, согласно которой несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения административного правонарушения исполнилось 16, но не исполнилось 18 лет, либо, как это закреплено в ст. 87 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Кроме того, в КоАП следует предусмотреть, что если правонарушение совершено лицом в возрасте до 18 лет, а на момент рассмотрения дела лицу исполнилось 18 лет, дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних.

Представляется, что внесение таких изменений в КоАП существенно упростило бы работу правоприменителям и не ставило бы перед ними неразрешимых вопросов.