Мудрый Юрист

Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования

Гусева Т.С., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.

Статья посвящена исследованию законодательства о пособиях по беременности и родам. Автор проводит сравнительный анализ соответствия российского законодательства о пособиях по беременности и родам положениям международного права социального обеспечения, предлагает пути совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом опыта зарубежных государств.

Ключевые слова: трудовое право, социальное обеспечение, пособие по беременности и родам.

The article deals with the legislation on maternity leave. The author conducts a comparative analysis of compliance with Russian legislation on maternity leave provisions of international social security law, suggests ways of improving the legislation of the Russian Federation based on the experience of foreign countries.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственная забота о семье и ее членах находит выражение в трудовом, семейном, жилищном законодательстве и в законодательстве о социальном обеспечении. Важным видом социального обеспечения матерей является пособие по беременности и родам, которое позволяет сохранить здоровье женщины в дородовый и послеродовый периоды и обеспечить материнский уход за новорожденным ребенком.

Международное право социального обеспечения содержит правовые нормы, регулирующие условия и порядок предоставления пособий по беременности и родам, в следующих актах: Конвенция Международной организации труда (далее - МОТ) N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (раздел VIII. Пособия по беременности и родам) (принята 28 июня 1952 г., не ратифицирована Россией), Конвенция МОТ N 103 "Об охране материнства" (принята 28 июня 1952 г., пересмотрена 15 июня 2000 г.; ратифицирована СССР в 1956 г. <1>), Конвенция МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (принята 23 июля 1981 г.).

<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 г. // Ведомости СССР. 1956. N 14. Ст. 301.

Пособие по беременности и родам призвано возместить временную утрату заработка и выплачивается занятым женщинам, находящимся в отпуске в связи с материнством. Российское законодательство наделяет правом на пособие по беременности и родам не только работающих женщин, подлежащих социальному страхованию, но и:

Согласно Конвенции Международной организации труда N 103 "Относительно охраны материнства" (1952 г.), ратифицированной Российской Федерацией, отпуск по материнству должен составлять не менее 12 недель. В России отпуск по беременности и родам составляет 140 дней (то есть 20 недель), а при многоплодной беременности, рождении двух и более детей, осложненных родах увеличивается.

В последние годы законодательство зарубежных государств усиливает социальную защиту семей с детьми. В 2000 году в Канаде отпуск по беременности и родам был увеличен с 10 до 35 недель, сейчас его можно предоставлять каждому родителю <2>. В 2002 году в Дании продолжительность оплачиваемого отпуска при рождении ребенка была увеличена с 32 до 52 недель. С апреля 2010 г. в Великобритании увеличилась продолжительность выплаты пособия по беременности и родам с 39 до 52 недель <3>. В Скандинавских странах отмечается тенденция вовлечения отцов в процесс ухода за детьми. По данным статистики, в последние годы в этих государствах возрастает число отцов, использующих свой отпуск по уходу за ребенком. Так, в Дании 10% отцов берут часть отпуска по уходу за ребенком, в Швеции - 36%, в Норвегии - 80% <4>. Это обусловлено положениями законодательства, устанавливающими, что часть послеродового отпуска (2 месяца - в Швеции, 4 недели - в Норвегии, 2 недели - в Дании) и соответствующее пособие могут получить только отцы <5>. Однако некоторые российские исследователи критически относятся к предоставлению отцу ребенка права использования части послеродового отпуска вместо матери, полагая, что это может негативно отразиться как на здоровье ребенка, так и на здоровье самой женщины <6>.

<2> Service Canada Employment Insurance (EI) and maternity, parental and sickness benefits // http://142.236.154.112/eng/ei/types/special.shtml#How.
<3> Paternity leave and pay: UK Directgov // http:// www.direct.gov.uk/ en/ Parents/ Moneyandworkentitlements/ WorkAndFamilies/ Paternityrightsintheworkplace/ DG_10029398.
<4> Вишневская Н.Т. Демографическая политика в развитых странах: социально-экономические проблемы рождаемости // Труд за рубежом. 2007. N 1. С. 16.
<5> Examples of leave provisions for fathers // http:// www.ilo.org/ public/ english/ protection/ condtrav/ family/ reconcilwf/ specialleave.
<6> Корсаненкова Ю.В. Проблемы гендерного равенства в социально-обеспечительных отношениях в связи с предоставлением детских пособий // Социальное и пенсионное право. 2010. N 2.

Согласно международным нормам размер денежного пособия должен полностью обеспечить жизнь женщины и ее ребенка в хороших с точки зрения гигиены условиях и удовлетворительный уровень жизни, а сумма пособия из средств обязательного социального страхования должна быть не менее двух третей предшествующего заработка женщины. По российскому законодательству пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка женщины, при этом установлено ограничение размера пособия максимальным пределом в 34583 рубля в месяц. Правовая норма, устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц, уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ <7>. Тогда Суд признал указанную норму права не соответствующей Конституции РФ как несоразмерно ограничивающую размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает установленную в ней предельную сумму. Суд аргументировал свою позицию недопустимостью существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями в Фонд социального страхования РФ и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств.

<7> Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А. Ваныкиной.

С принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" <8> максимальный размер пособия по беременности и родам стал пропорционален базе для начисления страховых взносов, которая составляет 415 тысяч рублей нарастающим итогом с начала года. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тысяч рублей, страховые взносы не взимаются. Вроде бы справедливость восстановлена, но опять ограничиваются права женщин, чей средний заработок выше предельного размера пособия по беременности и родам. По данным Московской федерации профсоюзов, средняя начисленная заработная плата за июнь 2010 года составила 49504 рубля, а по отдельным видам экономической деятельности значительно превышала средний показатель и достигала 92145 рублей (производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов), 85177 рублей (финансовая деятельность) <9>. Эти данные подтверждают необходимость поиска оптимального решения проблемы. Законодатель с 1 января 2011 г. предусмотрел индексацию предельной величины базы для начисления страховых взносов в соответствии с ростом заработной платы в Российской Федерации, но это решение лишь незначительно увеличит сумму пособия, сохранив покупательную способность социальной выплаты по беременности и родам. На наш взгляд, следует увеличить базу для начисления страховых взносов из расчета величины средней заработной платы - 50 тысяч рублей в месяц, т.е. до 600 тысяч рублей с последующей индексацией.

<8> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738; N 48. Ст. 5726; 2010. N 19. Ст. 2293.
<9> Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности. Данные с сайта Московской федерации профсоюзов // http://www.mtuf.ru/podr/econom/start/zarecon.

В законодательстве ряда европейских государств можно проследить тенденцию увеличения размера пособия по беременности и родам при сокращении продолжительности соответствующего отпуска. Например, в Чехии отпуск может предоставляться до достижения ребенком возраста 2/3/4 лет, при этом размер пособия составляет приблизительно 633/422/211 долл. США в месяц, соответственно. В Норвегии при продолжительности отпуска 56 недель (13 месяцев) размер пособия составит 80% ранее получаемого дохода, а при продолжительности 46 недель (10,5 месяцев) - 100%. В Португалии, если предоставляется отпуск на 120 дней, размер выплаты составит 100%, если отпуск будет предоставлен на 150 дней - 80%. В Австрии по выбору матери продолжительность отпуска может варьироваться от одного года (в размере прежнего дохода) до 3 лет (размер пособия - 436 долл. США в месяц). Подобный опыт законодательного регулирования может быть полезен и для России, поскольку позволяет выбрать оптимальный сценарий поведения для каждой семьи с детьми без дополнительных расходов из государственного бюджета и Фонда социального страхования РФ.

Таким образом, для того, чтобы пособие по беременности и родам выполняло свое целевое предназначение, необходимо скорректировать законодательство с учетом требований международных стандартов и передового опыта правового регулирования зарубежных государств.