Мудрый Юрист

Меньше административных барьеров!

Дмитрий Ивлиев, помощник заместителя председателя Госдумы РФ.

В Госдуму РФ 15 июня внесен проект ФЗ о внесении изменений в Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В настоящее время он готовится к первому чтению. Ряд изменений, предлагаемых в Закон, направлен на ликвидацию избыточных функций федеральных органов исполнительной власти, повышение эффективности государственного антимонопольного контроля и антимонопольного регулирования в целом.

Конкурсное участие

В качестве новелл законопроекта можно выделить появление антимонопольных требований к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. Так, при проведении конкурса не допускается: создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников; участие организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц; осуществление организатором координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников; необоснованное ограничение доступа к участию. Нарушение данных правил является основанием для признания судом конкурса недействительным.

Недобросовестная конкуренция

К формам недобросовестной конкуренции добавилась недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

В соответствии с изменениями, решение антимонопольного органа, касающееся нарушения положений Закона в части индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков для решения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в порядке, установленном законодательством о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.

Расширение полномочий

В связи с изменениями довольно существенно расширились полномочия антимонопольного органа. Теперь антимонопольный орган также вправе:

Стоимость активов

Также поправками предусматривается увеличение установленной ст. 17 и ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" величины пороговых значений стоимости активов:

В результате принятия данных поправок существенно повысилось пороговое значение стоимости активов хозяйствующих субъектов, для сделок и действий которых необходимо получение предварительного согласия антимонопольного органа. Таким образом, в отношении подавляющей части хозяйствующих субъектов прекратилось осуществление предварительного антимонопольного контроля.

Контроль соглашений

Также в связи с изменениями усиливается государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.

В соответствии с Законом хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

При представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, либо уполномоченным из их числа в антимонопольный орган также предоставляется информация в соответствии с перечнем информации, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

Основанием для отказа в принятии решения о соответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства является недостоверность предоставленной хозяйствующими субъектами информации, имеющей значение для принятия решения.

Непредставление указанной информации является основанием для отказа в принятии решения по заявлению.

В случае необходимости срок рассмотрения заявления может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней. Антимонопольный орган сообщает заявителю в письменной форме о продлении срока рассмотрения заявления с указанием причин продления.

Решение антимонопольного органа о соответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто или согласованные действия не осуществлены в течение двух лет со дня принятия указанного решения.

Антимонопольный орган вправе отменить решение о соответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства в случае, если после принятия решения было установлено, что при рассмотрении заявления сторонами была предоставлена недостоверная информация, имеющая значение для принятия решения.

Ответственность

В случае нарушения антимонопольного законодательства федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с действующим законодательством.

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Привлечение к ответственности лиц не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) или совершить предусмотренные законодательством действия.

Предписания и решения

Новации коснулись принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом.

Так, основанием для возбуждения и рассмотрения дел, принятия решений и выдачи предписаний антимонопольным органом наряду с представлениями органов, заявлениями организаций теперь являются и заявления физических лиц, а также инициатива антимонопольного органа.

Решения и предписания, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, при наличии возможности должны быть ориентированы на конкурсные принципы и могут содержать требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к информации, позволяющей обеспечить сопоставление ими условий обращения товара и (или) доступа на рынок, и (или) о публикации указанной информации в средствах массовой информации, а также экономические, технические и иные требования.

Обжалование решений

Конкретизации подверглись и нормы, определяющие порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.

Подача заявления приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, о принудительном разделении коммерческой или некоммерческой организации либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций, об изменении условий или о расторжении договоров и иных сделок, о заключении договоров с хозяйствующими субъектами на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в законную силу.

В остальных случаях подача заявления не приостанавливает исполнение решения и предписания антимонопольного органа. Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания.